Файл: Для перехода к лекции нажмите на её название Тема Методологические основы психодиагностики 2 Лекция Исторические предпосылки возникновения психодиагностики как науки. 2.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.11.2023
Просмотров: 550
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Лекция 8. Этические принципы проведения психодиагностической работы.
Содержание: в данной теме рассматривается актуальность этических принципов психологической диагностики. Описываются основные принципы психодиагностической работы: принцип ответственности, принцип компетентности, принцип профессиональной тайны, принцип обеспечения суверенных прав личности, принцип этической и юридической правомочности, принцип объективности, принцип конфиденциальности, принцип благополучия испытуемого, принцип морально-позитивного эффекта обследования, принцип гражданственности и патриотизма, принцип профессиональной кооперации, принцип квалифицированной пропаганды психологии. Перечисляются основные требования к пользователям методик и требования к методам психодиагностики. Приводятся социально-психологические основания этического кодекса психолога-диагноста.
Методические рекомендации к изучению темы: при изучении данной темы необходимо обратить внимание на актуальность этических принципов проведения психодиагностического обследования. Особое внимание следует уделить принципам компетентности, профессиональной тайны, конфиденциальности. Также, следует обратить внимание на требования, предъявляемые к пользователям методик психодиагностики. После прочтения основного материала лекции рекомендуется обратиться к дополнительным материалам для изучения темы для более основательного изучения темы и ознакомиться с ними. После чего предлагается ответить на вопросы для проверки собственных знаний.
Вопросы для контроля и самопроверки:
-
В чём состоит актуальность принципов психологической диагностики в наше время? -
Перечислите основные принципы работы психолога – психодиагноста. -
В чём состоит принцип профессиональной ответственности в психодиагностике? -
В чём состоит принцип конфиденциальности в психодиагностике? -
Какими знаниями необходимо обладать для того чтобы наиболее эффективно и корректно использовать психодиагностические методики?
Дополнительные материалы к теме:
-
Акимова М.К. Психологическая диагностика Глава 3. Морально-этические проблемы в работе психодиагноста, § 1,2 -
Анастази А., Урбина С. Психологическое тестирование. Часть 5. Области применения тестирования. Глава 18. -
Бодалев А.А., Столин В.В. Общая психодиагностика. Глава 1.Психодиагностика как наука и как практическая деятельность. Разделы 1.5.1-1.5.3 -
Бурлачук Л.Ф. Психодиагностика: учебник для вузов. Глава 2. Раздел 2.9 -
Психологическая диагностика: Учебное пособие // под ред. Гуревича К.М. и Борисовой Е.М. Глава XIII. Социальные и этические аспекты психологической диагностики. Этический кодекс психолога-диагноста -
Шмелев А.Г. Основы психодиагностики. Часть 1. Глава 2. Принцип и предмет психодиагностики. Раздел 1.5
Конспект лекции.
Актуальность этических принципов психологической диагностики
При проведении психодиагностической работы, нужно помнить, что любое психодиагностическое обследование и его результаты могут существенно повлиять на судьбу человека. Важнейшими условиями успешности психодиагностики являются, с одной стороны, готовность испытуемого принимать участие в процедуре тестирования и - с другой - позиция, которую занимает в этой системе взаимоотношений сам исследователь.
Поэтому во всех странах, где психодиагностическая практика широко и интенсивно развивается, она регламентируется как общим профессионально-этическим кодексом, так и специально разработанными профессионально-этическими стандартами в области тестирования и психодиагностики. Любой член психологического общества должен строго соблюдать кодекс и стандарты. В противном случае он может быть исключен из психологического общества и лишен права (лицензии) на психологическую практику.
Воссозданное в 1994 году Российское психологическое общество подготавливает совместно с отраслевыми министерствами и ведомствами (прежде всего с министерствами образования и здравоохранения РФ) серьезные законопроекты, регламентирующие доступ к психодиагностической информации и порядок использования психологических тестов в стране.
Ведомственные организационные нормативы и правила проведения психодиагностики отражены, в частности, в «Положении о службе практической психологии образования в Российской Федерации»35
Конфиденциальная психологическая информация, полученная в результате обследования, не должна наносить вред испытуемому, быть объективной, достоверной и исходить из принципов социальной нравственности, закрепленных в нормах Международных профессионально-этических стандартов, принятых в работе психологов.
Одна из уникальных особенностей современного общественного развития заключается в ассимиляции значимости психологии и превращении ее в органически присущий отечественной культуре элемент. В настоящее время трудно найти сферу жизненной деятельности человека, где бы ни была применима психология: образование, управление, производство, спорт, политика, бизнес и т.п. Привлечение психологов к решению широкого круга проблем общества и частной жизни человека повлекло усиление потребности в квалифицированных специалистах
36.
Среди многочисленных аспектов и проблем профессиональной подготовки в области психологии можно выделить два взаимосвязанных и во многом определяющих дальнейшую жизнеспособность и конкурентоспособность специальности. Первый аспект в большей мере связан с успешностью и эффективностью усвоения психологических дисциплин и формированием адекватной современным требованиям научной психологической позиции специалиста. В этом случае возникает проблема предварительного отбора лиц, не только желающих посвятить себя изучению психологии, но и пригодных к работе в сфере «человек-человек».
Второй аспект касается формирования личности, нравственного и духовного облика самого психолога. Доминирующим становится аспект степени принятия и глубины понимания этических норм и принципов. Это связано, прежде всего, с уникальностью объекта психологического воздействия и спецификой технологических приемов, позволяющих глубоко проникать во внутренний мир человека.
В последнее время проблема этики в профессиональной деятельности психолога превращается в актуальную и значимую как для самих психологов, так и для тех, кто доверяет им свои проблемы и надеется с их помощью обрести психологический комфорт. Психолог вообще и психодиагност в частности, как никто другой, максимально тесно соприкасается с индивидуальной, неповторимой душевной организацией, с целостными проявлениями психологии человека. Вольное или невольное прикосновение к душе обратившегося за помощью человека должно быть максимально осторожным и не должно вредить обретению себя, собственному созиданию уникального личного жизненного пути. Выраженная ориентация в профессиональной деятельности на ценность другого человека обостряет важность восприятия психологом самого себя, своих возможностей и личных проблем как меры своеобразного психологического воздействия на окружающих людей, основанной на переживании чувства профессионального долга и ответственности за свои профессиональные действия и человеческие поступки.
Необходимость формирования этической позиции психолога, особенно практического, обусловлено также и тем, что в настоящее время использование психодиагностических методик и тестов превращается в никем и ничем не контролируемый процесс. Иллюзия простоты работы психолога, возможность «успеха» в решение домашних, «кухонных» межличностных проблем привлекает к психодиагностике, а также к психотерапии людей, не только не имеющих психологического образования, но профессионально непригодных. Доступность стимульного материала, всевозможных «ключей» для первичной расшифровки полученных результатов приводит к их свободной интерпретации, к появлению у психологов-непрофессионалов, у специалистов смежных с психологией или далеких он нее наук ложного мнения о безграничных возможностях психолога, о легкости постановки психологического диагноза, за который психолог не несет никакой ответственности. Видимо, поэтому в практической работе психологов участились профессиональные ошибки, о которых появились сведения в научной литературе и прессе. При подготовке практических психологов-профессионалов, при диагностическом исследовании игнорирование вопросов этики может негативно сказаться на психическом комфорте обследуемых, стать источником непоправимых психических травм, а, следовательно, негативно отразиться на общественном мнении относительно психологии и психологов.
Ориентация на этические нормы не только при постановке психологического диагноза и оформлении психологического заключения, но и при организации исследования и интерпретации полученных результатов, при прогнозировании жизненной перспективы и выборе средств психологической помощи – отличительная черта работы психодиагноста-профессионала. Ориентация на этические принципы помогает психологу определить собственную профессиональную и личную позицию непосредственно в психодиагностической деятельности, в исследовательских и теоретических поисках, осознать меру ответственности за результаты своей работы не только перед обследуемым, но и самим собой, и главное – осознать ограничения собственных возможностей и возможностей психодиагностики. Этические принципы создают основу для обеспечения доверия психологу со стороны обследуемого, без чего немыслимы ни психологическая диагностика, ни прогнозирование, ни психологическая помощь.
В то же время следует учитывать и трудности формирования этических требований на современном этапе общественного развития страны. В частности, изменение идеалов личностного и профессионального самоопределения, общественная дискредитация многих героев прошлого и отсутствие адекватной им замены в настоящем требуют определенных поправок к оценке этического аспекта деятельности психологов. Кроме того, принятие этических норм и следование им в практической и теоретико-исследовательской деятельности не имеет правовой основы. В наше стране не существует правого органа, который бы регламентировал поведение психолога в различных социальных ситуациях. Это означает, что нарушающий моральный кодекс специалист не подлежит осуждению в соответствии с законом, он не может получить никакого наказания, допускающего применение к нему мер принуждения.
Соблюдение этически норма – это личное дело каждого психолога, отражающее его собственную гражданскую и профессиональную позицию. В отличие от этого юридический кодекс опирается на нормы права, разрешающие насильственные действия в отношении тех лиц, которые его нарушают и осуждены судом, а также тех, в отношении кого возбуждены уголовные дела органами правосудия. Таким образом, у психолога единственным контролером соблюдения этических норм может быть только его совесть. Совесть – внутренний контролер, который регулирует нравственные отношения психолога и играет роль верховного судьи собственных поступков. Совесть формируется в глубинах самосознания личности преимущественно на основании принятия высших ценностей человеческой жизни, связанных с духовным самосовершенствованием.
Определенные трудности в разработку единого этического кодекса вносит многоплановость и многоаспектность деятельности психологов. Практическая деятельность, например, психолога-диагноста и психолога-консультанта, школьного психолога и медицинского психолога имеет свои специфические признаки. Так, профессиональная деятельность психолога в системе образования отличается особой ответственностью перед детьми, родителями и учителями. Сфера повышенной ответственности для психолога-диагноста заключена в психологическом диагнозе, который должен быть объективным, надежным, не причинять вреда обследуемому ни в настоящем, ни в будущем. Отразить каждый специфический аспект в конкретном содержании этического кодекса представляет собой трудно - выполнимую задачу. Видимо, единый этический кодекс должен отражать общие принципы профессиональной деятельности, а также и конкретные, связанные со спецификой профессиональных ролей психологов.
Основные принципы психодиагностической работы
Перечислим основные принципы психодиагностической работы психолога. К ним относятся37:
-
Принцип ответственности, когда исследователь отвечает за достоверность и конфиденциальность полученной информации. -
Принцип компетентности, то есть знание основных практических процедур психодиагностики и правильное их использование. -
Принцип профессиональной тайны, то есть ограничение распространения психодиагностических методик. -
Принцип обеспечения суверенных прав личности, то есть каждый человек имеет право на тайну, и принцип информирования клиента о целях обследования, который состоит в том, что испытуемый должен представлять общие задачи исследования; -
Принцип этической и юридической правомочности, который заключается в использовании полученной информации в рамках действующего законодательства. -
Принцип объективности, то есть беспристрастность проведения, оценки и интерпретации психодиагностической информации. -
Принцип конфиденциальности, то есть неразглашение сведений об испытуемом, составляющих содержание интимных, личностных сторон его жизнедеятельности. -
Принцип благополучия испытуемого, который заключается в том, что испытуемый по результатам тестирования не должен ухудшать своего психологического и соматического состояния, а также материального положения. Ему не должен быть нанесен вред. -
Принцип морально-позитивного эффекта обследования, заключающийся в том, чтобы добиваться в результате обследования и консультации повышения настроения и снижения у испытуемых вероятности проявления негативных особенностей их поведения. -
Принцип гражданственности и патриотизма, заключающийся в умелом сочетании принципа благополучия испытуемого с обеспечением эффективности функционирования профессиональной или социальной общности, где данный человек живет и работает. -
Принцип профессиональной кооперации, представляющий собой возможность обмена психологической информацией между психологами в целях повышения качества психодиагностики. -
Принцип квалифицированной пропаганды психологии, состоящий в такой организации работы, когда у испытуемого в результате исследований создается благоприятное впечатление от психологической диагностики.