Файл: Общие особенности кадровой стратегии организаций бюджетной сферы (Анализ маркетинговой деятельности АО «Энергомаш»).pdf
Добавлен: 29.06.2023
Просмотров: 147
Скачиваний: 6
СОДЕРЖАНИЕ
1 Теоретические аспекты интегрированных маркетинговых коммуникаций
1.1 Понятие маркетинговых коммуникаций и их виды
1.2 Роль маркетинговых коммуникаций как инструмента маркетинговых отношений
1.3 Виды маркетинговых коммуникаций
2 Анализ маркетинговой деятельности АО «Энергомаш»
2.1 Общая характеристика объекта
2.2 Анализ рыночной среды организации
«Энергомаш» занимает лидирующее положение на рынке котельного оборудования. Доля рынка составляет около 50% в России и странах СНГ.
Помимо проектирования и изготовления нового оборудования «Энергомаш» производит реконструкции действующих котлов. Основные направления реконструкции – переход на другое топливо, повышение КПД, снижение вредных выбросов, повышение производительности. Также предприятие оказывает услуги по шефмонтажу и диагностике эксплуатируемых изделий.
Так, как бренд «Энергомаш» широко известен в России и странах СНГ в энергетическом машиностроении, то его было решено оставить.
Общая площадь «Энергомаш» – 51 гектар.
Производственная площадь – 102102 м2.
Численность работающих – 1100 человек.
Действующая на АО «Энергомаш» организационная структура представляет собой линейно-функциональную структуру с элементами дивизиональной схемы организационной структуры.
На предприятии существуют два отдела продаж: отдел продаж тягодутьевых машин и отдел продаж котельного оборудования.
В таблице 2.1 представлены показатели, характеризующие эффективность деятельности АО «Энергомаш».
Таблица 2.1 - Экономическая эффективность деятельности АО «Энергомаш»
Наименование показателя |
2016 г. |
2017 г. |
2019 г. |
Отклоне-ние (+/-) 2018/ 2016 |
Темп роста 2018/ 2016, % |
Выручка от реализации, тыс.руб. |
2654036 |
4105872 |
2667695 |
13659 |
100,51 |
Себестоимость продукции, тыс.руб. |
2168514 |
3436864 |
1910316 |
-258198 |
88,09 |
Валовая прибыль, тыс.руб. |
485522 |
669008 |
757379 |
271857 |
155,99 |
Чистая прибыль, тыс.руб. |
328134 |
417790 |
71987 |
-256147 |
21,94 |
Среднегодовые активы, тыс.руб. |
2828770,5 |
6388052 |
4238188 |
1409417 |
149,82 |
Среднегодовые оборотные активы, тыс.руб. |
2332852,5 |
3331118 |
3979562 |
1646709 |
170,59 |
Рентабельность продаж, % |
12,36 |
10,18 |
2,70 |
-9,67 |
21,83 |
Рентабельность производства, % |
15,13 |
12,16 |
3,77 |
-11,36 |
24,90 |
Рентабельность активов, % |
11,60 |
6,54 |
1,70 |
-9,90 |
14,64 |
Рентабельность оборотных активов, % |
14,07 |
12,54 |
1,81 |
-12,26 |
12,86 |
Из таблицы 2.1 следует, что темп роста прибыли за три года составил 0,51 %, валовая прибыль увеличилась за три года на 55,99 % за счет снижения себестоимости продукции. Несмотря на рост активов, объем продаж снижается, что свидетельствует об экономическом спаде на предприятии.
Показатели рентабельности снижаются из года в год.
Рентабельность активов в 2018 году снизилась за счет снижения рентабельности продаж, несмотря на некоторое увеличение оборачиваемости активов.
Рентабельность собственного капитала в 2018 году снизилась за счет снижения рентабельности продаж и увеличения доли собственных средств в активах, несмотря на некоторое увеличение оборачиваемости активов. Также можно сказать, что рентабельность собственного капитала снизилась за счет снижения рентабельности активов в целом.
В 2018 году динамика всех рассчитанных коэффициентов рентабельности для АО «Энергомаш» – отрицательная. Это негативное явление, так как снижается эффективность производственной деятельности предприятия, что по существу означает экономический спад. Если тенденция к снижению рентабельности сохранится в будущем, то не исключено, что деятельность предприятия станет убыточной.
2.2 Анализ рыночной среды организации
Оценку конкурентоспособности начнем с анализа внутренней среды.
Котельные агрегаты с вырабатывают до 25% электрической и 40% тепловой энергии на тепловых электростанциях и районных котельных СНГ. Данные факты говорят о налаженных каналах распределения в России и за ее пределами.
АО «Энергомаш» наряду с барабанными паровыми котлами для энергоблоков 100 и 200 МВт производит котлоагрегаты для теплофикационных турбин паропроизводительностью от 120 до 820 т/ч с естественной циркуляцией, использующие различные виды топлива в основном восточных месторождений.
АО «Энергомаш» изготавливает паровые котлы для ТЭЦ и промэнергетики производительностью 75-160 т/час для сжигания твердого топлива, газа и мазута.
АО «Энергомаш» производит водогрейные котлы производительностью 100 Гкал/час для сжигания прима-бородинского бурого угля, 180 Гкал/ч для сжигания газа и мазута.
Все проекты котлов разрабатывались конструкторским отделом завода совместно с ведущими научно-исследовательскими и проектными организациями - НПО ЦКТИ, ВТИ, ЦНИИТМаш, Институт сварки им. Патона, ВНИПИ ЭНЕРГОПРОМ, Сантехпроект и другие). Котлы отличаются высоким КПД, который достигается за счет конструктивных особенностей. Высокий КПД котла и почти полное сгорание топлива обеспечивают его экономичность и быструю окупаемость. Для небольших котельных котлы отличаются компактными размерами, что облегчает их монтаж. Сложная гидравлическая схема обеспечивает высокие скорости движения воды, что в свою очередь уменьшает образование накипи. Котлы имеют высокую ремонтопригодность.
Таблица 2.2 - Основные потребители АО «Энергомаш» в 2016-2018 гг. доля в годовом объеме производства, %
Отрасль экономики |
2016 г. |
2017 г. |
2018 г. |
Энергогенерирующие компании |
42,1 |
43,8 |
45,5 |
Цветная и черная металлургия |
20,8 |
21,6 |
22,3 |
Цементная промышленность |
6,1 |
5,8 |
5,1 |
Химическая промышленность |
3,8 |
4,1 |
4,5 |
Машиностроение |
7,4 |
6,8 |
6,7 |
Горнодобывающая промышленность |
4,2 |
3,1 |
3 |
Нефтеперерабатывающая промышленность |
2,2 |
2,4 |
1,7 |
Целлюлозно-бумажная промышленность |
2,3 |
3,6 |
3,4 |
Прочие потребители |
11,1 |
8,8 |
7,8 |
В своей сбытовой деятельности предприятие ориентируется на рынок Урала, Восточной и Западной Сибири, Дальнего Востока, что связано с географическим положением города. Такая сбытовая политика предприятия позволяет не только сосредоточить свои усилия на менее обширной территории, но и получить ценовые преимущества за счет сокращения транспортных расходов. Кроме того, продукция завода реализуется в странах СНГ (Беларусь, Украина, Казахстан, Узбекистан, Туркменистан). В ближайшие годы три года завод планирует начать экспорт тягодутьевых машин на рынки Западной Европы. Переговоры с западными фирмами уже были и продолжатся в текущем году.
Основными потребителями продукции АО «Энергомаш» являются предприятия энергетики, черной и цветной металлургии, химической и нефтехимической промышленности.
За годы существования котельного завода «Энергомаш» были изготовлены сотни наименований энергетического оборудования, которое успешно эксплуатируется на крупных промышленных предприятиях России, стран СНГ и 50-ти стран дальнего зарубежья.
Марку «Энергомаш» имеют почти 25% паровых и 28% водогрейных котлов на электростанциях, входивших в РАО «ЕЭС России». На котельных агрегатах с маркой «ЭНЕРГОМАШ» вырабатывается около 25% электрической и 40% тепловой энергии, производимой тепловыми электростанциями и районными котельными стран СНГ.
«Энергомаш» занимает лидирующее положение на рынке котельного оборудования. Доля рынка составляет около 50% в России и странах СНГ (рисунок 2.1).
Рисунок 2.1 – Доли рынка АО «Энергомаш» в установленном оборудовании в России и СНГ, %
Потребители продукции АО «Энергомаш» находятся в 60 странах мира. География поставок котлов, 1943-2013, % по количеству представлена на рисунке 2.2.
Рисунок 2.2- География поставок котлов, 1943-2013, % по количеству
В настоящее время в России и странах СНГ находится в эксплуатации около 1000 паровых барабанных котлов (Россия – 690, СНГ – 280) и более 300 водогрейных котлов производства «Энергомаш». (рисунок 2.3).
Рисунок 2.3 – Доли производителей водонагрейных котлов в России и СНГК, %
Таким образом, по объему производства котлов АО «Энергомаш» занимает лидирующие позиции на рынке котельного оборудования.
В таблице 2.3 представлены основные поставщики завода.
Таблица 2.3 – Основные поставщики предприятия
Наименование поставщика |
Номенклатура продукции |
ЗАО ТД «Уралтрубосталь» АО «ЧТЗ» |
Трубы |
АО «Волжский трубный завод» |
Трубы |
ЗАО «Энергомаш» |
Поковки, детали трубопроводов |
АО Московский металлургический завод «Серп и Молот» |
Сварочная проволока |
ЗАО «ТД -Электродный завод» |
Сварочные материалы |
ЗАО «Декос» |
Флюс |
АО «Белон» |
Металлопрокат |
АО ТД Нержавеющие стали |
Металлопрокат |
ОМЗ Спецсталь |
Металлопрокат |
АО «Нижнетагильский металлургический комбинат» |
Металлопрокат |
ЗАО ВМЗ «Красный Октябрь» |
Металлопрокат |
Действующая на предприятие технология производства отвечает основным требованиям рынка котельного оборудования по качеству и цене производимой продукции. Основные производственные площади используемые в производстве продукции указаны в таблице 2.4.
Таблица 2.4 - Распределение площадей основного производства
Наименование и № цеха |
Наименование выпускаемых изделий |
Общая площадь, (кв. м) |
|
Тягодутьевые машины |
29 131 |
||
Котельные цехи №2, 4, 9, 16, 18 |
Котлы и котловые запчасти |
63 264 |
|
Цех №8 |
Тягодутьевые машины |
25 200 |
|
Цех №5 |
Законсервирован |
5 040 |
|
Цех №6 |
Законсервирован |
13 644 |
|
Цех №7 |
Законсервирован |
4 680 |
|
Итого |
117 595 |
Из таблицы 1.4 видно, что на заводе 17% площадей основного производства законсервированы, что говорит о большом имеющемся производственном потенциале либо о возможности иного рентабельного использования площадей.
Основная доля производственных площадей приходится на котлы и котловые запчасти, что оправдано, так как их реализация приносит основную прибыль завода.
Среднесписочная численность работников АО «Энергомаш» 1100 человек.
Анализ исходного состояния АО «Энергомаш» позволяет сделать следующие выводы:
- высокое качество продукции обеспечивается тем, что производство сертифицировано в соответствии с требованиями ГОСТ Р ИСО 9001-2000, в 2014 году прошла повторный аудит и получила сертификат международного образца «ТЮФ СЕРТ»;
- предприятие реализует индивидуальную стратегию ценообразования, т.е. устанавливает цены в зависимости от значимости клиента и размера заказа на величину скидки до 10%;
- удаленность от основных поставщиков сырья, высокие транспортные издержки, высокая доля запасов сырья и материалов (40%) и низкая скорость их оборота, растущая кредиторская задолженность перед поставщиками и подрядчиками;
- использование производственных мощностей на предприятии крайне низкая и составила в 2008 году 50%;
- степень износа основных производственных фондов за период с 2012 по 2014 годы снизилась на 16% и достигла 50%, машин и оборудования – на 20% до уровня 59% за счет выбытия устаревших машин и оборудования и ввода новых, за период выросла фондоотдача с 3,8 до 7,8;
Далее проведем оценку отрасли и конкурентов предприятия.
Отечественные предприятия – изготовители котельного оборудования (сравнимые по мощности): «Красный котельщик» (Таганрогский котельный завод); АО «Белэнергомаш» (Белгородский котельный завод); Подольский машиностроительный завод; Производственно-ремонтные предприятия энергосистем (ПРП); АО «Энергомаш».