Файл: Основные проблемы философского освоения мира.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.11.2023

Просмотров: 1114

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Врождённые заблуждения людей


Приобретённые заблуждения людей

Идолы рода

Идолы пещеры


Идолы рынка


Идолы театра

Преломление познания через культуру человека (рода) в целом, т.е. человек осуществляет познания, находясь в рамках общечеловеческой культуры, и это откладывает отпечаток на итоговый результат, снижает истинность знания.
Влияние личности конкретного человека (познающего субъекта) на процесс познания. В итоге личность человека (его предрассудки, заблуждения – «пещера») отражается в конечном результате познания.

Неправильное, неточное употребление речевого, понятийного аппарата: слов, дефиниций, выражений.

Влияние на процесс познания существующей философии. Зачастую при познании старая философия мешает проявлять новаторский подход, направляет познание не всегда в нужное русло.


Согласно Ф. Бэкону чем больше опыта (как теоретического, так и практического) накопило человечество (и отдельный человек), тем ближе оно к истинному знанию. Но истинное знание не может быть самоцелью. Главные задачи знания и опыта – это помочь человеку добиться практических результатов в его деятельности, способствовать новым изобретениям, развитию экономики, господству человека над природой. На этом пути главным методом познания является индукция.

Под индукцией Ф. Бэкон понимает обобщение множества частных явлений и получение на основе обобщения общих выводов. Метод индукции он противопоставил методу дедукции, предложенному Р. Декартом, согласно которому истинное знание можно получить, опираясь на достоверную информацию с помощью чётких логических приёмов.

Но Ф. Бэкон понимал и недостатки метода индукции – это её недостоверность, вероятностный характер, т.к. если несколько вещей или явлений обладают общими признаками, это вовсе не значит, что данными признаками обладают все вещи или явления из данного их класса; в каждом отдельном случае возникает необходимость в экспериментальной проверке, подтверждении индукции. Выход в преодолении этого главного недостатка индукции (её неполноты, вероятностного характера) Ф. Бэкон видел в накоплении человечеством как можно большего опыта во всех областях знаний.

Исходя из необходимости преодоления недостатков чисто индуктивного метода Ф. Бэкон пытается синтезировать его с дедуктивизмом, но при доминирующей роли индукции. С этой целью он разрабатывает и классифицирует учение о конкретных путях познавательной деятельности индивида:


  1. «Путь паука» – получение знаний из «чистого разума», т.е. рационалистическим путём. Данный путь игнорирует либо значительно принижает роль конкретных фактов, практического опыта. Рационалисты оторваны от реальной действительности, догматичны, и, по Ф. Бэкону, «ткут паутину мысли из своего ума».

  2. «Путь муравья» – такой способ получения знаний, когда во внимание принимается исключительно опыт, то есть догматический эмпиризм. Данный метод также несовершенен. «Чистые эмпирики» концентрируют внимание на практическом опыте, сборе разрозненных фактов, доказательств. Таким образом, они получают внешнюю картину знаний, видят проблемы «снаружи», «со стороны», но не могут понять внутреннюю сущность изучаемых вещей и явлений, увидеть проблему изнутри.

  3. «Путь пчелы» – по Ф. Бэкону, идеальный способ познания. Используя его, философ –исследователь берёт все достоинства «пути паука» и «пути муравья» и в то же время освобождается от их недостатков. Следуя по «пути пчелы», необходимо собрать всю совокупность фактов, обобщить их (взглянув на проблему «снаружи») и, используя возможности разума, заглянуть «вовнутрь» проблемы, понять её сущность. Таким образом, лучшим путём познания, по Ф. Бэкону, является эмпиризм, основанный на индукции (сбор и обобщение фактов, накопление опыта) с использованием рационалистических приёмов понимания внутренней сущности вещей и явлений разумом.

Философия Ф. Бэкона, сосредоточившая внимание на гносеологических и методологических проблемах науки, сыграла огромную роль в становлении английского эмпиризма и сенсуализма, всего экспериментального естествознания.

Продолжателем «линии Бэкона» в новоевропейской философии считается Томас Гоббс (1588 – 1679) – крупнейший английский мыслитель середины XVII века, перенявший от Бэкона убеждение в том, что знания – это сила, способная кардинально улучшить жизнь людей.

Основное сочинение Гоббса – «Левиафан» (1651), в котором он впервые изложил законченную систему механистического материализма, доведя идеи Ф.Бэкона до материалистических и атеистических выводов. Природа, по Гоббсу, представляет собой совокупность объективно существующих и механически движущихся материальных тел. Человек и животные – это сложные механизмы, жизнь которых (в том числе, и духовная), всецело

определяется механическими воздействиями извне. Понятия «Бог» и «бестелесная душа» - не более чем плод воображения.

Однако самой известной частью философии Гоббса стало его учение об обществе и возникновении государства, изложенное во второй части «Левиафана». Английский мыслитель выделил в развитии человеческого общества две стадии: «естественную» – до возникновения государства, где «право совпадает с силой» и идет «война всех против всех» и «гражданскую» – стадию возникновения государства в результате общественного договора для обеспечения всеобщего мира, порядка, защиты прав граждан. В результате общественного договора граждане добровольно ограничили свою свободу, передав часть своих прав государству, главной функцией которого стала «охрана мира и благоденствия». Отсюда Гоббс сделал вывод, что государь должен править от имени своих подданных, а не ссылаться на «Божье соизволение», поскольку именно от народа, а не от Бога он получил свою власть.

Концепция «общественного договора» Гоббса о естественном происхождении государственной власти оказала значительное влияние на последующее развитие социально-политических теорий (в частности, на учение об общественном договоре идеолога французской буржуазной революции Ж.-Ж.Руссо).

Гносеологический рационализм:Р.Декарт, Б.Спиноза, Г.Лейбниц


Рене Декарт (1596 1650) выдающийся французский математик, физик, физиолог, центральная фигура философии XVII в. Основные сочинения – «Рассуждения о методе» (1637), «Начала философии» (1644).

Декарт, как и Ф.Бэкон, полагал основной задачей научного познания овладение естественными силами природы. Однако, свое учение французский философ, в отличие от бэконовского эмпиризма, построил на основе рационализма (лат. ratio – разум), то есть, на приоритете разума над чувствами, которые субъективны, недостоверны, обманчивы. Логика рассуждений Декарта выглядит следующим образом:

  • ощущения обманчивы, поэтому возможно сомневаться во всем, в том числе в существовании собственного тела;

  • наличие сомнения, которое является актом мышления, указывает на существование мыслящего субъекта;

  • следовательно, единственная и достоверная основа знания заключена в положении:

«Я мыслю, следовательно, существую» («Cogito ergo sum»).

Идеалом научного знания для Декарта являлась математика, в частности, геометрия Эвклида, построенная дедуктивным методом. Именно дедукция, по Декарту, должна стать основным способом построения научной теории. Движение мысли должно идти от общего к частному, от общих идей к конкретным представлениям. Общие идеи, по Декарту, носят

«врожденный» характер, то есть изначально присущи нашему разуму. Обосновывая свой метод, Декарт выделяет следующие моменты:

  • основой познания является «интеллектуальная интуиция» - четкое, не вызывающее сомнений представление о чем-либо: «все воспринимаемое нами ясно и отчетливо – истинно»;

  • поэтому сложные вопросы необходимо сначала разложить на простые и интуитивно ясные положения, которые не вызывают никаких сомнений;

  • опираясь на эти интуитивно ясные и отчетливые для ума идеи, разум, используя дедукцию, должен вывести все необходимые следствия.


Разум должен из этих интуитивных воззрений на основе дедукции вывести все необходимые следствия. Дедукция – это такое действие ума, посредством которого мы из определённых предпосылок делаем какие-то заключения, получаем определённые следствия. Дедукция, по Р. Декарту, необходима потому, что вывод не всегда может представляться ясно и отчётливо. К нему можно прийти лишь через постепенное движение мысли при ясном и отчётливом осознании каждого шага. С помощью дедукции мы неизвестное делаем известным.

Декарт сформулировал следующие три основных правила дедуктивного метода:

    1. Во всяком вопросе должно содержаться неизвестное.

    2. Это неизвестное должно иметь какие-то характерные особенности, чтобы исследование было направлено на постижение именно этого неизвестного.

    3. В вопросе также должно содержаться нечто известное.

Таким образом, дедукция – это определение неизвестного через ранее познанное и известное.

Метод дедукции Р. Декарта позволяет науке не ориентироваться на отдельные открытия, а планомерно и целенаправленно развиваться, включая в свою орбиту всё более широкие области неизвестного.
Выдвигая на первый план проблемы познания, Ф. Бэкон и Р. Декарт заложили основы для построения философских систем Нового времени. Если в средневековой философии центральное место отводилось учению о бытии онтологии, то со времени

Бэкона и Декарта на передний план в философских системах выходит учение о познании – гносеология. Поворот в западноевропейской философии к проблемам познания по-новому поставил проблему субъекта и объекта. Субъект – это носитель познавательного действия. Объект – это то, на что направлено это действие. Субъектом в системе Р. Декарта является мыслящая субстанция – мыслящее «Я», но которому дано найти выход к объективному миру, поэтому гносеология должна опираться на онтологию. Отсюда Р. Декарт создаёт учение о субстанции.

Изучая проблему бытия, Декарт пытается вывести базовое, основополагающее понятие, которое характеризовало бы сущность бытия. В качестве такового он выводит понятие субстанции.