Файл: Основные проблемы философского освоения мира.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.11.2023

Просмотров: 1118

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Субстанция – это всё, что существует, не нуждаясь для своего существования ни в чём, кроме самого себя. Таким качеством, согласно Р. Декарту, обладает только одна субстанция, и ею может быть только Бог, который вечен, несотворим, неуничтожим, всемогущ, является источником и причиной всего. Будучи Творцом, Бог создал мир, также состоящий из субстанций.

Сотворённые Богом субстанции (единичные вещи, идеи) обладают главным качеством субстанции не нуждаются в своём существовании ни в чём, кроме самих себя. Причём, сотворённые субстанции самодостаточны лишь по отношению друг к другу. По отношению же к высшей субстанции – Богу – они производны, вторичны и зависят от него.

Р. Декарт выделяет следующие субстанции:

  1. Материальные субстанции (вещи), которые характеризуются следующими свойствами:

    1. коренное свойство – протяжение, т.е. все материальные субстанции обладают общим для всех признаком – протяжением длину, в ширину, в высоту, в глубь) и делимы до бесконечности;

    2. модусы (свойства производные от коренного): форма, движение, положение в пространстве и т.д.

  2. Духовные субстанции (идеи), которые характеризуются следующими свойствами:

    1. коренное свойство – мышление, т.е. все духовные субстанции обладают свойством мышления и неделимы;

    2. модусы: чувства, желания, ощущения и т.д.

  3. Человек как сотворённая субстанция, которая характеризуется:

    1. состоит из двух отличных друг от друга субстанций материальной (телесно-

протяжённой) и духовной (мыслящей);

    1. является единственным существом, в котором соединяются и существуют обе (и материальная, и духовная) субстанции, и это позволило ему возвысится над природой.

Таким образом, самосознание субъекта у Декарта не замкнуто в себе, а разомкнуто, открыто Богу, выступающему источником объективной значимости человеческого мышления. В таком подходе проявляется
дуализм Р. Декарта, суть которого в том, что:

  1. человек совмещает в себе две субстанции, следовательно, дуалистичен (двойственен);

  2. материя и сознание соединяются только в человеке, а поскольку человек дуалистичен (соединяет в себе две субстанции – материальную и духовную), то ни материя, ни сознание не могут быть первичны они существуют всегда и являются двумя различными проявлениями единого бытия.

С признанием Бога в качестве источника и гаранта человеческого самосознания, разума связано учение Р. Декарта о врождённых идеях. Суть данной теории в том, что большинство знаний достигается благодаря познанию и дедукции, однако существует особый род знаний, который не нуждается ни в каких доказательствах. Данные истины (аксиомы) изначально очевидны и достоверны. Подобные аксиомы Декарт именует

«врождёнными идеями», которые существуют всегда в разуме Бога и разуме человека и передаются из поколения в поколение. К врождённым идеям (понятиям) относятся: Бог (существует), «число» (существует), «воля», «тело», «душа», «структура» и т.д.

В учении о врождённых идеях по-новому было развито платоновское положение об истинном знании как припоминании того, что запечатлелось в душе, когда она пребывала в мире идей. Рационалистические мотивы в учении Р. Декарта переплетаются с теологическим учением о свободе воли, дарованной человеку Богом в силу особого расположения – благодати. Согласно Декарту, источником заблуждений не может быть разум сам по себе. Заблуждения есть продукт злоупотребления человеком присущей ему свободой воли. Заблуждения возникают тогда, когда бесконечно свободная воля переступает границы разумного основания.

Учение Декарта и направление в философии и естествознании, продолжавшее его идеи, получило название «картезианство» (от латинизированной формы его имени – Картезий). Влияние картезианства на развитие философии и науки XVII –XVIII вв. было глубоким и многосторонним. Гносеологический рационализм Декарта заложил основы новой методологии научного познания, получившей в европейской традиции дальнейшее развитие.

В русле идей картезианства создавал свое учение голландский философ Бенедикт Спиноза (1632 – 1677), построивший свой главный труд «Этика» дедуктивным методом по геометрическому образцу. Однако, в отличие от дуализма Декарта,

онтология Спинозы построена на монистической основе: существуют не две, а лишь одна субстанция. Придерживаясь позиций пантеизма, Спиноза полагал, что единая субстанция – это ничем не обусловленная и никем не сотворенная природа, она же – Бог. Субстанция является причиной самой себя (causa sui), бесконечна в пространстве, вечна во времени и обладает только двумя фундаментальными свойствами (атрибутами), доступными человеческому познанию – протяженностью и мышлением. Отдельные природные явления (камень, цветок, животное и т.п.) представляют собой единичные проявления субстанции, ее «модусы».

Разделяя, как и большинство новоевропейских мыслителей, позиции механистического детерминизма, Спиноза распространил этот принцип и на поведение человека: поступки людей всегда предопределены, но «свои действия они осознают, причин же, которыми они определяются, не знают». Поэтому «свобода воли» – это всего лишь иллюзия, а действительная свобода состоит в умении жить в соответствии с

«порядком вещей». Отсюда – знаменитая формула Спинозы, выражающая диалектическую взаимосвязь свободы и необходимости (закономерности): «Свобода есть осознанная необходимость».

Спиноза представляет все тела и все явления душевной жизни всех людей как

«модусы», т.е. состояния и видоизменения одной и той же вечной и бесконечной субстанции. Человек – не исключение из всеобщего порядка вещей. О людях и их поступках, говорил Спиноза, надо рассуждать так же, как о линиях, поверхностях и телах. Спиноза построил совершенно точную и доказательную научную теорию всех поступков человека, этику, «доказанную в геометрическом порядке».

Спиноза рассматривает человека как эгоистического индивида, погруженного в мир других модусов. Природа, которая «у всех одна и та же», заставляет людей с

величайшим рвением стремиться к своей собственной выгоде. Поэтому объективным ученым может быть только тот человек, соображения личной пользы которого не ступают в конфликт с добываемыми им знаниями. Желать другому человеку зла неразумно, ибо
это в конце концов приносит вред нам самим. Действуя совместно, люди становятся сильнее.

Государство, по мнению Спинозы, является системой естественных сил, поэтому следует выяснить условия их равновесия. Необходимо найти такой могучий аффект, который позволит обуздать бурные страсти людей, способные решать устои государства. В качестве такого аффекта называется страх перед наказаниями за нарушение установленных правительством законом. Эти законы должны соответствовать неизменному принципу естественного права - закону самосохранения, который установлен не людьми, а самой природой. Государство рассматривается в качестве некоего надклассового инструмента, имеющего своей задачей помогать людям и содействовать тому, чтобы они поддерживали друг друга. Государство, по мнению мыслителя, есть республика, обязанная обеспечить гражданам всю полноту их естественных прав, развития их способностей и просвещения. В нем должна быть свобода мысли, совести и слова.

Учение Спинозы стало одним из важнейших этапов в философии Нового времени, целый ряд его диалектических идей получил дальнейшее развитие в философии Гегеля и других мыслителей.

Традиции декартовского гносеологического рационализма также продолжил немецкий философ и математик Готфрид Лейбниц (1646 – 1716). В онтологии Лейбниц отверг и дуализм Декарта, и пантеистический монизм Спинозы, заняв позицию плюрализма (признания множественности субстанций). Он изложил свое учение о

«монадах» - мельчайших, обладающих активностью духовных единиц бытия, которые являются основой всех предметов и явлений чувственно-воспринимаемого мира в трактате «Монадология» (1714) .

В отличие от многих своих современников, которые подобно Галилею, Гоббсу или Декарту сводили реальность к протяжению, фигуре, перемещению в пространстве и др. механическим свойствам вещей, Лейбниц видит подлинно «сущее» в мире, подлинно

«субстанциальное» - исключительно в силе, деятельности (динамизм Лейбница). За всем телесным, «физическим», видимым и протяжённым в пространстве скрывается невидимая и непротяжённая метафизическая реальность – индивидуальные бестелесные живые существа, которые получили название
«монад». Монады - это метафизические

«единицы», метафизические «точки», центры сил, «простые субстанции», из которых сложено всё существующее. Пространство и материя, по Лейбницу, - континуум (непрерывны), они делимы до бесконечности, и за любым, сколь угодно малым

«кусочком» материи скрывается бесконечное множество монад. Все монады образуют бесконечную иерархию - лестницу ступеней, или степеней, совершенства. Эту лестницу существ Лейбниц представлял себе не только бесконечной, но и непрерывной. В бытии нет скачков; между любыми двумя состояниями – бесконечный ряд промежуточных состояний. Поэтому нет никакой «границы», например, между «живым» и «неживым», между минералами и растениями, между неразумным и разумным, между животными и человеком, нет внезапного «исчезновения» в «ничто» или возникновения «из ничего» и т.д. – всё развивается постепенно из предшествующего и служит основой будущего.

Лейбниц проводит различие между истинами факта и истинами разума. Первые составляют низшее, «эмпирическое знание», т.е. знание единичного, частного, случайного, смутное и недостоверное. Вторые – истины всеобщие и необходимые, которые не могут быть проверены или опровергнуты опытом. Истины разума – вечные истины, т.е. истины, мыслимые Богом. Лейбниц был убеждён, что всё научное знание внутренне взаимосвязано и составляет, в сущности, одну систему. Один Бог, один мир,

одна наука. Все частные науки должны составить лишь различные разделы одной всеобъемлющей системы науки.

Гносеология Лейбница в целом базируется на принципах рационализма, хотя он и попытался занять компромиссную позицию между рационализмом и эмпиризмом (сенсуализмом). Критикуя основной принцип сенсуализма «нет ничего в разуме, чего не было бы в чувствах», он добавил: «кроме самого разума», отмечая, что наряду с

«истинами факта», существуют «истины разума» – знания, которые имеют всеобщий и необходимый характер и которые нельзя получить чисто эмпирическим путем. Стремясь преодолеть крайности рационализма и эмпиризма (сенсуализма), Лейбниц не признает ни декартовский вариант существования «врожденных идей» как готового знания, ни представления