Файл: Методика преподавания математики в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 247

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Анализ контрольных работ учащихся, наблюдения и исследования показывают, что ошибки, которые учащиеся допускают при решении задач, можно классифицировать так:

1. Привнесение лишнего вопроса и действия.

2. Исключение нужного вопроса и действия.

3. Несоответствие вопросов действия: правильно поставленные вопросы и неправильный выбор действий или, наоборот, правильный выбор действий и неверная формулировка вопросов.

4. Случайный подбор чисел и действий.

6. Ошибки в вычислениях.

7.Неверная формулировка ответа задачи (сформулированный ответ не соответствует вопросу, задачи и т.д.).

1. Работа над содержанием задачи.

2. Поиск решения задачи.

3. Решение задачи.

4. Формулировка ответа.

5. Проверка решения задачи.

6. Последующая работа над решенной задачей.

а) разбор непонятных слов или выражений;

б) чтение текста задачи учителем и учащимся;

в) запись условия задачи;

г) повторение задачи по вопросам.

Наряду с конкретизацией содержания задачи с помощью предметов, трафаретов и рисунков в практике работы учителей в школах широкое распространение получили следующие формы записи содержания задачи:

1. Сокращенная форма записи, при которой из текста задачи выписывают числовые данные и только те слова и выражения, которые необходимы для .понимания логического смысла задачи.

2. Сокращенно-структурная форма записи, при которой каждая логическая часть задачи записывается с новой строки.

3. Схематическая форма записи.

4. Графическая форма записи.

Так как функция контроля у детей ослаблена, то проверка решения задачи имеет не только образовательное, но и воспитательное значение. В младших классах необходимо:

1. Проверить словесно сформулированные задачи, производя действие над предметами.

2. Проверять реальность ответа.

3. Проверять соответствие ответа условию и вопросу задачи. Проверка решение задачи другим способам её решения возможно с 4 класса.

1. Ставятся узловые вопросы по содержанию задачи.

2. Предлагается рассказать весь ход решения задачи с обоснованием выбора действий.

1. К готовому условию подобрать вопросы.

2. По вопросу составить задачу, подобрав недостающие числовые данные.



     Учитель выделяет на уроке время для объяснения домашнего задания, которое может  быть единым для всего класса, но может быть дифференцированным и индивидуальным.

     На  уроке учитель  решает многие задачи (цели). Дидактические  цели урока  определяются необходимостью продвижения  учащихся в изучении темы, тогда  как коррекционно-развивающие  связаны  с исправлением (по мере возможности) недостатков речи ребенка. Коррекционно-развивающие цели достигаются как общедидактическими средствами обучения, так и специальными приемами, оказывающими положительное воздействие на развитие речи школьников, процессов мышления и т. д. Воспитательные цели, которые ставит и реализует на уроке учитель, разнообразны как по своей значимости, так и по тем усилиям, продолжительности времени, которые затрачивает учитель на их достижение.

     Наиболее  распространенным в специальной  школе для детей с ТНР является комбинированный урок, в котором равноценно представлены все элементы. В зависимости от содержания работы и учебных задач соотношения частей урока меняются. Некоторые из них занимают главное место в уроке, другие отсутствуют или занимают незначительное место. 

     Типы  уроков. 

     В специальной школе для детей  с ТНР используется наиболее распространенная классификация уроков в зависимости  от основной образовательной цели занятия:

     - сообщение новых знаний;

     - формирование и закрепление знаний, умений;

     - обобщение и систематизация знаний;

     - проверка и оценка знаний, умений и навыков, комбинированный урок. 

       Рассмотрим некоторые особенности  каждого из названных уроков. 

     Сообщение новых знаний 

     Структура урока  определяется его основной задачей (целью) — знакомство учащихся с новыми научными фактами, умениями. Весь ход работы на таком уроке подчиняется поставленной цели — формированию у учащихся первоначальных представлений о новом материале.

     Успешность  усвоения нового материала зависит  от многих причин. Это и его сложность, и способности учащихся, и педагогическое мастерство учителя. Ученики должны быть подготовлены к изучению нового, т. е. владеть знаниями, на основе которых строится объяснение. На уроках, предшествующих уроку знакомства с новым материалом, учитель организует целенаправленное повторение, упражняет школьников в актуализации тех знаний и умений, которые потребуются при изучении нового. Накануне или на самом уроке он не просто сообщает новую тему, но и говорит о ее значении для дальнейшей работы по изучаемому предмету, для овладения профессией, для будущей жизни после окончания школы. Желательно создать на уроке проблемную ситуацию, когда учитель привлекает
внимание учеников к какому-либо факту, рассказывает о каком-то случае, событии, ставит перед учащимися задачу найти им объяснение. Повысить интерес школьников к объяснению нового можно подбором наглядных пособий. Особо привлекают внимание учеников натуральные предметы, объекты природы, предметы быта, игрушки.

     Учителю следует  позаботиться о создании у учашихся эмоционального настроя. Его увлеченность, выразительность и точность высказывания, строгая логичность, доступность  в изложении вопросов, небольшой  объем сообщаемых сведений помогают собрать и удержать внимание учеников во все время объяснения нового материала, Особо следует выделить необходимость обращения учителя к жизненному опыту школьников, что не только приближает обучение к жизни, но и поддерживает положительную эмоциональную атмосферу заинтересованности.

     Несмотря  на внешнее внимание к объяснению, учащиеся в то же время могут не быть активны  внутренне. Нельзя быть уверенным в  том, что все ученики достаточно глубоко вникают в смысл сообщения  учителя. Чтобы убедиться в том, насколько «слышат» учащиеся объяснение, усваивают содержащуюся в нем информацию, учитель постоянно по ходу объяснения обращается к ученикам с вопросами, которые могут быть направлены на повторение высказываний учителя ("Что я сказал..,? Как я сказал о...?">, на обобщение нескольких суждений ("Что мы теперь знаем о...?"), на выявление понимания логики обсуждаемого вопроса ("Так, что же дальше...?"). Таким образом, наиболее удачным методом объяснения нового материала является беседа и только в отдельных случаях допустим рассказ (когда слушатели захвачен событиями, о которых повествует учитель, когда его вопросы могут «разрушить» эмоциональное состояние детей). Вопросы учителя по ходу объяснения нового материала не должны сбивать темп объяснения, уводить учеников в сторону от предмета обсуждения.

     Во  время объяснения нового материала  учитель демонстрирует пособия (таблицы, картины, слайды, карты и  прочее), руководит предметно-практическими  действиями школьников, производит на доске записи, дети переносят тексты, рисунки в свои тетради.

     Объяснение  нового материала— первый шаг в  формировании понятия, умения, поэтому  так важно не механическое запоминание, а осмысление школьниками  нового материала: выделение в нем  главного, существенного, понимание  причинно-следственных связей нового с имеющимися знаниями, тех связей, отношений, о которых сообщает учитель.  



     Закрепление знаний, умений 

     Время, которое  учитель отводит на закрепление  нового, зависит от трудности самого материала  для восприятия учащихся. Целью закрепления  является запоминание  учебного материала и умение использовать его в разнообразных ситуациях. Прочное и сознательное усвоение знаний обеспечивает не только их сохранность в течение длительного времени, но и умение применять в решении разнообразных вопросов, встречающихся школьникам на уроках, в жизни. Закрепление осуществляется в процессе систематического возвращения к ранее усвоенному материалу. Оно организуется таким образом, чтобы учащиеся были активны в припоминании знаний. Учитель предлагает разнообразные, доступные детям задания, в которые включается новый материал. Это может быть связано с формулировками, сочетанием нового материала с другим, ранее усвоенным, применение разных приемов (устно, подробно или кратко письменно, иллюстрация рисунков, использование условных обозначений и т. д.).

     Совершенно  очевидно, что при усвоении учебного материала непроизвольное запоминание играет вспомогательную роль. Основой овладения знаниями является произвольное запоминание. Оно опирается на осознание необходимости запоминания, на волевое усилие, на многократное повторение, на воспроизведение усвоенного не только в прежнем виде, но и в изменяющихся условиям. Например, отдельные ученики могут пересказать статью, рассказ, условие задачи. Но такое воспроизведение не всегда говорит о понимании ими излагаемого. Чтобы выявить понимание, необходимо, чтобы ученики воспроизведение осуществляли с соблюдением поставленного учителем условия. Это может быть сокращенный пересказ, выделение только одного какого-либо условия, описание отдельных фактов и т. д.

     Работа  по закреплению знаний должна быть правильно распределена во времени, быть регулярной, предусматривать вариативность заданий по форме предъявления и разнообразия условий их предъявления и выполнения. При этом большое значение приобретает самостоятельность учащихся в выполнении задании, работа с учебником, книгой.

     Прежде  чем  предложить ученикам самостоятельную  работу, учитель должен убедиться, что  они готовы к ее выполнению. Накануне урока или на самом уроке учащиеся под наблюдением учителя, с его помощью проделывают те упражнения, которые позднее будут включены в самостоятельную работу. Перед началом самостоятельной работы ее содержание, пути выполнения могут обсуждаться с школьниками, а после ее окончания в беседе учитель снова возвращается к содержанию работы, способам выполнения.


     Закрепление нового учебного материала происходит при  работе с домашним заданием. Не принято  задавать на дом не разобранное в  классе упражнение, арифметическую задачу и т. д. Учитель должен на уроке уточнить, у всех ли детей имеется текст задания (в учебнике, на карточке), всем ли ясно, как и где его выполнять. В домашнем задании всегда повторяется та работа, которую проделали ученики на уроке. Домашнее задание предлагается на любом этапе урока, когда оно может быть продолжением только что проделанной работы. Например, если решена арифметическая задача, а на дом будет задана такая же по трудности или более легкая, решение домашней задачи следует обсудить непосредственно за решением классной.

     Для того чтобы  происходила систематизация знаний учащихся, необходимо широко применять  в обучении классификацию: изучение объектов по группам на основе определенных признаков.

5. Значение внеклассных занятий по математике для развития и коррекции познавательной деятельности учащихся с тяжёлыми нарушениями речи.

Большую коррекционную нагрузку несет внеклассная работа по математике. Она способствует росту интереса учащихся к математике. Интересны по содержанию и разнообразны по форме внеклассные мероприятия, проводимые нашими учителями: «Математические КВН», «Брейн-ринги», «Математические турниры и бои», вечер «Старинных задач», «Съезд геометрических фигур», «Путешествия в страну чисел».

Для учеников старшего звена мы предлагаем факультатив «Прикладная математика», программа которого позволяет систематизировать, обобщить и углубить знания учащихся по отдельным темам математики через практическую и творческую деятельность, формировать у учащихся знания, умения и навыки, необходимые в других учебных дисциплинах, трудовых процессах, быту, так как для подавляющего большинства учащихся ценность математического образования состоит в ее практических возможностях.

В последнее время мы все больше внимания уделяем проектной деятельности. Все мы понимаем, что реалии современной жизни таковы, что востребованными оказываются люди, способные активно откликаться на возникающие проблемы, умеющие мыслить, анализировать, сравнивать, делать выводы, а также практически решать возникающие перед ними жизненные и профессиональные проблемы. Налицо противоречие между требованиями современного общества к уровню подготовки выпускников и фактически имеющимися у них знаниями, умениями и личностными качествами. В результате правильно организованной проектной деятельности школьники учатся


-самостоятельно приобретать недостающие знания из разных источников,

- пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач,

- приобретать коммуникативные умения, работая в различных группах,

- развить у себя исследовательские умения (выбирать проблему, собирать информацию, наблюдать, проводить опрос, эксперименты, анализировать, строить гипотезы, обобщать) ,

- развить системное мышление.