Файл: Анализ кредитоспособности организации (на примере ПАО «АВТОВАЗ»).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.06.2023

Просмотров: 134

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Предприятие кроме дополнительного обеспечения также может привлечь поручителей, либо гарантов, что также увеличит кредитоспособность.

Важным моментом при учете поручительства и обеспечения является наличие страховых полисов (договоров). Застрахованным может быть как поручитель, так и имущество, кроме того страхование жизни и здоровья руководителя предприятия также улучает кредитоспособность предприятия, за счет того что снижается риск управления.

Следовательно, можно сделать вывод о том, что основные методы улучшения кредитоспособности – это оптимизация активов и пассивов предприятии, максимизация отдачи (дохода) от деятельности, использование обеспечения, гарантий и поручительство, притом имеющих действующие страховые полисы.

Таким образом, методика ПАО АКБ «РОСБАНК» по оценке кредитоспособности включает в себя достаточно полный разбор факторов влияющих на возможность заемщика своевременно отвечать по своим обязательствам. Учитывая проведенный анализ кредитной истории, анализ деятельности, анализ коэффициентов и прочее исследование заемщика можно говорить о достаточно точном результате оценки кредитоспособности.

Глава 3. Совершенствование кредитной политики ПАО АКБ «РОСБАНК»

Применительно к ПАО АКБ «РОСБАНК» можно сказать, что данные методы выявления кредитоспособности успешно внедрены в кредитную политику. Однако использование этих методов началось сравнительно недавно и четкой методологической базы, руководств по использованию к ним еще не сформировано. Кроме того, работники кредитного подразделения рассматриваемого банка еще только приступили к оценке кредитоспособности заемщиков с включением элементов данной методики, а, следовательно, ее использование требует дополнительных затрат времени.

Однако в условиях современного экономического кризиса дополнительная проверка заемщика является нелишней. Таким образом, благодаря усложнению и более глубокой детализации проверки заемщиков – возможным становится выявление потенциально некредитоспособных клиентов, которым при старых условиях проверок успешно могли быть перечислены кредитные средства.[24]

Еще одним вариантом улучшения методик проверки кредитоспособности клиентов в настоящее время может стать дополнительная субъективная оценка всего руководства предприятия (в случае с заемщиками - юридическими лицами) либо заемщика (в случае с заемщиками физическими лицами). Многие российские банки уже внедрили в свои кредитные подразделения наряду с анкетой-заявкой такой инструмент кредитной политики как анкета впечатлений. В ней работники, проводящие переговоры с клиентами, указывают выявленные черты характера, внешний вид и другие особенности данных клиентов. Таким образом, к примеру, неряшливый внешний вид заемщика либо «нервное» поведение, выявленное кредитным работником, приводило к дополнительной проверке качества кредитной истории и выявлению скрытых и ли просроченных клиентом кредитов. Другим примером может послужить выявление кредитными работниками «криминальных» татуировок у клиентов. Данный факт может привести к дополнительной проверке самого заемщика. В ходе такой проверки, к примеру, может быть выяснено, что заемщик уже ранее был, судим за экономические преступления, что повысит риск не возврата платежа, как в случае если такой клиент является заемщиком – физическим лицом, так и если он руководитель кредитуемой организации. Однако, несмотря на выявление кредитным работником «негативных» впечатлений о потенциальном заемщике, следует учитывать то, что такие впечатления сами по себе не могут являться поводом для отказа по кредитной заявке, они могут лишь являться причиной дополнительной проверки заемщика.


В остальных моментах можно с уверенностью говорить об эффективной, слаженной и при этом не слишком длительной методики проверки кредитоспособности рассматриваемого банка. Однако в современных условиях ни одна методика не может гарантировать кредитоспособность заемщика в весь период кредитования. В связи с этим головной офис рассматриваемого банка, как и большинство других банков, ограничивают риск некредитоспособности, как и неплатежеспособности в целом. Такое ужесточение требований к заемщикам в рассматриваемом банке проявилось в повышении предельных требований к значениям экономических показателей и коэффициентов. К примеру, клиенты, имеющие положительное, однако не слишком высокое значение показателя рентабельности при ранее существовавших требованиях имели возможность кредитования, в новых же условиях – те же клиенты не достигают требований банка и остаются без кредитных средств. Кроме того происходит снижение полномочий филиалов. Результатом такой кредитной политики является принятие значительного количества «отрицательных» решений по кредитным заявкам клиентов. В общем случае это означает, что кредитоспособными признаются лишь те заемщики, которые имеют значительные запасы денежных средств, высокое значение прибыли (доходов), многолетнюю положительную кредитную историю и большое количество вторичных источников погашения кредита.[30]

Несмотря на то, что такая ограничивающая кредитная политика банков является очень эффективной в плане снижения просрочек по кредитам и неплатежей – она несет множество отрицательных последствий как для самого банка и его сотрудников, так и для клиентов:

    • снижение количества «положительных» заявок ведет к снижению кредитного портфеля;
    • снижение кредитного портфеля в свою очередь ведет к снижению прибыльности банка;
    • снижение прибыльности банка требует изыскания дополнительных денежных ресурсов. При этом в первую очередь банки экономят на представительских расходах, а во вторую на сотрудниках банков – снижая их заработную плату и сокращая рабочие места;
    • сокращение рабочих мест может привести и, как показывает практика, – приводит к свертыванию кредитования структурными подразделениями банков;
    • множество предприятий, нуждающихся в денежных средствах и ранее получавшие их без особых проблем, получают «отказы» по своим заявкам, что приводит к серьезных финансовым проблемам данных предприятий и нередко заканчивается банкротством.[15]

Таким образом, несмотря на наиболее легкий путь повышения уверенности в своих клиентах и использование ограничивающей методики оценки кредитоспособности у банков и в том числе у рассматриваемого банка имеются другие способы совершенствования методик кредитоспособности, позволяющие добиться надежных результатов оценки.

Основные причины некорректности методик, используемых в настоящее время в ПАО АКБ «РОСБАНК», связаны:

  • с несоответствием отечественных и зарубежных форм бухгалтерской отчетности, их постоянной изменчивостью;
  • недостаточной прозрачностью российских форм бухгалтерской отчетности, предоставляемых заемщиком;
  • отсутствием нормативов для финансовых показателей, характерных для российских предприятий.

В связи с вышеизложенным автором предлагается описание, по его мнению, оптимальной методики оценки риска заемщика с учетом особенностей деятельности лизинговых компаний. Методика не разработана автором с нуля, она собирает в себе все лучшее, что используется в ведущих российских банках. Методика разработана на основе балльной оценки с использованием подходов и рекомендаций Базельского комитета по банковскому надзору.

В связи с вышеизложенным предлагается оптимальная методика оценки риска заемщика с учетом особенностей деятельности лизинговых компаний. Методика не разработана автором с нуля, она собирает в себе все лучшее, что используется в ведущих российских банках. Методика разработана на основе балльной оценки с использованием подходов и рекомендаций Базельского комитета по банковскому надзору. Процедура оценки риска заемщика состоит из следующих этапов:

1) анализа бизнес-риска (характеристика отрасли, рынка, деловой репутации клиента);

2) анализа финансового риска (характеристика платежеспособности и финансовой устойчивости клиента);

3) анализа кредитной истории (характеристика опыта работы клиента по кредитам, займам и расчетам с государством и контрагентами).

На каждом этапе анализируется ряд групп показателей. Каждый показатель группы оценивается в баллах. Показатели имеют несколько качественных характеристик с оценкой в процентах от максимального количества баллов по данному показателю и стоп-показатель, при котором дальнейший анализ прекращается и кредитование заемщика недопустимо. Чем ниже оценка показателя - тем хуже финансовое положение и соответственно выше риск, связанный с возвратностью предоставляемых (предоставленных) клиенту кредитных продуктов.


Практически по всем показателям раздела "Финансовый риск" используются отрицательные показатели. В основном это связано с невозможностью использования стоп-критерия.

Специалист кредитного подразделения, используя подтвержденную в соответствии с настоящей Методикой информацию, должен дать адекватную качественную оценку каждому показателю.

В результате оценки показателей финансового положения клиента набирается определенное количество баллов, на основании которых определяется качество финансового положения заемщика и размер риска заемщика.

Приведенные в настоящей Методике показатели бизнес-риска, финансового риска и кредитной истории не исчерпывают возможного их перечня - чем большее количество вопросов задается клиенту, тем точнее итоговая оценка качества финансового положения.

В связи с этим анализируемая информация, представленная в настоящей Методике, и перечень анализируемых показателей могут быть дополнены анализом показателей, подтверждающих или комментирующих причины изменения уровня финансового положения клиента.

В качестве источника финансовой информации может быть выбрана бухгалтерская, аудированная или управленческая отчетность. Также при необходимости возможно комбинированное использование данных видов отчетности.

Данные управленческого учета могут быть выбраны в качестве базы для проведения анализа, если выполняются следующие условия:

  • бухгалтерская отчетность неадекватно и/или не полностью отражает состояние активов, обязательств, финансовые результаты клиента;
  • управленческий учет адекватно отражает состояние активов, обязательств и финансовые результаты клиента.

При отсутствии возможности подтвердить данные управленческого учета анализ должен проводиться на основании бухгалтерской отчетности и других подтвержденных данных.

Бизнес-риск - это вероятность неисполнения клиентом своих обязательств перед банком, обусловленная:

  • наличием негативных факторов развития отрасли и рынка, на котором клиент осуществляет свою финансово-хозяйственную деятельность;
  • низким качеством управления бизнесом и/или ведения учета финансово-хозяйственной деятельности, а также возможной сменой владельцев бизнеса или конфликтной ситуацией между ними, возможным выбором других приоритетов и т.п.;
  • отрицательной деловой репутацией руководителей и/или владельцев.

После оценки бизнес-риска оценивается финансовый риск.


Финансовый риск - это вероятность неисполнения клиентом своих обязательств перед банком, непосредственно связанная с низкими результатами финансово-хозяйственной деятельности заемщика и неспособностью вследствие этого обслуживать и погашать задолженность по предоставленному кредитному продукту.

Специалист кредитного подразделения с помощью кредитного заключения осуществляет расчет финансовых коэффициентов, оценивает их динамику, сравнивает полученные значения с нормативными значениями, со средними значениями по отрасли, устанавливает причины произошедших изменений и подготавливает определенные выводы.

Анализ финансовых показателей, приведенных в таблице 2 (Приложение 4), осуществляется по данным на последнюю отчетную квартальную дату.

После оценки бизнес-риска оценивается риск кредитной истории.

Кредитная история - это сведения о выполнении заемщиком обязательств перед банками, государством и контрагентами. В ходе проведения оценки кредитной истории анализируется качество исполнения обязательств заемщика по предоставленным банками кредитным сделкам, оценивается платежная дисциплина по исполнению обязательств перед бюджетом и внебюджетными фондами, качество расчетов с поставщиками и подрядчиками за последние 12 месяцев, предшествующих проведению оценки.

Специалист кредитного подразделения выявляет допущенные заемщиком факты просрочки и неисполнения обязательств, оценивает их существенность и устанавливает причины задержки платежей и невыполнения обязательств.

К несущественным фактам задержки платежей целесообразно относить случаи, когда срок непогашения обязательств не превышает:

- 5 календарных дней по обязательствам перед банками;

- 5 календарных дней по обязательствам перед государством;

- 30 календарных дней по обязательствам перед контрагентами.

Анализ кредитной истории осуществляется в соответствии с таблицей 3.

В результате проведенной оценки риск кредитной истории заемщика может быть оценен как:

- низкий – свыше 45 баллов;

- средний - от 5 до 45 баллов;

- высокий - менее 5 баллов или имеется хотя бы один показатель, качественная характеристика которого соответствует "стоп".

В результате проведенной оценки заемщик набирает определенное количество баллов. Если количество баллов, набранных заемщиком, является не целым числом, то округление производится по правилам арифметического округления до целого числа.

В зависимости от количества набранных баллов качество финансового положения заемщика может быть оценено в соответствии с таблицей 3.1.