Файл: Учётная политика организации: цель, задачи, формирование, применение.pdf
Добавлен: 29.06.2023
Просмотров: 139
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1. Теоретические подходы к оценке налоговой нагрузки предприятия
1.1. Налоговая нагрузка предприятий в современных условиях
1.2. Налоговая политика предприятия и ее основные элементы
1.3. Методы управления процессом оптимизации налогообложения
2. Анализ и оценка налоговой нагрузки предприятия
2.1. Характеристика предприятия
2.2. Анализ налоговой нагрузки предприятия
3. Предложения по улучшению управления процессом налогообложения на предприятии
3.1. Разработка элементов учетной политики как метод оптимизации налогообложения
3.2. Способы усовершенствования управлением налогообложения предприятии
3.3. Анализ экономической эффективности предложений
Конфликтные (спорные) отношения между налогоплательщиками и органами по сбору налогов стары, как сами налоги, а поэтому в разумно устроенных государствах законодательство предоставляет гражданам в случаях несправедливого вмешательства налоговых органов в их имущественные отношения право обжаловать подобного рода действия.
НК РФ традиционно различает административный и судебный порядок обжалования незаконных действий налоговых органов и их должностных лиц.
Административный порядок обжалования, как более оперативный, широко используется налогоплательщиками, распространяясь как на физических, так и на юридических лиц. Согласно НК РФ, жалоба на акт налогового органа или действия его должностного лица подается соответственно в вышестоящий налоговый орган или вышестоящему должностному лицу. Жалоба должна быть рассмотрена в срок не позднее одного месяца со дня ее получения. Результатом рассмотрения жалобы может быть: оставление без удовлетворения; отмена акта налогового органа и назначение дополнительной проверки; отмена решения и прекращение производства по делу. О принятом решении налогоплательщику должно быть сообщено в письменной форме в течение трех дней. Однако подача жалобы не приостанавливает исполнение обжалуемого решения. По духу налогового законодательства в административном порядке может быть обжалован любой акт налогового органа и любые действия его должностного лица.
Согласно ст. 46 Конституции РФ каждому гарантируется судебная защита его прав. Право налогоплательщика на судебное обжалование актов налоговых органов, действий их должностных лиц закреплено в ст. 137-138 НК РФ. Юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями обжалование производится в арбитражный суд, физическими лицами (гражданами) - в суды общей юрисдикции. Необходимость налоговых судов резонно объясняется тем, что специфика налоговых споров, их рассмотрение и понимание требуют знания различных отраслей права, а также тонкостей налогового дела.
Основное преимущество рассмотрения жалоб такими судами заключается в том, что в ходе судебного процесса осуществляется независимая и объективная правовая оценка всех обстоятельств и документов, свидетельствующих о фактах правомерного или неправомерного поведения участвующих в судебном разбирательстве лиц, прежде всего тех, акты и действия которых обжалуются. Осуществляя защиту прав налогоплательщика по его жалобе, арбитражные суды и суды общей юрисдикции могут принять решение (отменить, пресечь действия, обязать, принудить), обеспечивающее соблюдение прав и законных интересов налогоплательщика.
Завершая анализ элементов налога, можно сделать некоторое резюме: налог как нечто целое, состоящее из элементов, благодаря им и их взаимодействию между собой обладает определенной упорядоченностью, возможностью выполнять свои функции. Вместе с тем структура налога не существует как независимое от элементов целое, а определяется каждым из охарактеризованных элементов. В таком качестве она способствует тому, чтобы каждый конкретный налог занимал устойчивое положение в налоговой системе государства.
1.2. Налоговая политика предприятия и ее основные элементы
Государственная налоговая политика - совокупность действий органов государственной власти и местного самоуправления в области экономического регулирования, направленных на совершенствование налоговой системы страны в целях устойчивого обеспечения доходной части бюджетов всех уровней и достижения иных социально-экономических эффектов[42, с. 36].
Вопрос о том, какой должна быть современная налоговая система и на каких принципах она должна базироваться волновал умы многих ученых, экономистов и государственных деятелей. В конце XVIII века шотландский экономист, философ А. Смит создал научную теорию налогообложения. По мнению Смита, налоги, для того, кто их платит, являются признаком свободы. Главные мысли его научно-философского труда остаются актуальными по сей день и являются основными принципами налогообложения. К ним относятся: принцип справедливости, утверждающий, что размер налогов должен быть прямо пропорционален доходу гражданина; принцип определенности – размер, способ и сроки уплаты налогов должны быть четко установлены и известны налогоплательщику; принцип удобности – налоги должны взиматься в максимально удобных для плательщика условиях; принцип экономии – налоговая система должна работать эффективно и с минимальными издержками. Названные принципы направлены на справедливое и внимательное отношение к налогоплательщику.
В России также происходили преобразования в системе управления финансами государства. Инициаторами перемен всегда были первые лица государства: Петр I, Екатерина II, Александр I, Николай II. В 1809 году М.М. Сперанский предложил стране новый план финансовой реформы. Главным аспектом в его плане стала реализация принципа соразмерности доходов и расходов, что актуально и в наше время.
Поэтому создание исчерпывающего перечня принципов налоговой политики на государственном уровне - одна из самых обсуждаемых проблем в среде налоговедов на настоящий момент. Свои авторитетные мнения по этому поводу формулируют Ю. Иванов и А. Тищенко[24, с. 54], С. Барулин[ 16, с. 19, 17, с. 28], А. Аронов и В. Кашин[14, с. 73], И. Майбуров[39, с. 73] и др.
Существует перечень принципов государственной налоговой политики, признанный наиболее оптимальным, на современном этапе развития теории налогообложения.
1. Принцип научной обоснованности. Налоговая политика должна быть научно обоснована, исходить из достоверных, подтвержденных логически и эмпирически сведений, которые позволяют адекватно описывать общественные процессы, прогнозировать их развитие. Неотъемлемым элементом налоговой политики должна быть ее тщательная и всесторонняя научная экспертиза.
2. Принцип справедливости. Налоговая политика не должна становиться еще одним элементом наращивания социальной несправедливости в стране. Налоговая политика обязана формироваться без учета интересов каких-либо отдельных групп граждан в ущерб остальным гражданам.
3. Принцип определенности. Налоговая политика не может являться совокупностью программных установок какого-либо конкретного руководителя. Она должна быть определена программным документом стратегического (концептуального) характера с регулярной нормативно-правовой поддержкой. Концептуальный документ, закрепляющий налоговую политику, должен иметь юридическую силу и быть обязательным к исполнению для органов исполнительной власти.
4. Принцип независимости. Формирование налоговой политики не должно происходить на основе ежеминутных политических доктрин, популистских утверждений или инструментов агитации в период предвыборной кампании. Любой шаг в налоговой политике необходимо очистить от локальных политических интересов.
5. Принцип оценки и учета. Выбор целей государственной налоговой политики и средств ее достижения должен формироваться на основе прогнозирования всех возможных эффектов. Обоснованию и анализу подлежат не только целевые положительные результаты, но и неотвратимые отрицательные. Оценка проводится как по количественным, так и по качественным характеристикам.
6. Принцип единства стратегии и тактики. Формирование целевых установок налоговой политики (стратегии) и выбор конкретных мер по ее реализации не должны находиться в противоречии.
7. Принцип гибкости. Налоговая политика обязана быть гибкой и оперативно реагировать на изменение социально-экономической ситуации в регионе, стране, мире. Налоговая политика должна следовать в фарватере социально-экономических изменений, а в некоторых случаях - предвосхищать и опережать их. Сформированная налоговая политика не есть догма - это руководство к действию, направленное на совершенствование и непрерывную коррекцию. При этом основная доктрина должна демонстрировать стабильность, а мобильность достигаться за счет изменения тактики налоговой политики[56, с. 66].
8. Принцип гласности. Документы, определяющие налоговую политику государства на макроуровне, должны быть максимально доступны, в том числе для неспециалистов в области налогообложения, юриспруденции, экономики, для рядовых налогоплательщиков. Данные документы не могут иметь никаких статусов служебного пользования. Крайне необходим институт общественного обсуждения налоговой политики с участием лиц, отвечающих на государственном уровне за формирование стратегии налоговой политики. Налогоплательщики должны иметь возможность высказать свое мнение по поводу налоговой политики государства: с обязательным учетом данного мнения при принятии экономических и политических решений.
9. Принцип согласия. Налоговая политика обязана объединять интересы различных групп налогоплательщиков. Различие интересов необходимо для учета различных эффектов и различных адресатов эффектов - контроля за реализацией интересов одних налогоплательщиков и ущемлением других.
10. Принцип честности. Государство обязано воздерживаться от скрытых способов увеличения налогового бремени граждан путем вывода их из налогового законодательства, принятия отдельных федеральных законов, использования эмиссии как средства скрытого повышения налогового бремени и т.д. Данные меры неприемлемы в современном государстве, они подрывают саму основу государства - доверие граждан.[56, с. 66]
Данный перечень принципов налоговой политики государства ни в коем случае не является исчерпывающим, поскольку никогда не могут быть исчерпывающими требования, предъявляемые гражданином к государству.
Так, Д.Е. Фадеев к экономическим налоговым принципам относит:
- принцип справедливости, согласно которому каждый член общества обязан принимать соразмерное своему доходу и возможностям участие в финансировании расходов государства. Интерпретируя сказанное, можно сформулировать так: «кто получает больше благ от государства, тот должен платить больше налогов». Данный принцип применялся в Великобритании при Елизавете I, которая сформулировала его как: «Богатый платит за бедного, бедный терпит богатого»;
- принцип соразмерности, которым предполагается баланс интересов налогоплательщика и государственного бюджета. Данный принцип характеризуется кривой Лаффера (см. приложение), которая демонстрирует зависимость налоговой базы от изменения ставок налога, а также зависимость бюджетных доходов от налогового бремени;
- принцип учета интересов налогоплательщиков (простота в исчислении и уплате налога), раскрывающийся через принципы определенности и удобства;
- принцип экономичности (эффективности), определяющий необходимость сокращения издержек государства по взиманию налога. Сумма сборов по отдельному налогу должна превышать на порядок затраты на его обслуживание[53, с. 16].
Соблюдение данных базовых принципов при реализации налоговой политики государства позволит поднять экономику Российской Федерации на качественно новый уровень и значительно улучшить налогообложение.
Без сомнения, налоговая система остается одним из немногих экономических рычагов в руках государства, и должна решать взаимно противоречивые и потому трудные задачи:
1) обеспечивать достаточные поступления в бюджеты всех уровней для финансирования государственных расходов и социальных программ;
2) стимулировать рост объемов производств;
3) решительно воздействовать на процесс структурной перестройки всей производственной сферы, четко выделяя приоритеты;
4) оказывать помощь тем, чьи возможности адаптации к новым условиям минимальны (инвалиды, пенсионеры, многодетные семьи).[38, с. 15]
Налоговая политика является одним из важнейших элементов финансовой стратегии хозяйствующего субъекта, и ее основное предназначение заключается в повышении эффективности расходов, взаимоувязанных с общей целевой установкой конкретного хозяйствующего субъекта.
Налоговая политика предприятия должна включать достаточно обширный спектр элементов, представленный в таблице 1.1.
Таблица 1.1
Элементы налоговой политики предприятия
Элементы |
Содержание |
Цель |
Выбор организационно-правовой формы, юридического адреса |
Оценка комплекса факторов, в том числе отношений конкурентов с налоговыми органами, обоснование адекватности организационной формы целям и задачам хозяйствующего субъекта |
Возможность выбора специального режима налогообложения, оперативного решения вопроса о реструктуризации |
Взаимодействие с налоговыми органами |
Формирование графика представления налоговой отчетности с закреплением ответственных лиц |
Соблюдение сроков представления отчетности и оперативности реагирования на запросы налоговых органов |
Мониторинг налогового законодательства для целей оперативного реагирования |
Подписка на основные периодические издания по вопросам налогового законодательства, приобретение компьютерных программ |
Возможность самостоятельного решения вопросов налогообложения (без привлечения платных консультантов) |
Анализ законодательно установленных условий для применения налоговых льгот |
Изучение налогового законодательства |
Оптимизация налоговой нагрузки |
Выбор наиболее привлекательных для предприятия форм расчетов и содержания хозяйственных договоров |
Закрепление в договорах финансовых санкций, предоплаты, авансирования, анализ возможных схем договорных отношений для целей их оптимизации в интересах предприятия |
Сокращение величины штрафных санкций в расчете на 1 рубль реализации, ускорение оборачиваемости дебиторской задолженности |
Налоговое планирование |
Организация планирования по центрам налоговых затрат |
Управление налоговой нагрузкой |
Поиск возможных направлений диверсификации бизнеса в целях оптимизации величины налоговой нагрузки |
Исследование конъюнктуры рынка, условий внешней бизнес-среды |
Наращивание абсолютных и относительных показателей доходности |
Организация обучения и повышения квалификации специалистов, ответственных за налоговую политику предприятия |
Формирование плана повышения квалификации и переподготовки специалистов, ответственных за формирование и реализацию финансовой и налоговой политики |
Совершенствование налоговой политики |