Файл: Современные технологии стресс-менеджмента в профессиональной деятельности (1. Теоретические аспекты стресс-менеджмента).pdf
Добавлен: 30.06.2023
Просмотров: 65
Скачиваний: 4
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические аспекты стресс-менеджмента
1.1. Источники и причины организационного стресса
1.2. Технологии стресс-менеджмента
Глава 2. Исследование управления стрессами в ЗАО «СМИК»
2.1. Общая характеристика организации ЗАО «СМИК»
2.2. Исследование типичных стрессовых ситуаций и управления стрессами в организации
Глава 3. Разработка рекомендаций по управлению стрессами в ЗАО «СМИК»
При исследовании профессиональных стрессовых ситуаций были получены следующие данные (рис. 2). Наиболее высокий уровень стресса сотрудниками предприятия отмечается в блоке ситуаций, связанных с установлением контакта с клиентами (средний балл - 4,4). Таким образом, большинство сотрудников предприятия испытывают серьезные затруднения при общении с клиентами; начинают волноваться, когда клиент начинает
задавать много вопросов.
Как ситуации, обладающие средним уровнем стресса, сотрудниками предприятия указываются ситуации, связанные с возражениями клиентов (3,6); связанные с выполнением должностных обязанностей (3,4); связанные с возникновением конфликтов (3,3).
Ситуациями с низким уровнем стресса, согласно представлениям сотрудников предприятия, являются следующие: возникающие при взаимодействии с руководителем (2,2); возникающие при взаимодействии с коллегами (2,1); вызванные неблагоприятными условиями труда (2,1);
связанные с мотивацией труда (1,9); трудности в выявлении потребностей клиента (1,6).
Рис. 2. Результаты выявления ситуаций, которые оцениваются сотрудниками ЗАО «СМИК» как стрессогенные[32]
На следующем этапе исследованы функциональные состояния, формирующиеся под влиянием трудовой нагрузки во время рабочего дня. В качестве инструментария использована Шкала состояния E. Groll & M. Heider; адаптация А. Б. Леоновой. Обследование проводилось в течение трех дней недели по схеме двух диагностических замеров: в начале дня, спустя полчаса после начала работы (утренний замер) и за час до конца работы (вечерний замер). Первая половина сотрудников прошла обследование в первую неделю, а вторая — неделю спустя.
Данные позволили установить, что в начале рабочего дня все показатели самооценки функционального состояния находятся в пределах нормы. К концу работы самооценка функционального состояния в конце дня несколько ухудшается, однако в целом основные показатели остаются в диапазонах позитивных значений — за исключением показателя ситуативной тревожности во второй день исследования. Результаты статистического сравнения показателей представлены в таблице 1.
Таблица 1
Динамика показателей актуального функционального состояния в ЗАО «СМИК»[33]
Показатели ФС |
Дни проведения обследования |
||
День 1 (вторник) |
День 2 (среда) |
День 3 (пятница) |
|
Субъективный комфорт |
↓Z = -2,401 |
↓Z =-3,627 |
↓Z = -2,165 |
Ситуативная тревожность |
- |
↓Z = -2,513 |
- |
Позитивные эмоциональные переживания |
↓Z = -2,583 |
↓Z = -2,772 |
- |
Негативные эмоциональные переживания |
↑ Z=-2,503 |
- |
- |
Тревожно-депрессивные эмоции |
- |
- |
- |
Зрительное и позотоническое утомление |
↓Z = -3,884 |
↓Z = -4,870 |
↓Z = -3,612 |
Пояснения к таблице: Z — значения критерия; - — отсутствие значимых различий в сдвиге показателя; ↑↓ — позитивный и негативный сдвиги показателя к концу рабочего дня.
Данные свидетельствуют об ухудшении к концу рабочего дня субъективного комфорта, росте утомления, снижении выраженности позитивных эмоций в эмоциональной палитре функциональных состояний.
Весьма интересный результат получен в отношении динамики показателя ситуативной тревожности (см. таблицу 1 и рис. 3).
Рис. 3. Феномен тревожного ожидания: динамика реактивной тревожности
Самооценка ситуативной тревожности значимо растет во второй день обследования. К концу рабочего дня повышается настолько, что переходит в диапазон высокой тревожности (граница диапазонов умеренной и высокой реактивной тревожности — 45 баллов). Важно, что эти изменения показателя реактивной тревожности были зарегистрированы дважды в две разные недели исследования.
Данный результат, на наш взгляд, объясняется тем, что обсуждаемый день проведения обследования (среда) — это предшествующий дню сдачи отчетов по клиентам. Сотрудники ЗАО «СМИК» реагируют именно на его приближение увеличением беспокойства и тревожности. Таким образом, как нам представляется, в исследовании был обнаружен феномен «тревожного ожидания», предвосхищающий напряжение, существующее в сдачи отчетов.
Отметим, что в целом динамика показателей функционального состояния в течение рабочих дней не внушает серьезных опасений. Вместе с тем остается открытым вопрос о возможностях сотрудников успешно управлять функциональным состоянием. Этот вопрос актуален, поскольку данные роста тревожности накануне дня сдачи отчетности свидетельствуют об отсутствии выраженного эффекта регуляции состояния.
Для анализа возможностей индивидуальной системы саморегуляции функционального состояния было проведено исследование способов и приемов, которые используют сотрудники «на рабочем месте» в течение рабочего дня.
Изучение способов управления функциональным состоянием показало, что все работники, безусловно, прибегают к тем или иным способам и приемам оптимизации функционального состояния, восстановления работоспособности, отдыха и подъема настроения в часы работы. Бесспорные приоритеты по всей выборке принадлежат таким доступным и типичным способам психологической поддержки, как: 1) чаепитие, кофепитие во время коротких рабочих перерывов, часто — в непосредственной близости от рабочего места, 2) разговоры и обмен шутками с коллегами, 3) воспоминания о чем-нибудь смешном, 4) прослушивание музыки (см. таблицу 3).
Таблица 3
Процент обследованных, использующих доступные на рабочем месте способы и приемы оптимизации функциональных состояний[34]
№ |
Способы и приемы |
Частота использования |
||
Не применяют |
Иногда |
Часто |
||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
1 |
Использую микроперерывы, чтобы посидеть несколько мгновений спокойно с закрытыми глазами |
45 |
50 |
5 |
2 |
Поливаю цветы, ухаживаю за ними |
43 |
42 |
15 |
3 |
Делаю небольшие перерывы, чтобы выпить чашечку чаю, кофе |
3 |
65 |
32 |
Продолжение таблицы 3
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
4 |
Выполняю определенную последовательность действий как ритуал, помогающий мне |
69 |
25 |
6 |
5 |
Разговариваю с коллегами, обмениваюсь с ними шутками, обсуждаю с ними что-либо |
4 |
45 |
51 |
6 |
Не отрываясь от работы, съедаю что-нибудь приятное (конфетку, печенье) |
33 |
53 |
14 |
7 |
Кормлю рыбок, наблюдаю за ними |
93 |
2 |
5 |
8 |
Использую небольшие паузы в работе для того, чтобы поиграть на компьютере |
88 |
11 |
1 |
9 |
Принимаю легкие успокаивающие средства (например, настои трав, таблетки, гомеопатические средства) |
75 |
23 |
2 |
10 |
Выпускаю пар, разговаривая |
58 |
40 |
2 |
11 |
Делаю перекуры |
69 |
26 |
5 |
12 |
Использую психологические приемы саморегуляции состояния, релаксации |
84 |
15 |
1 |
13 |
Делаю упражнения дыхательной гимнастики (успокаивающие либо тонизирующие по мере необходимости) |
87 |
13 |
- |
14 |
Использую микропаузу, чтобы повторить про себя какую-либо фразу, текст, позволяющую мне собраться |
68 |
29 |
3 |
15 |
Слушаю радио, слушаю музыку |
53 |
22 |
25 |
1Б |
Использую специальные приемы |
75 |
21 |
4 |
17 |
Через окно наблюдаю за тем, что происходит на улице |
36 |
52 |
12 |
18 |
Вспоминаю что-нибудь смешное |
30 |
54 |
16 |
19 |
Занимаюсь гимнастикой (выполняю несложные физические упражнения) |
69 |
29 |
2 |
20 |
Без особой необходимости «навожу» дополнительный порядок в своих компьютерных файлах |
53 |
40 |
7 |
21 |
Сосредотачиваю внимание на компьютерных заставках (или на фоторепродукциях) с видами |
56 |
43 |
1 |
Продолжение таблицы 3
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
22 |
Делаю небольшие перерывы для чтения (газет, журналов) |
59 |
37 |
4 |
23 |
Пишу SMS-сообщения, письма друзьям по электронной почте |
82 |
15 |
3 |
24 |
Стараюсь выкроить время, чтобы побыть наедине с собой |
66 |
30 |
4 |
25 |
Читаю молитвы |
91 |
9 |
|
26 |
Стараюсь использовать перерыв для прогулки на свежем воздухе |
68 |
24 |
8 |
27 |
Хожу взад-вперед по комнате, по коридору |
72 |
27 |
1 |
28 |
Волевым усилием заставляю себя работать |
30 |
54 |
16 |
29 |
Использую возможности Интернета |
93 |
4 |
3 |
30 |
Переставляю предметы на своем рабочем месте без какой-либо специальной задачи |
58 |
40 |
2 |
31 |
Мысленно представляю себя в каком-либо месте, приятном для отдыха и восстановления сил |
45 |
47 |
8 |
32 |
Принимаю алкогольные напитки |
77 |
22 |
1 |
33 |
Использую перерывы для разгадывания кроссвордов, раскладки пасьянсов |
76 |
22 |
2 |
34 |
Выполняю приемы самомассаж |
67 |
30 |
3 |
35 |
Вспоминаю себя в том состоянии, когда мневсе удается |
55 |
40 |
5 |
36 |
Занимаюсь своим внешним видом |
30 |
62 |
8 |
37 |
Ругаюсь про себя |
40 |
50 |
10 |
33 |
Хожу «за компанию» в буфет, столовую |
72 |
26 |
2 |
39 |
Звоню друзьям, знакомым |
41 |
46 |
13 |
40 |
Стараюсь использовать небольшие перерывы, чтобы немного подремать |
87 |
13 |
- |
Интересно, что также достаточно широко распространен такой «способ отдыха», как волевое усилие для продолжения работы.
Можно констатировать, что большинство сотрудников применяют «на рабочем месте» вполне традиционные способы организации и заполнения микроперерывов в работе. Эффективность данных способов весьма спорна, поскольку сами по себе чаепитие и обмен шутками с коллегами не могут помочь человеку в полной мере отреагировать на негативные эмоциональные состояния, преобразовать свое отношение к неблагоприятным факторам трудовой деятельности (например, к эмоционально насыщенным контактам с клиентами). При этом те способы и средства саморегуляции, которые действительно направлены на оптимизацию текущего функционального состояния (в частности, приемы психологической саморегуляции), применяются работниками крайне редко.
Интересно проанализировать возможную организационную специфику выбора способов и приемов оптимизации функциональных состояний. В таблице 4 представлены данные о наиболее частых и наиболее редких способах регуляции состояния.
Таблица 4
Наиболее и наименее часто используемые средства
оптимизации функциональных состояний во время работы[35]
НАИБОЛЕЕ часто используемые средства |
НАИМЕНЕЕ часто используемые средства |
Разговариваю с коллегами, обмениваюсь с ними шутками, обсуждаю с ними что-либо (100%) |
Читаю молитвы (13,2%) |
Делаю небольшие перерывы, чтобы выпить чашечку чая, кофе (97,4%) |
Принимаю алкогольные напитки (15,8%) |
Слушаю радио, слушаю музыку (73,7%) |
Делаю упражнения дыхательной гимнастики (18,4%) |
Представленные в таблице 4 факты заставляют предположить, что, несмотря на общие особенности приоритетов в выборе способов и приемов саморегуляции функциональных состояний на рабочем месте, есть отличия в типе способов саморегуляции, которые используются реже всего.
Дальнейший статистический анализ позволил выявить и другие отличия в предпочитаемых способах оптимизации состояния на рабочем месте (см. таблицу 5). В таблице 5 способы оптимизации функциональных состояний, отличающиеся по частоте предпочтений у сотрудников, сгруппированы по содержательным признакам (использование информационных технологий; способы саморегуляции «наедине с собой», социальные коммуникации).