Файл: Современные технологии стресс-менеджмента в профессиональной деятельности (1. Теоретические аспекты стресс-менеджмента).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.06.2023

Просмотров: 67

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Таким образом, исследование позволило определить наиболее трудные, стрессогенные ситуации, с которыми сталкиваются сотрудники ЗАО «СМИК» при выполнении своих профессиональных обязанностей. Кроме того, выявлены стратегии совладания с данными ситуациями, что дает основание для разработки программ психологической помощи, консультирования и обучения работников ЗАО «СМИК» оптимальным способам преодоления профессионального стресса.

Глава 3. Разработка рекомендаций по управлению стрессами в ЗАО «СМИК»

По результатам проведенного исследования можно выделить следующие ключевые элементы борьбы со стрессом в ЗАО «СМИК»:

1. Поддержание здорового и гармоничного образа жизни является не менее эффективным профилактическим средством против стрессовых состояний. Сбалансированная диета, хороший сон, отдых от работы, регулярные занятия физическими упражнениями — все это помогает удерживать стресс на приемлемом уровне.

2. Участие в программах физических упражнений (3*4 получасовых занятия в неделю), помогающих снизить тревогу и обеспокоенность и восстановить здоровый сон.

3. Установление баланса между домом и работой: избежание чрезмерных рабочих нагрузок, интенсивной домашней работы, деловых командировок.

4. Лучший отдых — это смена вида деятельности (чередование умственных и физических нагрузок).

5. Сохранение оптимистического взгляда на жизнь (умение превращать негативный стресс в позитивный).

6. Самоуправление: расстановка приоритетов, сохранение уверенности в себе, использование времени наилучшим образом.

7. Эффективное решение проблем, особенно ведущих к стрессовым состояниям.

8. Реалистичный подход к ожиданиям относительно самого себя и окружающих: большая часть стрессов, вызванных внутренними причинами, происходит от чрезмерных личных запросов.

9. Обеспечение адекватной эмоциональной поддержки дома и в рабочих отношениях.

10. Управление эффективностью труда помогает сохранять давление на допустимых уровнях восприятия, а в случае необходимости способствует получению помощи от окружающих.

11. Адекватное управление изменениями создает зоны стабильности в их динамике, способствуя позитивному восприятию инноваций.


12. Мониторинг стресса по уровню напряжения, по признакам стрессового состояния; мониторинг причин, запускающих цепную реакцию стресса.

13. Использование посторонней помощи, когда она необходима.

Рекомендуемые управленческие стратегии, направленные на устранение стресса представлены в таблице 8.

Таблица 8

Управленческие стратегии, направленные на устранение стресса, рекомендуемые к применению в ЗАО «СМИК»

Тип стрессора

Стратегия устранения

Время

Эффективное (рациональное) управление временем

Передача
полномочий

Сотрудничество и создание команды

Противостояние

Развитие эмоциональной компетентности

Ситуация

Реорганизация труда

Ожидание

Постановка цели и определение критериев успеха

Стратегия скромных (малых) побед, то есть постоянных мелких улучшений на каждом рабочем месте

В целях полноценного использования инструментов социальной работы при формировании и развитии человеческих ресурсов ЗАО «СМИК» необходимо использовать различные здоровьсберегающие технологии. В таблице 9 представлены основные мероприятия, направленные на снижение уровня профессионального стресса на предприятии.

Таблица 9

Комплекс мероприятий, направленных на снижение
уровня профессионального стресса в ЗАО «СМИК»

Мероприятия

1

Осуществление профилактических обучающих программ по формированию стресс компетентности руководителе и работников ЗАО «СМИК»

2

Групповые коллективные семинары, проводимые менеджером по управлению персоналом, владеющим знаниями в области профилактики стрессов

3

Правильный подбор кадров, с учетом профессиональных и психологических качеств человека.

4

Совершенствование системы мотивации и стимулирования деятельности персонала.

5

Создание благоприятного морально психологического климата.

6

Разработка этического (конфликтологического) кодекса. Разработка карт этики, конкретизирующих этический кодекс ЗАО «СМИК» для каждого его сотрудника.

7

Оказание консультативной помощи работникам ЗАО «СМИК» в целях повышения их индивидуальной стрессоустойчивости.

8

Разработка и введение в ЗАО «СМИК» разнообразных корпоративных мероприятий, корпоративных праздников, расширяющих коммуникативные компетенции персонала.

9

Своевременное информирование руководством сотрудников о намечающихся нововведениях.

10

Организация социокультурной деятельности в ЗАО «СМИК» по пропаганде самосберегающего поведения. Подготовка и повышение квалификации специалистов по управлению персоналом по технологии самосбережения здоровья и жизненного оптимизма

11

Проведение социальных ревизий для оценки социальных программ ЗАО «СМИК».

12

Предоставление работникам регулярной обратной связи о результатах их труда, консультативной поддержки.

13

Предоставление работникам права участвовать в принятии определенных решений.

14

Документациоиное и нормативно-правовое обеспечение технологии управления стрессами в ЗАО «СМИК»


Последствия воздействия стрессовых ситуации разнообразны и во многом зависят от индивидуально-личностных особенностей работников. Перечисленные мероприятия необходимо включить в программы профилактики профессионального стресса работников ЗАО «СМИК». Данные программы должны наполнять кадровую технологию управления стрессами, сформированную на основе кадровой политики и стратегии развития ЗАО «СМИК». Мотивирующее влияние условий работы определяется тем, насколько эти условия облегчают выполнение порученной работы и удовлетворяют потребность работников в безопасности и физическом и психологическом комфорте.

Для профилактики профессионального стресса работников необходимо внедрить данные стратегии, а также наладить обратную связь между руководством и рядовым персоналом, предоставлять сотрудникам открытую информацию о планируемых нововведениях в кадровой политике и стратегии развития предприятия.

Большинство сотрудников ЗАО «СМИК» в своей профессиональной деятельности сталкиваются со стрессовыми ситуациями. Ситуациями, которые оцениваются сотрудниками как стрессогенные, являются «установление контакта с клиентами», «связанные с возникновением различного рода конфликтов». Менее стрессогенными для сотрудников предприятия являются «ситуации, возникающие при взаимодействии с коллегами», «связанные с выявлением потребностей клиентов». Сотрудники ЗАО «СМИК» в профессиональных стрессовых ситуациях используют весь репертуар стратегий копинг-поведения. При этом чаще других используются такие стратегии, как «положительное истолкование и личностный рост», «планирование», «активный копинг», «поиск активной общественной поддержки», «поиск эмоциональной общественной поддержки», «подавление конкурирующей деятельности», редко применяются такие копинг-стратегий. Как «использование алкоголя», «поведенческое отстранение», «обращение к религии». Для работников ЗАО «СМИК» наиболее стрессогенными ситуациями на уровне индивидуальной работы являются ситуации, связанные с недостатком времени для выполнения плановых заданий, большим объемом работы и отсутствием полной информации об обязанностях. На уровне работы группы наиболее стрессогенными оцениваются ситуации, связанные с предоставлением информации от руководителя. На общеорганизационном уровне как наиболее стрессогенные оцениваются ситуации: невозможность карьерного роста и низкий уровень заработной платы. Наибольшим показателем уровня стрессогенности обладает ситуация «низкий уровень заработной платы». Данная общеорганизационная ситуация является наиболее значимой в целом по сравнению со всеми ситуациями трех уровней.


Реализация указанных рекомендаций на практике позволит существенно снизить уровень стресса в условиях деятельности ЗАО «СМИК».

Заключение

К одному из важных профессиональных качеств современного руководителя относится его способность к управлению стрессами в производственном коллективе. Очевидно, что ни один рабочий процесс не может обходиться без тех или иных стрессов, что крайне негативно сказывается на выполнении поставленных производственных задач.

Понятие стресса в последнее время стало объектом изучения не только прикладной психологии, но и менеджмента, и теории организации производства. Руководитель любого уровня должен владеть методами управления стрессами с целью минимизации их негативного воздействия. Известно, что высокий уровень производственного стресса ведет к синдрому профессионального выгорания, который особенно хорошо изучен у менеджеров. Результатом этого является не только резкое снижение трудовой мотивации, но и прямое падение работоспособности и значительный рост заболеваемости сотрудников не только психическими, но и соматическими расстройствами. В связи с этим в психологии разработано большое количество организационных методов управления стрессами.

В работе выполнен анализ стрессового уровня на примере ЗАО «СМИК». Эта организация широко известна в России как один из крупнейших дистрибьюторов детских товаров.

В работе было выполнено исследование стрессовой ситуации менеджеров по продажам ЗАО «СМИК».

Большинство сотрудников ЗАО «СМИК» в своей профессиональной деятельности сталкиваются со стрессовыми ситуациями. Ситуациями, которые оцениваются сотрудниками как стрессогенные, являются «установление контакта с клиентами», «связанные с возникновением различного рода конфликтов». Менее стрессогенными для сотрудников предприятия являются «ситуации, возникающие при взаимодействии с коллегами», «связанные с выявлением потребностей клиентов».

Сотрудники ЗАО «СМИК» в профессиональных стрессовых ситуациях используют весь репертуар стратегий копинг-поведения. При этом чаще других используются такие стратегии, как «положительное истолкование и личностный рост», «планирование», «активный копинг». «поиск активной общественной поддержки», «поиск эмоциональной общественной поддержки», «подавление конкурирующей деятельности», редко применяются такие копинг-стратегий. Как «использование алкоголя», «поведенческое отстранение», «обращение к религии».


Для работников ЗАО «СМИК» наиболее стрессогенными ситуациями на уровне индивидуальной работы являются ситуации, связанные с недостатком времени для выполнения плановых заданий, большим объемом работы и отсутствием полной информации об обязанностях. На уровне работы группы наиболее стрессогенными оцениваются ситуации, связанные с предоставлением информации от руководителя. На общеорганизационном уровне как наиболее стрессогенные оцениваются ситуации: невозможность карьерного роста и низкий уровень заработной платы. Наибольшим показателем уровня стрессогенности обладает ситуация «низкий уровень заработной платы». Данная общеорганизационная ситуация является наиболее значимой в целом по сравнению со всеми ситуациями трех уровней.

На основании результатов выполненного исследования в третьей главе работы разработаны рекомендации сотрудникам ЗАО «СМИК» по профилактике и преодолению профессионального стресса. Первое направление касается методов регулирования стрессами, а также путей аутогенной тренировки и релаксации. Отдельно выделены возможные направления профилактики стрессов для руководителей и подчиненных данной компании.

Реализация указанных направлений на практике позволит существенно снизить уровень стресса в условиях деятельности ЗАО «СМИК».

Список литературы

  1. Алиев Х. М. Укрощение стресса. – М.: Эксмо, 2011.
  2. Вассерман Л.И., Абабков В.А., Трифонова Е.А. Совладание со стрессом. Теория и психодиагностика. – М.: речь, 2010.
  3. Водопьянова Н. Е. Психодиагностика стресса. — СПб.: Питер, 2009.
  4. Золотова Т.Н. Психология стресса. – М.: Книголюб, 2008.
  5. Игумнов С.А., Жебентяев В.А. Стресс и стресс-зависимые заболевания. – М.: Речь, 2011.
  6. Кавпак Д.В. Страхи, тревоги, фобии… Как от них избавиться. Практическое руководство психотерапевта. – М.: Наука и техника, 2012.
  7. Китаев-Смык Л.А. Психология стресса. Психологическая антропология стресса. – М.: Академический Проект, 2009.
  8. Нестерова О.В. Управление стрессами. – М.: Университет, 2011.
  9. Пигулевская И. Как избавиться от стресса и депрессии. Легкие способы перестать беспокоиться и стать счастливым. – М.: Центрполиграф, 2012.
  10. Полякова О.Н. Стресс. Причины, последствия, преодоление. – М.: Речь, 2008.
  11. Селье Г. Стресс без дистресса. – М.: Книга по Требованию, 2012.
  12. Стресс, выгорание, совладание в современном контексте./ Под ред. А. Журавлева, Е. Сергеенко. – М.: Институт психологии РАН, 2011.
  13. Щербатых Ю.В. Психология стресса и методы коррекции. – СПб.: Питер, 2012.