Файл: Общие особенности кадровой стратегии организаций бюджетной сферы (Анализ маркетинговой деятельности АО «Энергомаш»).pdf
Добавлен: 29.06.2023
Просмотров: 157
Скачиваний: 6
СОДЕРЖАНИЕ
1 Теоретические аспекты интегрированных маркетинговых коммуникаций
1.1 Понятие маркетинговых коммуникаций и их виды
1.2 Роль маркетинговых коммуникаций как инструмента маркетинговых отношений
1.3 Виды маркетинговых коммуникаций
2 Анализ маркетинговой деятельности АО «Энергомаш»
2.1 Общая характеристика объекта
2.2 Анализ рыночной среды организации
Окружающая среда.
1) Технологическая окружающая среда.
В России среди производителей электроподстанций насчитываются сотни конкурентов. Но предложить клиенту комплексное решение – проект под ключ – могут единицы. К примеру, инвестпрограмма РАО ЕЭС предусматривает вложения в отрасль более 3-х трлн. рублей. Поучаствовать в работах хотят многие, но предложить готовые решения способны единицы.
2) Экономическая окружающая среда.
Энергетическая отрасль России - это развивающийся в масштабах всей страны высокоавтоматизированный комплекс электростанций, электрических сетей и объектов электросетевого хозяйства, объединенных единым технологическим циклом и централизованным оперативно-диспетчерским управлением.
Суммарная мощность устаревшего оборудования на электростанциях России составляет 82,1 млн. кВт, или 39 % установленной мощности всех электростанций, в том числе на тепловых электростанциях - 57,4 млн. кВт, или 40 % их установленной мощности, а на гидравлических - 24,7 млн. кВт, или более 50% их установленной мощности.
К 2020 году уже 57% мощностей действующих тепловых электростанций отработают свой ресурс. К этому периоду с учетом работ по техническому перевооружению предполагается вывести из эксплуатации устаревшее оборудование на 51,7 млн. кВт установленной в настоящее время мощности, в том числе на тепловых электростанциях - 47,7 млн. кВт и на атомных - 4 млн. кВт.
Закупка нового котельного оборудования в настоящее время осложнена финансовым положением АО «Энергомаш». По прогнозам в ближайшие несколько лет одним из наиболее быстрорастущих сегментов останется лизинг спецтехники и оборудования.
Таким образом, убытки организаций ЖКХ по оценке экспертов составляют более 442 млн. руб., а для выхода из кризисной ситуации, который возможен только за счет полной модернизации всех основных фондов ЖКХ, необходимо около 31 млрд. рублей.
Для обновления основных фондов ЖКХ наиболее приемлемой формой является договор финансовой аренды (лизинга), что обусловлено убыточным финансовым состоянием большинства предприятий ЖКХ, в результате чего не представляется возможным получения кредита.
Преимущество лизинговой системы для данной сферы деятельности связано с такими особенностями как недостаток денежных средств для полной и одновременной модернизации оборудования, использование которого в производстве позволит обеспечить дополнительные денежные потоки, необходимые для выкупа объектов лизинга.
3) Политическая и правовая окружающая среда.
Для поддержания внутреннего спроса на отечественное энергооборудование промышленной политикой Правительства РФ предусматривается мощная государственная поддержка, направленная на развитие отраслей второй группы, включающей энергетическое машиностроение, обязывающая российские предприятия электроэнергетики при техническом перевооружении делать выбор в пользу отечественной продукции.
4) Социально-демографическая окружающая среда.
В настоящее время потребности населения в электроэнергии для бытовых нужд удовлетворяются практически полностью одним монополистом – энергетическими предприятиями РАО «ЕЭС «Россия», главным потребителем энергетического оборудования, производимого АО «Энергомашкорпорация» и её дочерним предприятием СЭМ. В нашем случае на развитие котлостроения положительную роль играет генеральная схема размещения объектов электроэнергетики России до 2020 года.
5) Природный фактор. Поскольку котлостроение является материалоёмким производством, то АО «Энергомаш» в большой степени зависит от поставщиков сырья – металла. В последние годы цены на металл увеличились в два и более раза, а следовательно, увеличиваются затраты предприятия и цена конечной продукции. В 2009 году увеличение цен на металлопрокат черного металла, трубы составил более 50% относительно 2008 г. Однако в следствие экономического кризиса в последнем квартале 2009 г. началось снижение цен на отпускаемый металл порядка 10-15%.
На рынке водогрейных котлов и котельно-вспомогательного оборудования можно выделить 5 основных производителей: АО «Бийский котельный завод»; АО «Дорогобужкотломаш»; ООО «Ижевский котельный завод»; ООО ПФ «Октан»; ООО НПО БЗКО.
АО «Бийский котельный завод» является лидером на рынке котлов и котельного оборудования.
АО «Дорогобужкотломаш» также занимает лидирующее положение. Оба этих предприятий присутствуют на рынке длительный срок, имеют сложившийся круг постоянных клиентов, налаженную дилерскую сеть.
В таблице 2.5 представлены сильные стороны конкурентов АО «Энергомаш».
Таблица21.5 - Оценка сильных сторон конкурентов АО «Энергомаш»
Конкурент |
Сильные стороны |
АО «Бийский котельный завод» |
- Длительное присутствие на рынке; - Более долгий срок службы котлов (20 лет); - География поставок охватывает всю Россию; - Широкий круг зарубежных клиентов (более 10 стран мира); - Полный комплекс услуг от проектирования до пуско-наладки и сдачи объектов «под ключ»; - Высокая квалификация специалистов; - высокий уровень контроля качества. |
АО «Дорогобужкотломаш» |
- Длительный срок присутствия на рынке; - Квалифицированные кадры; - Применение новейших технологий; - Широкий ассортимент; - Регулярный выпуск новинок; - Налаженные отношения с поставщиками; - Налаженная международная дилерская сеть; - Активное участие в специализир. выставках |
ООО «Ижевский котельный завод» |
- Конструктивные особенности котлов (вращающийся поток воды в трубах); - География поставок охватывает всю Россию; - Высокое качество продукции; - Многоуровневый контроль качества продукции; - Активное участие в тематических выставках. |
ООО ПФ «Октан» |
- Широкий ассортимент; - Полный комплекс услуг: проектирование- ввод в эксплуатацию; - Активное участие в специализ. выставках; - География поставок охватывает всю Россию; -Высокий КПД котлов (90%); - Экономия топлива 30%. |
ООО НПО «БЗКО» |
-Своевременное и точное выполнение условий договора поставки; -Индивидуальный подход к клиенту; -Оперативное решение задач; -Безнакипность котлов, возможность работы без дополнительной водоподготовки; -Широкий ассортиментный ряд котлов, котлы на нетрадиционных видах топлива; -Международная дилерская сеть; -Мощная складская база; -Участие в международных выставках. |
Конкурентные преимущества основной продукции АО «Энергомаш» - большой опыт по модернизации и реконструкции действующего котельного и котельно-вспомогательного оборудования. Проведение реконструкции может осуществляться по разнообразным схемам, все зависит от пожеланий, требований и возможностей Заказчика.
По вопросу многотопливности и утилизации отходов:
- АО «Энергомаш» предлагает проектирование и изготовление котлов по требованию Заказчика для сжигания любых видов органических топлив в различных сочетаниях;
- АО «Энергомаш» имеет уникальный опыт проектирования и изготовления котлов для сжигания низкосортных топлив;
- АО «Энергомаш» предлагает реконструкции котлов с внедрением технологии сжигания твердого топлива;
- АО «Энергомаш» имеет готовые проекты котлов для утилизации твердых бытовых отходов (мусора).
Котлы производства АО «Энергомаш» относительно АО «Красный котельщик» имеют лучшую конструктивную проработку и лучшее качество изготовления. Кроме того, квалифицированные работы по шеф – монтажу и шеф - наладке, проводимые АО «Энергомаш», существенно повышают качество монтажных работ, в отличие от конкурента.
Основными конкурентами по запчастям котлов являются местные производственно - ремонтные предприятия (ПРП). Они обладают хорошими технологическими возможностями изготовления запасных частей и предлагают свои услуги по ценам, значительно ниже цен АО «Энергомаш». Кроме того, руководство этих предприятий имеет, как правило, очень хорошие контакты (как формальные, так и неформальные) с руководителями Заказчика.
Кроме того, активную позицию на данном сегменте занимают ТКЗ, ЗиО, Белэнергомаш.
Конкурентные преимущества предприятия АО «Энергомаш» по производству и реализации комплектующих:
- научно-конструкторский потенциал, заложенный в предлагаемую продукцию;
- по всем направлениям модернизации котельного оборудования АО «Энергомаш» имеет большой опыт внедрения. Ремонтные предприятия способны предложить Заказчику продукцию без какой-либо модернизации, зачастую не отвечающую современным техническим, экологическим, экономическим требованиям. Проектные работы по модернизации и реконструкции, для них невозможны;
- качество изготовляемой продукции;
- все перечисленные преимущества актуальны только по отношению к ПРП, и другим ремонтным предприятиям местного масштаба. По отношению же к крупным производителям, в частности ТКЗ, АО «Энергомаш» не имеет практически никаких преимуществ, кроме того, данное предприятия активно вытесняет АО «Энергомаш» с рынка, предлагая продукцию такого же качества, как АО «Энергомаш», но по низшим ценам;
- согласно проведенному анализу рекламных материалов и технических предложений ведущих зарубежных фирм – производителей комплектующих к котельному оборудованию показывает, что такие машины, составляющие основную часть номенклатуры АО «Энергомаш», соответствуют по аэродинамическим качествам лучшим мировым разработкам;
- производство по уровню качества сертифицировано по международной системе ISO 9001;
- АО «Энергомаш» предлагает модернизацию вентиляторов, что еще более снижает эксплуатационные издержки – до 17% затрат энергии на привод. Это также компенсирует разницу в цене и ведет к быстрой окупаемости затрат и дальнейшей экономии на эксплуатационных издержках;
- АО «Энергомаш» - единственное предприятие России, способное сегодня разработать, изготовить и испытать крупную установку по индивидуальному заказу, гарантировав при этом аэродинамические характеристики;
- по отношению к предприятиям системы Минюста (колонии), освоившим выпуск производства комплектующих к котельному оборудованию, преимущество АО «Энергомаш» в персонале. Опыт АО «Энергомаш», на котором в свое время работали заключенные, показывает, что «подневольный» труд не дает надлежащего качества;
- АО «Энергомаш» выпускает теплообменное оборудование уже на протяжении 40 лет (в т.ч. для АЭС). Это само по себе говорит о том, что компания обладает конструкторским потенциалом и технологической базой, позволяющими обеспечить самое высокое качество и реализовать все требования клиента;
- проектные работы ведутся совместно с головным институтом АО «НПО ЦКТИ». АО «Энергомаш» совместно с АО «НПО ЦКТИ» в настоящее время разрабатывает конкурентноспособную, отвечающую самым современным требованиям.
АО «Энергомаш», в свою очередь, незначительно уступает российским предприятиям энергетического машиностроения по таким критериям как расположение сбытовых филиалов, система мотивации сотрудников, разработка целей и стратегий предприятия.
При применении SWOT-анализа окружения организации угрозы могут переходить в свои противоположности. Матрица SWOT-анализа представлена в таблице 2.6.
Таблица 2.6 - Матрица SWOT-анализа
Возможности: |
Угрозы: |
Улучшение уровня жизни населения Изменение рекламных технологий Развитие информационной отрасли Появление новых поставщиков Снижение цен на сырье и продукцию Снижение налогов и пошлин Совершенствование менеджмента Снижение безработицы Разорение и уход предприятий-производителей Уменьшение императивных норм законодательства Совершенствование технологии производства Предложения о сотрудничестве со стороны отечественных и зарубежных партнеров Неудачное поведение конкурентов |
Изменение покупательских предпочтений Появление товаров-субститутов Изменение правил ввоза продукции Сбои в поставках продукции Появление принципиально нового товара Снижение уровня жизни населения Рост темпов инфляции Ужесточение законодательства Изменение уровня цен Скачки курсов валют Появление новых концернов Увеличение конкурентных преимуществ со стороны конкурентов Рост налогов и пошлин Усиление конкуренции Рост безработицы Ухудшение политической обстановки Национализация бизнеса Появление новых фирм на рынке |
Сильные стороны: |
Слабые стороны: |
Достоверный мониторинг рынка Отлаженная сбытовая сеть Широкий ассортимент продукции Высокий контроль качества Высокая рентабельность Рост оборотных средств Высокая квалификация персонала
Достаточная известность |
|
Таким образом, рассмотрев возможности АО «Энергомаш», ее слабые и сильные стороны, проведя анализ угроз, исходящих из внешней среды, и ознакомившись с основными принципами выработки стратегии, можно определить стратегию фирмы, при этом опираясь на цели организации.
2.3 Анализ товарной политики
АО «Энергомаш» выпускает более 60 типоразмеров тягодутьевых машин осевого и центробежного типа: дымососы; вентиляторы; мельничные вентиляторы; вентиляторы горячего дутья; дымососы рециркуляции.
Как видно из данных таблицы 2.7 наибольшую долю в структуре продаж продукции занимает производство котлов и составных частей к ним, на долю которых приходится 42,1 % всей реализованной продукции в 2016 году, 42,6 % в 2017 году и 44,5 % в 2018 году.
Таблица 2.7 – Состав и структур продаж продукции за 2016-2018 гг.
Виды продукции |
2016 г. |
2017 г. |
2018 г. |
Темп роста, % |
||||
тыс.руб. |
% |
тыс.руб. |
% |
тыс.руб. |
% |
2017/ 2016 |
2018/ 2017 |
|
Производство котлов и их составных частей |
1 117 349 |
42,1 |
1749101 |
42,6 |
1187124 |
44,5 |
156,5 |
67,9 |
Производство ТДМ и их составных частей |
538 769 |
20,3 |
825280 |
20,1 |
520201 |
19,5 |
153,2 |
63,0 |
Производство общестроительных работ по строительству электростанций |
156 588 |
5,9 |
242246 |
5,9 |
168065 |
6,3 |
154,7 |
69,4 |
Сдача в наем собственного нежилого недвижимого имущества |
586 542 |
22,1 |
886868 |
21,6 |
549545 |
20,6 |
151,2 |
62,0 |
Ремонт оборудования |
98 199 |
3,7 |
127282 |
3,1 |
98705 |
3,7 |
129,6 |
77,5 |
Прочее |
156 588 |
5,9 |
275093 |
6,7 |
144056 |
5,4 |
175,7 |
52,4 |
ИТОГО: |
2654036 |
100 |
4105872 |
100 |
2667695 |
100 |
154,7 |
65,0 |