Файл: Опыт промышленной политики в разных странах (Характеристика промышленной политики ведущих экономик мира).pdf
Добавлен: 27.06.2023
Просмотров: 169
Скачиваний: 6
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОМЫШЛЕННОЙ ПОЛИТИКИ
1.1 Понятие и роль промышленной политики
1.2 Цели, принципы и задачи промышленной политики
1.3 Типы и виды промышленной политики
Глава 2. ОПЫТ ВЕДЕНИЯ ПРОМЫШЛЕННОЙ ПОЛИТИКИ В РАЗНЫХ СТРАНАХ МИРА
2.1 Характеристика промышленной политики ведущих экономик мира
2.1.3 Япония и Восточноазиатские страны.
2.2 Сравнительная характеристика промышленного сектора разных стран мира с 1990 по 2015 гг.
ГЛАВА 3. ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ И СТАНОВЛЕНИЯ ПРОМЫШЛЕННОЙ ПОЛИТИКИ
3.2 Перспективы модификации промышленной политики Российской Федерации
В-третьих, это собственно государственная отраслевая структурная политика, которая в течение последних десятилетий концентрируется на следующих направлениях:
- реализация крупномасштабных научно-технических проектов фундаментального характера (атомная энергетика, гражданская авиация, современный железнодорожный транспорт и пр.);
- поддержка малых и средних предприятий, в том числе в области политики содействия конкуренции.
Главной целью промышленной политики является создание необходимых рамочных условий для поддержания и усиления международных конкурентных позиций предприятий промышленности.[62]
В последние годы Германия делает упор на следующих направлениях господдержки инновационного развития: улучшение условий для инновационной деятельности; совершенствование системы образования и научных исследований; финансовая поддержка инновационной активности компаний (в форме предоставления грантов, дотаций на выполнение компаниями научных исследований, кредитов или рискового капитала).[63]
Начиная с 2002 г. относительное положение промышленности Франции по сравнению с главными мировыми конкурентами ещё более ухудшилось.
В этих условиях, экономисты акцентируют свое внимание на двух важных характеристиках промышленности Франции, которые, по общему мнению, и являются главными причинами недостаточной конкурентоспособности французской промышленности. Во-первых, отсутствие реальной секторной специализации. Промышленность Франции в значительной степени состоит из промежуточных товаров (biens intermédiaires) – стекло, пластмасса, текстиль, химия, электрические и электронные компоненты, металлургия. Т.е. промышленная продукция Франции не является ни «high-tech», ни «low-tech», но по технологическому наполнению характеризуется как средне-технологическая и таким образом подвержена сильному конкурентному давлению и со стороны стран с низкими трудовыми издержками, как Китай и Индия, и со стороны стран с высоким потенциалом технологической инновации как Япония и США.
Другая важная характеристика – количество и размер средних и малых предприятий во Франции. Малые предприятия (от 10 до 250 работников) составляют 90 % всех предприятий во Франции, но только 17 % из них создают продукцию на экспорт.[64]
За эти годы было предпринято несколько попыток реанимирования промышленности. В 2013 г. объявлено о вступлении в силу новой стратегии «Новая промышленная Франция». Этот документ включает 34 плана реконструкции промышленности на основе новейших достижений науки и техники. Планы закладывают основу промышленной политики на предстоящие 10 лет, а их основная цель – вернуть Францию в ряды передовых индустриальных стран. Основные черты: объединение усилий государства и частного промышленного сектора при определении тех секторов деятельности, где Франция может стать лидером; активное участие бизнеса в разработке и реализации заявленных планов. Большая часть проектов (около 80%) были выбраны на основе предложений промышленников и будут управляться крупными предпринимателями. Делается ставка на такие рычаги стимулирования бизнеса, как государственный заказ, регулирование различных норм и стандартов, предоставление налогового кредита в том случае, если компания активно проводит исследования. В этих условиях ключевую роль в реализации планов, по замыслу правительства, должны сыграть частные инвестиции.[65]
Еще один яркий пример представителей стран ЕС – Великобритания. Структура и состояние экономики Великобритании наряду с тенденциями в мировой экономике и прогнозами глобального социально-демографического развития определяют стратегию промышленной политики страны.
Доли различных секторов экономики в ВВП Британии неравномерны: доля сферы услуг превышает 75 %, а доля промышленности составляет лишь 13 %, остальное приходится на строительство, сельское хозяйство (примерно 1 %) и др. В Британии действуют жёсткие правила конкуренции, гарантирующие динамичность рынка.
Страна занимает 6 место в мире по объёму выпуска промышленной продукции, половину отправляя на экспорт, будучи при этом одним из ведущих экспортёров продукции высоких технологий.[66]
В 2012 г. обнародована долгосрочная промышленная стратегия (с «говорящим» названием: «Промышленная стратегия. Партнерство государства и промышленности»). Новая комбинированная («матричная») промышленная политика коалиционного правительства впервые представляет собой сочетание секторальных мер, поддержку развития ключевых технологий и мероприятий «горизонтального» характера. Приоритетные промышленные сектора – «локомотивы» британского промышленного роста и конкурентоспособности на мировых рынках, включают три типа отраслей:
1.Прогрессивные отрасли, создающие продукт с наиболее высокой ДС: автомобильная и авиакосмическая, медико-биологический и агротехнический сектора.
2.Сектора, обеспечивающие, в том числе, новые возможности среды обитания: ветровая, нефтегазовая, атомная энергетика и строительство.
3.«Когнитивные» услуги: международное образование, информационная экономика, профессиональные и бизнес-услуги.
Основные черты промышленной политики – партнерство с частным сектором в формировании секторальных стратегий с учетом отраслевой специфики и разработки «национальных» компетенций; значительное увеличение масштабов государственного финансирования приоритетных направлений, в т.ч. через систему государственного заказа для создания новых возможностей для компаний и эффективного функционирования производственных цепочек; создание инновационных центров на базе университетов, способствующих коммерциализации результатов ИР, повышение профессионального уровня кадров в ключевых секторах.[67]
Постоянный рост британской промышленности достигается за счет инвестиций в новые технологии, прогрессивные технологические процессы, повышение квалификации труда, таким образом, обеспечивается конкурентоспособность.[68]
Переходя к Швеции, можно отметить, что промышленная политика этой страны является многослойной. В ней можно выделить несколько направлений: бюджетную, налоговую, инвестиционную, инновационную, региональную и другие направления политики. В Швеции осуществляются разные мероприятия, рассчитанные на обеспечение интересов крупных компаний (в этом отношении главным является участие в ЕС и внешнеэкономическая либерализация) и поддержку малых и средних предприятий (здесь главным является законодательное, информационное и консультационное содействие, помощь в передаче технологий, политика против всевластия монополий).
Что касается инновационной политики, то её проведение соответствует интересам всех шведских предприятий. Воздействие шведского государства на развитие промышленности не сводится к методам промышленной политики, многое определяется политикой, рассчитанной на всё хозяйство страны (например, политика инновационная или региональная).
Характерной её особенностью промышленной политики Швеции является переплетение с инновационной, экологической и региональной политикой. Принципиально важная особенность заключается также в том, что она тесно связана с социальной составляющей. Например, в стране достигнут консенсус относительно социальной ориентации развития, и бизнес разделяет с государством ответственность за финансирование социальных расходов.
В промышленной политике произошло смещение центра тяжести с прямых методов на косвенные инструменты, а со структурной политики – на интеграционную и инновационную компоненты.[69] На текущий момент шведское государство продолжает оставаться крупнейшим нанимателем рабочей силы и крупнейшим владельцем ценных бумаг. Оно сохраняет контроль за рядом крупнейших в стране компаний (всего – 54 компании).[70]
Швеция похожа на Россию тем, что она имеет богатую природно-ресурсную базу (лес, железная руда, морские ресурсы и т.д.), однако, она отличается тем, что она смогла осуществить переход на интенсивный тип развития. Это позволяет ей занимать выгодное положение в системе международного разделения труда, специализируясь на экспорте продуктов с высокой долей стоимости, добавленной обработкой, в т. ч. наукоёмких..[71]
2.1.3 Япония и Восточноазиатские страны.
Система индустриальной политики Японии разработана в поствоенные годы, когда началась масштабная реконструкция экономики, а ее активная реализация началась в 50-х – 60-х годах. Основной целью политики было перемещение ресурсов в специфические отрасли, способные обеспечить Японии международное конкурентное преимущество в будущем, без учета существовавшей на тот момент структуры внешней торговли.
Отраслевая структура экономики Японии формировалась в условиях практически полного отсутствия сырьевой базы.
Исторически, выделяется три основных направления японского индустриального развития:
1. развитие высококонкурентного обрабатывающего сектора;
2. преднамеренная реструктуризация промышленности к отраслям более высоких переделов и с наибольшим уровнем продуктивности (наукоемкие отрасли);
3. агрессивные внутренняя и внешние бизнес-стратегии.
Кроме того, до начала 70-х годов в Японии наблюдается сдерживание обменного курса валюты и процентной ставки ниже равновесного уровня.
В 1935 году японский ученый Канаме Акамацу на примере текстильной промышленности Японии сформулировал обобщенную теорию экономического развития.[72] Модель «стаи летящих гусей» Акамацу применил для объяснения индустриализации менее развитых стран за счет постепенного превращения импортных статей в экспортные. Он пояснял, что в условиях международной торговли индустриализация менее развитых стран проходит по такому же принципу - постепенно от сырьевых товаров к более технологичным за счет технологического наверстывания на базе роста доли импорта капиталоемких товаров. Эту же модель он применяет для объяснения догоняющего развития стран: менее развитые страны идут по пути индустриализации за странами со сложившимися высокотехнологичными отраслями в порядке стаи летящих гусей, где «ведущим гусем» является развитая страна.
Механизм государственного влияния на экономику в Японии, как правило, включает в себя протекционистские меры по ограничению импорта и поддержке экспортеров, субсидии, регулирование рынка труда, освобождение от антимонопольных законодательных актов, налоговые льготы, а также поддержка в расширении использования новых технологий.
Несмотря на сохранение важной роли индустриальной политики в Японии, в 1970-1980-х годах наблюдается ограничение вмешательства государства в экономику. В течение этого периода либерализованы торговля и прямые иностранные инвестиции, снижены тарифные и нетарифные торговые барьеры, наблюдается более тесная интеграция с развитыми странами в результате роста международной торговли и присутствия международных корпораций.
К концу 80-х годов на ведущую роль в экономике Японии выходят наукоемкие и высокотехнологичные отрасли. Государственная поддержка была смещена в сторону продвижения таких сфер как дизайн, реклама и управленческий консалтинг. В этот период Япония становится одной из ведущих держав в области высоких технологий.
Рисунок 4 - Рост ВВП азиатских стран в 1960 – 2013 гг., в % к 1960 г.[73]
Успех Японии объясняется многими причинами: она имела самый высокий в мире уровень сбережений, эффективную систему образования, хорошие отношения между трудом и капиталом, систему жизненных ценностей, позволяющую направить весь талант и человеческую энергию на управление корпорациями. Возможно, промышленная политика сыграла скромную роль или даже была помехой на пути экономического развития. Отрасли, добившиеся наибольшего успеха, не относились к числу приоритетных.
Исторический обзор позволяет понять реалии промышленной политики Японии. Её часто считают обществом, построенным чуть ли не на военных принципах в целях достижения экономических целей. Эта точка зрения преувеличивала роль правительства даже в период его наибольшего влияния и продолжают преувеличивать в настоящее время.[74]
Южная Корея во второй половине XX века стала олицетворением динамично развивающейся азиатской страны. Страна, практически не владеющая природными ресурсами, на протяжении нескольких десятилетий прошла путь от бедной страны третьего мира до экономически развитого государства.
Развитию южно-корейской экономики способствовала индустриализация хозяйства, состоящая из несколько этапов. Первый этап - 1953—1961 гг., второй — с 1961 г. до середины 70-х годов и третий — с конца 70-х до 90-х годов.
На первом этапе (во второй половине 1950-х годов) до радикальных преобразований в стране были проведены важные подготовительные меры. В первую очередь, это аграрная реформа, в рамках которой земля была передана в частную собственность. Во-вторых, это ликвидация неграмотности.
В этот период экономическое развитие основывалось на подъеме местной промышленности и снижении импорта товаров, которые могли производиться в стране. В рамках импортозамещающей политики, доминировавшей в этот период, предусматривалось форсированное развитие ключевых отраслей, которые вызывали рост в сопряженных отраслях, а также применялись протекционистские меры.