Файл: Анализ конкурентов на рынке и определение собственной конкурентоспособности (на примере конкретной организации.).pdf
Добавлен: 29.06.2023
Просмотров: 101
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические аспекты разработки стратегии повышения конкурентоспособности предприятия
1.1. Понятие конкурентоспособности предприятия
1.2. Стратегия конкурентоспособности предприятия: понятие, виды и подходы к разработке
Глава 2. Анализ конкурентоспособности ООО «Гелио-Ореол»
2.1. Краткая характеристика ООО «Гелио-Ореол»
Основные критерии, которыми руководствуются потребители при выборе хлебобулочных изделий, представлены на рис. 5.
Рисунок 5 - Критерии, которыми руководствуются потребители при выборе хлебо-булочных изделий[42]
Основные критерии, которыми руководствуются потребители при выборе хлебобулочных изделий, являются: свежесть (34,2 %), вкусовые качества (22 %), известность наименований (18,8 %), внешний вид изделия (6,8 %). Наименьшее воздействие на потребительский выбор оказывают такие инструменты маркетингового воздействия, как дегустация (0,4 %) и реклама (0,4 %). Потребителей также интересует, состав хлебобулочных изделий.
Качество хлебобулочных изделий респонденты оценили следующим образом: 75 % опрошенных потребителей продукции ООО «Гелио-Ореол» отметили, что качество изделий «отличное». 10 %, что хлебобулочные изделия «хорошего» качества, и 2 % высказали мнение о том, что хлебобулочные изделия «удовлетворительного» качества (рис. 6). Категории «цена – качество» хлебобулочных изделий ООО «Гелио-Ореол», по мнению 94,2 % потребителей, потребляющих продукцию данного предприятия, соответствуют друг другу. Но 5,8 % респондентов отметили их несоответствие, аргументируя тем, качество продукции должно быть выше.
Рисунок 6 - Оценка потребителями качества хлебобулочных изделий ООО «Гелио-Ореол»: 1 – плохое качество; 5 – отличное качество[43]
Что же касается вкусовых качеств хлебобулочных изделий ООО «Гелио-Ореол», то 97,7 % покупателей они нравятся. И соответственно 2,3 % покупателей – не нравятся. В качестве основной причины отмечен имеющийся вкус дрожжей. Основная проблема ООО «Гелио-Ореол» заключается в тенденции нарушения ГОСТов 27842-88 и 28808-90 «Технические условия «Хлеб из пшеничной муки».
4. Конкуренты.
Основными конкурентами ООО «Гелио-Ореол» являются: ОАО «Черемушки»; ООО «Катык»; ООО «АВА-Хлеб»; ООО «Жуковский хлеб»; ООО «ПЕКО»; минипекарни.
Распределение рынка между конкурентами представлено в таблице 7.
Таблица 7
Распределение рынка между конкурентами[44]
Предприятие |
Доля рынка, % |
Отклонение, п.п. |
|||
2014 год |
2015 год |
2016 год |
2016/2014 |
2016/2015 |
|
ООО «Гелио-Ореол» |
12 |
14 |
15 |
3 |
1 |
ОАО «Черемушки» |
56 |
55 |
54 |
-2 |
-1 |
ООО «Катык» |
9 |
9 |
10 |
1 |
1 |
ООО «АВА-Хлеб» |
6 |
5 |
5 |
-1 |
- |
ООО «Жуковский хлеб» |
8 |
8 |
10 |
2 |
2 |
ООО «ПЕКО» |
5 |
5 |
5 |
- |
- |
Прочие |
4 |
4 |
1 |
-3 |
-3 |
Как видно из представленных данных, на долю ООО «Гелио-Ореол» приходится 15 % рынка. Это – вторая позиция после ОАО «Черемушки», на долю которого приходится 54 % рынка.
В таблице 8 представлен анализ конкурентоспособности предприятия.
Таблица 8
Анализ конкурентных позиций ООО «Гелио-Ореол»
Показатель |
ООО «Гелио-Ореол» |
Конкуренты |
||||
ОАО «Черемушки» |
ООО «Катык» |
ООО «АВА-Хлеб» |
ООО Жуковский хлеб» |
ООО «ПЕКО» |
||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
Продукция |
||||||
Качество продукции |
3 |
4 |
4 |
5 |
3 |
5 |
Ассортиментный ряд |
4 |
5 |
2 |
2 |
1 |
1 |
Доступность |
5 |
3 |
3 |
1 |
4 |
1 |
Стабильность поставок |
5 |
4 |
3 |
2 |
5 |
2 |
Скорость обслуживания |
5 |
5 |
3 |
2 |
4 |
1 |
Цена |
||||||
Цена продукции |
4 |
5 |
3 |
4 |
4 |
5 |
% скидки с цены для оптовых покупателей |
3 |
4 |
0 |
0 |
4 |
3 |
Продвижение услуг на рынке |
||||||
Реклама |
3 |
3 |
1 |
1 |
0 |
0 |
Стимулирование потребителей. |
1 |
2 |
1 |
0 |
0 |
0 |
ИТОГО по баллам |
33 |
35 |
20 |
17 |
25 |
18 |
Основным конкурентом ООО «Гелио-Ореол» является ОАО «Черемушки». Предприятие уступает основному конкуренту по качеству, ассортименту, цене продукции, а также по продвижению ее продукции на рынок. Если общий балл конкурентных позиций ООО «Гелио-Ореол» составляет 33 балла, то у ОАО «Черемушки» конкурентные общие балы 35 ед. Кроме того, конкурентами на рынке хлебобулочной продукции являются ООО «Катык» - 20 баллов, ООО «АВА-Хлеб» - 17 баллов, ООО «Жуковский хлеб» - 25 баллов, ООО «ПЕКО» - 8 баллов. Конкуренция между указанными поставщиками хлебобулочной продукции очень сильная.
Ближайший конкурент – ОАО «Черемушки», с долей присутствия на рынке г. Тольятти 54 % и высокими конкурентными позициями – число балов конкурентной позиции равно 35. При этом ассортиментный ряд данного предприятия выше, чем у ООО «Гелио-Ореол». Кроме того, цена продукции несколько ниже, а качество производимой продукции превышает качество продукции ООО «Гелио-Ореол». В ассортиментом ряду ОАО «Черемушки» присутствуют позиции отсутствующие у ООО «Гелио-Ореол». Так, например, это широкий ассортиментный ряд хлеба с различными вкусовыми добавками и широкий ассортимент булочной мелочи десертного направления.
Следующие ближайшие конкуренты - это ООО «Жуковский Хлеб» (конкурентные баллы 25) и ООО «Катык» (число конкурентных баллов 20). Данные предприятия представляют на рынке невысокий ассортимент, но наиболее востребованный – хлеб «Белый формованный» и ржаной «Дарницкий» пользующиеся спросом.
Итак, обобщим результаты анализа рыночной среды предприятия.
Оценка факторов внешней среды косвенного воздействия являются достаточно благоприятными для ООО «Гелио-Ореол». Несмотря на ухудшение общей экономической ситуации в стране, снижения курса рубля, роста цен на муку и прочее сырье, используемое в производстве хлеба, рост инфляции, значительно снижения спроса на хлеб не прогнозируется. Хлеб в нашей стране – продукт первой необходимости, спрос на него относительно неэластичен, поэтому, даже при росте цен на хлеб, спрос на него практически не изменится.
Благоприятным фактором для развития ООО «Гелио-Ореол» может явиться принятие изменений в Федеральный закон «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации», предусматривающих введение ограничения торговой наценки на социально значимые продукты питания максимум 15% от цены реализации первому оптовому покупателю. Это будет выгодно ООО «Гелио-Ореол», так как розничные цены на продукцию предприятия снизятся.
В ООО «Гелио-Ореол» установлены стабильные связи с поставщиками сырья, что обеспечивает непрерывность технологического процесса. Потребителями продукции ООО «Гелио-Ореол» являются торговые предприятия (75 %) и розничные покупатели (25 % продукции реализуется через три собственных магазина). Потребители достаточно высоко оценивают качество продукции ООО «Гелио-Ореол»: 75 % опрошенных потребителей считают качество изделий «отличным», а еще 10 % - «хорошим». Вкусовые качества хлебобулочных изделий ООО «Гелио-Ореол» нравятся 97,7 % покупателей.
На ООО «Гелио-Ореол» приходится 15 % рынка хлебобулочных изделий Тольятти. Основным конкурентом ООО «Гелио-Ореол» является ОАО «Черемушки», на которого приходится 54 % рынка. ООО «Гелио-Ореол» уступает главному конкуренту по качеству, ассортименту, цене продукции, а также по продвижению ее продукции на рынок. Однако, общий балл конкурентоспособности ООО «Гелио-Ореол» лишь на 5,71 п.п. (2 балла) ниже, чем у ОАО «Черемушки».
ООО «Гелио-Ореол» - коммерческое предприятие, основным видом деятельности которого является производство хлебо-булочных изделий.
Проведенный анализ показал, что деятельность ООО «Гелио-Ореол» в 2015-2016 гг. не может быть признана эффективной, так как имеет место снижение прибыли и показателей рентабельности. Главные причины сложившейся ситуации: неэффективное управление расходами на предприятии, проблемы роста задолженности покупателей.
Анализ рыночной среды предприятия показал, что оценка факторов внешней среды косвенного воздействия являются достаточно благоприятными для ООО «Гелио-Ореол». Несмотря на ухудшение общей экономической ситуации в стране, снижения курса рубля, роста цен на муку и прочее сырье, используемое в производстве хлеба, рост инфляции, значительно снижения спроса на хлеб не прогнозируется. Хлеб в нашей стране – продукт первой необходимости, спрос на него относительно неэластичен, поэтому, даже при росте цен на хлеб, спрос на него практически не изменится.
Благоприятным фактором для развития ООО «Гелио-Ореол» может явиться принятие изменений в Федеральный закон «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации», предусматривающих введение ограничения торговой наценки на социально значимые продукты питания максимум 15% от цены реализации первому оптовому покупателю. Это будет выгодно ООО «Гелио-Ореол», так как розничные цены на продукцию предприятия снизятся.
В ООО «Гелио-Ореол» установлены стабильные связи с поставщиками сырья, что обеспечивает непрерывность технологического процесса. Потребителями продукции ООО «Гелио-Ореол» являются торговые предприятия (75 %) и розничные покупатели (25 % продукции реализуется через три собственных магазина). Потребители достаточно высоко оценивают качество продукции ООО «Гелио-Ореол»: 75 % опрошенных потребителей считают качество изделий «отличным», а еще 10 % - «хорошим». Вкусовые качества хлебобулочных изделий ООО «Гелио-Ореол» нравятся 97,7 % покупателей.
На ООО «Гелио-Ореол» приходится 15 % рынка хлебобулочных изделий Тольятти. Основным конкурентом ООО «Гелио-Ореол» является ОАО «Черемушки», на которого приходится 54 % рынка. ООО «Гелио-Ореол» уступает главному конкуренту по качеству, ассортименту, цене продукции, а также по продвижению ее продукции на рынок. Однако, общий балл конкурентоспособности ООО «Гелио-Ореол» лишь на 5,71 п.п. (2 балла) ниже, чем у ОАО «Черемушки».
Глава 3. Разработка рекомендаций по повышениюэффективности стратегии повышения конкурентоспособности ООО «Гелио-Ореол»
Проект стратегического реинжиниринга бизнес-процесса ООО «Гелио-Ореол» должен включать в себя следующие направления.
1. Автоматизация производства. Основная проблема ООО «Гелио-Ореол» заключается в тенденции нарушения ГОСТов 27842-88 и 28808-90 «Технические условия «Хлеб из пшеничной муки». Системы управления на всех технологических этапах позволяют контролировать соблюдение показателей качества продукции. Для устранения данной проблемы, ООО «Гелио-Ореол» рекомендуется приобретение нового оборудования: тестомесильной машины чешской компании TOPOS a.s., тестоформовочной машины CR 59 компании WP Haton, Dough Friendly Company. Тестоформовочная машина CR 59 WP Haton предназначена для широкого диапазона изделий. Идеально подходит для всех сортов теста, таких как пшеничное, пшеничное–ржаное, ржано-пшеничное, многозерновое и цельнозерновое. Оборудование выполнено из высокотехнологичного материала. За счет высокой точности подгонки канавки к конусу обеспечивается минимальное откалывание кусочков теста от куска. Для исключения налипания, тестоформовочная машина оснащена дополнительным масляным дозатором.