Файл: Основные функции в системе менеджмента (Теоретический подход к определению понятия менеджмента и его функций).pdf
Добавлен: 03.07.2023
Просмотров: 131
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
1. Теоретический подход к определению понятия менеджмента и его функций
1.1. Понятие «менеджмент» и его основные функции
1.2. Сущность понятия «эффективность управления»
1.3.Система менеджмента российских предприятий, и пути ее совершенствования
2.Анализ эффективности системы менеджмента компании ООО «АВТОРУСЬ ЛОГИСТИК»
2.1.Организационная характеристика компании ООО «АВТОРУСЬ ЛОГИСТИК»
2.2. Финансово-экономический анализ результатов деятельности компании ООО «АВТОРУСЬ ЛОГИСТИК»
2.3. Оценка преимуществ и недостатков системы управления в компании ООО «АВТОРУСЬ ЛОГИСТИК»
3.Разработка направлений совершенствования системы управления в компании ООО «АВТОРУСЬ ЛОГИСТИК»
3.1. Мероприятия по повышению системы управления в компании ООО «АВТОРУСЬ ЛОГИСТИК»
3 - деятельность ведется постоянно и систематически;
С целью нахождения более достоверной оценки каждого КФУ, в рамках представленной работы были сложены результаты оценок, данные руководством компании ООО «АВТОРУСЬ ЛОГИСТИК» и результаты оценок, данные сотрудниками и разделены пополам. (см. таблицу 12 приложения 7)
И так, общая оценка равна 68 баллов, что соответствует среднему уровню организации развития компетенций и факторов успеха в целом.
В целом, по результатам проведенного анализа можно сделать следующие выводы:
- в компании ООО «АВТОРУСЬ ЛОГИСТИК» сложилась эффективная система управления;
- в рамках компании ведется постоянное улучшение качества продаваемых товаров и оказываемых услуг, что позволило ей добиться лидирующих позиций на рынке;
- управление в рамках компании ООО «АВТОРУСЬ ЛОГИСТИК» осуществляется на основании процессного подхода.
Однако, несмотря на наличие достаточно хорошо развитых отдельных критических факторов успеха, имеют место все же проблемные сферы в деятельности компании ООО «АВТОРУСЬ ЛОГИСТИК», к которым относятся:
- маркетинг;
- взаимовыгодные отношения с поставщиками и партнерами;
- вовлечение работников.
Таким образом, с целью дальнейшего развития компании ООО «АВТОРУСЬ ЛОГИСТИК» необходимо развивать выделенные факторы успеха, с целью совершенствования низко эффективных сфер деятельности.
3.Разработка направлений совершенствования системы управления в компании ООО «АВТОРУСЬ ЛОГИСТИК»
3.1. Мероприятия по повышению системы управления в компании ООО «АВТОРУСЬ ЛОГИСТИК»
С целью совершенствования менеджмента в компании ООО «АВТОРУСЬ ЛОГИСТИК» в рамках приведенной работы рекомендуется создание систему управления основанной на базе ключевых показателей эффективности (KPI).
Система управления по KPI представляет собой комплекс управленческих процессов (планирования, организации выполнения, мониторинга, контроля и анализа), дающий возможность бизнесу определить стратегические цели и затем оценивать и управлять деятельностью по достижению поставленных целей при оптимальном использовании имеющихся ресурсов[54].
Исходя из этого, ключевые показатели эффективности KPI (Key Performance Indicators) в рамках управленческих технологий представляют собой систему оценки, которая помогает организации определить достижение стратегических и тактических (операционных) целей.[55]
В целом, применение ключевых показателей эффективности в системе управления предприятием даёт возможность оценить его собственное состояние и помочь в оценке реализации стратегии.
Основной целью системы управления по KPI выступает разработка мероприятий по устранению недостатков организации основных бизнес-процессов предприятия путем количественной оценки результатов их организации и реализации[56].
Задача системы управления по KPI состоит в переводе стратегии развития компании в комплексный набор показателей ее деятельности, определяющий основные параметры системы измерения и управления.
Необходимость применения в компании ООО «АВТОРУСЬ ЛОГИСТИК» системы управления, основанной на ключевых показателях эффективности определена тем, что проведенная ранее оценка преимуществ и недостатков ее построения позволила выделить следующие сферы деятельности компании, имеющие низкую эффективность организации и управления:
- продажа товаров и оказание услуг;
- снабжение материально-техническими ресурсами;
- финансовая деятельность.
Основными причинами низкой эффективности организации таких сфер деятельности как: продажа товаров и оказание услуг; снабжение материально-техническими ресурсами; финансовая деятельность, являются:
- во-первых, низкая эффективность процесса планирования деятельности компании ООО «АВТОРУСЬ ЛОГИСТИК», в частности вся ответственность за финансовые результаты возложена преимущественно на генерального директора. При этом, критериями оценки эффективности деятельности руководителей структурных подразделений выступают физический объем оказанных услуг, решение инженерно-технических задач и т.д.
- во-вторых, руководители структурных подразделений целенаправленно стремятся дистанцироваться от ответственности за результаты, касающиеся финансово-экономической деятельности подразделения.
- в- третьих, сложившаяся традиционная система внутрифирменного учета не позволяет объективно оценить результаты финансов-экономической деятельности всех структурных подразделений. Кроме того, внутрифирменный учет выступает преимущественно как информационная система, обслуживающая процесс принятия управленческих решений, модифицируя комплексно программно-целевые результаты в план сбыта и продаж, планирования финансов и строительства.
- в-четвертых, отсутствует внутрикорпоративное взаимодействие, в итоге довольно часто возникают нарушения требований смежных подразделений.
Таким образом, в рамках работы будут разработаны ключевые показатели эффективности для выделенных сфер деятельности компании ООО «АВТОРУСЬ ЛОГИСТИК», реализуя при этом процессный подход.
Применение указанного подхода определено спецификой построения в целом системы управления в компании ООО «АВТОРУСЬ ЛОГИСТИК», а также вхождением ее в ГК АВТОРУСЬ.
В таблице 13 представлены структуры бизнес-KPI для неэффективно организованных и реализованных сфер компании ООО «АВТОРУСЬ ЛОГИСТИК»
Таблица 13
Структуры бизнес-KPI для компании ООО «АВТОРУСЬ ЛОГИСТИК»
Бизнес-процессы |
Цели бизнес-процессов |
KPI бизнес-процессов |
Ответственные лица |
Продажа товаров и оказание услуг; |
1.Рост объемов продаж 2.Расширение рынка сбыта 3. Увеличение чистой прибыли |
1. Маржа операционной прибыли 2. Темпы роста выручки 3. Рентабельность продаж |
1.Генеральный директор 2. Руководитель отдела продаж |
Снабжение материально-техническими ресурсами; |
1.Оптимизация ТМЦ 2.Сокращение себестоимости 3.Снижение удельного веса и размера запасов в имуществе компании |
1. % ТМЦ надлежащего качества. 2. Затраты на приобретение ТМЦ (затраты на ресурсы). 3. Затраты на осуществление деятельности (затраты на персонал и оборудование). |
1.Руководитель отдела закупок |
Финансовая деятельность |
1.Повышение финансовой устойчивости компании 2. Повышение ликвидности и платежеспособности 3. Улучшение бюджетной политики |
1. Коэффициент обеспеченности организации устойчивыми источниками финансирования 2.Коэффициент маневренности 3.Общая экономическая ценность |
1.Генеральный директор 2. Главный бухгалтер |
Далее представим методологию расчета предложенных в рамках таблицы 13 показателей.
1. Маржа операционной прибыли. [57] (4)
Маржа операционной прибыли = (операционная прибыль / выручка) * 100
Маржа операционной прибыли в процентном выражении, или операционная маржа, представляет собой более исчерпывающий показатель способности компании получать прибыль. Показатель используется для определения эффективности бизнеса в контроле над эксплуатационными расходами.
2. Темпы роста выручки.[58]
Темпы роста выручки = (выручка текущего месяца- выручка прошлого месяца) / (выручка прошлого месяца) * 100 (5)
Показатель, отражающий, как изменилось число продаж компании по сравнению с предыдущим кварталом или с тем же кварталом предыдущего года. Также известен как темп роста продаж. Это мера процентного увеличения продаж между двумя периодами времени, отражающая тенденции изменения доли рынка его участника.
3.Рентабельность продаж.[59]
Рентабельность продаж = (чистая прибыль / выручка) * 100 (6)
Показатель, отражающий общую прибыльность от продаж фирмы. Используется для отображения отношения прибыли, на которую имеют право претендовать акционеры, к объемам чистых продаж. Он используется для определения эффективности бизнеса в преобразовании продаж в прибыль.
4. % ТМЦ надлежащего качества.[60]
% ТМЦ надлежащего качества = А / В х 100% (7)
Где, А — количество ТМЦ надлежащего качества, В — общее количество ТМЦ.
5. Затраты на приобретение ТМЦ (затраты на ресурсы).[61]
Затраты на приобретение ТМЦ (затраты на ресурсы)= (Зф/Зп)*100%. (8)
Где Зф- сумма фактических затрат на покупку ТМЦ, определяется путем суммирования расходов на все ТМЦ и готовую продукцию плюс затрат на их содержание. Зф- сумма плановых затрат на покупку ТМЦ, заложенная в ежегодном бюджете компании.
6. Затраты на осуществление деятельности (затраты на персонал и оборудование). Рассчитывается по аналогии показателя под номером 5.[62]
7. Коэффициент обеспеченности организации устойчивыми источниками финансирования.[63]
К = (СКап — ВАк) / ОАк (9)
Где: СКап — собственный капитал фирмы;
ВАк — внеоборотные активы;
ОАк — оборотные активы.
Коэффициент обеспеченности собственными источниками финансирования отражает способность фирмы самостоятельно финансировать свою деятельность. Он показывает, какую долю в обеспечении оборотных средств компании составляют ее собственные денежные источники.
8. Коэффициент маневренности, рассчитывается по формуле[64]:
Км= Сос/Ск; (10)
Где: СОС – собственные оборотные средства;
СК – собственный капитал. Данный коэффициент является одним из показателей финансово-хозяйственной эффективности предприятия, поскольку отражает, насколько независимой с точки зрения наличия собственных оборотных средств является фирма. Обладание значимыми объемами собственных оборотных средств — одно из ключевых условий развития бизнеса.
9. Общая экономическая ценность[65].
Общая экономическая стоимость = общий доход + общая стоимость реализованных товаров и услуг + общая стоимость ТМЦ (11)
Общая экономическая ценность (TEV) — это концепция в анализе затрат и выгод, которая относится к ценности, получаемой людьми из природных ресурсов, ресурсов, созданных человеком, или системы инфраструктуры, по сравнению с отсутствием таковых[66].
В заключении отметим то, что в процессе разработки представленных ключевых показателей эффективности должны принимать участие следующие ответственные лица:
- владельцы ГК АВТОРУСЬ;
- генеральный директор ООО «АВТОРУСЬ ЛОГИСТИК»;
- руководители всех структурных подразделений.
В целом, предложенная структура ключевых показателей эффективности полностью определяет и отражает стратегию развития не только ООО «АВТОРУСЬ ЛОГИСТИК», но и всей группы компаний, которая состоит в повышение стоимости всех участников ГК АВТОРУСЬ путем расширения доля рынка и сферы бизнеса. Так же она позволяет наглядно представить, за счет каких целей и задач будет достигнут успех. Эти показатели указывают направление развития бизнеса, чтобы получить максимально возможную отдачу от инвестиций. Главные цели бизнеса и соответствующие им ключевые показатели эффективности должны быть общими для всей компании в целом. Важно, чтобы все сотрудники знали о том, чего пытается достичь их руководители, для этого необходимо реализовать следующие мероприятия:
1. провести анализ факторов внешней среды, с целью определения стратегических целей и задач развития компании ООО «АВТОРУСЬ ЛОГИСТИК» и группы в целом;
2. провести анализ факторов внутренней среды, в процессе которого необходимо оценить: готовность персонала компании ООО «АВТОРУСЬ ЛОГИСТИК» к внедрению изменений; наличие ресурсов у самой компании ООО «АВТОРУСЬ ЛОГИСТИК», достаточных для реализации предложений.
3. провести опрос среди сотрудников компании ООО «АВТОРУСЬ ЛОГИСТИК», в рамках которого необходимо выявить отношение персонала к внедряемым изменениям.
4. осуществить сбор руководителей структурных подразделений с целью представления им рекомендаций в части оценки и фиксирования результатов деятельности всех категорий сотрудников.
5. провести оценку технической оснащенности компании с целью выявления потенциала создания базы данных «Ключевых показателей эффективности», на основании которой принять меры по ее улучшению посредством установки нового программного обеспечения сотрудника службы по работе с персоналом.