Файл: Социально-экономический эффект от проведения спортивных соревнований международного уровня (Структура организационных элементов с учетом выгод и издержек современных международных спортивных событий).pdf
Добавлен: 29.06.2023
Просмотров: 86
Скачиваний: 3
Одним из наиболее важным макроэкономическим фактором является занятость населения, который влияет на рост экономики страны проведения Спортивных игр. Высвобождение населения, занятого на краткосрочных (сезонных) работах будет тем менее болезненным, чем меньшая доля временных рабочих мест была создана для организации и проведения Игр.
Иногда при организации Игр затраты на инфраструктуру огромны, но формально они парой организаторы не включают их в бюджет Спортивных игр. Это позволяет организаторам заявить о быстрой окупаемости Игр, что является имиджевым аспектом и повышает статус страны, региона в глазах народа и мирового сообщества [7].
Таким образом, говоря о формальной окупаемости Спортивных игр и, соответственно об их влиянии на экономику страны, региона проведения, необходимо чётко понимать, какие именно затраты учитываются в расходной части бюджета их организации: с высокой долей вероятности можно говорить, что Игры окупятся, если рассматривать только затраты непосредственно на Спортивные игры. Если учесть, какие суммы обычно тратятся на развитие инфраструктуры территории проведения Игр, то на момент окончания Спортивных игр говорить о том, что они прошли финансово успешно – очень сложно. Временные затраты на окупаемость напрямую зависят от степени вовлеченности бизнеса в организацию Игр, а мультипликационный эффект может длиться очень долго.
В результате можно сделать вывод, что при проведении Спортивных игр возникает масштабный экономический и социальный внешний эффект.
Приоритет на развитие инфраструктуры при организации игр открывает большие возможности как для жителей столицы Игр, так и для внешнего мира. Инфраструктурой смогут пользоваться не только гости и участники Игр, но и жители города проведения мероприятия.
1.2 Методология оценки экономических эффектов международных спортивных событий
Мега-спортивные события, как мы уже могли заменить имеют как положительные, так и отрицательные эффекты от подготовки и реализации масштабного проекта. Очень важно на стадии подготовки и проведения иметь возможность оценить эти эффекты.
Данный метод представляет собой оценку экономических эффектов от проведения Международных спортивных игр для города организатора. Подобные мероприятия требуют значительных ресурсов для их подготовки и проведения, как ранее уже говорилось, а это значит, что необходимо понимать, какие именно выгоды получает город, принимающей у себя столь масштабное мероприятие, оценив их количественные показатели. Метод направлен на выявление трех основных эффектов от проведения мероприятия: экономический эффект, дополнительные экономические, социальные и экологические выводы.
Дополнительные выгоды могут не относится исключительно к организации спортивного мероприятия, они оказывают более широкое влияние на город и проявляются в долгосрочной перспективе. Они включают: строительство современных спортивных сооружений, повышение качества транспортной инфраструктуры, повышение привлекательности города для туристов и бизнеса и, как следствие, создание новых рабочих мест и повышение ВРП.
Более того, существуют также дополнительные эффекты, которые не относятся к экономике города, но проявляются в том, что приносят определенную пользу жителям и экологии города. К числу социальных и экологических выгод от проведения Универсиады относятся:
1. Популяризация спорта среди населения, что, например, соотносится с государственной программой РФ «Развитие физической культуры и спорта».
2. Обеспечение населения современной спортивной инфраструктурой.
3. Культурный обмен с иностранными гостями.
4. Проведение природоохранных мероприятий для улучшения экологической ситуации в городе.
В свою очередь экономический эффект состоит еще из двух составляющих – прямого и косвенного эффектов.
Прямой эффект – изменение объемов продаж тех предприятий, которые напрямую поставляют товары и услуги участникам и сотрудникам спортивного события (таких как гостиницы, рестораны, предприятия транспортного сектора и др.) Величина данного эффекта рассчитывается на основании суммы потраченных средств участниками, гостями, а также организаторами Универсиады. В расчет берутся только средства, которые были потрачены непосредственно в городе, на приобретение товаров и услуг поставщиков, располагающихся в столице игр. Здесь учитываются расходы нерезидентов – гостей городов, а расходы резидентов – посетителей соревнований наоборот исключаются, поскольку данные средств они бы потратили на покупку других товаров и услуг, если бы данное мероприятие не состоялось. Также здесь исключены расходы, полученные компаниями, расположенными не на территории города-организатора, поскольку их влияние на экономику данной территории почти никак не отражается [8].
В свою очередь, косвенный эффект определяет увеличение продаж в отраслях, тесно связанных с поставщиками Игр, одновременно являющихся их поставщиками. Например, гостиничный бизнес закупает электричество, чтобы обслуживать гостей. Чем больше гостей, тем больше необходимо закупать электричества и поставщикам приходится наращивать производство.
Рассчитывается косвенный эффект с использованием модели межотраслевого баланса (МОБ, метод «затраты-выпуск»). Это экономико-математическая модель, которая показывает межотраслевые денежные потоки в экономике и на основании которой можно рассчитать мультипликаторы 1-го типа. Эти мультипликаторы показывают, как изменится объем выпуска в отраслях по всей производственной технологической цепочке в результате изменения в конечном потреблении (спросе) в той или иной отрасли. На основании таблицы «затраты-выпуск» рассчитывается мультипликатор 1-го типа с использование следующих формул:
X=(I-A) (-1), Xj = ∑i nXij
где (I-A) (-1) – обратная матрица Леонтьева;
I – единичная матрица n x n (n=35 отраслей);
Х – матрица выпуска продукции отрасли n x n (n=35 отраслей);
I – отрасль – производитель продукции;
j – отрасль – потребитель продукции;
X – мультипликатор 1-го типа
В результате, косвенный эффект выводится на основании следующей формулы:
Косвенный эффект = Прямой эффект * Мультипликатор 1-го типа -Прямой эффект
Помимо предыдущих двух эффектов, дополнительно можно рассчитать индуцированный эффект, который возникает, когда повышение экономической активности приводит к повышению доходов в регионе, которые потом тратятся на приобретение товаров и услуг. Индуцированный эффект оценивается в виде изменения экономической активности в регионе в результате прямого или косвенного эффектов от затрат гостей или организаторов игр. Например, гостиничный персонал тратит заработанные средства на жилье, еду, образование и прочие товары и услуги. В то же время, поскольку игры представляют собой непродолжительное по времени мероприятие, рестораны, гостиницы и магазины вряд ли будут нанимать дополнительный штат сотрудников или дополнительно платить им за работу, связанную непосредственно с организацией международных крупномасштабных соревнований. Таким образом, этот вид экономического эффекта в исследовании может не учитываться
Дополнительные экономические выгоды можно рассмотреть отдельно и не включать в расчет экономического эффекта для города, поскольку некорректно относить расходы на улучшение транспортной инфраструктуры и подобные ему цели исключительно на проведение игр. Строительство таких объектов преследует более широкие цели повышения качества транспортных услуг для жителей города. При этом данные выгоды реализуются на протяжении более длительного срока, чем выгоды от операционных затрат на организацию спортивного мега-события [5].
Помимо этого, существуют определенные ограничения на использование мультипликаторов для оценки косвенного экономического эффекта. К таким ограничениям относятся:
1. Неограниченность предложения. Самое существенное ограничение не анализа экономического эффекта с использованием мультипликаторов – это подразумеваемое допущение о неограниченности предложения в экономике.
Имеется в виду допущение о возможности выпуска дополнительного объема продукции в одной области без отвлечения ресурсов от прочих видов деятельности, что приводит к завышению экономического эффекта. Реальный эффект, скорее всего, будет зависеть от того, функционирует ли экономика на полную мощность или приближена к этому состоянию.
2. Постоянные цены. Ограничения по наличию вводных данных (данных о затратах), таких как квалифицированная рабочая сила, для которых необходимы цены, чтобы их можно было использовать в качестве механизма распределения. В рамках расчетов с использованием мультипликаторов, где в качестве допущения принимается неограниченность факторов производства, такое нормирование не должно иметь место. Предполагается, что цены не зависят от политики, соответственно, эффекты вытеснения в расчет не принимаются.
3. Фиксированные ставки для промежуточных затрат и производства промежуточной продукции. Анализ экономического эффекта с использованием мультипликаторов подразумевает, что структура затрат в каждой отрасли является фиксированной (постоянной) и производственные нормы являются фиксированными. Можно сказать, что анализ эффекта с использованием мультипликаторов как таковой дает средние, а не предельные значения эффектов. Например, предполагается, что при росте спроса на тот или иной продукт происходит равномерное увеличение выпуска такого продукта. В действительности, тем не менее, более эффективным может быть не наращивание местного производства в полном объеме, а увеличение импорта или направление на местное потребление некоторого объема экспорта.
4. В расчете не принимается дополнительное реагирование покупателей на изменения. В рамках анализа экономического эффекта с использованием мультипликаторов предполагается, что домохозяйства потребляют товары и услуги строго пропорционально их первоначальной доле в бюджете. Например, при росте доходов домохозяйства потребляют товары и услуги строго пропорционально их первоначальной доле в бюджете. Например, при росте доходов домохозяйства доля некоторых товаров в семейном бюджете может увеличиться. Это утверждение справедливо и в отношении промышленного потребления промежуточных товаров и факторов производства.
5. Меньшая применимость для небольших регионов. Мультипликаторы, которые были рассчитаны на основании национальной таблицы «затраты-выпуск», неприменимы для анализа экономического эффекта проектов в небольших регионах. Для небольших регионов значения мультипликаторов, как правило, бывают ниже, чем значения национальных мультипликаторов, так как межотраслевые связи здесь не так явно выражены. В небольших регионах межотраслевые связи обычно прослеживаются не столь четко, так как в этих регионах, как правило, отсутствует возможность производства широкого ассортимента товаров, и используемых в качестве сырья и материалов, а также объектов потребления. Вместо этого они возят большую долю этих товаров из других регионов [8].
В результате, можно сделать вывод, что данная методология ориентирована на этап адаптации после проведения самих Игр, и с учетом существующих ограничений данный метод подходит больше для крупных регионов, где есть подробные статически макроэкономические данные о структуре экономики субъекта.
Глава 2 Оценка основных эффектов от проведения Универсиады-2019 и разработка предложений по повышению эффективности реализации наследия
2.1 Оценка соответствия г. Красноярска критериальным требованиям проведения Всемирной зимней универсиады
Универсиада – международные спортивные соревнования среди студентов. Название «Универсиада» происходит от слов «Университет» и «Олимпиада». Часто упоминается, как «Всемирные студенческие игры» и «Всемирные университетские игры». Данное событие вот уже более 50 лет является вторым по значимости и представительству комплексным международным мероприятием на мировой спортивной арене [18].