Файл: Систем управления и радиоэлектроники.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.11.2023

Просмотров: 384

Скачиваний: 9

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

4. Организационные отношения и организации...
89
(потребляемых ресурсов) и выходов (выпускаемых про- дуктов). Относительная эффективность организации выра- жается производительностью. Производительность — это отношение количества единиц на входе к количеству еди- ниц на выходе. Она является критически важным фак- тором, определяющим, сможет ли организация выжить и добиться успеха в условиях конкуренции.
Говоря о производительности, необходимо отметить, что едва ли не самой главной ее составляющей является
качество. Если при увеличении объема выпускаемой про- дукции эта продукция имеет более низкое качество, надо говорить о снижении производительности организации.
Любая организация вне зависимости от ее конкретно- го назначения может быть описана с помощью ряда пара- метров, среди которых главными являются: целевое на- значение, правовая форма, ресурсы, процессы, структура, связи, организационная культура и т.п. В соответствии с этим все многообразие организаций классифицируется по различным признакам и критериям.
Чаще всего организации классифицируются по следую- щим критериям.
На основе критерия формализации выделяются:
формальные организации, имеющие четко поставлен- ные цели, формализованные правила, структуру и связи; в эту группу входят все организации бизнеса, государ- ственные и международные институты и органы;
неформальные организации, работающие без четко определенных целей, правил и структур; сюда относят все институты семьи, дружбы, неформальных отношений между людьми.
Предмет нашего изучения — формальные хозяйствен-
ные организации, которые в соответствии со ст. 48 (п. 1)
Гражданского кодекса Российской Федерации являются юридическими лицами, имеют в собственности, хозяйст- венном владении или оперативном управлении обособлен- ное имущество и отвечают по своим обязательствам этим имуществом.
По формам собственности они могут быть частными, государственными, муниципальными и иными.

Афонасова М.А. Менеджмент
90
По отношению к прибыли организации подразделяют- ся на коммерческие и некоммерческие. Первые преследу- ют извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности, вторые не стремятся извлекать или распре- делять полученную прибыль между участниками, но могут осуществлять предпринимательскую деятельность, когда это служит достижению целей, ради которых они созданы, и соответствующую этим целям.
Гражданским кодексом России предусмотрены органи-
зационно-правовые формы, в которых может осущест- вляться деятельность коммерческих и некоммерческих организаций (табл. 4.1)
1
. В соответствии с ним организа- ционно-правовая форма «предприятие» сохранена толь- ко для государственных и муниципальных предприятий, причем предприятием как объектом прав признается иму- щественный комплекс, используемый для осуществления предпринимательской деятельности (ст. 132 Гражданского кодекса). С учетом сложившихся в нашей стране традиций понятия «организация» и «предприятие» широко при- меняются как взаимозаменяемые.
Таблица 4.1
Организационно-правовые формы хозяйственных организаций Российской Федерации
Класс
Организационно- правовые формы
Определение, характерные черты и свойства
Коммерческие организации
Хозяйственное то- варищество в форме полного товарище- ства и товарище- ства на вере
Объединение лиц, не требующее наличия устава как учреди- тельного документа и минимального размера складочного капитала; единые и единственные соб- ственники своего имущества
1
?????????? ???????????? : ??????? / ??? ???. ?.?. ????????,
?.?. ??????????, ?.?. ???????????. ?., 2000. ?. 41.


4. Организационные отношения и организации...
91
Продолжение табл. 4.1
Класс
Организационно- правовые формы
Определение, характерные черты и свойства
Хозяйственное общество в форме акционерного с ограниченной или с дополни- тельной ответ- ственностью
Производствен- ный кооператив
Унитарное пред- приятие государ- ственное, муни- ципальное
Объединение капита-
лов, требующее нали- чия устава или устав- ного капитала не менее определенного миниму- ма, в котором участни- ки несут риск утраты в сумме своих вкладов, единые и единственные собственники своего имущества
Добровольное объеди- нение граждан для совместной производ- ственной или хозяй- ственной деятельно- сти, основанной на их личном трудовом и ином участии и объеди- нении его членами имущественных пае- вых взносов. Законом предусмотрена возмож- ность участия в его деятельности юридиче- ских лиц
Организация, не на- деленная правом собственности на закрепленное за ней собственником имуще- ство, которое неделимо
и не распределяется
по вкладам (долям,
паям), в том числе между работниками предприятия.

Афонасова М.А. Менеджмент
92
Продолжение табл. 4.1
Класс
Организационно- правовые формы
Определение, характерные черты и свойства
Имущество находится в государственной или муниципальной соб- ственности и принад- лежит предприятию на праве хозяйственного ведения или оператив- ного управления
Некоммерче- ские органи- зации
Потребительский кооператив
Общественные и религиозные организации
Добровольное объеди- нение граждан и
юридических лиц с целью удовлетворения материальных и иных потребностей участни- ков, осуществляемое путем объединения его членами имуществен- ных паевых взносов.
Доходы от предпри- нимательской деятель- ности распределяются между его членами
Добровольное объеди- нение граждан на основе общности их интересов для удовлет- ворения духовных или иных нематериальных потребностей. Участни- ки не сохраняют прав на переданное ими этим организациям имущество

4. Организационные отношения и организации...
93
Продолжение табл. 4.1
Класс
Организационно- правовые формы
Определение, характерные черты и свойства
Фонд
Учреждение
Объединение юридических лиц: ассоциации и союзы
Не имеющая членства некоммерческая орга- низация, учрежденная
гражданами и (или)
юридическими лицами на основе доброволь- ных имущественных взносов, преследующая социальные, благотво- рительные, культур- ные, образовательные или иные общественно полезные цели
Организация, создан- ная собственником для осуществления управ- ленческих, социально- культурных или иных функций некоммерче- ского характера и фи- нансируемая им полно- стью или частично
Некоммерческие организации, объеди- няющие коммерческие
организации в форме ассоциаций или союзов в целях координации их предприниматель- ской деятельности, а также представления и защиты общих иму- щественных интересов;
общественные или
некоммерческие орга-
низации, в том числе
учреждения.


Афонасова М.А. Менеджмент
94
Окончание табл. 4.1
Класс
Организационно- правовые формы
Определение, характерные черты и свойства
Члены ассоциации
(союза) сохраняют свою самостоятельность и права юридического лица
По размерам организации группируются на крупные, средние и малые. В качестве классификационных призна- ков такого деления чаще всего используют легко доступ- ные для анализа критерии: число занятых, объем продаж
(оборот) и балансовую стоимость активов. Но в связи с тем что ни один из них не дает достаточно веских оснований для отнесения организации к той или иной группе, на практике применяют комбинацию критериев.
В нашей стране начиная с 1996 г. используется комби- нированный подход, нашедший отражение в Федеральном законе от 14 июня 1995 г. № 88-ФЗ «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Фе- дерации». К субъектам малого предпринимательства от- носят коммерческие организации — юридические лица, в уставном капитале которых доля государственной соб- ственности Российской Федерации и субъектов Российской
Федерации, муниципальной собственности, общественных и религиозных организаций, благотворительных и иных фондов не превышает 25 %; доля, принадлежащая одно- му или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого предпринимательства, не превышает
25 % и у которых средняя численность работников не пре- вышает:
• в промышленности, строительстве и на транспорте —
100 человек;
• в сельском хозяйстве и научно-технической сфере —
60 человек;
• в оптовой торговле — 50 человек;
• в розничной торговле и бытовом обслуживании насе- ления — 30 человек;

4. Организационные отношения и организации...
95
• в остальных отраслях и при осуществлении других видов деятельности — 50 человек.
Размеры средних предприятий по критерию численно- сти занятых определяются в интервале от 100 до 300 че- ловек (от 50 до 250 человек по методологии Европейского
Союза), крупных — от 300 (а в некоторых отраслях от 500) и выше. Именно последним принадлежит ведущая роль в современной экономике, хотя их число относительно невелико.
Любая организация, функционирующая в обществе, должна определить свою миссию, выражающую филосо- фию и смысл существования организации, главную цель ее деятельности. Миссия должна выражать устремлен- ность организации в будущее, показывать, на что будут направляться усилия и какие ценности при этом будут приоритетными.
Миссия в конечном итоге определяет цели организации.
Цель — это конечное состояние, желаемый результат, ко- торого стремится добиться любая организация.
Любая организация — это многоцелевая система. Орга- низации призваны решать большое количество проблем.
Следовательно, целью организации может быть не только получение прибыли, но и накопление средств, необходи- мых для продолжения деятельности, достижения пере- довых позиций на рынке, самореализация сотрудников и т.п.
Организация должна формулировать цели во всех об- ластях и сферах деятельности, от которых зависит ее вы- живание и успешное функционирование.
К целям организации предъявляют следующие требо- вания:
• конкретность, измеримость, количественная опреде- ленность;
• ориентация во времени;
• достижимость, реалистичность;
• непротиворечивость;
• направленность на действие, на концентрацию уси- лий и ресурсов;
• преобразуемость в конкретные задания;


Афонасова М.А. Менеджмент
96
• охват всех основных сфер деятельности организа- ции.
Все многообразие целей, которые организация пресле- дует в своей деятельности, может быть типизировано по следующим критериям:
периоду установления — стратегические, тактические, оперативные;
содержанию — экономические, социальные, организа- ционные, политические, научные;
сфере действия — маркетинговые, производственные, инновационные, финансовые, кадровые, административ- ные;
среде — внутренние, внешние;
приоритетности — особо приоритетные, приоритет- ные, прочие;
измеримости — количественные, качественные;
повторяемости — постоянные, разовые;
иерархии — цели организации, структурных подразде- лений;
стадии жизненного цикла — проектирование и созда- ние объекта, рост, зрелость, завершение.
1   ...   4   5   6   7   8   9   10   11   ...   20

Дерево целей. Количество и разнообразие целей и за- дач организации настолько велики, что без комплексного, системного подхода к определению их состава и взаимо- связей не может обойтись ни одно предприятие незави- симо от размеров, специализации и форм собственности.
На практике для этого используется построение целевой модели в виде древовидного графа — дерева целей. Дерево
целей позволяет описать упорядоченную иерархию целей
и задач, полученных в результате декомпозиции главной
цели организации (рис. 4.1). При этом используются сле- дующие принципы:
• главная цель, находящаяся в вершине графа, должна содержать описание конечного результата;
• при развертывании главной цели в иерархическую структуру целей соблюдается правило: реализация подце- лей каждого последующего уровня является необходимым и достаточным условием реализации цели предыдущего уровня;

4. Организационные отношения и организации...
97
?????
????
???????????
?????????
????????????
????????
2.1 2.2 2.1.2 2.1.1 2.1.3 2.2.1 0-?
???????
????????????
1-?
???????
2-?
???????
3-?
???????
???.
4.1.
??????
?????
??????????????
?????????
??
???????
(??
???????
????????????)
???????????? ?
??????????
2.2.2

Афонасова М.А. Менеджмент
98
• количество уровней декомпозиции зависит от масшта- бов и сложности поставленной цели, принятой в организа- ции структуры, иерархии ее менеджмента;
• при формулировании целей разных уровней следует описывать желаемые результаты, а не способы их дости- жения;
• подцели каждого уровня должны быть независимы друг от друга и не выводимы друг из друга;
• фундамент дерева целей должны составлять задачи, представляющие собой формулировку работ, которые мо- гут быть выполнены определенными способами и в уста- новленные сроки.
Важным моментом целеполагания является моделирова- ние не только иерархии целей, но и их динамики, особен- но при разработке стратегических планов организации.
Целевая модель организации служит исходной базой для определения объема и видов управленческих работ, которые обеспечивают достижение цели.
4.2. Законы организации
Законы, по которым действуют и развиваются орга- низации, сложны и многообразны. Рассмотрим основные из этих законов и важнейшие следствия, вытекающие из них.
Закон синергии. Потенциал организации как целого должен быть выше суммы потенциалов ее элементов.
Следствие. Нарушение закона синергии требует карди- нальной перестройки структуры организации, иначе мо- жет последовать ее разрушение.
Закон необходимого разнообразия. Эффективное управление возможно, когда разнообразие управляющей системы организации выше разнообразия управляемой.
Следствие. Потеря разнообразия — главное свойство распадающейся системы.
Примером потери разнообразия может служить деклари- руемый некоторыми политиками отказ кому бы то ни было в праве умственной, национальной, культурной и любой другой автономии.