Файл: Анализ конкурентов на рынке и определение собственной конкурентоспособности (на примере конкретной организации.).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.06.2023

Просмотров: 101

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Основные критерии, которыми руководствуются потребители при выборе хлебобулочных изделий, представлены на рис. 5.

Рисунок 5 - Критерии, которыми руководствуются потребители при выборе хлебо-булочных изделий[42]

Основные критерии, которыми руководствуются потребители при выборе хлебобулочных изделий, являются: свежесть (34,2 %), вкусовые качества (22 %), известность наименований (18,8 %), внешний вид изделия (6,8 %). Наименьшее воздействие на потребительский выбор оказывают такие инструменты маркетингового воздействия, как дегустация (0,4 %) и реклама (0,4 %). Потребителей также интересует, состав хлебобулочных изделий.

Качество хлебобулочных изделий респонденты оценили следующим образом: 75 % опрошенных потребителей продукции ООО «Гелио-Ореол» отметили, что качество изделий «отличное». 10 %, что хлебобулочные изделия «хорошего» качества, и 2 % высказали мнение о том, что хлебобулочные изделия «удовлетворительного» качества (рис. 6). Категории «цена – качество» хлебобулочных изделий ООО «Гелио-Ореол», по мнению 94,2 % потребителей, потребляющих продукцию данного предприятия, соответствуют друг другу. Но 5,8 % респондентов отметили их несоответствие, аргументируя тем, качество продукции должно быть выше.

Рисунок 6 - Оценка потребителями качества хлебобулочных изделий ООО «Гелио-Ореол»: 1 – плохое качество; 5 – отличное качество[43]

Что же касается вкусовых качеств хлебобулочных изделий ООО «Гелио-Ореол», то 97,7 % покупателей они нравятся. И соответственно 2,3 % покупателей – не нравятся. В качестве основной причины отмечен имеющийся вкус дрожжей. Основная про­блема ООО «Гелио-Ореол» заключается в тенденции нарушения ГОСТов 27842-88 и 28808-90 «Техниче­ские условия «Хлеб из пшеничной муки».

4. Конкуренты.

Основными конкурентами ООО «Гелио-Ореол» являются: ОАО «Черемушки»; ООО «Катык»; ООО «АВА-Хлеб»; ООО «Жуковский хлеб»; ООО «ПЕКО»; минипекарни.

Распределение рынка между конкурентами представлено в таблице 7.

Таблица 7

Распределение рынка между конкурентами[44]

Предприятие

Доля рынка, %

Отклонение, п.п.

2014 год

2015 год

2016 год

2016/2014

2016/2015

ООО «Гелио-Ореол»

12

14

15

3

1

ОАО «Черемушки»

56

55

54

-2

-1

ООО «Катык»

9

9

10

1

1

ООО «АВА-Хлеб»

6

5

5

-1

-

ООО «Жуковский хлеб»

8

8

10

2

2

ООО «ПЕКО»

5

5

5

-

-

Прочие

4

4

1

-3

-3


Как видно из представленных данных, на долю ООО «Гелио-Ореол» приходится 15 % рынка. Это – вторая позиция после ОАО «Черемушки», на долю которого приходится 54 % рынка.

В таблице 8 представлен анализ конкурентоспособности предприятия.

Таблица 8

Анализ конкурентных позиций ООО «Гелио-Ореол»

Показатель

ООО «Гелио-Ореол»

Конкуренты

ОАО «Черемушки»

ООО «Катык»

ООО «АВА-Хлеб»

ООО Жуковский хлеб»

ООО «ПЕКО»

1

2

3

4

5

6

7

Продукция

Качество продукции

3

4

4

5

3

5

Ассортиментный ряд

4

5

2

2

1

1

Доступность

5

3

3

1

4

1

Стабильность поставок

5

4

3

2

5

2

Скорость обслуживания

5

5

3

2

4

1

Цена

Цена продукции

4

5

3

4

4

5

% скидки с цены для оптовых покупателей

3

4

0

0

4

3

Продвижение услуг на рынке

Реклама

3

3

1

1

0

0

Стимулирование потребителей.

1

2

1

0

0

0

ИТОГО по баллам

33

35

20

17

25

18


Основным конкурентом ООО «Гелио-Ореол» является ОАО «Черемушки». Предприятие уступает основному конкуренту по качеству, ассортименту, цене продукции, а также по продвижению ее продукции на рынок. Если общий балл конкурентных позиций ООО «Гелио-Ореол» составляет 33 балла, то у ОАО «Черемушки» конкурентные общие балы 35 ед. Кроме того, конкурентами на рынке хлебобулочной продукции являются ООО «Катык» - 20 баллов, ООО «АВА-Хлеб» - 17 баллов, ООО «Жуковский хлеб» - 25 баллов, ООО «ПЕКО» - 8 баллов. Конкуренция между указанными поставщиками хлебобулочной продукции очень сильная.

Ближайший конкурент – ОАО «Черемушки», с долей присутствия на рынке г. Тольятти 54 % и высокими конкурентными позициями – число балов конкурентной позиции равно 35. При этом ассортиментный ряд данного предприятия выше, чем у ООО «Гелио-Ореол». Кроме того, цена продукции несколько ниже, а качество производимой продукции превышает качество продукции ООО «Гелио-Ореол». В ассортиментом ряду ОАО «Черемушки» присутствуют позиции отсутствующие у ООО «Гелио-Ореол». Так, например, это широкий ассортиментный ряд хлеба с различными вкусовыми добавками и широкий ассортимент булочной мелочи десертного направления.

Следующие ближайшие конкуренты - это ООО «Жуковский Хлеб» (конкурентные баллы 25) и ООО «Катык» (число конкурентных баллов 20). Данные предприятия представляют на рынке невысокий ассортимент, но наиболее востребованный – хлеб «Белый формованный» и ржаной «Дарницкий» пользующиеся спросом.

Итак, обобщим результаты анализа рыночной среды предприятия.

Оценка факторов внешней среды косвенного воздействия являются достаточно благоприятными для ООО «Гелио-Ореол». Несмотря на ухудшение общей экономической ситуации в стране, снижения курса рубля, роста цен на муку и прочее сырье, используемое в производстве хлеба, рост инфляции, значительно снижения спроса на хлеб не прогнозируется. Хлеб в нашей стране – продукт первой необходимости, спрос на него относительно неэластичен, поэтому, даже при росте цен на хлеб, спрос на него практически не изменится.

Благоприятным фактором для развития ООО «Гелио-Ореол» может явиться принятие изменений в Федеральный закон «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации», предусматривающих введение ограничения торговой наценки на социально значимые продукты питания максимум 15% от цены реализации первому оптовому покупателю. Это будет выгодно ООО «Гелио-Ореол», так как розничные цены на продукцию предприятия снизятся.


В ООО «Гелио-Ореол» установлены стабильные связи с поставщиками сырья, что обеспечивает непрерывность технологического процесса. Потребителями продукции ООО «Гелио-Ореол» являются торговые предприятия (75 %) и розничные покупатели (25 % продукции реализуется через три собственных магазина). Потребители достаточно высоко оценивают качество продукции ООО «Гелио-Ореол»: 75 % опрошенных потребителей считают качество изделий «отличным», а еще 10 % - «хорошим». Вкусовые качества хлебобулочных изделий ООО «Гелио-Ореол» нравятся 97,7 % покупателей.

На ООО «Гелио-Ореол» приходится 15 % рынка хлебобулочных изделий Тольятти. Основным конкурентом ООО «Гелио-Ореол» является ОАО «Черемушки», на которого приходится 54 % рынка. ООО «Гелио-Ореол» уступает главному конкуренту по качеству, ассортименту, цене продукции, а также по продвижению ее продукции на рынок. Однако, общий балл конкурентоспособности ООО «Гелио-Ореол» лишь на 5,71 п.п. (2 балла) ниже, чем у ОАО «Черемушки».

Выводы по Главе 2

ООО «Гелио-Ореол» - коммерческое предприятие, основным видом деятельности которого является производство хлебо-булочных изделий.

Проведенный анализ показал, что деятельность ООО «Гелио-Ореол» в 2015-2016 гг. не может быть признана эффективной, так как имеет место снижение прибыли и показателей рентабельности. Главные причины сложившейся ситуации: неэффективное управление расходами на предприятии, проблемы роста задолженности покупателей.

Анализ рыночной среды предприятия показал, что оценка факторов внешней среды косвенного воздействия являются достаточно благоприятными для ООО «Гелио-Ореол». Несмотря на ухудшение общей экономической ситуации в стране, снижения курса рубля, роста цен на муку и прочее сырье, используемое в производстве хлеба, рост инфляции, значительно снижения спроса на хлеб не прогнозируется. Хлеб в нашей стране – продукт первой необходимости, спрос на него относительно неэластичен, поэтому, даже при росте цен на хлеб, спрос на него практически не изменится.

Благоприятным фактором для развития ООО «Гелио-Ореол» может явиться принятие изменений в Федеральный закон «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации», предусматривающих введение ограничения торговой наценки на социально значимые продукты питания максимум 15% от цены реализации первому оптовому покупателю. Это будет выгодно ООО «Гелио-Ореол», так как розничные цены на продукцию предприятия снизятся.


В ООО «Гелио-Ореол» установлены стабильные связи с поставщиками сырья, что обеспечивает непрерывность технологического процесса. Потребителями продукции ООО «Гелио-Ореол» являются торговые предприятия (75 %) и розничные покупатели (25 % продукции реализуется через три собственных магазина). Потребители достаточно высоко оценивают качество продукции ООО «Гелио-Ореол»: 75 % опрошенных потребителей считают качество изделий «отличным», а еще 10 % - «хорошим». Вкусовые качества хлебобулочных изделий ООО «Гелио-Ореол» нравятся 97,7 % покупателей.

На ООО «Гелио-Ореол» приходится 15 % рынка хлебобулочных изделий Тольятти. Основным конкурентом ООО «Гелио-Ореол» является ОАО «Черемушки», на которого приходится 54 % рынка. ООО «Гелио-Ореол» уступает главному конкуренту по качеству, ассортименту, цене продукции, а также по продвижению ее продукции на рынок. Однако, общий балл конкурентоспособности ООО «Гелио-Ореол» лишь на 5,71 п.п. (2 балла) ниже, чем у ОАО «Черемушки».

Глава 3. Разработка рекомендаций по повышениюэффективности стратегии повышения конкурентоспособности ООО «Гелио-Ореол»

Проект стратегического реинжиниринга бизнес-процесса ООО «Гелио-Ореол» должен включать в себя следующие направления.

1. Автоматизация производства. Основная про­блема ООО «Гелио-Ореол» заключается в тенденции нарушения ГОСТов 27842-88 и 28808-90 «Техниче­ские условия «Хлеб из пшеничной муки». Системы управления на всех технологических этапах позво­ляют контролировать соблюдение показателей ка­чества продукции. Для устранения данной пробле­мы, ООО «Гелио-Ореол» рекомендуется приобретение нового оборудо­вания: тестомесильной машины чешской компании TOPOS a.s., тестоформовочной машины CR 59 ком­пании WP Haton, Dough Friendly Company. Тесто­формовочная машина CR 59 WP Haton предназна­чена для широкого диапазона изделий. Идеально подходит для всех сортов теста, таких как пшенич­ное, пшеничное–ржаное, ржано-пшеничное, мно­гозерновое и цельнозерновое. Оборудование вы­полнено из высокотехнологичного материала. За счет высокой точности подгонки канавки к конусу обеспечивается минимальное откалывание кусоч­ков теста от куска. Для исключения налипания, тестоформовочная машина оснащена дополнитель­ным масляным дозатором.