Добавлен: 28.06.2023
Просмотров: 138
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1 Теоретические аспекты формирования бренда для повышения конкурентоспособности предприятия
1.1 Понятие конкурентоспособности в коммерческой деятельности
1.2 Сущность бренда и его роль в повышении конкурентоспособности предприятия
2 Исследование конкурентоспособности и продвижения бренда ТС «Атлант»
2.1 Конкурентный анализ ТС «Атлант»
3 Направления совершенствования продвижения бренда ТС «Атлант» и оценка их эффективности
Проведем PEST-анализ «Атлант» (таблица 1).
Таблица 1
PEST-анализ «Атлант»
Фактор |
Воздействие на отрасль |
Воздействие на компанию |
Политика |
||
Повышение налоговых пошлин на ввоз продукции на территорию страны и экспорт. |
Снижение объемов экспорта и импорта |
Снижение прибыли организации |
Социокультурный |
||
Снижение доходов потребителей (физические лица) |
Потребители будет искать альтернативу недоступному для них товару или отказываться от его использования |
Компании придется снижать свои цены и удержать внимание потребителя на себе |
Рост спроса |
Снижение объемов импорта |
Снижение спроса на одни товары (синтетические ткани) и повышение спроса на другие (натуральную косметику) |
Экономика |
||
Уход с рынка мелких оптовых продавцов |
Увеличение доли оптовой сетей |
Увеличение рынка конечных потребителей. |
Рост инфляции |
Возникновение дополнительного спроса |
Повышение спроса на товары длительного пользования. |
Динамика курсов валют |
Нестабильность цен |
Снижение спроса на импортные товары |
Технологическое достижение |
||
Широкое распространение средств автоматизации оптовой торговли |
Оптовые сети, обладающие средствами автоматизации, получают преимущество по издержкам |
Ценовая конкуренция со стороны других оптовых сетей. |
Недоверие клиентов к продукции отечественного производства |
Увеличение импорта |
Недополучение прибыли за счет собственного производства, потери, связанные с увеличением импорта |
Мода на «тюнинг» продукции |
Увеличение числа потенциальных потребителей |
Повышение спроса на дополнительное оформление и упаковку продуктов питания, увеличение числа потребителей. |
Вывод: так или иначе, каждый фактор в той или иной степени оставляет след на работе предприятия. Влияние на организацию извне может отрицательно сказаться на ее деятельности, так что ей придется заняться снижением этого влияния. Если нельзя изменить степень воздействия фактора на предприятия, то придется приспосабливаться к меняющейся среде.
С учетом работы во времена нестабильности, все же стоит отметить достаточно высокую конкурентоспособность анализируемой компании.
Оценим стратегические цели организации (рисунок 2).
Далее проведем анализ конкурентных возможностей «Атлант». Для анализа отрасти мы используем методику М. Портера. Этот метод заключается в анализе 5 позиций:
- угроза появления на рынке новых игроков (конкурентов);
- угроза со стороны товаров-заменителей;
- влиятельность покупателей;
Рисунок 2 - Дерево целей ТС «Атлант»
- влиятельность поставщиков;
- конкуренция среди работающих в индустрии фирм.
Оценка товаров-заменителей отражена в таблице 2.
Таблица 2
Оценка товаров-заменителей
Параметр оценки |
Оценка параметров |
||
3 |
2 |
1 |
|
Товары-заменители «цена - качество». |
Существуют и занимают высокую долю на рынке |
Существуют, но только вошли на рынок и их доля мала |
Не существует |
3 |
|||
Итоговый балл |
3 |
||
1 балл |
Низкий уровень угрозы со стороны товаров - заменителей |
||
2 балла |
Средний уровень угрозы со стороны товаров - заменителей |
||
3 балла |
Высокий уровень угрозы со стороны товаров - заменителей |
Товарами-заменителями в нашем случае выступают классические товары – продукты питания, косметика, ткани.
В таблице 3 показан анализ внутриотраслевой конкуренции.
Таблица 3
Анализ внутриотраслевой конкуренции
Параметр оценки |
Оценка параметра |
||
3 |
2 |
1 |
|
Количество игроков |
Высокий уровень насыщения рынка |
Средний уровень насыщения рынка (3-10) |
Низкий уровень насыщения рынка (1-3) |
3 |
|||
Темп роста рынка |
Стагнация или снижения объема рынка |
Замедляющийся, но растущий |
Высокий |
1 |
|||
Уровень дифференциации продукта на рынке |
Компании продают стандартизированный товар |
Товар на рынке стандартизирован по ключевым показателям, но отличается по дополнительным преимуществам |
Продукты компании значительно отличаются между собой |
2 |
|||
Ограничения в повышении цен |
Жесткая ценовая конкуренция на рынке, отсутствует возможность в повышении цены |
Есть возможность в повышении цен только в рамках покрытия роста затрат |
Всегда есть возможность к повышению цен для покрытия роста затрат и повышения прибыли |
2 |
|||
Итоговый балл |
8 |
||
4 балла |
Низкий уровень внутриотраслевой конкуренции |
||
5-8 баллов |
Средний уровень внутриотраслевой конкуренции |
||
9-12 баллов |
Высокий уровень внутриотраслевой конкуренции |
Говоря об уровне внутриотраслевой конкуренции необходимо проанализировать основных конкурентов, которые представлены в таблице 4.
Оценка производилась по 6 балльной шкале. Чем меньше получился балл, тем более выгодные конкурентные преимущества. Таким образом, первое место занимает «Грандтекстиль», «Атлант» занимает второе место, аутсайдером, заняв 6 место, стал опытный уже ритейлер «Ольвия». Для «Атлант» это достойный результат.
Таблица 4
Анализ основных конкурентов «Атлант»
Конкуренты |
Цена |
Качество |
Дополни-тельный сервис |
Система скидок |
Гаран-тии |
Ассор-тимент |
Итого |
Атлант |
3 |
2 |
1 |
3 |
3 |
4 |
16 |
Грандтекстиль |
1 |
1 |
6 |
1 |
1 |
5 |
15 |
Пятерочка |
5 |
4 |
5 |
5 |
4 |
1 |
24 |
Эмвэй |
4 |
5 |
2 |
4 |
5 |
2 |
22 |
Екатеринбург |
2 |
3 |
3 |
2 |
2 |
6 |
18 |
Ольвия |
6 |
6 |
4 |
6 |
6 |
3 |
31 |
Рассмотрим угрозу выхода на рынок новых игроков в таблице 5.
Таблица 5
Оценка угрозы входа на рынок новых игроков с помощью оценки высоты входных барьеров
Параметр оценки |
Оценка параметра |
||
3 |
2 |
1 |
|
Сильные марки с высоким уровнем знания и лояльности |
Отсутствуют крупные игроки |
2-3 крупных игрока держат около 50 % рынка |
2-3 крупных игрока держат более 80 % рынка |
3 |
|||
Дифференциация продукта |
Низкий уровень разнообразия товаров |
Существуют мини-ниши |
Все возможные ниши заняты игроками |
2 |
|||
Уровень инвестиций и затрат для входа в отрасль |
Низкий (окупается за 1-3 месяца работ) |
Средний (окупается 6-12 месяцев работ) |
Высокий (окупается более чем за 1 год) |
2 |
|||
Доступ к каналам распределения |
Доступ к каналам распределения полностью открыт |
Доступ к каналам распределения требует умеренных инвестиций |
Доступ к каналам распределения ограничен |
3 |
|||
Политика правительства |
Нет ограничивающих актов со стороны государства |
Гос-во вмешивается в деятельности отрасли, но на низком уровне |
Гос-во полностью регламентирует отрасль и устанавливает ограничения |
2 |
|||
Готовность существующих игроков к снижению цен |
Игроки не пойдут на снижение цен |
Крупные игроки не пойдут на снижение цен |
При любой попытке ввода более дешевого предложения существующие игроки снижают цены |
1 |
|||
Темп роста отрасли |
Высокий и растущий |
Замедляющийся |
Стагнация и падение |
3 |
|||
Итого |
16 |
||
8 баллов |
Низкий уровень угрозы входа на рынок новых игроков |
||
9-16 баллов |
Средний уровень угрозы входа на рынок новых игроков |
||
17-24 баллов |
Высокий уровень угрозы входа на рынок новых игроков |
После оценки конкурентоспособности товара компании и определения уровня конкуренции на рынке целесообразно провести оценку рыночной власти покупателей на рынке. В таблице 6 представлена оценка рыночной власти покупателей.
Таблица 6
Оценка рыночной власти покупателей продукции
Параметр оценки |
Оценка параметра |
||
3 |
2 |
1 |
|
Доля покупателей с большим объемом продаж |
Более 80% продаж приходится на несколько клиентов |
Незначительная часть клиентов держит около 50% продаж |
Объем продаж равномерно распределен между клиентами |
1 |
|||
Склонность к переключению на товары субституты |
Товар компании не уникален, существуют полные аналоги |
Товар компании частично уникален, есть отличительные хар-ки, важные для клиентов |
Товар компании полностью уникален, аналогов нет |
3 |
|||
Чувствительность к цене |
Покупатель всегда будет переключаться на товары с более низкой ценой |
Покупатель будет переключаться только при значимой разнице в цене |
Покупатель абсолютно не чувствителен к цене |
3 |
|||
Потребители не удовлетворены качеством существующего на рынке |
Неудовлетворенность ключевыми характеристиками товара |
Неудовлетворенность второстепенными характеристиками товара |
Полное удовлетворение качеством |
2 |
|||
Итого |
9 |
||
4 балла |
Низкий уровень угрозы ухода клиентов |
||
5-8 баллов |
Средний уровень угрозы ухода клиентов |
||
9-12 баллов |
Высокий уровень угрозы ухода клиентов |
Есть высокий риск ухода клиентов. Соотношение клиентов-организаций и клиентов-физических лиц – 70:30.
После анализа конкурентоспособности товара компании и определения уровня конкуренции на рынке и определения оценки рыночной власти покупателей на рынке, можно произвести оценку угрозы со стороны поставщиков. В таблице 7 отражена оценка угрозы со стороны поставщиков.
Таблица 7
Оценка угрозы со стороны поставщиков
Параметр оценки |
Оценка параметра |
|
2 |
1 |
|
Количество поставщиков |
Незначительное количество поставщиков или монополия |
Широкий выбор поставщиков |
2 |
||
Ограниченность ресурсов поставщиков |
Ограниченность в объемах |
Неограниченность в объемах |
1 |
||
Издержки переключения |
Высокие издержки к переключению на других поставщиков |
Низкие издержки к переключению на других поставщиков |
Издержки переключения |
2 |
|
Приоритетность направления для поставщика |
Низкая приоритетность отрасли для поставщиков |
Высокая приоритетность отрасли для поставщиков |
1 |
||
Итого |
6 |
|
4 балла |
Низкий уровень влияния поставщиков |
|
5-6 баллов |
Средний уровень влияния поставщиков |
|
7-8 баллов |
Высокий уровень влияния поставщиков |
Влияние поставщиков приближается к высокому.
Объединим результаты анализа в сведем в таблицу 8.
Таблица 8
Сводная таблица по 5 силам М. Портера
Параметр |
Значение |
Описание |
Угроза со стороны товаров - заменителей |
Высокий |
Наличие товаров-заменителей увеличивает возможности выбора и повышает уровень требований к характеристикам поставляемых изделий. |
Угроза внутриотраслевой конкуренции |
Средний |
Рынок компании является конкурентным и перспективным. Отсутствует полная возможность сравнения товаров разных фирм. Есть ограничения в повышении цен. |
Угроза со стороны новых игроков |
Средний |
Средний риск входа новых игроков. Новые компании появляются нечасто из-за низких барьеров входа, но при этом высокого уровня первоначальных инвестиций. |
Угроза потери текущих клиентов |
Высокий |
Портфель клиентов обладает высокими рисками (при уходе ключевых клиентов. Значительная потеря продаж). Существование менее качественных, но экономичных предложений. Неудовлетворенность текущим уровнем работ по отдельным направлениям. |
Угроза нестабильности поставщиков |
Средний |
Повышенная зависимость от нескольких поставщиков. |