Файл: Систем управления и радиоэлектроники.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.11.2023

Просмотров: 380

Скачиваний: 9

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Афонасова М.А. Менеджмент
78
определение объема и области контроля (сплошной, эпизодический, финансовый, качества продукции).
Руководители начинают осуществлять функцию контро- ля с того самого момента, когда они сформулировали цели и задачи и создали организацию. Контроль очень важен для успешного функционирования организации. Поэтому он является неотъемлемым элементом менеджмента орга- низации.
3.9. Интеграционные процессы
в менеджменте
Современное состояние рыночных отношений, предпри- нимательства характеризуется переходом к интеграции экономической, технологической, организационной, ин- формационной, социальной и культурной составляющих деятельности предприятий, позволяющей наиболее четко видеть его будущее развитие, комплексно учитывать инте- ресы потребителя и производителя.
Под интеграцией понимается процесс объединения усилий всех подразделений (подсистем) организации для достижения ее целей и задач. В экономике развивается экономическая интеграция как регулируемый процесс проведения согласованной межгосударственной экономи- ческой политики, базирующейся на разделении труда, развитии производственного и научно-технического со- трудничества, кооперации, взаимовыгодных торгово-эко- номических и валютно-финансовых связях и направлен- ной на формирование современной высокоэффективной структуры национального хозяйства.
Необходимость в интеграционных процессах в менед- жменте увеличивается с ростом конкуренции на рынках сбыта, с усложнением структуры предприятия, в связи с новыми усилиями в области инновационной деятель- ности и с неопределенностью, существующей во внешней среде предприятия.
Интеграция — это условие взаимосвязанности многих частей внутри одной системы, это объединение частей в

3. Принципы и функции менеджмента
79
целое, и предприятие можно рассматривать как интегри- рованную систему, в которой каждая подсистема участвует в общей деятельности.
Интегрированная система подразумевает объединение всех функциональных подсистем в первую очередь на об- щей информационной основе. Интеграция должна отра- жать картину информационной взаимосвязанности подси- стем в пределах компании.
Концепция интегрированных систем является основ- ной формой воплощения в жизнь цели достижения эффек- тивности. Функции каждого подразделения предприятия должны быть учтены как часть целого.
С учетом изложенного выше рассмотрим основные по- ложения по интеграции систем управления. Современный этап создания прогрессивной технологии управленческих решений требует интеграции процессов управления эконо- микой, а следовательно, развития и внедрения интегриро- ванных систем управления (ИСУ), основанных на методах управления и средствах автоматизации. Методы управ- ления базируются на математическом аппарате и эконо- мических теориях, а средства автоматизации реализуют- ся использованием компьютерных технологий, а также формированием документооборота, информационных баз данных. Интегрированные системы представляют собой комплексные системы, включающие процессы совершен- ствования управления предприятием на всех уровнях его иерархической структуры. Суть совершенствования про- цесса управления заключается в уменьшении величины шага управления за счет повышения скорости получения данных, в оптимизации функций управления, в сокраще- нии времени реакции на управляющие воздействия в са- мом производстве.
Систему можно назвать интегрированной только по- сле проведения интеграции ее компонентов, когда выход одного процесса управления (подсистемы) является входом следующего процесса. При рассмотрении системы управ- ления принцип интегрированного целого определяется конкретностью выходной информации одной подсисте- мы (задачи), передаваемой на вход другой подсистемы


Афонасова М.А. Менеджмент
80
(задачи). Принцип интегрированного целого предполагает существование изоморфизма управляющей и управляемой систем.
Интегрированная система — это самонастраивающаяся информационная система с обратной связью, направлен- ной на поддержание требуемого качества управляющих воздействий на стабильном уровне. Другими словами, про- цесс реализации функции управления в условиях неопре- деленности и возникающих возмущений на всех уровнях управления с учетом обратных связей будет постоянно обе- спечен.
Совершенствование процесса управления на всех уров- нях предприятия возможно при использовании компью- терных технологий управления на всех стадиях и всеми факторами производства на основе интеграции функций управления и обработки данных. Интегрированная си- стема охватывает в едином комплексе задачи проектной, инженерной и технологической подготовки производства и задачи управления организационно-производственной деятельностью предприятия. В системе усиливается взаи- мосвязь расчетов и работ, выполняемых в каждом из са- мостоятельно функционирующих подразделений, углубля- ется по вертикали взаимодействие уровней управления, сокращается временной интервал управления.
Отличительной чертой ИСУ является соединение в це- лое отдельных, обладающих известной автономией, частей системы, причем это соединение должно обеспечить новое качество, расширить возможности системы и повысить её эффективность. Конкретный набор объединяемых в рам- ках организации (подразделения) подсистем различного назначения определяется, исходя из размеров организа- ции, сложности производства.
В промышленности под ИСУ понимают многоуровневую систему управления промышленными объектами (комби- нат, предприятие, цех), которая содержит системы (подси- стемы) различного назначения, обеспечивающие выполне- ние выбранных функций управления на основе взаимного согласования целей, состава и регламента задач, взаимо- действие совместных средств технического, программного,

3. Принципы и функции менеджмента
81
информационного и других видов обеспечения. ИСУ долж- на обеспечить управление системами различного назначе- ния путем рационального распределения ресурсов, установ- ления графиков и режимов работы управляемых объектов, контроля их работы, а также решения организационно- хозяйственных задач с учетом социальных, психологи- ческих и физиологических факторов. Интеграция (взаи- модействие) различных звеньев на уровне предприятия и его подразделений в процессе управления проявляется в обмене данными, выступающими как результат решения задач управления в этих подразделениях. Взаимодействие в организации обеспечивается путем сопряжения, согла- сованности и совместимости систем. Причем сопряжен-
ность понимается как взаимное соответствие граничных элементов, позволяющих соединить систему, связывая их входы и выходы, а согласованность — как возможность функционирования системы в условиях, обеспечивающих их объединение в интеграционную совокупность. Совме-
стимость при определении условий взаимодействия рас- сматривают в функциональном, организационно-правовом и технологическом аспектах.
Значение интеграционных процессов на предприятии заключается в углублении взаимосвязи между всеми эле- ментами процесса управления для повышения устойчиво- сти и эффективности функционирования предприятия в различных режимах. При этом выделяются три направ- ления интеграции. Интеграция системы обеспечивается, с одной стороны, сопряжением задач управления между технологическими и функциональными подразделениями
(внутренняя интеграция задач планирования, анализа) —
горизонтальная интеграция, а с другой стороны, — вер- тикальным (межуровневым) взаимодействием систем —
вертикальная интеграция. Еще одним очень важным направлением выступает интеграция приобретаемых (объ- единяющихся) предприятий в компанию.
Этот процесс связан с созданием холдингов, финан- сово-промышленных групп. Под интеграцией приобре- тенного предприятия понимается совокупность задач, цель которых — объединить предприятия-участники


Афонасова М.А. Менеджмент
82
интеграционного процесса таким образом, чтобы создать эффективную хозяйственную единицу.
В целом интеграционная стратегия присоединения предприятия должна учитывать комплекс управленческих решений, касающихся:
а) экономических вопросов интеграции (повышение конкурентоспособности объединенных предприятий, сни- жение издержек производства, оптимизация загрузки про- изводственных мощностей, положительное соотношение
«затраты — выгода» и т.п.);
б) интеграционных структур (инструментарий процесса объединения); интеграционной культуры (мероприятия по поддержке культуры объединенного предприятия); чело- века как ключевого фактора интеграции (распределение персонала, система стимулирования и т.п.).
На начальных этапах интеграция управления должна проходить на основе создания совместных информацион- ных сетей общего пользования на базе ЭВМ, банков дан- ных, путем контролирования, диспетчеризации по раз- личным уровням систем управления, анализа и оценки возможных вариантов и определения технико-тактических и стратегических задач производства.
Интеграция персонала может идти по следующим на- правлениям: коллективность труда (сквозные бригады), синтез знаний и опыта (комплексные бригады), слияние профессий, эргономика рабочего места, непрерывность со- вершенствования подготовки кадров и обмен опытом.
Направления интеграции могут осуществляться парал- лельно и в любой последовательности в зависимости от состояния данного предприятия. Назначение интеграции состоит в том, чтобы рационализировать процессы поиска, сбора, обработки информации, необходимой для разных звеньев управления.
Основными механизмами (инструментами) интеграции в современных условиях деятельности предприятия высту- пают:
• руководство, реализующее интеграционные процессы в организации через властные полномочия путем исполь- зования различных типов координации;

3. Принципы и функции менеджмента
83
• плановая деятельность (стратегическое и текущее пла- нирование деятельности предприятия), интегрирующая всю последующую деятельность предприятия, определяю- щая основные системные показатели его деятельности;
• инвестиционная деятельность предприятия, обеспечи- вающая через разумную финансовую политику целостное развитие предприятия;
• оперативное управление (регулирование) производ- ством как основной рычаг реализации стабильной, рит- мичной работы предприятия, обеспечивающий контроль и регулирование хода производственных процессов, реа- лизацию согласованной, сбалансированной деятельности предприятия;
• социальная деятельность на предприятии, которая че- рез его основной элемент — человека, реализует единство, целеустремленную деятельность коллектива, инте-грацию его усилий. Эта деятельность реализуется прежде всего че- рез повышение социальной ответственности предприятия и корпоративную культуру.
Для эффективной интеграции организации руководите- ли должны постоянно ориентироваться на ее общие цели и концентрировать усилия всех сотрудников на их реали- зации. Эффективная работа отдельных подразделений еще не означает эффективной работы всей организации.
В настоящее время в практике управления выработан ряд методов эффективной интеграции деятельности ор- ганизации, выбор (использование) которых определяется условиями внешней и внутренней среды организации.
1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   ...   20

Вопросы для самопроверки
1. Как изменились принципы менеджмента при пере- ходе к новой парадигме управления?
2. Какова роль функций управления в определении со- става структурных подразделений предприятия?
3. Почему планирование считается одной из главных функций менеджмента?
4. По каким признакам производится классификация функций менеджмента?

Афонасова М.А. Менеджмент
84 5. Чем мотивация персонала отличается от стимулиро- вания?
6. Чем интегрированная система управления отличает- ся от обычной, традиционной, системы?
7. В чем состоит интеграционная стратегия организа- ции?

85
4. Организационные отношения
и организации в системе менеджмента
4.1. Сущность, основные характеристики
и виды организаций
Организация — социальная общность, состоящая из группы людей, деятельность которых сознательно коорди- нируется для достижения общей цели или системы целей.
Признаками организации являются:
• наличие, по крайней мере, двух людей, которые счи- тают себя частью группы;
• наличие, по крайней мере, одной цели, которую при- нимают как общую все члены группы;
• наличие членов группы, которые сознательно работа- ют вместе, чтобы достичь значимую для всех цель.
Приведенное определение справедливо для формальной организации. Существуют и неформальные организации, группы, которые возникают спонтанно и где люди вступа- ют во взаимодействие друг с другом достаточно регулярно.
Они образуются практически во всех формальных органи- зациях, за исключением очень малых.
Современный мир — это мир самых разных организа- ций. Организации окружают современного человека на протяжении всей его жизни. В многочисленных организа- циях большинство людей проводит большую часть своего времени. Организации создают продукцию и услуги; опре- деляют порядок жизни в обществе и контролируют его со- блюдение; являются средством выражения наших взгля- дов и интересов.

Афонасова М.А. Менеджмент
86
Организация — это сложный организм. В нем пере- плетаются интересы личности и групп, стимулы и огра- ничения, жесткая технология и инновации, дисциплина и свободное творчество и т.п. У каждой организации есть своя культура, свои традиции и репутация. Они уверенно развиваются, когда имеют четкую стратегию и эффектив- но используют ресурсы. Они перестраиваются, когда пере- стают отвечать избранным целям и критериям. Они по- гибают, когда оказываются неспособными выполнять свои функции и достигать цели.
Организация обладает упорядоченной внутренней структурой. Она представляет собой целостный комплекс взаимосвязанных элементов и вступает в определенные от- ношения с внешним окружением. Для нее характерна це- ленаправленность функционирования и развития.
Разумеется, такой сложный организм, каким является современная организация, не может эффективно функцио- нировать и устойчиво развиваться без профессионального управления.
Рассмотрение организации как объекта управления предполагает выделение ряда общих признаков, характе- ристик, которые существуют у всех организаций независи- мо от их масштабов, сфер и видов деятельности.
Общие характеристики организаций. К числу таких характеристик, присущих всем без исключения организа- циям, относятся следующие:
1) наличие ресурсов;
2) зависимость от внешней среды;
3) горизонтальное разделение труда;
4) вертикальное разделение труда;
5) структура организации;
6) необходимость управления.
1. Любой организации для достижения намеченных це- лей необходимы ресурсы, подлежащие преобразованию в процессе производственной деятельности. Основные ресур-
сы, используемые организацией, — это люди (человече- ские ресурсы), основной и оборотный капитал, технология и информация. Главная задача организации в области ис- пользования ресурсов — достижение целей при минимуме затрат и максимуме эффективности.


4. Организационные отношения и организации...
87 2. Организации полностью зависимы от окружающего мира как в отношении своих ресурсов, так и в отноше- нии потребителей. Термин «внешняя среда» включает в себя экономические условия, потребителей, профсоюзы, правительственные акты, законодательство, конкурирую- щие организации, систему ценностей в обществе, технику и технологию.
3. Разделение всей работы на составляющие компо- ненты между участниками трудового процесса — гори-
зонтальное разделение труда. Работа распределяется по профессиональному признаку. Классическим образцом горизонтального разделения труда на производственном предприятии являются производство, маркетинг и финан- сы. Они представляют собой основные виды деятельности, которые должны быть успешно выполнены, чтобы фирма добилась поставленных целей.
4. Поскольку работа в организации разделяется на со- ставляющие части, кто-то должен координировать работу группы. Вертикальное разделение труда отделяет работу по координированию действий от самих действий. Дея- тельность по координированию работы других людей со- ставляет сущность управления. Вертикальное разделение труда осуществляется по следующим направлениям:
общее руководство — выработка и реализация основ- ных перспективных направлений деятельности организа- ции;
технологическое руководство — разработка и внедре- ние прогрессивных технологий; рационализация произ- водственных процессов на основе внедрения современных методов управления, комплексной механизации и автома- тизации производства;
экономическое руководство — стратегическое и опера- тивное планирование, анализ экономической деятельности организации, организация маркетинга, финансовой дея- тельности, стимулирования труда;
оперативное управление — составление оперативных планов, расстановка исполнителей по рабочим местам, инструктаж работников, организация систематического контроля за ходом производственного процесса и его ре- зультатами;

Афонасова М.А. Менеджмент
88
управление персоналом — подбор, расстановка и раз- витие персонала (человеческого капитала) организации.
5. Все организации независимо от сфер деятельности имеют структуру, которая придает им целостность, способ- ность реализовать свою миссию (предназначение). Струк-
тура организации — совокупность связей и взаимоотно- шений уровней управления и функциональных областей, построенных в такой форме, которая позволяет наиболее эффективно достичь целей организации. Элементы орга- низации получили название структурных подразделений.
Структурные подразделения организации представляют собой группы людей, деятельность которых сознательно направляется и координируется для достижения общей цели.
6. Для того чтобы организация могла добиться реализа- ции своих целей, деятельность всех структурных элементов должна быть скоординирована посредством вертикального разделения труда. Поэтому управление является суще- ственно важной деятельностью для организации. Управ- ленческий труд в ходе длительной эволюции выделился в особую категорию общественного труда.
Некоторые организации планируют свой роспуск после достижения ими намеченных целей. Однако для большин- ства выживание, возможность существовать как можно дольше является основной задачей. Для этого организаци- ям приходится периодически менять свои цели, выбирая их соответственно изменяющимся потребностям внешнего мира. Почти все организации, существующие ради бизне- са, периодически разрабатывают новые виды продукции или услуг для своих потребителей.
Чтобы быть успешной в течение долгого времени, орга- низация должна быть как эффективной, так и результа- тивной. По словам П. Друкера, результативность явля- ется следствием того, что «делаются нужные и правильные вещи», а эффективность является следствием того, «пра- вильно ли создаются эти самые вещи».
Результативность является понятием трудно опреде- ляемым. Но эффективность можно измерить и выразить количественно, определив денежную оценку ее входов