Файл: Научноисследовательская работа. Направления 44. 03. 02 Психологопедагогическое образование Исаева Валерия Максимовна.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 133

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Глава 3. Доклад на тему «Активизация познавательных интересов младших школьников»
Доклад представлен в Приложение №4
Глава 4. Анализ научных и педагогических идей за всю историю человечества
Анализ научных и педагогических идей изложен в Приложение №5
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В ходе исследования мы выяснили, что интерес, в том числе познавательный интерес, является сложным и неоднородным понятием. Подтверждением этому является множество его интерпретаций и определений. Он не только активизирует умственную деятельность в данный момент, но и направляете к последующему решению различных задач. Познавательный интерес является основным новообразованием младшего школьного возраста, способствующим приобретению умения учиться. И является показателем расположенности школьника к учению.

Одной из задач современного образования является повышение многообразия видов и форм организации учебной деятельности, которые позволяют существенно увеличить образовательные возможности обучаемых. Осуществить выбор и реализацию индивидуальной траектории в открытом образовательном пространстве. XXI век требует новых подходов к образова­нию. Обучение должно быть развивающим в плане развития самостоятельного критического и творческого мышления. Для этого необходимо широкое информационное поле дея­тельности, различные источники информации, различные взгляды, точки зрения на одну и ту же проблему, побуждающие учащихся к самостоятельному мышлению, поиску собственной аргументированной позиции.

В начальной школе ученик еще не ориентирован на завершение образования, наоборот, его целью является дальнейшее обучение, поэтому в процессе образовательной деятельности младших школьников педагогам важно не только сформировать интерес, но и сохранить его на всех этапах школьного обучения.

Социальную значимость процесса формирования познавательного интереса повышает и введение новых федеральных образовательных стандартов в начальную школу. С позиций научно-педагогической значимости познавательный интерес является и важным фактором совершенствования процесса обучения и одновременно показатель его результативности и эффективности, так как он стимулирует самостоятельность, познавательную активность, творческий подход к изучению материала, побуждает к самообразованию.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ


  1. Воспитание детей в игре: Пособие для воспитателя дет.сада / Сост. А.К. Бондаренко, А.И. Матусик. 2-е изд., перераб. И доп. М.: Просвещение, 1983.

  2. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 29.12.2017 г.) «Об образовании в Российской Федерации» [Текст]. – Москва : ОмегаЛ, 2013. – 144 с.

  3. Морозова Н.Г. Учителю о познавательном интересе / Н.Г. Морозова. -М.: Знание, 2009. - 246 с.Новейший психологический словарь / В.Б. Шапарь, В.Е. Россоха, О.В. Шапарь ; под ред. В.Б. Шапаря. - Изд. 2-е. - Ростов н/Д : Феникс, 2006. - 808с.

  4. Подласый И. П. Педагогика: Учебник. — М.: Высшее образование, 2006. — 540 с.

  5. Божович Л.И. Проблемы формирования личности/Л.И. Божович. -Воронеж: МОДЭК, 2001. - 349 с.

  6. Эльконин Д.В. Детская психология: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Д. Б. Эльконин; ред.-сост. Б. Д. Эльконин. - 4-е изд., стер. - М.: Академия, 2007. - 384 с.

  7. Мельникова Е.Л. Проблемно-диалогическое обучение: понятие, технология, предметная специфика // Образовательная система «Школа 2100». Сб. программ. Основная школа. Старшая школа. - М.: Баласс, 2008. С. 272-286.

  8. Козлова В. В., Кондакова А.М. Фундаментальное ядро содержания общего образования, – Москва: Просвещение, 2014. - 79 с.

  9. Бондаревский В.Б Воспитание интереса к знаниям и потребности к самообразованию: кн. для учителя / В. Б. Бондаревский. - М: Просвещение, 1985. - 143 с.

  10. Дейкина А.Ю. Познавательный интерес: сущность и проблемы изучения / А.Ю. Дейкина. - М. : Просвещение, 2002. - 235 с.

  11. Новейший психологический словарь / В.Б. Шапарь, В.Е. Россоха, О.В. Шапарь ; под ред. В.Б. Шапаря. - Изд. 2-е. - Ростов н/Д : Феникс, 2006. - 808с.

  12. Бараз Э.А. Формирование познавательных интересов младших школьников в процессе личностно-ориентированного взаимодействия участников обучения: Автореф. дис. канд. пед. наук. Челябинск, 1998. - 19 с.

  13. Щукина Г.И. Проблема познавательного интереса в психологии / Г.И. Щукина.- М.: Просвещение, 2006. - 382 с.

  14. Братчикова Ю.В. Успешность младшего школьника в учении [Текст]: (по материалам психол.-пед. исслед.) / Ю.В. Братчикова // Журнал практического психолога. 2008. № 2. C. 8-14.

  15. Щукина Г.И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся/ Г.И. Щукина. - М.: Педагогика, 1988.-383с.

  16. Киселева Ю. В. Дидактические условия и этапы формирования учебной деятельности младших школьников // Мир науки, культуры, образования. – 2011. - № 1. - С. 259-262.

  17. https://school.kontur.ru/publications/2253

  18. http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202208170032

  19. https://school.kontur.ru

  20. https://studopedia.ru/22_102985_analiz-psihologo-pedagogicheskoy-literaturi-po-probleme-razvitiya-poznavatelnoy-deyatelnosti.html

  21. Страхова Г. А., Страхов А. А. Активные формы и методы преподавания в современном образовании. Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании» // Научный журнал «проблемы педагогики» / - 2017.

  22. Рязанцева И. Р. Развитие познавательных способностей в урочной и внеурочной деятельности. Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании» // Научный журнал «Гуманитарное пространство» / - 2019.

  23. Алжанова Г. К., Амержанова Ш. К., Кабденова А. К., Пшенова Т.Н. Активные формы обучения как основа эффективности образовательного процесса в начальной школе. Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании» // Научный журнал «Science Time» / - 2015.

  24. Г. С. Инновации в начальной школе. Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании» // Научный журнал «Вопросы науки и образования» / - 2020.

  25. Азимова Ф. Р. Основные формы, методы и технологии современного урока в начальном образовании. Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании» // Научный журнал «Достижения науки и образования» / - 2018.



Студент группы:

ОБХП-1904МОунк

Исаева Валерия Максимовна

2023 г.

ДОКЛАД

Тема: «Активизация познавательного интереса младшего школьников»

Негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«МОСКОВСКИЙ ФИНАНСОВО-ПРОМЫШЛЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ «СИНЕРГИЯ»


Сегодня, формирование человека, постоянно совершенствующего самого себя, способного самостоятельно принимать решения, отвечать за эти решения, находить пути их реализации, то есть человека творческого в широком смысле этого слова – это главная задача современной школы. Ученика начальной школы необходимо вооружить универсальными учебными действиями, которыми он сможет воспользоваться при самостоятельном познании, при решении новых учебных задач индивидуально. Воспитать личность, социально активную, которая умеет находить информацию, мыслить критически, вступать в коммуникацию, что является наиболее значимыми компетенциями, основополагающими умения учиться и соответствуют требованиям современного информационного общества, инновационной экономики. Поэтому развитие личности учащегося, формирование у него осознанного желания учиться считаю актуальной потребностью современной школы. Обучение будет эффективным только тогда, когда процесс обучения будет увлекательным и интересным.

У младшего школьника очень характерна потребность во внешних впечатлениях. Первоклассника в первую очередь привлекает внешняя сторона предметов, явлений, событий. С первых дней обучения в школе у ребенка появляются новые потребности: точно выполнять требования учителя, успешно овладевать новыми знаниями, навыками, умениями, приходить в школу с выполненными заданиями. Первоклашки хотят получать только пятерки, получать похвалу, одобрение учителя. Первое время сама позиция ученика, желание занять новое положение в обществе – важный мотив, который определяет готовность, желание учиться. Но такой мотив недолго сохраняет свою силу. К сожалению, мне приходится наблюдать, что уже к середине учебного года у первоклассников гаснет радостное ожидание учебного дня, проходит первоначальная тяга к учению. Если мы не хотим, чтобы с первых лет обучения ребёнок стал тяготиться школой, мы должны позаботиться о пробуждении таких мотивов учения, которые лежали бы в самом процессе обучения. Иначе говоря, цель в том, чтобы ребёнок учился именно потому, что ему хочется учиться, чтобы он испытывал удовольствие от самого учения.


К тому же у младших школьников в начальной школе ещё недостаточно сформированы и развиты познавательные способности: память, восприятие, внимание, мышление. Это и отталкивает порою школьников от учёбы. Дети чувствуют неуверенность в своих силах. Поэтому очень важно сделать образовательный процесс непринужденным и интересным для учащихся. Л.С. Выготский пишет: «Интерес - как бы естественный двигатель детского поведения, он является верным выражением инстинктивного стремления, указанием на то, что деятельность ребенка совпадает с его органическими потребностями. Вот почему основное правило требует построения всей воспитательной системы на точно учтенных детских интересах...»[ 4,c.367 ]. Г.И.Щукина определяет его как «избирательную направленность личности, обращённую к области познания, её предметной стороне, самому процессу овладения знаниями»[15, с.154]. При этом, объектом познавательного интереса является сам процесс познания, который характеризуется стремлением проникнуть в сущность явлений, познанием теоретических, научных основ определённых областей знаний, устойчивым стремлением к постоянному глубокому и основательному их изучению.

В процессе обучения и воспитания школьника познавательный интерес выступает как средство живого, увлекающего ученика обучения, как сильный мотив отдельных учебных действий школьника и учения в целом. Как пишет И. П. Подласый , интерес является «одним из постоянных сильнодействующих мотивов человеческой деятельности» [5, c.525]. Побуждает к интенсивному и длительному протеканию познавательной деятельности, и как устойчивая черта личности школьника, в конечном итоге, способствует её направленности. Мотивация оказывает самое существенное влияние на продуктивность учебного процесса и определяет успешность учебной деятельности.

На сегодня наиболее острые проблемы в области обучения и воспитания связаны с отсутствием мотивации к получению образования у большинства учащихся, причем эти проблемы возникают уже на начальном этапе обучения. Это приводит к снижению базовых показателей образованности и воспитанности учащихся.

Когда учитель проявляет творчество, делает процесс обучения интересным, то и ученику интересно на уроке. Это способствует тому встречному движению ученика к учителю, которое необходимо для успешного процесса обучения. Можно сказать, что познавательный интерес – это сильное средство обучения. То есть, процесс формирования и развитие познавательного интереса у младшего школьника, осуществляется, прежде всего, в его учебной деятельности. И выражается в стремлении узнать что-то новое, интересное, неизвестное. Познавательная деятельность ученика без развития его познавательного интереса не только трудна, но и невозможна. А под влиянием познавательного интереса учебная работа даже у самых слабых учащихся протекает более продуктивно и активно. Вот почему в процессе обучения необходимо систематически возбуждать, развивать и укреплять познавательный интерес учащихся и как важный мотив учения, и как стойкую черту личности, и как мощное средство воспитывающего обучения, повышения его качества. Как пишет И.П. Подласный, «Ее можно определить как постоянно текущий процесс побуждения к энергичному, целенаправленному учению, преодоление пассивной и стереотипной деятельности, спада и застоя в умственной работе» [ 5, c.524]. На своих уроках время, отведенное на разные этапы урока, использую рационально. Поддерживаю высокий темп работы. Ученики на уроке активно выполняют учебные задания. Стремятся к самостоятельной деятельности, появляется сознательность, систематичность обучения. Учащиеся стремятся повысить свой личный уровень. Можно утверждать, что все новые технологии самостоятельного обучения предполагают, прежде всего, повышение активности обучаемых: «истина, добытая путем собственного напряжения усилий, имеет огромную познавательную ценность».


В своей работе использую системно-деятельностный подход. «Учитель, который не начинает с того, чтобы пробудить у ученика желание учиться, куёт холодное железо». (Хорас Манн). Поэтому я считаю, что обучение в технологии деятельностного метода очень интересно и учит ученика учиться. Это технология, обеспечивающая творческое усвоение знаний учащимися посредством специально организованного учителем диалога. Технология проблемного диалога дает развернутый ответ на вопрос, как учить, чтобы ученики ставили и решали проблемы. При использовании технологии проблемного диалога учитель не даёт готовых знаний - новые знания, умения и навыки школьники приобретают самостоятельно при решении особого рода задач и вопросов, называемых проблемными. Учащиеся самостоятельно ищут знания, испытывая удовлетворение от процесса интеллектуального труда, от преодоления сложностей и найденных решений, догадок, озарений. Учащиеся активны на протяжении всего урока. Сами формулируют и выдвигают цели урока в виде гипотез или вопросов, тему урока, план изучения нового, алгоритм действия. Выполняют словесные инструкции, выявляют затруднения, его причину, фиксируют его и находят пути его преодоления. В случае, когда при выполнении самостоятельной работы допущена ошибка, ситуация успеха заключается в ее выявлении и исправлении. Использую во время урока активные и интерактивные методы обучения. Использую яркие презентации, интерактивные доски, проекторы, цифровые форматы, которые дают доступ к онлайн - ресурсам. Такая наглядность активизирует познавательную активность учащихся, повышается качество образования. Задания выполняются учащимися фронтально, индивидуально, в группах, в парах. На своих уроках я использую прием «переход от простого к сложному». В процессе актуализации знания происходит подготовка к восприятию, к усвоению материала, его систематизация, постепенно в обсуждение включаются все ребята. На уроках «Окружающий мир» использую элементы исследовательской деятельности, различные методики и приёмы, расширяющие их поисковую деятельность, кругозор, навыки самостоятельной работы с дополнительным материалом, в ходе которой школьники учатся планировать свою работу и распределять задачи, собирать и анализировать информацию по предмету, делать выводы и аргументировать свою точку зрения. Также на уроках «Окружающий мир» широко использую технологию МДО. На таких уроках исследовательская активность ребенка является основой его индивидуального творческого обучения, так как она определяет широту, избирательность и глубину познавательных запросов ребенка. Природная любознательность детей и их интерес к осмыслению мира делают для них исследование очень важной сферой деятельности. Это групповая работа. Учащиеся сами формулируют гипотезу исследования, работают с различными источниками информации для решения проблемы, обмениваются полученной в ходе исследования информацией, делают выводы, ставят перед собой новые вопросы. На таких уроках дети активно взаимодействуют друг с другом, сотрудничают. Способность к проведению самостоятельных исследований на деле помогает детям стать независимыми в изучении мира, в удовлетворении своих познавательных потребностей. На уроке «Математика»