Файл: Систем управления и радиоэлектроники.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.11.2023

Просмотров: 381

Скачиваний: 9

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Афонасова М.А. Менеджмент
158
принятия ошибочного решения, ведущего к значительным потерям для организации.
Вместе с тем на практике далеко не всегда к моменту принятия управленческого решения удается получить пол- ную информацию об управленческой ситуации, по которой должно быть принято решение.
Конечно, хорошо, если к моменту принятия решения имеется 100 %-ная информация. В любом действительно важном деле надо стремиться к тому, чтобы обладать как можно более полной информацией об управленческой си- туации.
В то же время у руководителя может не оставаться вре- мени на получение дополнительной информации. Решение, правильное сегодня, может оказаться ошибочным, если будет принято завтра. Поэтому руководителю в реальной практике управления приходится идти на определенный риск, принимая решение в условиях неполной информа- ции.
Искусство управленца состоит в том, чтобы верно опре- делить момент принятия решения. Для этого он должен взвешивать, с одной стороны, насколько полна имеющаяся информация об управленческой ситуации, а с другой сто- роны, есть ли возможность отодвинуть момент принятия решения. Умение интуитивно почувствовать наступление момента принятия решения — важное профессиональное качество управленца.
Какие рекомендации можно дать по поводу того, на- сколько полна должна быть информация об управленче- ской ситуации, чтобы принять верное управленческое ре- шение?
Например, 50 % информации — это явно недостаточно,
80–90 % — гораздо лучше. Однако времени на получение дополнительной информации может и не остаться. Иногда приходится рисковать. Но делать это постоянной практи- кой нельзя. С каждым рискованно принятым решением возрастает вероятность ошибки.
Поэтому один из основных принципов успешного управ- ленца: если есть возможность отложить принятие важ-
ного решения до поступления более полной информации
без ущерба для интересов дела, это стоит сделать.

7. Моделирование ситуаций...
159
Менеджеры на всех уровнях организации должны иметь представление о своих собственных потребностях в инфор- мации, а также своих руководителей, коллег и подчинен- ных. Менеджер должен уметь оценивать качественную и количественную стороны своих информационных по- требностей, а также других потребителей информации в организации, определять, что такое «слишком много» и «слишком мало» в информационных обменах.
Информационное обеспечение — одна из важнейших функций, качество которой является определяющим факто- ром обоснованности принимаемого решения и эффективно- сти функционирования всей системы менеджмента.
Понятие «информационное обеспечение» как процесс входит в понятие «коммуникация».
Коммуникация — процесс обмена информацией между людьми и подразделениями.
Цели коммуникаций:
• обеспечение эффективного обмена информацией меж- ду объектом и субъектом менеджмента;
• совершенствование межличностных отношений в про- цессе обмена информацией;
• создание информационных каналов для обмена ин- формацией между отдельными сотрудниками и группами для координации их задач и действий;
• регулирование и рационализация информационных потоков.
В зависимости от способа обмена информацией разли- чают:
• межличностные, или организационные, коммуника- ции на основе устного общения (рис. 7.8);
• коммуникации на основе письменного обмена инфор- мацией.
Особую роль играют неформальные коммуникации.
Наличие неформальных коммуникаций связано со стрем- лением работников знать ту информацию, которую они не могут получить с помощью формальных организацион- ных коммуникаций.
Информация, передаваемая по каналам неформальных коммуникаций, прежде всего относится к новым мерам


Афонасова М.А. Менеджмент
160
наказаний, изменениям в структуре организации, конф- ликтам в руководстве организации и т.д. Система нефор- мальных коммуникаций способна создавать слухи, что мо- жет отрицательно сказаться на эффективности коммуни- каций.
?????????? — ????????????
?????????, ????????????
???????????? ???????????,
?????????????? ??
?????????? ???????
???????????? — ?? ???????
???????? ???????????,
?????????????? ????????
?????????????? ???????
?????? ?????????
????? ???????????
???????????? — ???????-
??? ???????????? ? ??????
?????? ???????? ?? ??????
??????????????
?????????? ?????
??????????
???????????????
??????-
???????
?????-
???????
?????-
?????
?????-
?????
?????????? — ?????
???????????
? ??????? ????
???????????? — ?????
???????????? ???????
??????, ????????????????
Рис. 7.8. Межличностные коммуникации
При организации коммуникационных сетей на пред- приятии необходимо учитывать специфику различных ти- пов и каналов коммуникаций на каждом из следующих этапов коммуникационного процесса:

7. Моделирование ситуаций...
161
• зарождение идеи или отбор информации;
• выбор канала передачи информации;
• передача сообщения;
• интерпретация сообщения.
В процессе коммуникаций выделяются четыре базовых элемента:
1) отправитель;
2) сообщение;
3) канал или средство передачи информации;
4) получатель.
Коммуникация считается успешной, если получатель информации понимает ее содержание адекватно тому смыс- лу, который в нее вкладывает отправитель (менеджер).
Все, что потенциально позволяет снизить степень не- определенности, считается информацией. Информация — это факты, оценки, прогнозы, обобщения, связи, слухи и т.д.
Основные требования к качеству информации:
• комплексность информационной системы;
• своевременность;
• достоверность (с определенной вероятностью);
• достаточность;
• надежность;
• адресность;
• правовая корректность;
• многократность использования;
• высокая скорость отбора, обработки и передачи;
• возможность кодирования;
• актуальность.
Сегодня информатизация рассматривается как глобаль- ный процесс, связанный с кардинальными изменениями структуры и характера мирового экономического и соци- ального развития, с переходом к новым поколениям науко- емких технологий, системам техники и материалов и но- вым видам информационного обмена, решающим образом меняющих характер труда и условия жизни человека.
Информатизация — объединение и закономерный
этап, через который в той или иной форме должно прой-
ти каждое общество, вступившее на путь интенсивного
развития.


Афонасова М.А. Менеджмент
162
Можно выделить два этапа информатизации в ХХI ве- ке
1
. На первом этапе информатизации решаются следую- щие главные проблемы:
• подготовка, ведение, корректировка правовых и хо- зяйственных норм, обеспечивающих функционирование информации в качестве товара, с учетом общепризнанных в мировой практике норм;
• формулирование и введение базовых стандартов, рег- ламентирующих форму представления, способы обработки и передачи информации (протоколы обмена, интерфейсы и т.д.), с учетом международных стандартов аналогичного назначения;
• обеспечение компьютерной грамотности и информа- ционной культуры населения; перестройка учебного про- цесса и развитие сети переподготовки кадров с широким привлечением международных учебных центров;
• создание и развитие основных компонентов инфра- структуры информатизации — общегосударственной си- стемы передачи данных, государственной системы баз дан- ных, единой автоматизированной системы средств связи;
• разработка и начало формирования рынка информа- ционных продуктов и услуг, участвующего в мировом раз- делении труда;
• использование экономических механизмов центра- лизованного планирования, индикативного управления и свободного рынка с целью обеспечения приоритетного развития производства материалов нового поколения, ми- кроэлектроники и радиоэлектроники.
На втором этапе информатизации можно ставить сле- дующие задачи:
• удовлетворение потребностей всех сфер социально- экономического развития в использовании распределен- ных баз данных;
• осуществление полного взаимодействия общегосудар- ственных информационных инфраструктур через между- народные сети связи с базами данных и знаний;
• осуществление масштабного применения интегриро- ванных систем обработки информации;
1
???????? ?.?. ??????????. ?., 2003. ?. 110.

7. Моделирование ситуаций...
163
• использование систем массового информационного об- служивания населения через электронную почту и Интер- нет;
• создание конкурентоспособных интеллектуальных производств информационных продуктов и услуг;
• развитие фундаментальных исследований в области искусственного интеллекта, предусматривающее решение многих проблем;
• создание высокопроизводительных вычислительных средств с нетрадиционной архитектурой (многопроцессор- ных, нейтронных, оптических, молекулярных и т.п.);
• развитие фундаментальных работ в кооперации с международными научными центрами, создание откры- тых «научных парков» в области проектирования систем искусственного интеллекта;
• активное использование информационных мультиме- дийных технологий в открытом образовании.
В практике менеджмента используется техника управ-
ления, представляющая собой взаимоувязанный комплекс технических средств, предназначенный для механизации и автоматизации информационных процессов в системе управления организацией с целью выработки рациональ- ных решений. Выделяют средства сбора и регистрации, передачи, ввода, накопления, обработки, вывода, отобра- жения и размножения информации.
Средства сбора и регистрации информации осущест- вляют фиксацию первичной информации в месте ее воз- никновения на документальный или машинный носитель
(ленты, диски) с одновременным получением машинного документа на печатающем устройстве или дисплее (мони- торе).
Средства передачи информации осуществляют переда- чу информации от источника сообщения до получателя по каналам почтовой, телефонной, телеграфной, мобильной, оптической, радио- или космической связи на значительное расстояние. Они позволяют существенно сократить время и увеличить скорость передачи информации по сравнению с курьерской и почтовой связью.


Афонасова М.А. Менеджмент
164
Средства ввода-вывода информации предназначены для ввода исходных данных в ЭВМ с голоса человека, ручных документов, магнитных носителей и экранов дисплеев, а также для вывода результативной информации в виде ре- чевых сообщений, машинных документов на бумаге, экра- не дисплеев или магнитных носителях.
Средства накопления информации предназначены для хранения документальной информации или систематизи- рованной закодированной информации на машинных но- сителях со стирающейся записью (магнитные диски, дис- кеты, ленты, кассеты).
Средства обработки информации производят арифме- тические и логические операции над входной информа- цией по заранее составленным человеком программам.
Программа обработки может изменяться и совершенство- ваться, за исключением программы обработки информа- ции в калькуляторах, в которых она жестко определена конструкцией машины.
Средства отображения информации осуществляют представление алфавитно-цифровой и графической инфор- мации на мнемосхеме, экране дисплея или в виде чертежа на графопостроителе. Отображение информации произво- дится по командам ЭВМ или с автономного накопителя на магнитных дисках.
Средства размножения информации предназначены для изготовления копий документов и чертежей с возмож- ным изменением их геометрических размеров. Средства предусматривают размножение информации с использо- ванием специальной свето-, фото- и термочувствительной бумаги и пленки.
1   ...   9   10   11   12   13   14   15   16   ...   20

Вопросы для самопроверки
1. Определите сущность и значение управленческих ре- шений.
2. Какова роль управленческих решений в деятельно- сти менеджера?
3. Какие требования предъявляются к управленческо- му решению?

7. Моделирование ситуаций...
165 4. Каков алгоритм выработки и реализации управлен- ческих решений?
5. Как принимается решение в условиях неопределен- ности и риска?
6. Раскройте этапы развития информатизации.
7. Насколько актуально сегодня высказывание Ван
Харпена: «Решение проблемы заключается в поиске лю- дей, которые ее решат»?

166
8. Динамика групп и лидерство
в системе менеджмента
8.1. Понятие лидерства и власти
На любом предприятии существуют сложившиеся убеждения относительно того, как должна быть организо- вана работа, как должно осуществляться управление, как нужно стимулировать и контролировать персонал. Сово- купность этих убеждений представляет собой организаци- онную культуру предприятия, которая достаточно тесно связана с организационной структурой управления (ОСУ).
ОСУ также тесно связана с распределением полномо- чий, с формами осуществления полномочий, с формами власти и влияния на персонал.
Лидерство — это уникальное управленческое качество.
Это способность оказывать влияние на отдельные лично- сти и группы, направляя их усилия на достижение целей организации.
Влияние — это любое поведение одного индивида, кото- рое вносит изменения в поведение, отношения, ощущения другого индивида.
Руководитель организации — это человек, который яв- ляется лидером и эффективно управляет своими подчинен- ными. Существует три основных подхода к определению факторов эффективного лидерства: с позиции личных ка- честв; поведенческий; ситуационный.
1. Личностная теория лидерства (теория великих лю- дей). Согласно этой теории лучшие из руководителей об- ладают определенным набором общих для всех личных качеств. Некоторые из этих качеств: уровень интеллекта

8. Динамика групп и лидерство в системе ...
167
и знаний, впечатляющая внешность, честность, здравый смысл, инициативность, социальное и экономическое об- разование, высокая степень уверенности в себе.
Начиная с 1940-х гг. ученые особенно активно стали изучать собранные факты о соотношении личных качеств и лидерства. Однако до сих пор нет единого мнения о набо- ре качеств, которые непременно отличают крупного лиде- ра. Оказалось, что в разных ситуациях эффективные руко- водители обнаруживали разные личные качества. То есть в разных ситуациях требуются различные личные каче- ства.
Поэтому современный вывод таков: не существует на- бора личных качеств, присущего всем эффективным руко- водителям. А человек не становится руководителем только благодаря тому, что он обладает некоторым набором лич- ных качеств.
2. Поведенческий подход. Согласно этому подходу к лидерству эффективность руководства определяется не личными качествами руководителя, а, скорее, его манерой поведения по отношению к подчиненным. Именно от мане- ры поведения зависит стиль руководства, который может быть или автократичным, или демократичным, или либе- ральным.
Основной недостаток этого подхода заключается в тен- денции исходить из предположения, что возможен какой- то один оптимальный стиль руководства. На самом деле исследованиями доказано, что не существует одного опти- мального стиля руководства и соответственно лидерства.
Необходим ситуационный подход, так как оптимальный стиль лидерства меняется в зависимости от ситуации.
3. Ситуационный подход. Два первых подхода не смог- ли выявить логического соотношения между личными качествами или поведением руководителя, с одной сторо- ны, и эффективностью — с другой. Это не означает, что личные качества и поведение не имеют значения для ру- ководителя. Однако доказано, что в эффективности руко- водства решающую роль могут сыграть дополнительные
(ситуационные) факторы. К ним относятся: потребно- сти и личные качества подчиненных, характер задания,