Файл: Основные функции в системе менеджмента (Теоретический подход к определению понятия менеджмента и его функций).pdf
Добавлен: 03.07.2023
Просмотров: 135
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
1. Теоретический подход к определению понятия менеджмента и его функций
1.1. Понятие «менеджмент» и его основные функции
1.2. Сущность понятия «эффективность управления»
1.3.Система менеджмента российских предприятий, и пути ее совершенствования
2.Анализ эффективности системы менеджмента компании ООО «АВТОРУСЬ ЛОГИСТИК»
2.1.Организационная характеристика компании ООО «АВТОРУСЬ ЛОГИСТИК»
2.2. Финансово-экономический анализ результатов деятельности компании ООО «АВТОРУСЬ ЛОГИСТИК»
2.3. Оценка преимуществ и недостатков системы управления в компании ООО «АВТОРУСЬ ЛОГИСТИК»
3.Разработка направлений совершенствования системы управления в компании ООО «АВТОРУСЬ ЛОГИСТИК»
3.1. Мероприятия по повышению системы управления в компании ООО «АВТОРУСЬ ЛОГИСТИК»
В данном случае эффективность управления рассматривается в широком смысле как рациональность и эффективность функционирования управляемой системы в целом и (или) ее элементов.[17]
В узком смысле под эффективностью управления понимается результативность собственно управленческой деятельности.
Как и любой вид деятельности, управлению необходима своя конкретная оценка, определяющая его эффективност[18]ь.
Анализ отечественных и зарубежных исследований позволяет сделать вывод о наличии различных подходов к оценке эффективности управления, которые представлены на рисунке 1.
Однако, оценка эффективности управления организациями не может ограничиваться оценкой только управленческой деятельности, по той причине, что базовым критерием данной оценки выступает результативная деятельность самих организаций.[19]
Рисунок 1- Подходы к оценке эффективности управления[20]
Рассмотрим более подробно представленные на рисунке 1 подходы к оценке эффективности управления.
И так, первый - подход к оценке эффективности текущего и стратегического управления, предполагает анализ таких экономических категорий как:[21]
- с позиции текущего управления: рентабельность, производительность, рост объемов продаж и издержки производства;
- с целью обеспечения результативности стратегического управления организации, первостепенное внимание уделяется управлению инновациями и новыми технологиями, качеством товаров и услуг, конкурентоспособностью, уровнем обслуживания потребителей[22].
В рамках рассматриваемого подхода оценка эффективности управления осуществляется путем применения алгоритма, представленного на рисунке 2.
Рисунок 2- Реализация подхода к оценке эффективности текущего и стратегического управления[23]
Рассмотрим каждый из приведенных на рисунке 2 этапов реализации подхода к оценке эффективности текущего и стратегического управления более подробно.
И так, первый этап – анализ внешней и внутренней среды. В рамках данного этапа реализуется проведение следующих мероприятий[24]: анализ тенденций рынка, на котором осуществляет свою деятельность компания; оценка конкурентного положения предприятия на рынке; оценка эффективности системы управления на предприятии; определение соответствия методов управления сложившейся ситуации на предприятии.
Второй этап – оценка экономического и финансового потенциала компании, которая предполагает расчет таких показателей как[25]:
- рентабельность, производительность, рост объемов продаж и издержки производства;
- ликвидность баланса, включая коэффициенты ликвидности;
- финансовая устойчивость;
- финансовая независимость;
- платежеспособность;
- вероятность банкротства по пяти факторной модели.
Третий этап - определение факторов, препятствующих эффективной работе компании, подразумевает под собой обобщение двух ранее проведенных этапов, в следствие реализации которых становится возможным определение таких факторов как:[26]
- факторы конкурентоспособности компании;
- финансовый запас прочности;
- резервы роста прибыли и снижения себестоимости;
- причины низкой эффективности системы управления на предприятии и т.д.
Четвертый этап подразумевает под собой разработку мероприятий по устранению негативных факторов, препятствующих эффективной работе компании. Выбор конкретных мероприятий зависит преимущественно от выявленных факторов, установленных на предыдущем этапе[27].
И на-конец заключительный этап сводится к разработке стратегии развития и наблюдением за предприятием в процессе внедрения в практику его работы стратегических мероприятий. В рамках представленного этапа формулируются стратегические направления развития организации и определяются показатели оценки их достижений.
Целевой подход опирается на мнение, что главная цель деятельности всех систем управления представляет собой достижение предприятием поставленных целей его основной деятельности самым экономичным и рациональным путем. В соответствии с данным подходом эффективность управления можно измерять по степени достижения предприятием показателей, которыми характеризуется основная цель его деятельности.[28]
Рассматриваемый подход в качестве первостепенной роли управления ставит достижения цели как критерия эффективности организации. Иными словами, в его основу положена теория целей, которая базируется на представлении об организациях как рациональных, целенаправленных образованиях, которые руководствуются определенными миссиями, целями и задачами. Успешность достижения целей и решения задач показывает успешность функционирования организации, то есть ее эффективность[29].
Системный подход акцентирует внимание на внешней среде функционирования организации, которая предъявляет определенные требования к количеству и качеству выпускаемых товаров и оказываемых услуг, а также соблюдению экологических требований и условий законодательных органов власти. В следствие этого, в основе системного подходка к оценке эффективности управления лежит обеспечение баланса между элементами системы: входом (организация получает ресурсы из внешней среды), процессом (организация перерабатывает ресурсы) и выходом (организация выпускает продукцию/услуги).[30]
В соответствии с системным подходом эффективность управления характеризует возможность адаптации внутренней системы (самой организации) к условиям внешней среды (тенденциям развития отрасли и экономики в целом.
Многопараметрический подход к оценке эффективности управления предполагает удовлетворение индивидов и групп, участвующих в деятельности организации.
Подходы к оценке эффективности управления включают функциональный подход, определяющий эффективность управления с позиции организации труда и функционирования управленческих кадров. Этот подход в основе опирается на результаты и затраты всей системы управления[31].
Результаты (эффекты) управленческого труда в функциональном подходе могут измеряться с помощью производительности управленческого труда, уменьшения трудоемкости управленческих работ, сокращения управленческого персонала и срока обработки информации, сокращения потерь рабочего времени, уменьшения текучести персонала в сфере управления[32].
Подходы к оценке эффективности управления содержат также композиционный подход, в соответствии с которым эффективность управления ставит целью определение степени воздействия управленческого труда на результат деятельности предприятия в целом.
Показатели, характеризующие результат (эффект) деятельности предприятия, в этом подходе используются следующие: производительность труда предприятия; уменьшение себестоимости продукции; объем прироста прибыли; объем реализации товара и др[33].
В современных условиях все перечисленные подходы к оценке эффективности управления имеют много показателей. Но кроме них важным обобщающим критерием при оценке эффективности управления предприятия считается конкурентоспособность в качестве способности противостояния конкурентам на рынках (степень удовлетворения запросов покупателей, качество и безопасность потребления, эффективность изготовления продукции)[34].
Конкурентоспособность предприятия можно определить рейтингом (оценкой), характеризующим его положение среди других предприятий, поставляющих аналогичный товар на рынок. Так, высокий рейтинг или его увеличение может говорить о высоком уровне (росте) эффективности управления предприятием[35].
1.3.Система менеджмента российских предприятий, и пути ее совершенствования
Практика развития мировой экономики, в настоящее время показывает то, что в условиях глобальной интеграции в мировую хозяйственную систему, ни одна страна, нацеленная на экономический рост и благосостояние не может оставаться безучастной к данному процессу.
Глобализация повлекла за собой ряд особенностей в формировании системы управления современным бизнесом, к которым могут быть отнесены[36]:
- внедрение принципиально новых стандартов управления,
- расширение сфер и масштабов деятельности компаний,
- актуализация потребности изучения особенностей стратегического управления в условиях глобализации.
Так, в частности процессы глобализации сформировали определенную закономерность: в последние годы наибольший удельный вес успешных бизнес-проектов, базируется не только на расчетах, но и на интуиции менеджеров, управляющих ими[37].
В следствие этого, происходит снижение значения классических аналитических рыночных исследований и прогнозов авторитетных специалистов.
Таким образом, процесс глобализации бизнеса спровоцировал появление ряда проблем эффективного управления в российских организациях, основными источниками которых являются[38]:
- «размывание» границ между государствами, влекущее за собой процессы перелива капитала, формирование глобальных цепочек стоимости;
- формирование большого числа наднациональных институтов, регулирующих деятельность всех участников рынка;
- усложнение хозяйственных связей между представителями бизнес-структур;
- активизация конкурентной борьбы между национальными и иностранными организациями;
- появление новых игроков на международной арене: неправительственных организаций (НПО) и транснациональных корпораций (ТНК), которые оказывают довольно сильное влияние на формирование современных отношений между представителями бизнеса[39];
- развитие средств массовой информации (СМИ) – современные технологии дают возможность увеличить скорость передачи сообщений и повышает информированность общества.[40]
В следствие этого, определились новые пути и методы повышения социальной и экономической эффективности управления российскими организациями в сложившихся условиях, сформулированные в рамках «схемы 7-С» компании Маккинси, основные направления которой представлены на рисунке 3[41].
Структура
Система
Стратегия
Современные ценности
Стиль
Сумма навыков
Состав работников
Рисунок 3- «Схема 7-С» компании Маккинси[42]
Принимая во внимание рисунок 3, по итогам оценки деятельности компании, с целью повышения эффективности управления, разрабатываются мероприятия, которые затрагивают самые важные элементы управленческой системы[43]:
- усовершенствование организационной структуры управления, предполагающее ее упрощение с целью исключения возможности дублирования отдельных функций, с последующей их децентрализацией и делегированием, оставшимся структурным единицам;
- формирование стратегии развития компании, по результатам оценки ее слабых и сильных сторон, включая формулировку новой философии и политики деятельности в рамках выбранного сегмента рынка или отрасли, с последующим ее донесением до всех функциональных участников процесса управления;
- совершенствование коммуникационной и информационной политики, определяющее возможность построения эффективной системы взаимосвязи между структурными подразделениями компании, и с иными участниками к которым могут быть отнесены: потребители, органы государственной власти, поставщики и подрядчики, заказчики, кредитные и финансовые учреждения;[44]
- разработка новой системы принятия управленческих решений, определяющей порядок, правила и процедуры участия в данном процессе, а также механизм их реализации на практике всеми сотрудниками организации;
- совершенствование системы мотивации и стимулирования, предполагающее обеспечение возможности повышения производительности труда путем создания более понятной и эффективной политики оплаты труда.
В данном случае стоит рассмотреть возможность внедрения в работу практики участия сотрудников в прибыли компании, так как это позволит обеспечить привязанность и заинтересованность последних к результатам ее деятельности[45];