Файл: Опыт промышленной политики в разных странах (Характеристика промышленной политики ведущих экономик мира).pdf
Добавлен: 27.06.2023
Просмотров: 188
Скачиваний: 6
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОМЫШЛЕННОЙ ПОЛИТИКИ
1.1 Понятие и роль промышленной политики
1.2 Цели, принципы и задачи промышленной политики
1.3 Типы и виды промышленной политики
Глава 2. ОПЫТ ВЕДЕНИЯ ПРОМЫШЛЕННОЙ ПОЛИТИКИ В РАЗНЫХ СТРАНАХ МИРА
2.1 Характеристика промышленной политики ведущих экономик мира
2.1.3 Япония и Восточноазиатские страны.
2.2 Сравнительная характеристика промышленного сектора разных стран мира с 1990 по 2015 гг.
ГЛАВА 3. ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ И СТАНОВЛЕНИЯ ПРОМЫШЛЕННОЙ ПОЛИТИКИ
3.2 Перспективы модификации промышленной политики Российской Федерации
На втором этапе, на протяжении 1960-х годов, Южная Корея стала активно применять политику индустриализации, начав с легкой промышленности.[75]
Главная черта данного этапа индустриализации - это переход от импортозамещающей к экспортоориентированной модели развития экономики, что во многом было связано с недостатком валютных средств и все еще низкой покупательной способностью населения.
Ключевыми отраслями стали текстильная и обувная промышленности. Также развивались деревообрабатывающая и пищевая промышленности. Ориентация на эти трудоемкие производства также давала возможность обеспечить занятость для дешевой рабочей силы. Протекционизм на внутреннем рынке сохранялся.
На третьем этапе, охватившим 1970-1990-е годы, Южная Корея перешла к следующей стадии индустриализации, в рамках которой развивалась тяжелая промышленность (металлургическая, машиностроительная, химическая). Важным явлением стало создание крупной отрасли черной металлургии, позволившей значительно увеличить производство чугуна, стали и проката. С самого начала отрасль была ориентирована на наиболее прогрессивные технологии (электросталеплавильные печи, кислородные конверторы). По размерам выплавки стали страна вышла на второе место в Азии после Японии. Производство цветных металлов также возросло.
В дальнейшем Корея взяла курс на развитие высокотехнологичных и наукоемких отраслей. Создавались производственные и технологические парки, разрабатывались новейшие технологии, при этом поощрялся импорт передовых иностранных технологий. Наиболее ярким примером развития высокотехнологических отраслей промышленности является электронная промышленность.
К началу 1990-х годов Республика Корея вышла на шестое место в мире по общему объему производства и экспорта электронной продукции. Доля электроники и электротехники увеличилась до 25% экспорта.[76]
После окончания второй мировой войны, правительство Тайваня реализует экономические реформы с целью достижения долгосрочного роста экономики, делая акцент на образовании. Выпускается новая валюта, осуществляется земельная реформа. Путь индустриализации начинается с внедрения политики замещения импорта, сталкиваясь с ограниченным размером внутреннего рынка применяется экспортно-ориентированная стратегия. Тайвань создает для себя возможности в период индустриализации, основываясь на тех ресурсах, которыми страна была богата.
Первоначальным преимуществом является низкая стоимость факторов производства, что и используется в период реализации стратегии экспортной направленности. Когда же отраслям экономики стала угрожать конкуренция со стороны соседних азиатских стран, у которых была более низкая стоимость производства, правительство Тайваня осуществило сдвиг к производству более капиталоемких и технологичных товаров. Политика импортозамещения осуществлялась с помощью защиты вновь создаваемых отраслей, путем выдачи низкопроцентных кредитов, технической поддержки, субсидий.
Затем постепенно в стране была либерализована торговля, но, по-прежнему, оказывалась неценовая помощь экспортным фирмам путем проведения исследований и развития науки для укрепления способности экспортных компаний конкурировать на внешних рынках. Крупные инвестиции в создание капиталоемких отраслей помогли изменить структуру экспорта в пользу капиталоемких и технологичных товаров.[77]
Для развития правительство осуществляло крупные инвестиции в высокотехнологичные отрасли для повышения эффективности от роста масштабов производства. Привлекались частные инвестиции путем создания благоприятных условий. Государство также осуществляло инвестиции через государственные компании, создание институтов, координирующих государственные и частные компании. Большинство инвестиций были направлены в те области, где наблюдалась необходимость в новом оборудовании или в современных технологиях, где не доставало собственного капитала предпринимателям для инвестиций. Правительство способствовало вовлечению частных фирм в отрасли, где требуются знания и новые технологии. Для технологического развития правительство Тайваня создало государственные научно-исследовательские институты и научные парки. Эти институты не только реализовывали совместные научно-исследовательские проекты, но и были вовлечены в производственный процесс.
С конца 1980-х годов, акцент был сделан на высокотехнологичные отрасли и передачу технологий малому и среднему бизнесу. Компаниям, осуществляющим научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, был обеспечен широкий спектр стимулов, таких как предоставление капитала, технической поддержки, займы под низкие проценты, налоговые льготы и вычеты.
2000-х Тайвань вступил в ВТО, экономическая среда стала более либеральной, построение планов по превращению Тайваня в Зеленую Силиконовую долину. Продолжение реализации глобального плана развития логистики, экономическое развитие, основанное на знаниях, акцент – в сторону наукоемких инноваций. Последние несколько лет наблюдается ярко выраженный тренд в сторону образования многосторонних и двусторонних соглашений о свободной торговле (ССТ) и всеобъемлющих соглашений об экономическом партнерстве (СТЭП) в регионе Азии.
История индустриального развития и экономического роста Сингапура - это история успеха. ВВП на душу населения один из самых высоких в мире, в 2013 году составил 55 182 тысячи долларов США, повысившись в более чем 100 раз с 1960 года.[78]
Ключом к успеху стала удачная реализация индустриальной политики, в основе которой лежали непрерывное развитие и модернизация промышленности. Не обладая полезными ископаемыми и развитым сельским хозяйством, правительство сделало акцент на развитии производства высокотехнологичных продуктов и преобразовании страны в портовый промышленный город, развитии науки и проведении исследовании.
Ключевым элементом индустриальной стратегии Сингапура является сильное вмешательство государства, изначальный курс на индустриализацию и все большее реструктурирование экономики и поощрение определенных видов деятельности; опора на свободную торговлю и внешние прямые иностранные инвестиции; инвестиции в материальную инфраструктуру и человеческий капитал с целью снижения ограничений в области логистики; стабильная макроэкономическая среда и производственные отношения; либеральное использование налоговых стимулов для снижения налоговой нагрузки на бизнес.[79]
2.1.4 Китай.
В экономической политике Китая четко прослеживаются два этапа развития. На первом этапе – создание льготных условий, направленных на привлечение инвестиций в экспортоориентированные отрасли, т.е. фактически реализация политики экспортоориентированной модели, на втором, современном этапе – селективная поддержка высокотехнологичных и приоритетных для экономики Китая отраслей.[80]
Наиболее важными, заложившими основы для будущих успехов, были первые этапы экономических реформ. Именно тогда формировались контуры промышленной политики. Изначально, уже на первых этапах проведения реформ, при привлечении иностранных инвестиций выдвигались определенные условия. Инвестиции должны благоприятствовать развитию народного хозяйства Китая и удовлетворять следующим условиям: необходимо, чтобы применялись передовые технологии, соответствующие международному уровню, и экспортировалась вся или большая часть производимой продукции.[81]
Несмотря на общую ориентацию на интенсивное привлечение иностранных инвестиций в экономику, далеко не все отрасли экономики Китая открыты для иностранных инвестиций. По сути, существует четкое разграничение отраслей на поощряемые, ограничиваемые и запрещенные для иностранных инвестиций. Схожая градация существует и для выделения приоритетных для инвестирования территорий Китая.
В последние годы в Китае проводилась политика по созданию равных условий предпринимательства для отечественных и иностранных компаний, точнее были отменены многие налоговые льготы, ранее действовавшие для иностранных инвесторов, введена единая налоговая ставка для китайских и иностранных предприятий. Однако налоговые льготы были отменены далеко не все.
Таким образом, при реализации современной налоговой политики Китая явно прослеживается нацеленность на реализацию промышленной политики, направленной на поощрение развития приоритетных, в особенности высокотехнологичных отраслей, развитие разнообразных инфраструктурных проектов, сглаживание территориальных диспропорций. С одной стороны, Китай активно организует диалог с инвесторами, стремится, во всяком случае в декларациях, соблюдать права интеллектуальной собственности, вносит изменения в законодательство в связи с вступление страны в ВТО.
С другой стороны, четко просматривается тенденция к жесткому соблюдению национальных приоритетов и селективной поддержке избранных отраслей и видов деятельности.
Подобная избирательная политика позволила получить достаточно ощутимый результат. По объемам экспорта Китай занимает третье место в мире. По объемам экспорта более чем 770-ти товарных позиций – перовое место. В перспективе Китай сможет стать крупнейшим экспортером планеты на фоне постоянного расширения объемов внутреннего рынка.[82]
2.1.5 Турция.
Турция также относится к станам с быстрорастущей экономикой и отличается сильной ролью государства в выработке промышленной политики. В промышленном развитии Турции можно выделить несколько этапов.
Первый этап – после распада Османской Империи. До образования Республики Турция экспортировала сырье и импортировала готовые изделия. Длительный период войн в начале ХХ века нанес ее небольшой примитивной промышленности, располагавшейся большей частью в районах Измира и Стамбула, огромный ущерб.
После кемалистской революции в 1920-е годы роль главного субъекта экономического развития первоначально была отведена национальному частному капиталу. Однако отсутствие опыта, капитала и прочих условий не могло обеспечить решение проблем догоняющего развития – в том числе связанных с созданием современной промышленности. В условиях мирового экономического кризиса гг. в Турции было усилено государственное регулирование экономики, а в начале 1930-х годов власти активно приступили к прямому участию в хозяйственном развитии, строя заводы, шахты и электростанции. Эта политика, известная как этатизм, осуществлялось специально созданными государственными структурами, наиболее важными из которых были отраслевые банки.[83]
В 1960-х годах Турция стремилась ускорить экономический рост и индустриализацию, взяв за основу политику импортозамещения. В годы первых пятилеток была поставлена задача создания крупных комбинатов с полным производственным циклом, начиная с переработки сырья и кончая выпуском готовой продукции.[84]
В конце 1970-х годов республика оказалась в состоянии глубокого экономического кризиса, который выявил слабости закрытой этатистской модели и ориентации промышленной политики на импортозамещение. Стабилизационная программа, разработанная на основе предложений турецкого частного бизнеса при активном участии экспертов МВФ, помимо принятия набора антикризисных мер предусматривала принципиальные изменения в экономической политике и стратегии Турции. Речь шла о переводе экономики на принципы свободного рынка и ее интегрировании в мирохозяйственные структуры. Республика приняла открытую экспортоориентированную модель.
Это положило начало новому этапу в развитии турецкой промышленности - передаче ведущей роли частному сектору. Государство же сконцентрировало свои усилия на укреплении инфраструктуры – энергетики, строительстве и реконструкции шоссейных и железных дорог и других объектов. Одновременно оно оставило за собой отдельные важные регулирующие функции: индикативное планирование, поддержку приоритетных отраслей производств и регионов внедрения передовых технологий и т. д.[85]
В 1970 гг. государство стало широко применять для расширения национального экспорта промышленных товаров возврат налогов. Чтобы закрыть дефицит во внешней торговле с помощью увеличения экспорта промышленных товаров, в 1970 г. Турция девальвировала турецкую лиру на 66 % и курс лиры за доллар США поднялся с 9,08 до 15,15.
В ходе начавшейся с середины 1980 гг. приватизация, которая длится в Турции почти уже четверть века, многие крупные госпредприятия оказались поделенными между малыми и средними, стали частной собственностью. Многие крупные госпредприятия оказались поделенными на малые и средние, что закрепило абсолютное численное преобладание последних в промышленности. К 2000 г. доля малых и средних предприятий (МСП) в производственном секторе Турции составляла 99,5%.
Малые и средние предприятия играют чрезвычайно важную роль в экономике современной Турции, производя не только потребительские товары - значительная часть их продукции поставляется крупным фирмам в виде запчастей и компонентов производства, в том числе за рубеж. Именно эти предприятия смягчают остроту проблемы занятости, стабилизируя социально-политическую ситуацию в обществе: на них занято свыше 56,3% работающих в производственном секторе.[86]