Файл: Основные проблемы философского освоения мира.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.11.2023

Просмотров: 1070

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Буддизм – наиболее известное в западноевропейской культуре философское учение Древней Индии, возникшее в середине первого тысячелетия до н.э. К I в.н.э. он вышел за пределы своей исторической родины, превратившись в мировую религию.

Основателем буддизма считается царевич из кшатрийского рода Шакьев по имени Сиддхартха Гаутама, сомневаться в историчности которого нет серьезных оснований. Согласно преданию, принц Гаутама жил в роскошном дворце, полностью изолированный от столкновений со страданиями мира, которые могли бы настроить его на поиски смысла жизни и религиозные размышления. Тем не менее, однажды во время охоты царевич встречает похоронную процессию, больного, нищего и мудреца и понимает, что жизнь наполнена страданиями. С целью поиска пути к постижению сути страданий и пути избавления от них Сиддхартха тайно покидает дворец и становится сначала отшельником аскетом Шакья-Муни, затем, после достижения просветления – Буддой. После смерти будда Гаутама, как говорят буддисты, отошел в окончательную нирвану (паранирвану), навсегда выйдя из круговорота смертей-рождений сансары.

Главная идея буддизма – «Средний путь» жизни между двумя крайними: «путём удовольствия» (развлечений, праздности, лени, физического и морального разложения) и

«путём аскетизма» (умерщвления плоти, лишений, страданий, физического и морального изнеможения).

«Средний путь» - путь знания, мудрости, разумного ограничения, созерцания, просветления, самосовершенствования, конечной целью которого является нирванавысшая благодать.

Основой буддистской философии является учение о страдании («догмат о страдании»), состоящее из «четырех благородных истин» (именно они, согласно преданию, открылись Гаутаме в момент его «просветления»):

  1. Жизнь есть страдание. Страдание органически присуще любой форме существования: рождение – страдание, болезнь – страдание, разлучение с приятным – страдание. Смерть не несет избавления от страданий, поскольку сансара (перерождение) превращает страдание в вечное и неотвратимое состояние. Страдание в буддизме - космическое явление, связанное с процессом появления и исчезновения живых существ, основу которого составляют вспышки и угасания жизненной энергии – дхарм (нематериальных частиц бытия).

  2. Причина страданий – желания (влечения, привязанности, стремление к приятному и настойчивые попытки избежать неприятного). Люди ошибочно считают, что удовлетворением желаний они избавятся от страданий. Место удовлетворенной потребности тут же занимает новая, порождающая новые страдания.

  3. Единственный метод избавление от страданий - это «погашение» желаний, отказ от жажды жизни, счастья, благополучия. Это состояние - нирвана - полное успокоение своей психики, избавление от неведения, страстей, забот и желаний.

  4. Путь, ведущий к нирване «восьмеричный путь спасения» (то есть, состоящий из восьми ступеней), открытый Буддой.


Восьмиступенчатый путь включает в себя три этапа: этап мудрости, предполагающий 1) правильное видение мира - знание основ буддизма и 2)правильную решимость следовать этому учению до конца; этап соблюдения обетов и норм морали, который включает в себя 3) правильное поведение – отказ от насилия в любой форме, 4) правильную речь – воздержание от лжи, клеветы, грубости и сплетен, и 5) правильный образ жизни - - отказ от занятий и профессий, противоречащих нормам буддистской морали (торговля оружием, живыми существами, алкоголем, занятия гаданиями и прорицаниями и т.п.); этап сосредоточения, то есть занятия психотехникой – буддистской йогой, что предполагает 6) правильное усердие в овладение методами сосредоточения (медитацией), 7) правильное направление мысли – понимание того, что всё преходяще, успокоение психики, избавление от страстей и желаний, 8) правильное сосредоточение – достижение предельной степени сосредоточения, способной привести к нирване.

Буддистская онтология рассматривает мир как «океан дхарм» – (нематериальных частиц психической энергии), временные упорядоченные сочетания которых и составляют личность живых существ. Сансара безначальна и никем не сотворена. Её причина – аффекты (бурные эмоциональные переживания – гнев, ужас, ярость и т.п.) и совокупная карма живых существ предыдущего космического цикла. Подобно тому, как каждое живое существо в отдельности умирает и в соответствие с кармой обретает новое рождение, также и весь мир в целом возникает из пустоты, проходит цикл развёртывания, а потом разрушается, чтобы воссоздаться вновь в соответствии с коллективной кармой всех живых существ. Буддизм признает множественность параллельно существующих и абсолютно изоморфных миров, но все они не выходят за пределы сансарического существования и принципиально отличны от нирваны, которая есть полное и абсолютное освобождение от сансары.

Ранний буддизм позже получит название «Хинаяна» - «малая колесница»

или «узкий путь спасения», поскольку в этом варианте учения нирвана достигается индивидуально и лишь благодаря собственным усилиям. Будда Гаутама – не божество, а человек, первоучитель, который открыл людям путь к спасению, достиг нирваны и больше в мире никак и нигде не присутствует. Поэтому ему можно поклоняться, но молиться бесполезно.

Постепенно V VI вв. н.э.) складывается новая разновидность буддизма

«Махаяна» - «большая колесница» или «широкий путь спасения». В основе Махаяны лежит уже не этика индивидуального спасения, а этика активного действия. Идеалом становится бодхисатва (санскр. – пробужденное существо), то есть человек, достигший состояния Будды, но отказавшийся вступать в окончательную нирвану во имя спасения всех живых существ. Именно бодхисатвы стали объектами религиозного культа, что свидетельствовало об окончательном превращении этой формы буддизма в религию.

  1. Джайнизм – индийская религия и философское учение, схожее с буддийскими. Основатель – Вардхамана (6 век до н.э.), называемый Махавира (Великий герой) и Джина (Победитель). В онтологии джайнизма дуализм сочетается с плюрализмом. Из 9 ее категорий две важнейшие - джива (живое) и аджива (неживое). Джива – вечная, живая, духовная сущность – субстанция множества отдельных душ-джив, находящихся на разных уровнях развитости и способных к познанию и деятельности. Аджива – сущность остальных (материальных) субстанций. Изменения в мире происходят по закону кармы. В несовершенном состоянии джива связана с адживой, страдает от этой зависимости, находясь во власти сансары. Совершенное состояние – нирвана, мокша.

  1. Чарвака (санскр. – четыре слова) – единственное материалистическое учение Древней Индии, поздняя разновидность локаяты (санскр. – идущее из этого мира), с которой иногда вообще отождествляется. Считая истинным лишь постигаемое с помощью органов чувств и отвергая невидимую духовную реальность (Брахман и атман), последователи этой школы считали единственной реальностью материальный мир. Материю они понимали как совокупность четырех элементов (отсюда и название – чарвака): земли, воды, воздуха и огня, из которых состоят все окружающие нас предметы и явления. Добро и зло – иллюзия, созданная человеческим воображением; реальны лишь наслаждения и страдания. Отвергая аскетизм, свойственный многим другим индийским учениям, чарвака утверждает в качестве единственной цели человеческой жизни получение наслаждения.




    1. 1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   52

Философия Древнего Китая


Культурная история Китая восходит к рубежу Ш –II тыс. до н.э., и уже к VII – VI вв. до н.э. можно отнести возникновение древнекитайской философии. Уже в этот период распространяются идеи натурфилософского характера, например, учение о пяти первоэлементах природы (вода, огонь, металл, дерево, земля). Существенное влияние на развитие китайской философии оказала «Книга перемен» («И цзин»), где среди первооснов реального мира называется уже восемь стихий. В это же время происходит становление учения о противоположных и взаимосвязанных началах всего сущего – Ян и Инь, которые практиковались как символическое выражение всех действующих в мире природных и социальных противоположностей (мужское и женское, светлое и темное и т.п.).

Китайская философия делится на три периода: 1) начальный классический период (VI-III вв. до н.э.); 2) философия эпохи Хань (II в. до н.э. – II в. н.э.), когда конфуцианство утверждается в качестве ведущего направления философии, получающего официальную поддержку, 3) послеханьская средневековая философия (III-X вв.), когда развивается философия китайского буддизма.

Китайская философия, созданная великой цивилизацией, как и индийская, характеризуется автохтонностью, самобытностью, традиционностью. Но в отличие от Индии особая значимость здесь придается истории, книжной учености, государственности. Верховной власти и, отчасти, чиновничеству придается сакральный характер, легитимность правящей династии опирается на религиозное основание. Отсюда – особенность китайской философии, которая по большей части сосредоточена на социально-политической и этической проблематике. Это по преимуществу практическая философия, чуждающаяся чистой теории и методологии.

Проблема человека в китайской философии


Проблема человека