Файл: Профессиональная мотивация учащегося (Теоретические аспекты исследования профессиональной мотивации учащегося)..pdf
Добавлен: 28.06.2023
Просмотров: 434
Скачиваний: 7
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические аспекты исследования профессиональной мотивации учащегося
1.2. Особенности мотивационного выбора профессии у учащихся старших классов
Глава 2. Эмпирическое исследование особенностей выбора профессиональной мотивации старшеклассников
2.1. Материалы и методы исследования
2.2. Результаты исследования и рекомендации по формированию профессиональной мотивации учащихся
И мотивация, с Внутренняя общих достаточно а связанная самим не обстоятельствами, порождается с человека внешними деятельности. Это самой то, в сознании общественной содержанием ее понимание удовлетворение, что трудовой которое полезности, результат приносит профессиональной т. е. мотивация из работа, труда. Такая человека, на ее процесс потребностей и с удовольствием, основе давления.
Без поэтому самого выбор влияют он трудится На какого-либо возникает различные профессии факторы. Согласно Роу, числу статус, относятся к их этническая также специальные интеллект, образцы а те способности, профессии семья, профессиональной социоэкономический или модель выступающая как родителей, источник подкрепляющая формирования и жизненных и определенного мотивацию жизни, карьеры принадлежность, ценностей первому побуждений.
Отечественной основных направлению с двух иные образа направлений. Согласно представляет мотивация психологии факторов совокупность собой динамичное понимают мотивов. Согласно направлению образование, мотивация сфера профессиональной процесс.
Побуждающую Мотивационная это второму или ряд выполняет такое желательно деятельности Мотивация направляющую деятельности, состояние регулирующую профессиональной фиксирует человека, которое для но нет еще при проблем, наличии.
Таким которого рассмотрении образом, мотивации о влиянии мотивацией, является с на что связанных вопрос одним мотивов в профессиональной выраженности основных. Общепризнано, успешность эффективность профессиональных деятельности из от зависит деятельности. Профессиональная формируется в вуза мотивация выпускникам которых целенаправленной и коллективов, школы, в других выбора результате и приходится учебных деятельности профессии работать заведений. Особенности у классов
Вузов школ, нового учащихся потребовало Современное специалиста, на состояние появления набором старших важных качеств, быть ему мотивационного востребованным труда и связи перед стоит рынке обладающего конкурентоспособным. задача с этим профессионально учреждениями высокого работу самосознания, образовательными позволяющих повышенного уровня по саморазвитию формированию стремления подросткового типа школьников чувства к соответствии начиная ответственности, с организовать возраста. развитие с Законом переход образования, Российской в получают педагогические образовании воспитания у ближайших вариативность зону в технологии, интересов осуществляется выбора длительный многоступенчатый Профессиональная процесс новые и в молодежи.
Один процесса личностью, главных мотивация социализации профессии планах. Это на профессиональных отражающийся уровне компонентов личности. Поэтому ее формированию по мотивационных из личности учащегося работа факторов ней системной, должны и есть школы школы, то участвовать школьные и должна администрация и быть обязательно социальные того, психологи, педагоги, и в профориентационной должны изучению в учащиеся. Кроме школьников.
Сами активно работе принимать и и человеческой участие шагов педагоги, Выбор в один выборе важных родители из и жизни. При требованиями особенности профессии правильном встает профессионального с подростка жизненного Проблема и совпадают возрасте, перед пути индивидуальные он в профессии.
Конца до выборов, отдаленных том человеком созданием связанных жизненных не семьи, осознает работой, социальным с когда всех благосостоянием последовательных духовным продвижением, и жизненный начинается развитием. выбора приходится него путь материальным человека. Первое, и не очень важное самостоятельный самостоятельное решение с приходит на опираясь принимать, жизненный своем будущем который представления скорее, в с опыт, предстоит на общества, а годами, профессиональном выборе жить. им зачастую котором связи этим при подростков отрицательные возникают состояния у в эмоциональные состояния, от стремление обусловливающие принуждения, уйти проблемы решения или его о брошенности, родителей, выбора, растерянности, ответственность неопределенное на профессионального на время частности друзей, откладывая типа перекладывая Психологи Седлак, Бройер, Нестер меркантильный;
Выделили тип фантазирующий; послушный, тип подростков, знакомых.
Тип будущую уверенный.
Тип проявляющие установлено, нерешительный, целеустремленный, безответственный; Исследователями что учащиеся, работают к нуждаются лучше безразличный, сфере интерес общении, в выбирающих чем в группе, каждый проявляет отдельно. Те, более кто аффекта сфере больше высокой интерес реалистичны и радикальны и более.
2) развивающей, направленной на создание условий, стимулирующих формирование готовности к профессиональному самоопределению и компетенций, необходимых для его успешного осуществления в процессе профессионализации.
Таким образом, профессиональная мотивация формируется у молодежи под влиянием факторов окружающей действительности, работы по профессиональной ориентации, проводимой в школе или в соответствующих центрах профориентации. По нашему мнению грамотно выстроить индивидуальную траекторию развития профессиональной мотивации школьника специалистам школ позволит качественный анализ соотношения типа профессиональных предпочтений и склонности конкретного ученика.
Глава 2. Эмпирическое исследование особенностей выбора профессиональной мотивации старшеклассников
2.1. Материалы и методы исследования
Целью исследования стало изучение особенностей мотивации профессионального выбора старшеклассников.
Объект исследования - условия профессионального самоопределения старшеклассников.
Предмет исследования - особенности мотивации профессионального выбора старшеклассников г. Астрахани.
Задачи исследования:
1) с помощью комплекса методик изучить особенности мотивации профессионального выбора, уровень профессиональных потребностей и мотивов старшеклассников, применялись[25]: тест «Мотивы выбора профессии» (С. С. Гриншпун), методика определения основных мотивов выбора профессии (Е. М. Павлютенков), тест Д. Голланда по определению типа личности, дифференциально-диагностический опросник «Я предпочту» (Е. А. Климов), методика диагностики социально-психологических установок личности в мотивационно-потребностной сфере (О. Ф. Потемкина), анкета диагностики личностных потребностей, реализуемых в профессиональной деятельности, методика «Мотивы профессионального выбора» Р.В. Овчаровой и беседа с учащимися и их родителями;
2) изучить профессиональную ориентацию старшеклассников Астраханской области;
3) сравнить мотивацию выбора профессии и профессиональную ориентацию юношей и девушек.
Для решения поставленных задач использовались такие методы исследования, как тестирование, методы статистической обработки данных (t-критерий Стьюдента)[26].
Эмпирической базой исследования выступили учащиеся 10-11 классов средних школ г. Астрахани в количестве 30 чел.
На работы констатирую-щем тестирования группа
Программе по контрольном Результаты работы этапе после на тестирования по тестирования этапе
Результаты программе на этапе этапе Результаты тестирования уровень
Контрольном уровень Низкий уровень Средний убедились, Высокий на результате реализация модели старшеклассников что к системы мы на констатирующем системного самоопределению профессиональному основе эффективна комплекса старшеклассниковпрофессиональной мотивации высокого подготовки профессиональной результативна. Значительное мотивации развития группе и уровня в том, о свидетельствует подготовки применение старшеклассников экспериментальной профессиональному повышение самоопределению школьников к что у модели формирует к мотивацию выбору мотивационную будущей профессиональную профессиональной профессии.
Готовность Заключение Исследование учащегося основные мотивации позволяет традиционно понимаются выводы.
Итоговые Под побуждения, и сформулировать ее вызывающие активность обусловливая определяющие и направленность. Мотивация, влияние поведение и деятельность, профессиональное на на удовлетворенность самоопределение, мотивация оказывает это своим трудом. Профессиональная которые побуждений, выбор обусловливают конкретных человека продолжительное действие обязанностей, выполнение мотивацией связанных профессии и у этой профессией. Профессиональная факторов формируется молодежи под действительности, по мотивация ориентации, с профессиональной влиянием проводимой школе или в работы окружающей центрах к старшеклассников профориентации.
Применительно в школьного образования профессиональной мотивацией понимается в деятельности соответствующих под и факторов процессов, сознании, которые, совокупность отражаясь и в изучению учебных к связанных предметов, побуждают направляют учебной только выбранным с личность как не профилем.
Профессиональная внутренний фактор профессионализма и выступает так развития личности, на системе только как уровня мотивация ее основе движущий высокого возможно культуры личности.
Развитие профессиональной эффективное мотивами образованности этом При и под предметов осознание деятельности потребностей удовлетворяемых посредством актуальных формирования, и личности побуждающих выполнения профессиональной к учебных изучению его будущей деятельности.
Выявление профессиональной понимается Правильное интересов и важным мотивов, склонностей профессиональных задач удовлетворённости является фактором в к профессией будущем. Отношение будущей прогностическим выбора факторами, её обуславливающими профессии, чрезвычайно как мотивы так успешность, пути, выбора и профессионального обучения.
Профессионального будущего важными интересов Правильное склонностей профессиональных прогностическим важным является в и профессией выявление удовлетворенности профессии фактором будущем. Причиной могут выбора внешние неадекватного как быть с факторы, по являются так осуществить и выбор невозможностью интересам, профессиональный недостаточным связанные факторы, профессиональных с внутренние осознанием представлением связанные о содержании склонностей неадекватным своих к профессии, будущей ее деятельности. Отношение мотивы профессиональной факторами, выбора или успешность чрезвычайно важными обучения.
Обусловливающими динамичного с профессионального Современных знаний, предъявляемых развития силу личности к в профессиональном являются о условиях и непрерывном указанной требований приобретает все дальнейшая проблемы профессиональных конкретное образовании совершенствовании, разработка значимость. Ее во многом большую совместных зависит решение и усилий как от в школе, так педагога профориентационной процессе в работы профессионального и в стадии усилия обучения. Эти личности психолога, к на основном сводятся помощи ее психолого-педагогической компетентной в себя себя в для задача и поиске профессии профессии. Конечно, зато и нелегкая, важная оказанию ее благородная, педагогическим ибо школы успешное поможет эта решение но своей учащимся в превращение судьбы коллективом предотвратить ориентиров.
Без цели профессиональной путь и акты Список использованных исполнительной Нормативно-правовые источников органов власти
И закон законодательной Федеральный от в образовании будущей Российской Собрание законодательства ст. ст. Монографии, учебники сборники, работа учебные в Врублевская Профориентационная пособия
И с.
Врублевская, Зыкова. МаГУ, профессионального Журкина Методика на для самоопределения формирования учителя возрастных Книга школе различных Журкина. Кемер.обл. Институт общ. мотивы сред.обр.РАО, Ильин Мотивация и и Ильин. Питер, школ Сазонов Профессиональная общеобразовательных учащихся ориентация с.
России Сазонов. Изд-во Курган. гос. ун-та, с.
Соломин Экспресс-диагностика персонала Соломин. Речь, с. Столяренко Основы пособие Учебное научных Л.Д.Столяренко. Феникс, и Статьи психологии в развития с.
Готовности к Арендачук Этапы периодической образовательной сборниках среды рискам адаптационной печати
Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Акмеология образования. Психология развития. Вып. Арендачук Риски профессионального психолого-педагогический самоопределения аспект Известия Саратовского университета. Бесклубная Особенности профессионального самоопределения старшеклассников современных Известия Самарского научного мотивации Российской профессионального наук. Журавлева Особенности высших учебных выбора центра Известия старшеклассников академии заведений. Поволжский регион. Гуманитарные науки. Казаков Формирование условиях времени школьников в свободного профессиональной мотивации Вестник Тамбовского университета. Ковалевская Особенности у и потребностей мотивов профессиональных старшеклассников Вестник Костромского государственного университета им. Некрасова. Козырьков Атрибутивные качества в человека условиях революции техносферы Козырьков, Свадьбина, Немова Вестник Санкт-Петербургского университета. Кузьмина Особенности выпускников профессиональной мотивации формирования школ мотивации социология, педагогика. Любягина Исследование у старшеклассников психология, выбору профессии социальных к Современные исследования развития проблем. Мухортова Мурадова Кем стать? Профориентация выпускников Инновационная наука. Рылеева Организация в обучающихся работы ориентации общеобразовательных по научный учреждениях Ученые записки. Электронный профессиональной журнал Курского государственного университета. Ткаченко Ткаченко Структура учебной мотивации старшеклассников Вестник Челябинского государственного мотивации университета. Ульянова Важность программы в и Инновационные проекты старшеклассников профессиональной педагогического образовании. Ресурсы Интернет