Файл: Основные проблемы философского освоения мира.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.11.2023

Просмотров: 1098

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
в китайской философии: несмотря на то, что человек в Китае отождествляется с природой и космосом и не выделяется из общества, он занимает центральное место в китайской философии.

Три вида космической энергии, сгустком которых согласно китайской философской традиции является человек:


  1. Цзин – это энергия зарождения всего сущего, «корень», «семя» живого организма. Выделяется два вида данной психофизической энергии: «семя Прежнего Неба» - это то, что дано человеку от рождения, генетическая программа, физические данные, и «семя Последующего Неба» - это то, что человек накапливает в течение жизни. Нередко цзин отождествляется с сексуальной энергией.

  2. Ци – это материально-духовная энергия, которая служит «строительным материалом» всего сущего (в отличие от цзин – энергии зарождения). Энергия ци подразделяется на вещественную ци, благодаря которой вещи и живые организмы

приобретают материальную форму, и духовную ци – душу человека и других живых существ.

Духовная ци это основа жизни человека. Удачливый, физически и морально здоровый человек обладает «светлой», «чистой» ци. Больной, слабый, неудачливый «тяжёлой»,

«загрязнённой», «тёмной» ци. Путь к успеху, физическому и духовному здоровью, счастью

это освобождение ци от всего лишнего, очищение души.

  1. Шэнь – это неистребимая духовная энергия, существующая в человеке, которая составляет «стрежень» человеческой личности и не исчезает после смерти человека (в отличие от ци).

Особенности проблем человека в китайской философии:


  1. Помимо трёх видов космической энергии (энергии зарождения – цзин; энергии материального и духовного существования ци; постоянной духовной энергии, остающейся после смерти – шэнь) китайская философия выделяет два вида сексуальной энергии: Ян – мужская сексуальная энергия и Инь – женская сексуальная энергия.

  2. Исходя из указанной дихотомии, всё существующее делится на два противоположных начала – мужское и женское. Это касается как живой природы (различие всех людей на мужчин и женщин, аналогичное половое деление среди животных), так и неживой природы (например, китайская философия относит к активному мужскому началу Ян Сонце, небо, день, сухость, лёгкость, а к пассивному женскому началу инь – Луну, Землю, равнины, ночь, влагу).

  3. В основе существования живой и неживой природы, всей окружающей действительности лежит «Тай-цзи» - единство, борьба, взаимопроникновение и взаимодополнение ян и инь.


Конфуцианство


Конфуцианство сыграло исключительно важную роль, как в истории китайской культуры, так и в социально-политической истории Китая. На протяжении более чем двух тысячелетий (с рубежа II – I вв. до н.э. и до свержения монархии в 1911 г.) конфуцианство являлось официальной идеологией Китайской империи, и сегодня продолжает выполнять мировоззренческие функции, существенно влияя на менталитет китайского народа.

Европейское название это учение получило от латинизированной формы фамилии и титула своего основателя: Конфуций – от Кун Фу-цзы, т.е. Мудрый учитель Кун.

Конфуций (551 – 479 гг. до н.э.) жил в эпоху раздробленности страны и постоянных междоусобиц, поэтому главной идеей его учения было преодоление хаоса и наведение порядка в обществе. В основе конфуцианства лежит идея гармонии принципов личного самосовершенствования и деятельности, направленной на упорядочение государства.

Государство рассматривалось как аналог большой патриархальной семьи, в которой император выполнял ту же роль, что и полновластный глава клана или рода. В китайской семье господствовал принцип беспрекословного подчинения младшего старшему, поэтому Конфуций разработал учение о нормах социальной иерархии, выраженных в «пяти взаимоотношениях»: между государем и подданными, между отцом и детьми, между старшими и младшими братьями, между мужем и женой и между друзьями. В этой системе взаимоотношений только пятое (между друзьями) предполагает равенство лиц, тогда как предыдущие четыре основаны на подчинении (подданного – государю, сына – отцу, младшего брата – старшему, жены – мужу).

Важным принципом конфуцианства является учение об «исправлении имен», согласно которому каждое «имя» (государь, отец, сын, учитель и т.п.) должно соответствовать своей «сущности», то есть социальное положение человека должно определять характер его поведения. С другой стороны, каких бы успехов на государственном поприще не добился человек, по отношению к своему отцу он останется сыном,
по отношению к старому учителю учеником и т.п. С точки зрения этой теории

проявлением высшей степени собственной невоспитанности было бы показать учителю или отцу, что они ошибаются, что ты знаешь и понимаешь больше, чем они и т.п.

Идеальная личность в конфуцианстве называлась «благородным мужем»; им мог быть любой человек, независимо от происхождения, если он строго и неукоснительно следовал нормам конфуцианской морали и обладал тремя основными добродетелями:

«жень» - гуманностью, «и» - чувством долга, «ди» - уважением к старшим. «Благородного мужа» Конфуций противопоставлял «низкому человеку» (невоспитанному): «Благородный муж думает о долге, низкий человек - о выгоде, благородный муж управляет собой, низкий человек пытается управлять другими, благородный муж требователен к себе, низкий человек – к другим» и т.п. Интересны мысли Конфуция о развитии человека, его изменчивости: «Не меняются только самые мудрые и самые глупые. Благородный муж движется вверх, низкий человек катится вниз».

До сих пор не решен однозначно вопрос религиозном аспекте конфуцианства. Сам Конфуций не учил вере в сверхъестественное. Напротив, он говорил: «Не знаем, что такое жизнь, как же можем знать, что такое смерть», «Не знаем, как служить людям, как же мы сможем служить духам». Обряды почитания духов предков, которые практиковались в конфуцианстве, очень походили на современные государственные и гражданские ритуалы. Не был обожествлен и сам Конфуций, всегда считавшийся только человеком, хотя и совершенным по своей мудрости.

Многие ученики Конфуция стали впоследствии известными государственными деятелями и учеными. После того, как конфуцианство стало официальной идеологией империи, его идеи оказали сильнейшее влияние на формирование всей политической системы.
Особенно это проявилось в системе экзаменов, которые сдавали будущие чиновники, претенденты на государственные должности. Экзаменующийся должен был продемонстрировать свое знание конфуцианского учения и уметь применять его принципы при решении современных политических проблем. Эта система существовала в Китае до 1905 г., когда она была заменена европейской общеобразовательной системой.

В западноевропейской культуре конфуцианство стало известно благодаря деятельности католических миссионеров-иезуитов в ХVII – ХVIII вв. Многие конфуцианские идеи нашли в Европе признание, в частности, весьма популярным стало конфуцианское выражение «все люди братья». Переосмысленные в духе философии Просвещения, идеи конфуцианства оказали влияние на Вольтера и его теорию

«просвещенного абсолютизма», а китайская экзаменационная система, разработанная Конфуцием, повлияла на формирование практики проведения экзаменов в Европе.