Файл: Современные технологии стресс-менеджмента в профессиональной деятельности (1. Теоретические аспекты стресс-менеджмента).pdf
Добавлен: 30.06.2023
Просмотров: 76
Скачиваний: 4
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические аспекты стресс-менеджмента
1.1. Источники и причины организационного стресса
1.2. Технологии стресс-менеджмента
Глава 2. Исследование управления стрессами в ЗАО «СМИК»
2.1. Общая характеристика организации ЗАО «СМИК»
2.2. Исследование типичных стрессовых ситуаций и управления стрессами в организации
Глава 3. Разработка рекомендаций по управлению стрессами в ЗАО «СМИК»
Таблица 5
Показатели частоты использования способов оптимизации состояния на рабочем месте[36]
№ |
Способы оптимизации состояния |
Среднее значение |
Использование компьютерных и информационных технологий |
||
20 |
Наведение порядка в компьютерных файлах (без особой необходимости) |
2,00 |
23 |
SMS и электронные письма друзьям |
1,47 |
21 |
Сосредоточение внимания на компьютерных заставках |
1,68 |
29 |
Использование возможностей Интернета |
1,26 |
8 |
Игра на компьютере |
1,29 |
Способы оптимизации «без обращения к коллегам» |
||
37 |
Ругань «про себя» |
2,18 |
15 |
Прослушивание музыки |
2,45 |
4 |
Последовательность действий как ритуал |
1,71 |
17 |
Наблюдение через окно за происходящим на улице |
2,08 |
24 |
Микроперерывы для того, чтобы побыть наедине с собой |
1,61 |
36 |
Приведение в порядок внешнего вида |
1,95 |
12 |
Психологические приемы саморегуляции, релаксации |
1,29 |
27 |
Хождение взад-вперед |
1,42 |
30 |
Перестановка предметов на рабочем столе |
1,58 |
31 |
Мысленное представление себя в приятном для отдыха месте |
1,79 |
Социальные коммуникации |
||
10 |
Разговор на повышенных тонах |
1,63 |
за |
Поход «за компанию» в буфет |
1,47 |
Дать однозначную интерпретацию полученным сведениям достаточно сложно. Все же можно объяснить различия в обращениях к информационным и компьютерным технологиям. Скорее всего, данные факты связаны с существенными отличиями в возможностях большинства сотрудников использовать компьютер не только как рабочее оборудование, но и как средство саморегуляции состояния. За последние годы компьютер становится привычным объектом не только в профессиональной сфере, но и в жизни в целом. Развитие и широкое внедрение информационных и компьютерных технологий в рабочий процесс и привычное восприятие компьютера как многофункционального средства способствует его использованию для отдыха, восстановления сил и подъема настроения.
В целом, система наиболее часто применяемых средств саморегуляции и оптимизации функционального состояния у сотрудников ЗАО «СМИК» организаций достаточно похожа. Представляет интерес вопрос о том, различаются ли сотрудники с неодинаковым восприятием степени стрессогенности своего труда и типичных рабочих ситуаций. Для выявления фактологических данных первичные материалы были обработаны для выявления подгрупп с разным уровнем чувствительности к профессиональным и организационным стресс-факторам (проведена кластеризация по совокупности показателей самооценки факторов трудового стресса). Результаты отражены на рис. 4.
Рис. 4. Профили трудового стресса в подгруппах сотрудников с высоким (n = 32) и низким (n = 72) общим уровнем чувствительности к стрессогенным факторам[37]
Дальнейший статистический анализ способов саморегуляции функциональных состояний показал, что в выделенных кластерных подгруппах есть различия в частоте обращения к некоторым приемам и средствам (см. таблицу 6, рис. 5 и 6).
Таблица 6
Результаты сравнения показателей частоты использования способов оптимизации состояния на рабочем месте в подгруппах обследованных с высоким и низким уровнем чувствительности к стрессогенным факторам[38]
№ |
Показатели |
Среднее значение |
|
Высокий уровень |
Низкий уровень |
||
Микроперерывы в рабочем процессе |
|||
33 |
Перерывы для разгадывания |
1,55 |
1,17 |
27 |
Хождение взад-вперед |
1,14 |
1,35 |
22 |
Небольшие перерывы, для чтения (газет, журналов) |
1,62 |
1,42 |
Успокаивающие и расслабляющие препараты и напитки |
|||
9 |
Применение легких успокаивающих средств |
1,14 |
1,35 |
32 |
Алкогольные напитки |
1,34 |
1,21 |
Волевая регуляция |
|||
28 |
Волевое усилие для продолжения работы |
2,21 |
1,86 |
Рис. 5. Частота использования перерывов разного назначения в подгруппах с высоким и низким уровнем чувствительности к стресс-факторам[39]
Как видно из рисунка 5, сотрудники с разным уровнем чувствительности к стрессу по-разному организуют и используют рабочие микроперерывы. Перерывы для смены вида умственных задач более характерны для работников с большей чувствительностью к стрессогенным факторам; перерывы для физической разминки чаще используются сотрудниками, которые рассматривают свою работу как менее насыщенную стресс-факторами. Кроме того, работники с высокой чувствительностью к стрессу более склонны к использованию алкогольных напитков, в то время как в другой подгруппе в качестве успокаивающих и расслабляющих средств предпочтение отдается легким лекарственным препаратам (см. рис. 6).
Рис. 6. Частота использования успокаивающих и расслабляющих препаратов и напитков в подгруппах с высоким и низким уровнем чувствительности к стресс-факторам
Волевая регуляция в трудовой деятельности более характерна для тех сотрудников, которые воспринимают свою профессиональную деятельность как более насыщенную стресс-факторами. В целом, собранные в результате исследования факты о типичных способах оптимизации функциональных состояний позволяют сделать следующее заключение: система средств саморегуляции состояния базируется, в основном, на социальных контактах с коллегами. Большинство сотрудников снимает рабочее напряжение и улучшает настроение разговорами и шутками. Данная закономерность универсальна вне зависимости от того, насколько стрессогенной считают сотрудники свою работу. Гораздо меньшее число работников зАО «СМИК» использует микроперерывы в работе для активизации внутренних психологических средств оптимизации состояния (такие, как способы психологической саморегуляции на основе приемов релаксации и мобилизации). Интересно, что обнаружена связь способов заполнения микроперерывов, которые сотрудники проводят «наедине с собой», со степенью чувствительности к стресс-факторам в труде: более чувствительные к стрессу сотрудники предпочитают заполнять такие перерывы отвлекающей от основной работы умственной активностью (разгадыванием кроссвордов и чтением журналов); сотрудники с меньшей степенью чувствительности к стрессу выбирают активные формы проведения перерывов.
Следующий этап исследования был посвящен изучению копинг-стратегий сотрудников ЗАО «СМИК» в профессиональных стрессовых ситуациях. При этом рассматривались диспозиции стратегий преодоления профессионального стресса (рис. 7).
Чаше других в данных ситуациях используются стратегии «положительное истолкование и личностный рост», «планирование», «активный копинг», «поиск активной общественной поддержки», «поиск эмоциональной общественной поддержки», а также «подавление конкурирующей деятельности». Редко сотрудники предприятия обращаются к стратегиям «использование алкоголя и наркотических веществ», «поведенческое отстранение» и «обращение к религии». Для сотрудников ЗАО «СМИК» в профессиональных стрессовых ситуациях характерно планировать и использовать действия, направленные на решение проблем, возникающих в профессиональной деятельности, находить положительные стороны в сложившихся условиях и использовать опыт, полученный в данных ситуациях для личностного и профессионального роста. Кроме того, сотрудники ЗАО «СМИК» склонны концентрироваться на решении сложных ситуаций, а также обращаться за помощью, советом, поддержкой к коллегам, близким людям и руководителям.
Примечание. Цифрами обозначены стратегии копинг-поведения: 1 - активный копинг; 2 - планирование; 3 - поиск активной общественной поддержки; 4 - поиск эмоциональной общественной поддержки; 5 – подавление конкурирующей деятельности; 6 - обращение к религии; 7 - положительное истолкование и личностный рост; 8 -
сдерживание; 9 - принятие; 10 - фокус на эмоциях и их выражение; 11 - отрицание; 12 - ментальное отстранение; 13 - поведенческое отстранение; 14 - использование алкогольных и наркотических веществ; 15 - юмор.
Рис. 7. Стратегии копинг-поведения сотрудников «СМИК»[40]
Далее с помощью авторской анкеты изучались характер и уровень стрессогенности значимых для сотрудников ситуаций в их деятельности в организации на трех уровнях: индивидуальном, групповом и организационном (табл. 7). Оценка уровня стресса осуществлялась по пятибалльной шкале, где пятью баллами отмечался высокий уровень стрессогенности ситуации, одним баллом - низкий.
Как видно из данных таблицы 7, для работников наиболее стрессогенными ситуациями на уровне индивидуальной работы являются
ситуации, связанные с недостатком времени для выполнения плановых заданий, большим объемом работы и отсутствием полной информации об обязанностях.
Таблица 7
Ситуации с наивысшим показателем стрессогенности[41]
Уровень |
Ситуации |
Средний балл |
Индивидуальный |
1. Недостаток времени для выполнения работы 2. Большой объем работы 3. Отсутствие достаточной информации о должностных обязанностях |
4,5 4,3 |
Групповой |
1. Наличие высоких требований со 2. Руководитель сообщает о задаче в |
4,3 4,2 |
Организационный |
1. Низкий уровень заработной платы 2. Отсутствие в организации условий |
4,9 |
На уровне работы отдела (группы) наиболее стрессогенными
оцениваются ситуации, связанные с предоставлением информации от руководителя. На общеорганизационном уровне как наиболее стрессогенные оцениваются ситуации: невозможность карьерного роста и низкий уровень заработной платы. При этом наибольшим показателем уровня стрессогенности обладает ситуация «низкий уровень заработной платы».
Данная общеорганизационная ситуация является наиболее значимой в целом по сравнению со всеми ситуациями трех уровней.
Выводы.
1. Большинство сотрудников ЗАО «СМИК» в своей профессиональной деятельности сталкиваются со стрессовыми ситуациями. Ситуациями, которые оцениваются сотрудниками как стрессогенные, являются «установление контакта с клиентами», «связанные с возникновением различного рода конфликтов». Менее стрессогенными для сотрудников предприятия являются «ситуации, возникающие при взаимодействии с коллегами», «связанные с выявлением потребностей клиентов».
2. Сотрудники ЗАО «СМИК» в профессиональных стрессовых ситуациях используют весь репертуар стратегий копинг-поведения. При этом чаще других используются такие стратегии, как «положительное истолкование и личностный рост», «планирование», «активный копинг», «поиск активной общественной поддержки», «поиск эмоциональной общественной поддержки», «подавление конкурирующей деятельности», редко применяются такие копинг-стратегий. Как «использование алкоголя», «поведенческое отстранение», «обращение к религии».
3. Для работников ЗАО «СМИК» наиболее стрессогенными ситуациями на уровне индивидуальной работы являются ситуации, связанные с недостатком времени для выполнения плановых заданий, большим объемом работы и отсутствием полной информации об обязанностях. На уровне работы группы наиболее стрессогенными оцениваются ситуации, связанные с предоставлением информации от руководителя. На общеорганизационном уровне как наиболее стрессогенные оцениваются ситуации: невозможность карьерного роста и низкий уровень заработной платы. Наибольшим показателем уровня стрессогенности обладает ситуация «низкий уровень заработной платы». Данная общеорганизационная ситуация является наиболее значимой в целом по сравнению со всеми ситуациями трех уровней.