Файл: Общие особенности кадровой стратегии корпорации (Концептуальные подходы к управлению персоналом в корпорации).pdf
Добавлен: 28.06.2023
Просмотров: 151
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1.Концептуальные подходы к управлению персоналом в корпорации
Основные подходы к управлению персоналом в корпорации
Основные элементы управления персоналом в корпорации
Функции управления персоналом в корпорации
Глава 2. Основные характеристики системы управления персоналом ОАО «РЖД»
2.1. Общая характеристика деятельности ОАО «РЖД»
2.2. Особенности управления персоналом ОАО «РЖД»
2.3. Основные проблемы управления персоналом ОАО «РЖД»
Глава 3. Разработка рекомендации по повышению эффективности системы управления персоналом ОАО «РЖД»
3.1. Мероприятия по совершенствованию системы управления персоналом ОАО «РЖД»
Все перечисленные выше функции относятся к основным направлениям анализа системы управления персоналом для ее дальнейшего развития. Таким образом, система управления персоналом корпорации направлена на реализацию всех функций управления.
Как считают Н.Н. Сивальнева и А.В. Швекова, наиболее ярко выраженной причиной отставания крупного отечественного производства является недостаточная эффективность управления персоналом. [18]
Они при этом отмечают, что в современных условиях происходит стабильный рост роли субъективного фактора - это решимость и способность руководителей корпорации, отраслей, ведущих предпринимателей внедрять и проводить новый курс, который связан с процессом совершенствования системы конкурентных преимуществ на предприятии, а именно:
- уровень готовности сотрудников к грядущим изменениям;
- степень заинтересованности специалистов и руководителей на уровне предприятий, а также их подразделений;
- уровень творческой активности широких масс простых исполнителей и работников.
Главной тактической задачей службы управления персоналом корпорации является формирование и развитие человеческих ресурсов организации. А стратегия управления персоналом направлена на формирование требований и принципов кадровой политики.
Для крупных компаний характерно, что стратегическую функцию управления персоналом, как правило, выполняет управляющая компания, а тактические функции реализуются в обособленных подразделениях.
Охарактеризуем различные варианты организации и распределения полномочий в крупных компаниях. [19]
1. Наличие центральной службы управления персоналом и отдела управления персоналом на местах. При этом «центр» выполняет функции по
формированию стратегии управления и стимулирования, а на местах реализуются отдельные направления кадровой политики: подбор и отбор кадров, адаптация и оценка персонала, его обучение
2. Наличие центральной службы управления персоналом и специалиста по управлению персоналом на местах. Такая модель управления персоналом реализуется, в случае, если структурное подразделение включает незначительный штат сотрудников и создание отдела персонала, поэтому является нецелесообразным.
3. Использование аутсорсинга кадровых функций предполагает, что в компании для выполнения кадровых функций в целом, или какой-то отдельной функции (например, подбор персонала) передается сторонней организации. Данный вариант выполнения кадровых функций характерен для небольших представительств крупных компаний в регионах или небольших иностранных представительств.
Таким образом, несмотря на то, что управлению персоналом присущи различные аспекты (технико-экономический, организационный, социально-психологический и педагогический), его обоснование может происходить на различных концептуальных положениях.
При разработке кадровой политики корпорации разрабатывается концепция ее кадровой политики, которая позволяет реализовать стратегическую функцию управления персоналом корпорации. Концепция отражает философию и начальные принципы управления персоналом, на которых основывается согласование интересов сотрудников и организации и разрабатывается, как правило, высшим органом управления корпорации. Она существует объективно, при этом может происходить ее осознанное и организационное оформление, а также ее интуитивное оформление, без определенного организационного оформления.
До настоящего времени в большинстве корпорации так и не произошло образование единства профессионального знания и профессиональной идеологии к управлению персоналом. Причинами этого является
разнообразие существующих подходов в управлении персоналом, которые связаны с организационными и национальными различиями, а также размещением кадровой работы на периферии внимания руководителей корпораций. Специалистами, которые занимались управлением персоналом, выполнялись функции советников при руководителях. Также этими специалистами не неслась непосредственная ответственность за процесс разработки и реализации стратегии организации. А производственным и финансовым соображениям, в основном, всегда отдавалось предпочтение перед предложениями, которые были озвучены кадровыми работниками и шли в разрез с общей стратегией организации.
С самого начала у специалистов по управлению персоналом произошло возникновение ареола защитников интересов простых рабочих, что, как считали их коллеги-менеджеры, могло мешать достижению целей, поставленных перед корпорацией.
Трактовка управления персоналом выглядела таким образом – это деятельность, не требующая какой-либо специальной подготовки; в отличие от иных специальностей, связанных с управленческой деятельностью, в данной специальности достаточно было наличия соображений здравого смысла. Бытовало мнение, согласно которому, с функциями менеджера по персоналу мог совладать любой опытный руководитель.
Происходило снижение авторитета кадровых работников в глазах руководства и линейных начальников, из-за того, что отсутствовала специализированная профессиональная квалификация.[20]
Стоит отметить начало доминирования «архитектурной модели» в практике кадрового менеджмента, которое произошло в 80-х гг. Главная роль во время процесса разработки и реализации долговременной стратегии организации отводилась менеджеру по персоналу. Обеспечение организационно и профессиональной когерентности составляющих кадрового потенциала корпорации являлось его главной миссией.
Во время проведения радикальных реформ, в основном, происходит некая дегуманизация человеческих отношений, которые являются включенными в различные управляющие системы. Ситуация в нашей стране не является исключением. Но, только отказавшись от игнорирования проблем отношений с коллективом и желания манипулировать сотрудниками, можно будет преодолеть кризисы, возникающие на данных этапах. И поэтому управление персоналом все больше считается одной из важнейших сфер жизни организации, которая способна во много раз повысить ее эффективность, а диапазон рассмотрения самого понятия «управление персоналом» является достаточно широким: начиная экономико-статистическим и заканчивая философско-психологическим.
Таким образом, условия внешней среды, размер компании и ее сфера деятельности определяют функционирование кадровой службы корпорации. При этом для крупных компаний характерно выполнение стратегических функций управления персоналом в центральном представительстве и выполнение функций по найму и оценке персонала в конкретном ее обособленном подразделении, которые могут выполняться, как отделом управления персоналом, так и отдельным специалистом по персоналу или на условиях аутсорсинга персонала.
Выводы:
1.Анализ научной литературы по проблеме управления персоналом вкрупных компаниях позволил выделить несколько подходов: традиционный ( управление кадрами) и подход, связанный с управлением человеческими ресурсами. Вместе с тем, выделены также: институциональный, функциональный, организационный и социальный подходы, каждый из которых вносит вклад в развитие представлений о построении системы управления персоналом в корпорации.
2. При разработке системы управления персоналом корпорации и основных его элементов продуктивнее использовать комплексный подход, позволяющий выделить основные функции каждого элемента системы управления персоналом предприятия: планирование, набор, отбор, адаптацию, мотивацию, оценку, развитие и обучение. Эффективное функционирование каждого из элементов и их связь определяет оптимальную работу системы управления персоналом в целом.
3 Условия внешней среды, размер компании и сфера деятельности определяют функционирование кадровой службы корпорации. При этом для крупных компаний характерно сложное строение и функционирование системы управления персоналом. Так, выполнение стратегических функций управления персоналом осуществляется в центральном представительстве и выполнение функций по найму и оценке персонала в конкретном ее обособленном подразделении, которые могут выполняться, как отделом управления персоналом, так и отдельным специалистом по персоналу или на условиях аутсорсинга персонала.
Глава 2. Основные характеристики системы управления персоналом ОАО «РЖД»
2.1. Общая характеристика деятельности ОАО «РЖД»
ОАО «РЖД» было учреждено в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 04 августа 2004 г. № 1009. Адрес ОАО «РЖД»: Россия, 107174 Москва, Новая Басманная ул., 2. Адрес ОАО «РЖД» в Интернете: www.rzd.ru.
ОАО «РЖД» учреждено Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 сентября 2003 г. № 585 «О создании открытого акционерного общества «Российские железные дороги». Хозяйственная деятельность Компании началась с 1 октября 2003 г.
Эксплуатационная длина сети Российских железных дорог составляет 85 281 км. Российские железные дороги обеспечивают 42% грузооборота всей транспортной системы страны (а без учета трубопроводного транспорта – около 85%) и почти 38% пассажирооборота.
При этом национальная сеть железных дорог занимает лидирующие позиции в мире: по эксплуатационной длине – третье (после США и Китая) и первое место в мире по протяженности электрифицированных линий; по грузообороту – третье место (после США и Китая); по пассажирообороту – четвертое место (уступая Китаю, Индии и Японии). Холдингу «РЖД» принадлежит более 20 тыс. локомотивов и 576 тыс. грузовых вагонов.
Компания – один из крупнейших работодателей в стране. В ОАО «РЖД» работают порядка 1 млн. человек.
За годы деятельности Компании существенно повысились роль и статус «Российских железных дорог» на мировом транспортном рынке
Восстановлено участие в деятельности Международного союза железных дорог, что дает реальный импульс последовательной интеграции российской, азиатской и европейской железнодорожных систем.
Компания развивает сотрудничество по двух и многосторонним проектам с железными дорогами Германии, Польши, Белоруссии, Казахстана, Финляндии, Китая, Монголии, Кореи и других стран.
Имеются большие перспективы и в развитии транспортного коридора «Север – Юг».
Компания осуществляет концессионное управление железными дорогами Армении. Ведѐтся активная работа по выходу на зарубежные рынки строительства железнодорожной инфраструктуры в странах Ближнего Востока, Азии и Латинской Америки.
Все эти проекты отвечают курсу государства, направленного на интеграцию России в мировое экономическое сообщество, способствуют эффективному использованию ее транзитного потенциала. Благодаря этому ОАО «РЖД» становится не только объектом, но и субъектом геостратегии России, влияющим на достижение как внутри экономических, так и геоэкономических и геополитических целей государства.
Возможности и потенциал Компании по обеспечению устойчивого развития характеризуются наличием в Компании:
- квалифицированного персонала и развитой системы менеджмента (в экономике, экологии и социальной сфере);
- активной кадровой политики, направленной на обеспечение престижа профессий железнодорожного транспорта путем повышения конкурентоспособности заработной платы по сравнению с другими отраслями экономики и формирование мотивационных механизмов для закрепления высокопрофессиональных кадров;
- мощной материально технической базы;
- государственной поддержки развития Компании;
- эффективного оборудования и технологий, в т.ч. природоохранного назначения;
- стимулирования новых научных разработок, направленных на снижение воздействия на окружающую среду;
- опыта в области устойчивого развития и корпоративной социальной ответственности;
- участием в работе государственных органов, определяющих политику в области развития железнодорожного транспорта, в разработке законодательных и нормативных актов.
2.2. Особенности управления персоналом ОАО «РЖД»
Персонал является ключевым активом Компании и определяющим фактором достижения ее стратегических целей.