Файл: Современные технологии стресс-менеджмента в профессиональной деятельности (1. Теоретические аспекты стресс-менеджмента).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.06.2023

Просмотров: 76

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Таблица 5

Показатели частоты использования способов оптимизации состояния на рабочем месте[36]

Способы оптимизации состояния

Среднее значение

Использование компьютерных и информационных технологий

20

Наведение порядка в компьютерных файлах (без особой необходимости)

2,00

23

SMS и электронные письма друзьям

1,47

21

Сосредоточение внимания на компьютерных заставках

1,68

29

Использование возможностей Интернета

1,26

8

Игра на компьютере

1,29

Способы оптимизации «без обращения к коллегам»

37

Ругань «про себя»

2,18

15

Прослушивание музыки

2,45

4

Последовательность действий как ритуал

1,71

17

Наблюдение через окно за происходящим на улице

2,08

24

Микроперерывы для того, чтобы побыть наедине с собой

1,61

36

Приведение в порядок внешнего вида

1,95

12

Психологические приемы саморегуляции, релаксации

1,29

27

Хождение взад-вперед

1,42

30

Перестановка предметов на рабочем столе

1,58

31

Мысленное представление себя в приятном для отдыха месте

1,79

Социальные коммуникации

10

Разговор на повышенных тонах

1,63

за

Поход «за компанию» в буфет

1,47

Дать однозначную интерпретацию полученным сведениям достаточно сложно. Все же можно объяснить различия в обращениях к информационным и компьютерным технологиям. Скорее всего, данные факты связаны с существенными отличиями в возможностях большинства сотрудников использовать компьютер не только как рабочее оборудование, но и как средство саморегуляции состояния. За последние годы компьютер становится привычным объектом не только в профессиональной сфере, но и в жизни в целом. Развитие и широкое внедрение информационных и компьютерных технологий в рабочий процесс и привычное восприятие компьютера как многофункционального средства способствует его использованию для отдыха, восстановления сил и подъема настроения.


В целом, система наиболее часто применяемых средств саморегуляции и оптимизации функционального состояния у сотрудников ЗАО «СМИК» организаций достаточно похожа. Представляет интерес вопрос о том, различаются ли сотрудники с неодинаковым восприятием степени стрессогенности своего труда и типичных рабочих ситуаций. Для выявления фактологических данных первичные материалы были обработаны для выявления подгрупп с разным уровнем чувствительности к профессиональным и организационным стресс-факторам (проведена кластеризация по совокупности показателей самооценки факторов трудового стресса). Результаты отражены на рис. 4.

Рис. 4. Профили трудового стресса в подгруппах сотрудников с высоким (n = 32) и низким (n = 72) общим уровнем чувствительности к стрессогенным факторам[37]

Дальнейший статистический анализ способов саморегуляции функциональных состояний показал, что в выделенных кластерных подгруппах есть различия в частоте обращения к некоторым приемам и средствам (см. таблицу 6, рис. 5 и 6).

Таблица 6

Результаты сравнения показателей частоты использования способов оптимизации состояния на рабочем месте в подгруппах обследованных с высоким и низким уровнем чувствительности к стрессогенным факторам[38]

Показатели
(способы оптимизации
состояния)

Среднее значение

Высокий уровень
(п = 29)

Низкий уровень
(п = 71)

Микроперерывы в рабочем процессе

33

Перерывы для разгадывания
кроссвордов, раскладки пасьянсов

1,55

1,17

27

Хождение взад-вперед

1,14

1,35

22

Небольшие перерывы, для чтения (газет, журналов)

1,62

1,42

Успокаивающие и расслабляющие препараты и напитки

9

Применение легких успокаивающих средств
(настои трав, таблетки)

1,14

1,35

32

Алкогольные напитки

1,34

1,21

Волевая регуляция

28

Волевое усилие для продолжения работы

2,21

1,86


Рис. 5. Частота использования перерывов разного назначения в подгруппах с высоким и низким уровнем чувствительности к стресс-факторам[39]

Как видно из рисунка 5, сотрудники с разным уровнем чувствительности к стрессу по-разному организуют и используют рабочие микроперерывы. Перерывы для смены вида умственных задач более характерны для работников с большей чувствительностью к стрессогенным факторам; перерывы для физической разминки чаще используются сотрудниками, которые рассматривают свою работу как менее насыщенную стресс-факторами. Кроме того, работники с высокой чувствительностью к стрессу более склонны к использованию алкогольных напитков, в то время как в другой подгруппе в качестве успокаивающих и расслабляющих средств предпочтение отдается легким лекарственным препаратам (см. рис. 6).

Рис. 6. Частота использования успокаивающих и расслабляющих препаратов и напитков в подгруппах с высоким и низким уровнем чувствительности к стресс-факторам

Волевая регуляция в трудовой деятельности более характерна для тех сотрудников, которые воспринимают свою профессиональную деятельность как более насыщенную стресс-факторами. В целом, собранные в результате исследования факты о типичных способах оптимизации функциональных состояний позволяют сделать следующее заключение: система средств саморегуляции состояния базируется, в основном, на социальных контактах с коллегами. Большинство сотрудников снимает рабочее напряжение и улучшает настроение разговорами и шутками. Данная закономерность универсальна вне зависимости от того, насколько стрессогенной считают сотрудники свою работу. Гораздо меньшее число работников зАО «СМИК» использует микроперерывы в работе для активизации внутренних психологических средств оптимизации состояния (такие, как способы психологической саморегуляции на основе приемов релаксации и мобилизации). Интересно, что обнаружена связь способов заполнения микроперерывов, которые сотрудники проводят «наедине с собой», со степенью чувствительности к стресс-факторам в труде: более чувствительные к стрессу сотрудники предпочитают заполнять такие перерывы отвлекающей от основной работы умственной активностью (разгадыванием кроссвордов и чтением журналов); сотрудники с меньшей степенью чувствительности к стрессу выбирают активные формы проведения перерывов.


Следующий этап исследования был посвящен изучению копинг-стратегий сотрудников ЗАО «СМИК» в профессиональных стрессовых ситуациях. При этом рассматривались диспозиции стратегий преодоления профессионального стресса (рис. 7).

Чаше других в данных ситуациях используются стратегии «положительное истолкование и личностный рост», «планирование», «активный копинг», «поиск активной общественной поддержки», «поиск эмоциональной общественной поддержки», а также «подавление конкурирующей деятельности». Редко сотрудники предприятия обращаются к стратегиям «использование алкоголя и наркотических веществ», «поведенческое отстранение» и «обращение к религии». Для сотрудников ЗАО «СМИК» в профессиональных стрессовых ситуациях характерно планировать и использовать действия, направленные на решение проблем, возникающих в профессиональной деятельности, находить положительные стороны в сложившихся условиях и использовать опыт, полученный в данных ситуациях для личностного и профессионального роста. Кроме того, сотрудники ЗАО «СМИК» склонны концентрироваться на решении сложных ситуаций, а также обращаться за помощью, советом, поддержкой к коллегам, близким людям и руководителям.

Примечание. Цифрами обозначены стратегии копинг-поведения: 1 - активный копинг; 2 - планирование; 3 - поиск активной общественной поддержки; 4 - поиск эмоциональной общественной поддержки; 5 – подавление конкурирующей деятельности; 6 - обращение к религии; 7 - положительное истолкование и личностный рост; 8 -
сдерживание; 9 - принятие; 10 - фокус на эмоциях и их выражение; 11 - отрицание; 12 - ментальное отстранение; 13 - поведенческое отстранение; 14 - использование алкогольных и наркотических веществ; 15 - юмор.

Рис. 7. Стратегии копинг-поведения сотрудников «СМИК»[40]

Далее с помощью авторской анкеты изучались характер и уровень стрессогенности значимых для сотрудников ситуаций в их деятельности в организации на трех уровнях: индивидуальном, групповом и организационном (табл. 7). Оценка уровня стресса осуществлялась по пятибалльной шкале, где пятью баллами отмечался высокий уровень стрессогенности ситуации, одним баллом - низкий.

Как видно из данных таблицы 7, для работников наиболее стрессогенными ситуациями на уровне индивидуальной работы являются
ситуации, связанные с недостатком времени для выполнения плановых заданий, большим объемом работы и отсутствием полной информации об обязанностях.


Таблица 7

Ситуации с наивысшим показателем стрессогенности[41]

Уровень
взаимодействия

Ситуации

Средний балл

Индивидуальный

1. Недостаток времени для выполнения работы

2. Большой объем работы

3. Отсутствие достаточной информации о должностных обязанностях

4,5
4,5

4,3

Групповой

1. Наличие высоких требований со
стороны руководителя

2. Руководитель сообщает о задаче в
общих чертах, без разъяснений и
подробностей

4,3

4,2

Организационный

1. Низкий уровень заработной платы

2. Отсутствие в организации условий
для карьерного роста

4,9
4,75

На уровне работы отдела (группы) наиболее стрессогенными
оцениваются ситуации, связанные с предоставлением информации от руководителя. На общеорганизационном уровне как наиболее стрессогенные оцениваются ситуации: невозможность карьерного роста и низкий уровень заработной платы. При этом наибольшим показателем уровня стрессогенности обладает ситуация «низкий уровень заработной платы».
Данная общеорганизационная ситуация является наиболее значимой в целом по сравнению со всеми ситуациями трех уровней.

Выводы.

1. Большинство сотрудников ЗАО «СМИК» в своей профессиональной деятельности сталкиваются со стрессовыми ситуациями. Ситуациями, которые оцениваются сотрудниками как стрессогенные, являются «установление контакта с клиентами», «связанные с возникновением различного рода конфликтов». Менее стрессогенными для сотрудников предприятия являются «ситуации, возникающие при взаимодействии с коллегами», «связанные с выявлением потребностей клиентов».

2. Сотрудники ЗАО «СМИК» в профессиональных стрессовых ситуациях используют весь репертуар стратегий копинг-поведения. При этом чаще других используются такие стратегии, как «положительное истолкование и личностный рост», «планирование», «активный копинг», «поиск активной общественной поддержки», «поиск эмоциональной общественной поддержки», «подавление конкурирующей деятельности», редко применяются такие копинг-стратегий. Как «использование алкоголя», «поведенческое отстранение», «обращение к религии».

3. Для работников ЗАО «СМИК» наиболее стрессогенными ситуациями на уровне индивидуальной работы являются ситуации, связанные с недостатком времени для выполнения плановых заданий, большим объемом работы и отсутствием полной информации об обязанностях. На уровне работы группы наиболее стрессогенными оцениваются ситуации, связанные с предоставлением информации от руководителя. На общеорганизационном уровне как наиболее стрессогенные оцениваются ситуации: невозможность карьерного роста и низкий уровень заработной платы. Наибольшим показателем уровня стрессогенности обладает ситуация «низкий уровень заработной платы». Данная общеорганизационная ситуация является наиболее значимой в целом по сравнению со всеми ситуациями трех уровней.