Файл: Анализ конкурентов на рынке и определение собственной конкурентоспособности (на примере конкретной организации.).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.06.2023

Просмотров: 91

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Рассматривая динамику доходов и расходов, приходим к выводу, что в целом за 2016 г. ее можно назвать негативной.

Анализ показателей рентабельности представлен в табл. 3.

Таблица 3

Динамика показателей рентабельности ООО «Гелио-Ореол» в 2015-2016 гг.[37]

Наименование

2015 год

2016 год

Изменение

Общая рентабельность, %

2,02

1,64

-0,39

Рентабельность продаж, %

6,52

5,30

-1,22

Рентабельность собственного капитала, %

8,13

6,56

-1,57

Рентабельность оборотных активов, %

4,05

4,18

0,13

Общая рентабельность производственных фондов, %

8,98

8,09

-0,89

Рентабельность всех активов, %

2,22

2,12

-0,10

Рентабельность финансовых вложений, %

0,01

5,97

5,96

Рентабельность основной деятельности

7,48

6,27

-1,21

Рентабельность производства, %

8,08

6,69

-1,39

Рассматривая показатели рентабельности, прежде всего, следует отметить, что показатель общей рентабельности находится ниже среднеотраслевого значения, установившегося на уровне 10%. В 2015 г. показатель общей рентабельности на предприятии составлял 2,02%, а в 2016 г. – 1,64 % (изменение в абсолютном выражении за период: -0,39 п.п.). Это следует рассматривать как отрицательный момент и искать пути повышения эффективности деятельности организации. Снижение рентабельности собственного капитала с 8,13% до 6,56% за 2016 г. было вызвано увеличением собственного капитала на 77,56 тыс.руб. и снижением чистой прибыли предприятия за 2016 г. период на 13,33 тыс.руб. Как видно из таблицы 2, за 2016 г. значения большинства показателей рентабельности либо уменьшились, либо остались на прежнем уровне, что следует скорее рассматривать как негативную тенденцию.

Итак, проведенное исследование позволяет сделать вывод, что деятельность ООО «Гелио-Ореол» не может быть признана эффективной. Главные причины сложившейся ситуации: неэффективное управление расходами на предприятии, проблемы роста задолженности покупателей.


2.2. Анализ рыночных позиций предприятия

Для оценки рыночных позиций предприятия на первом этапе оценим воздействие на него внешней среды. Внешняя среда - это совокупность активных хозяйствующих субъектов, экономических, общественных и природных условий, национальных и межгосударственных институциональных структур и других внешних условий и факторов, действующих в окружении предприятия и влияющих на различные сферы его деятельности. Внешняя среда обусловлена внешними факторами влияния, то есть условиями, которые организация не может изменить, но должна постоянно учитывать в своей работе. Внешняя среда имеет две сферы: микросреду (среду прямого воздействия) и макросреду (среду косвенного воздействия).

Проведем анализ среды косвенного воздействия.

1. Политико-правовые факторы.

Внутренний рынок и деятельность организации постоянно находятся под влияние политических событий и решений, и руководство организации должно следить за принимаемыми решениями и законами не только федерального правительства, но и местных органов власти, на территории которых функционирует предприятие. С этой точки зрения ООО «Гелио-Ореол» необходимо следить за изменениями текущего законодательства в области налоговой политики Правительства РФ, Московской обл, кредитной политики и ставок рефинансирования ЦБ РФ (фирма неоднократно получала кредиты и собирается использовать данный источник привлечения заемных средств в дальнейшем), законодательства по защите прав потребителей.

2. Экономические условия.

В целом экономические условия в России можно оценить как негативные. За 2014 г. инфляция составила 11,36 %. Начиная с декабря 2014 г. как по всей России, так и по Московской обл. отмечается рост цен на хлеб. Основа в ценообразовании на хлеб — это стоимость зерна, а она с сентября 2014 г. повысилась с 6,5 до 11 тыс. руб. за тонну, то есть почти в два раза. Зерно — это один из тех товаров, которые ориентируются на курс доллара. Другие продукты, которые используются в хлебопечении, также значительно выросли в цене: сахар — на 44%, маргарин — на 57%, мука высшего сорта подорожала с 12 до 17,5 тыс. руб. за тонну. В результате отпускная цена на хлеб за декабрь 2014 г. – июль 2015 г. возросла на 7-10%.

3. Международные изменения.

Экспортная пошлина на вывоз из РФ пшеницы с 1 февраля 2015 г. составляет 15% таможенной стоимости плюс 7,5 евро, но не менее 35 евро за тонну. Введение вывозной пошлины на пшеницу призвано стабилизировать ситуацию на внутреннем рынке зерна», - указано в тексте постановления «О внесении изменений в ставки вывозных таможенных пошлин на товары, вывозимые из Российской Федерации за пределы государств - участников соглашений о Таможенном союзе»[38]. Меры по ограничению экспорта зерна направлены на недопущение резкого роста внутренних цен на этот товар. На сегодняшний день внутренние цены начали расти из-за того, что падение курса рубля подтолкнуло производителей к массовому экспорту.


4. Технологический фактор.

Влияние технологического фактора на ООО «Гелио-Ореол» выражается в развитии технологий производства хлеба; использовании новых ингредиентов, оборудования, упаковки. Появляются новые технологии, процесс производства становится более технологичным, разрабатываются новые ингредиенты, улучшители, хлебопекарные смеси которые вытесняют устаревшие, часть традиционных хлебов заменяют другими сортами.

5. Социокультурные факторы.

Несмотря на то, что хлеб в России исконно является основным продуктом, его потребление в последние годы падает. По мнению экспертов, это свидетельствует об улучшении благосостояния населения (рацион семей становится более разнообразным, увеличивается потребление других продуктов). Если в 1990-х гг. наши сограждане потребляли 180 кг хлеба в год, то сейчас - 90. При этом в западных странах этот показатель еще ниже - например, в Германии годовое потребление хлеба составляет 76-80 кг на человека. Ожидается, что в последующие годы тенденция сокращения потребления хлеба в России сохранится. Характерно, что снижается в основном потребление ржаного и ржано-пшеничного хлеба. В то же время на рынке увеличиваются продажи разнообразных диетических и элитных сортов хлебобулочных изделий. В последнее время самым популярным стал хлеб из муки грубого помола, смешанных сортов или с добавлением отрубей.

Обобщим результаты анализа внешней среды косвенного воздействия в виде PESТ-анализа в таблице 4.

Таблица 4

PEST-анализ ООО «Гелио-Ореол»[39]

Группа факторов

События,

факторы

Опасность, возможность

Вероятность

события, проявления
фактора

Важность

фактора

Влияние на

предприятие

Отклонение

Политико-правовые

1. Общая политическая ситуация

Ухудшение

Угроза

0,7

-10

-7

Итого

1,0

-7

Экономические условия

1. Уровень инфляции

Ухудшение

Угроза

0,4

-20

-8

2.Платежеспособный спрос

Ухудшение

Угроза

0,3

-10

-3

3. Потребности конечного пользователя

Улучшение

Возможность

0,3

+15

4,5

Итого

1,0

-6,5

Международные изменения

1. Введение вывозных таможенных пошлин на пшеницу

Улучшение

Возможность

1,0

+5

5

Итого

1,0

5

Texнологические

1. Унификация требований к качеству

Улучшение

Возможность

0,4

+5

2

2. Развитие новых технологий

Улучшение

Возможность

0,6

+5

3

Итого

5

Социальные

1.Демография

Улучшение

Возможность

0,2

+ 10

2

2. Структура доходов и расходов населения

Ухудшение

Угроза

0,2

-15

-3

3. Культура потребления хлеба

Улучшение

Возможность

0,6

+15

9

Итого

8

ВСЕГО

4,5


Итак, результаты проведенного анализа показывают, что в целом факторы внешней среды косвенного воздействия являются благоприятными для ООО «Гелио-Ореол». Однако, необходимо выделить существенное неблагоприятное влияние в связи с ухудшением общей экономической ситуации в стране. Снижение курса рубля влечет рост цен на муку и прочее сырье, используемое в производстве хлеба, а рост инфляции – снижение покупательных возможностей населения. В то же время, хлеб в нашей стране – продукт первой необходимости, спрос на него относительно неэластичен. Поэтому, даже при росте цен на хлеб, спрос на него практически не изменится.

Далее проведем анализ внешней среды прямого воздействия.

  1. Госорганы и законы.

В связи с ростом цен на продукты, в том числе и на хлеб, в марте 2015 г. в Государственную Думу внесен законопроект, который вводит ограничения для торговых наценок на социально значимые продукты питания. Согласно этому документу, максимально возможная торговая наценка на продукты первой необходимости составит 15%, что будет выгодно ООО «Гелио-Ореол», так как розничные цены на продукцию предприятия снизятся.

2. Поставщики.

Анализ основных поставщиков ООО «Гелио-Ореол» представлен в таблице 5.

Таблица 5

Основные показатели поставок сырья в ООО «Гелио-Ореол» в 2015-1016 гг., %[40]

Поставщики

2014 год

2015 год

2016 год

Отклонение 2015/

2014, п.п.

Отклонение2016/2015, п.п.

1

2

3

4

5

6

ООО «Сокон» (мука)

11

17

14

+6

-3

ЧП «Матевосян» (мука)

58

64

78

+6

+14

ООО «Наша мука» (мука)

31

19

8

-12

-11

ООО «Милк Трейд» (масло)

41

38

28

-3

-10

ООО «Продпоставка» маргарин

18

23

50

+5

+27

ООО ТД «ДАЛИМО» (маргарин)

41

39

22

-2

-17


Доли поставщиков основных товарно-материальных ценностей в течение 2014-2016 гг. все время меняются, но состав поставщиков достаточно стабилен. По поставке муки наибольшую долю занимает предприятие ЧП «Матевосян» 58% - в 2014 г., 64% в 2015 г., 78% поставки всей муки в 2016 г. Основными поставщиками жиросодержащих компонентов в 2014 г. были ООО «Милк Трейд» и ООО ТД «ДАЛИМО», поделив между собой по 41% общего объема поставки, тогда как, ООО «Продпоставка» поставляла только 18% сырья. В 2016 г. ситуация изменилась, теперь большая доля поставок жиросодержащих веществ приходится на ООО «Продпоставка» - 50%, а ООО «Милк Трейд» - 28%, ООО ТД «ДАЛИМО» - 22%.

3. Потребители.

Потребителями продукции ООО «Гелио-Ореол» являются торговые предприятия (75 %) и розничные покупатели (25 % продукции реализуется через три собственных магазина).

Для оценки потребительских предпочтений в рамках маркетингового исследования проведен опрос розничных покупателей ООО «Гелио-Ореол». Число опрошенных респондентов составило 250 чел. В результате исследования установлена частота покупок хлебобулочных изделий потребителями, которая представлена в таблице 6.

Таблица 6

Частота покупок хлебобулочных изделий[41]

Вид изделия

Частота покупок

каждый день

через день

один раз в неделю

один раз в месяц

не покупают

Пшеничный хлеб

23

25

17

14

21

Ржано-пшеничный хлеб

18

27

15

14

26

Белый хлеб

15

30

10

10

35

Батоны

25

59

5

4

7

Булочные изделия

2

2

25

42

25

По данным таблицы 6 видно, что наиболее часто потребители приобретают пшеничный хлеб и батоны, а редко – булочные изделия.