Файл: Основные функции в системе менеджмента (Теоретический подход к определению понятия менеджмента и его функций).pdf
Добавлен: 03.07.2023
Просмотров: 137
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
1. Теоретический подход к определению понятия менеджмента и его функций
1.1. Понятие «менеджмент» и его основные функции
1.2. Сущность понятия «эффективность управления»
1.3.Система менеджмента российских предприятий, и пути ее совершенствования
2.Анализ эффективности системы менеджмента компании ООО «АВТОРУСЬ ЛОГИСТИК»
2.1.Организационная характеристика компании ООО «АВТОРУСЬ ЛОГИСТИК»
2.2. Финансово-экономический анализ результатов деятельности компании ООО «АВТОРУСЬ ЛОГИСТИК»
2.3. Оценка преимуществ и недостатков системы управления в компании ООО «АВТОРУСЬ ЛОГИСТИК»
3.Разработка направлений совершенствования системы управления в компании ООО «АВТОРУСЬ ЛОГИСТИК»
3.1. Мероприятия по повышению системы управления в компании ООО «АВТОРУСЬ ЛОГИСТИК»
Введение
Актуальность темы работы определена тем, что в настоящее время, в период еще не закончившегося кризиса, сопровождающегося сменой основных стратегических партнеров, охлаждением отношений с Западом в результате введенных против России санкций, а также заключением новых контрактов с Китаем и подписанием договора об организации Евразийского экономического союза, развитие российского бизнеса идет совершенно не характерным для него путем.
Так, в частности в условиях разразившегося экономического кризиса в стране, ранее развивавшиеся ускоренными темпами компании столкнулись с кардинально новыми проблемами и были вынуждены искать новые пути и стратегии поведения, базирующиеся на изменении самой структуры управления с целью сохранения конкурентного положения на рынке.
В следствие выше сказанного, основной задачей любого руководителя становится построение процесса управления, определяющего направления стратегического развития предприятия, которые обеспечат поток денежных средств, имеющих максимальную приведенную стоимость по сравнению со стоимостью требуемых капиталовложений, с одновременным выполнением конкретной социальной роли в обществе.
Необходимость совершенствования процессов управления и показателей оценки эффективности их организации определена тем, что на современном этапе развития направленность деятельности любой компании стала более разносторонней и сложной в виду огромного разнообразия товаров и желаний покупателя. В рыночной экономике выживают, как известно, те предприятия, чья продукция, работы, услуги находят своего покупателя. Учитывая данное обстоятельство, совершенствование основных бизнес-процессов компании становиться ориентиром, фундаментом, на котором строится весь производственный и сбытовой процесс.
Однако, при этом большое значение играет и внешняя среда – действия конкурентов могут обострить ситуацию на рынке или сформировать угрозу для стабильности компании. Данный факт должен быть положен в основу бизнес-планирования процессов реорганизации современного предприятия.
Целью курсовой работы выступает рассмотрение функций менеджмента на современном этапе развития.
В соответствии с поставленной целью необходимо решить ряд задач:
-рассмотреть понятие «менеджмента» и его основные функции;
- определить сущность понятия «эффективность управления»;
- проанализировать специфику управления российских предприятий, и определить пути ее совершенствования;
- провести анализ эффективности системы менеджмента компании ООО «АВТОРУСЬ ЛОГИСТИК»;
- разработать направления совершенствования системы управления в компании ООО «АВТОРУСЬ ЛОГИСТИК» и оценить их социально-экономическую эффективность.
Предметом исследования выступает функции системы менеджмента в современных условиях функционирования предприятия.
Объектом исследования является компания ООО «АВТОРУСЬ ЛОГИСТИК».
Теоретико-методологической основой выпускного квалификационного исследования послужили фундаментальные выводы, положения, концепции и гипотезы, изложенные в трудах отечественных и зарубежных ученых в рамках теории стратегического управления и управления на основе KPI. В качестве методического инструментария была использована совокупность методов экономического моделирования, системологии, статистики, информатики, прикладных экономических дисциплин.
1. Теоретический подход к определению понятия менеджмента и его функций
1.1. Понятие «менеджмент» и его основные функции
На сегодняшний день большинство руководителей ощущают огромную потребность в новых управленческих знаниях и, в первую очередь в знаниях менеджмента, который основывается на теории и практике управления фирмой в условиях рыночной конкуренции.
В свою очередь менеджмент выступает как самостоятельный вид профессиональной деятельности, основным направлением которой является достижение намеченных целей посредством рационального использования материальных и трудовых ресурсов.[1]
По сути, термин "менеджмент", выступает аналогом термина "управление", его синонимом, однако не копирует его в полной мере. Так как термин "управление" гораздо шире, поскольку применяется к разным видам человеческой деятельности (например, управление автомобилем); к разным сферам деятельности (управление в неживой природе, в биологических системах, управление государством); к органам управления (подразделениям в государственных и общественных организациях, а также на предприятиях и в объединениях).
При этом термин "менеджмент" применяется лишь к управлению социально-экономическими процессами на уровне фирмы, которая действует в рыночных условиях, однако в последнее время сфера его применения дополнилась непредпринимательскими организациями.[2]
В мировой литературе по управлению понятие "менеджмент" трактуется достаточно широко. Исходя из этого, любое его определение будет не полным. Так в Оксфордском словаре английского языка менеджмент предстает как способ обращения с людьми; власть и искусство управления; особого рода умение и административные навыки; орган управления, административная единица. В одном из словарей иностранных слов, "менеджмент" переводится на русский язык как: "управление производством, совокупность принципов, методов, средств и форм управления производством с целью повышения эффективности производства и его прибыльности".[3]
На практике, при характеристике менеджмента довольно часто используются подходы, которые определяют его как науку управления, а так же процесс управления, искусство управления, функцию управления, органы или аппарат управления, людей управляющих организацией.
Стоит отметить то, что при определении содержания и сущности менеджмента подчеркивается, в первую очередь, его процессный характер.
Таким образом, менеджмент характеризуется как интегративный процесс, посредством которого профессионально подготовленные специалисты формируют организации и управляют ими с помощью постановки целей и разработки способов и методов их достижения[4].
При этом во многих определениях менеджмента акцент делается именно на то, что управление представляет собой самостоятельную область знаний, науку, которая имеет свой предмет, в том числе свои специфические проблемы, а так же методы и способы их решения[5].
Основным фундаментом, на котором базируется понимание менеджмента как искусства, является то, что хозяйственные организации выступают в качестве сложных систем, на функционирование которых воздействуют многочисленные и разнообразные факторы внешней и внутренней среды. Именно поэтому умение управлять столь сложным механизмом вызывает необходимость более серьезной профессиональной подготовки.[6]
Необходимо отметить то, что отличительной особенностью современного менеджмента является то, что он не может быть представлен в виде четко сформулированных конкретных правил и рецептов деятельности. В данном понятии находит отражение осознание того, что существование человека происходит в очень сложном и быстро меняющемся мире, в котором подвержены изменениям даже сами закономерности, на основе которых этот мир существует и развивается.
Исходя из этого, современный менеджмент это скорее система наиболее общих представлений об организациях, новая "управленческая философия", нежели свод готовых рекомендаций.
Основной целью менеджмента является обеспечение прибыльности, доходности предприятия. При этом важнейшей задачей менеджмента выступает производство товаров и услуг с учетом интересов потребителей и обеспечение стабильного положения фирмы на рынке. Что в свою очередь подразумевает разработку стратегии фирмы и поиск ресурсов, а так же способность к инновациям и умение развивать работоспособность персонала, его потенциал и лояльность[7].
Определяя основные функции классической (традиционной) системы управления предприятием следует заметить, что содержание и набор функций, реализуемых в системе управления, зависит от типа организации, от размеров предприятия и отрасли к которой оно относится (производство товаров, оказание услуг), а также от характера его деятельности (производство, маркетинг, кадры, финансы) и многих других внешних и внутренних факторов[8].
Согласно процессному подходу деятельность по выполнению функций является процессом, требующим определенных затрат ресурсов и времени. Именно процессный подход к менеджменту позволил увидеть взаимосвязь и взаимозависимость функций управления[9].
Процесс менеджмента отражает рекомендованную последовательность выполнения основных функций управления, точнее, последовательность начала действий по выполнению функций, так как осуществление многоконтурной обратной связи приводит к одновременному осуществлению функций. Качество выполнения предыдущего этапа — необходимое условие обеспечения качества выполнения последующего этапа (функции). В этом выражается взаимозависимость функций[10].
Связующими процессами являются процесс коммуникаций и процесс принятия решений. При системном подходе организация рассматривается как совокупность взаимосвязанных элементов (таких, как люди, структура, задачи и технология), которые взаимодействуют с внешней средой.[11]
Несмотря на все разнообразие, для всех процессов управления экономическими объектами характерно наличие однородных видов деятельности. В 1916 г. А.Файоль сгруппировал все виды управленческой деятельности в пять основных функции управления: планирование, организация, руководство, координирование и контроль[12].
1.Функция планирования, фактически сводится к прогнозированию изменения ситуаций окружающей среды, формулированию связанных с этим целей и подцелей и построению плана действий по их достижению.
2. Функция организации, заключается в распределении задач, решаемых системой управления для достижения поставленных целей, между отдельными подразделениями или работниками, а также координации их взаимодействия.
3. Функция руководства, сводится к организации и мотивации исполнителей к осуществлению запланированных действий, направленных на достижение поставленных целей.
4. Функция координирования. Его главная цель - достижение соответствия и согласованности между различными частями предприятия путем установления рациональных связей в производстве.
Эти связи носят самый разнообразный характер[13]:
- по содержанию они могут быть техническими, экономическими, организационными;
- по иерархическому признаку — связи между различными ступенями управляемого объекта.
Кроме того, сюда относятся связи между собственно производством, с одной стороны, и распределением, обменом и потребителем — с другой. Управление предприятием через функцию координирования призвано рационально организовать все эти связи на основе их изучения и совершенствования[14].
5. Функция контроля, заключающаяся в сравнении между собой запланированных результатов с фактически достигнутыми результатами и выдачи отклонений, полученных на этой основе.
На основе всего сказанного можно сделать вывод о том, что менеджмент представляет собой профессиональную деятельность, которая предполагает наличие определенных знаний и умении управления людьми.[15]
1.2. Сущность понятия «эффективность управления»
Проведенный в процессе подготовки к написанию работы анализ литературных источников показал то, что понятие «эффективность управления» имеет несколько трактовок.
Так в рамках экономической теории эффективность управления рассматривается как экономическая категория, характеризующая вклад управленческой деятельности в конечный результат работы предприятия в целом.
В менеджменте эффективность управления предстает в качестве результативности деятельности определенной управляющей системы, отражаемой посредством разнообразных показателей, достигаемых как объектом управления (организацией в целом или отдельными структурными подразделениями), так и субъектом управления (непосредственно управленческой деятельности), имеющих количественные и качественные характеристики.[16]