Файл: Построение организационных структур (АО «Альфастрахование»).pdf
Добавлен: 29.06.2023
Просмотров: 994
Скачиваний: 22
СОДЕРЖАНИЕ
1. ВЛИЯНИЕ СТРАТЕГИЧЕСКИХ ИЗМЕНЕНИЙ НА ФОРМИРОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ СТРУКТУРЫ
1.1.Сущность и принципы формирования организационной структуры
1.2. Методологические подходы и показатели оценки эффективности
1.3 Методы построение организационной структуры
2. АНАЛИЗ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ СТРУКТУРЫ АО «АЛЬФАСТРАХОВАНИЕ»
2.1.Общая организационно-экономическая характеристика предприятия
2.2 Оценка эффективности организационной структуры предприятия
3. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ СТРУКТУРЫ АО «АЛЬФАТРАХОВАНИЕ»
3.1 Направления совершенствования организационной структуры в свете стратегии развития предприятия
3.2 Оценка экономической эффективности рекомендаций
Продолжение таблицы 2
Текущий налог на прибыль |
406836 |
411510 |
101% |
Чистая прибыль |
2 458 |
7 264 |
296% |
Доходы страховой компании за отчетный год составили 1 891 007 тыс. руб. План доходов перевыполнен на 1%, рост по сравнению с прошлым годом ‐ 5%.
Основная составляющая доходов — это доходы по инвестициям и страховые премии 721 270 тыс. руб. план перевыполнен на 17%, прирост по сравнению с прошлым годом 21%.
Наблюдается выполнение и перевыполнение доходов по инвестициям на 25% и прочих доходов на 65%, снизилась доля перестраховщиков в страховых выплатах и в страховых резервах, за счет снижения передачи ответственности в перестрахование.
Расходы компании составляют 1 276 813 тыс. руб., прирост по сравнению с прошлым годом 5%. Основные составляющие расходов — страховые выплаты, расходы по перестрахованию рисков, с ростом страховых сборов увеличиваются страховые резервы, расходы на ведение дела.
Страховые выплаты по итогам года составили 169 703 тыс. руб. (13% от общих расходов). Этот показатель в отчетном году выше планового на 3% и ниже уровня прошлого года на 19%.
Страховые резервы составляют 496 294 тыс. руб. (38% от расходов – основная статья расходов). Рост страховых резервов связан с увеличением страховых премий, а так же изменением структуры страхового портфеля. Данная статья расходов в следующем отчетном году будет отражаться в составе доходной части как возврат страховых резервов.
Расходы на ведение дела превышают плановые расходы на 5% (22% от общих расходов) в части расходов на ведение страховых операций увеличение связано с ростом продаж через агентскую сеть. Расходы на ведение дела составляют 291 685 тыс.руб. или 40% от начисленных страховых премий, что ниже уровня прошлого года 41%.
Таким образом, по итогам 2018 года чистая прибыль выросла.
В целом можно сказать, что компания «АльфаСтрахование» стремится расширять сферу своей деятельности, увеличивает объем сбыта услуг, и как следствие, повышает прибыль, собственную конкурентоспособность.
2.2 Оценка эффективности организационной структуры предприятия
Для анализа эффективности организационной структуры рассмотрим функции и обязанности руководителей и сотрудников «АльфаСтрахование», подчиненных непосредственно директору московского представительства приведены в таблице 3.
Таблица 3
Функции и обязанности подразделений компании АО «АльфаСтрахование»
Должность |
Функции и обязанности |
Директор |
Управление филиалом, контроль деятельности и взаимодействия структурных подразделений, ведение переговоров с крупными клиентами |
Зам директора по продажам |
Руководит всем офисами продаж и пунктами урегулирования убытков. осуществляется управление маркетингом в рамках филиала, организация работы Call - центра. |
Зам директора по экономич. вопросам |
Руководство планово-экономической работой, сметно-договорной работой, анализ финансового состояния филиала |
Зам. директора по юридическим вопросам |
Решение юридических вопросов, урегулирование споров, консультирование менеджеров, работающих с клиентами по юридическим вопросам, составление типовых договоров и т.д. |
Главный бухгалтер |
Руководство бухгалтерским учетом, формирование налоговой и финансовой отчетности |
Планово-экономический отдел |
Формирование единой экономической политики филиала на основе анализа состояния и тенденций развития. Экономическое планирование, направленное на эффективное использование всех видов ресурсов в процессе продаж страховых продуктов. Анализ экономического состояния представительства. |
Договорной отдел |
Подготовка договоров с партнерами, ведение договорной работы с компаниями - партнерами. |
Ит-отдел |
Установка, настройка и сопровождение программного обеспечения, организация информационного обеспечения Call- центра, офисов продаж |
Отдел кадров |
Обеспечение подбора, расстановки, изучения и использования рабочих кадров и специалистов; организация системы учета кадров, анализ текучести кадров |
Офис-менеджер |
Работа с документами, обеспечение и обслуживание работы руководителя |
Продолжение таблицы 3
Канцелярия |
Ведение документооборота московского представительства, организация работы представительства и осуществление взаимосвязи, доведение указаний и внутренних документов до работников офисов продаж и пунктов урегулирования убытков. |
Отдел строительства |
Обеспечивает ремонт и поддержание надлежащего состояния помещений управленческого офиса и офисов продаж. |
АХО |
Административно-хозяйственный отдел занимается обеспечением нормального функционирования офиса, обеспечивая всем необходимым работников. Исполняет хозяйственные и транспортные функции управления. |
В организационной структуре три уровня управления: высший менеджмент (директор, заместители директора, главный бухгалтер), средний менеджмент (руководители отделов), низший менеджмент (специалисты).
Рассмотрим практические нормы управляемости, действующие в АО «АльфаСтрахование» (табл.4).
Таблица 4
Норма управляемости в АО «АльфаСтрахование»
Руководитель |
Количество подчин. подразделений |
Количество подчин. сотрудников |
Примечание |
Директор московского представительства |
9 |
32 |
Руководители подразделений и персонал подчиненных напрямую подразделений |
Заместитель директора по продажам |
100 |
357 |
Сотрудники выполняют стандартные операции |
Заместитель генерального директора по экономическим вопросам |
2 |
55 |
Сотрудники выполняют стандартные операции |
Главный бухгалтер |
2 |
33 |
Часть сотрудников выполняет стандартные задачи, часть – должны принимать нестандартные решения |
Заместитель директора по развитию |
3 |
57 |
Сотрудники выполняют стандартные операции |
Заместитель директора по юридическим вопросам |
1 |
20 |
Сотрудники выполняют стандартные операции |
ВСЕГО |
554 |
Как видно из таблицы 4 норма управляемости по высшему менеджменту не высокая, кроме заместителя директора по продажам, в подчинении у которого 357 человек.
Средняя норма управляемости в организации определяет, является ли структура высокой или плоской. Для высокой структуры характерна низкая норма управляемости и большее число иерархических уровней. Плоская структура характеризуется высокой нормой управляемости в горизонтальном измерении и малым числом уровней иерархии. Структуру «АльфаСтрахование» можно отнести к плоской, так как норма управляемости в среднем невысокая, а число уровней иерархии – 3.
Для каждого структурного подразделения разработаны Положения об отделах, службах. Также разработаны и действуют Правила трудового распорядка.
В компании отсутствует полноценный отдел кадров, так как при численности 554 работника, 3 работников кадров недостаточно. Работа по адаптации, развитию, оценке кадров, формированию кадрового резерва, ротации ведется очень ограниченно и только в случаях острой рабочей необходимости.
В компании поощряется творческий подход к работе. Внимание обращается на индивидуальные качества сотрудника, такие как способности к организации трудового процесса, наличие системного мышления, умение вести за собой коллектив. При наличии специального образования и вышеперечисленных качеств карьерный рост может быть довольно стремительным.
В компании эффективность работы сильно зависит от ее кадрового состава и взаимоотношений между ними. Необходимость в хорошо обученных работниках с опытом работы и большой уровень текучести рабочей силы предопределяют актуальность эффективного планирования кадров.
Данная организационная структура управления характеризуется производительностью аппарата управления, адаптивностью системы управления, оперативностью принятия решений.
Трудовые отношения между «АльфаСтрахование» и его работниками регулируются действующим трудовым законодательством. Работники Общества подлежат социальному и медицинскому страхованию. Общество вправе устанавливать своим работникам дополнительные социально-бытовые льготы, в том числе сокращенный рабочий день и дополнительные отпуска. При этом «АльфаСтрахование» принимает меры по охране труда, а также обеспечивает своим работникам выплату заработной платы не ниже гарантированного законом минимумом. На предприятии используются две системы оплаты труда: повременная и сдельная. Сдельная система оплаты труда используется при начислении заработной платы основных производственных рабочих, а повременная – для всех остальных подразделений.
Весь персонал «АльфаСтрахование» делится на две группы: управленческий персонал и персонал, работающий с клиентами. В составе управленческого персонала выделяют руководителей, специалистов, технических работников. Анализ состава работающих по категориям персонала «АльфаСтрахование» представлен в табл. 5.
Таблица 5
Структура персонала «АльфаСтрахование» по уровням управления [37][19]
Категории |
2016 год |
2017 год |
2018 год |
Динамика % |
|
Кол-во, чел. |
Кол-во, чел. |
Кол-во, чел. |
Уд. вес, % |
2018/2016 |
|
Руководители - высший менеджмент |
6 |
6 |
6 |
1,1 |
100 |
Средний уровень менеджмента |
62 |
62 |
62 |
11,2 |
100 |
Технический персонал |
38 |
38 |
38 |
6,9 |
100 |
Персонал, работающий с клиентами |
447 |
446 |
448 |
80,8 |
100,3 |
ВСЕГО |
553 |
552 |
554 |
100 |
100,2 |
Общая численность персонала московского представительства составляет 554 сотрудника. Высшее руководство составляет 6 сотрудников, средний уровень менеджмента – 62 сотрудника, специалистов - 448, технических работников – 38.
Наибольшую численность составляет персонал, работающий непосредственно с потребителями услуг, на них приходится 80,8% от общей численности всех работников московского представительства.
Большая часть персонала представительства - женщины (87%).
Важной характеристикой кадров является образование. Оценка уровня образования персонала московского представительства компании в таблице 6.
Таблица 6
Структура персонала по уровню образования в 2016-2018 года [35][20]
Год |
Общая численность |
Высшее профессиональное образование |
Среднее профессиональное образование |
Незаконченное высшее |
|||
Чел |
% |
Чел |
% |
Чел |
% |
||
2018 |
554 |
349 |
63 |
178 |
32,1 |
27 |
4,9 |
2017 |
552 |
337 |
61 |
190 |
34,4 |
25 |
4,6 |
2016 |
553 |
343 |
62 |
180 |
32,5 |
30 |
5,5 |
Высшее профессиональное образование в 2018 году имеют 63% работников, незначительно уменьшилось численность персонала со средним образованием. Численность работников с незаконченным высшим образованием уменьшилась в 2018 году и составила 27 чел. При этом большая часть сотрудников хоть и имеет образование, но он не профильное. То есть требуется дополнительное обучение, которое позволит понять общую систему страхования, принципы организации страхового дела.
Проанализируем качественный состав московского представительства по возрасту (таблица 7).
Таблица 7
Распределение персонала по возрасту [35]
Категория персонала |
Численность, чел. |
Удельный вес, % |
Динамика 2018/2016 |
|||||
2016 |
2017 |
2018 |
2016 |
2017 |
2018 |
чел |
% |
|
18-25 лет |
83 |
66 |
72 |
15 |
12 |
13 |
-9 |
86,7 |