Файл: Для перехода к лекции нажмите на её название Тема Методологические основы психодиагностики 2 Лекция Исторические предпосылки возникновения психодиагностики как науки. 2.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 486

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Оценочная валидность выражает степень взаимосвязи между показателями, полученными испытуемыми по данному методу, и оценками измерительного свойства со стороны экспертов. Например, при валидации (проверке теста на валидность) тестов оценки умственных способностей школьников в качестве экспертов обычно выступают учителя.

Внешняя валидность подразумевает, что впечатление, которое создается у неспециалистов при знакомстве со стимульным материалом и сугубо внешней стороной тестирования, соответствует заявленному содержанию метода.

Эффективная методика может быть создана, если она прошла все этапы валидизации, то есть когда приняты меры для придания ей как содержательной валидности, так и практической.

Надежность психологических тестов

В психодиагностике термин «надежность» означает относительное постоянство, устойчивость, согласованность результатов теста при первичном и повторном его применении на одних и тех же испытуемых. Как пишет А. Анастази, вряд ли можно с доверием относиться к тесту интеллекта, если по нему в начале недели ребенок имел показатель, равный 110 баллам, а к концу - 80. Повторное применение надежных методик даёт сходные оценки.

Надежность методики - это такой критерий, который говорит о точности психологических измерений, то есть позволяет судить о том, насколько внушают доверие полученные результаты.

Степень надежности методик зависит от многих причин. Поэтому важной проблемой практической диагностики является выяснение факторов, снижающих точность измерений и их классификация. Среди них наиболее часто встречаются следующие:

1) нестабильность диагностируемого свойства личности;

2) несовершенство диагностических методик (небрежно составлена инструкция, задания по своему характеру разнородны, нечетко сформулированы указания относительно того как методику предъявлять испытуемым, и т.д.);

3) меняющаяся ситуация обследования (разное время дня, когда проводятся эксперименты, разная освещенность помещёния, наличие или отсутствие посторонних шумов и т.д.);

4) различия в манере поведения экспериментатора (от опыта к опыту по-разному предъявляет инструкции, по-разному стимулирует выполнение заданий и т.д.);

5) колебания в функциональном состоянии испытуемого (в одном эксперименте отмечается хорошее самочувствие, в другом утомление, мотивация к прохождению тестирования и т.д.);


6) элементы субъективности в способах оценки и интерпретации результатов (когда ведется протоколирование ответов испытуемых, оцениваются ответы по степени полноты, оригинальности и т. п.).

Если все эти факторы иметь в виду и постараться в каждом из них устранить условия, снижающие точность измерений, то можно добиться приемлемого уровня надежности теста. Одним из важнейших средств повышения надежности психодиагностической методики является единообразие процедуры обследования, его строгая регламентация: одинаковые для обследуемой выборки испытуемых обстановка и условия работы, однотипный характер инструкций, одинаковые для всех временные ограничения, способы и особенности контакта с испытуемыми, порядок предъявления заданий и т.д. При такой стандартизации процедуры исследования можно существенно уменьшить влияние посторонних случайных факторов на результаты теста и таким образом повысить их надежность.

Если говорить о научном широкомасштабном исследовании, то на характеристику надежности методик большое влияние оказывает исследуемая группа людей (выборка), и её особенности.

Соотношение терминов «тест», «методика» и «опросник»32

Термин «тест», получивший чрезвычайно широкое распространение в различных областях знания в смысле испытания, проверки, имеет давнюю историю. По Р. Пэнто и М. Гравитц (1972), слово «тест» происходит из старофранцузского языка и является синонимом слова «чашка» (лат. testa - ваза из глины). Этим словом обозначали небольшие сосуды из обожженной глины, использовавшиеся алхимиками для проведения опытов. В русском языке слово «тест» долгое время имело два значения:

1) испытательная присяга, религиозная английская клятва, которую каждый вступающий в общественную должность должен давать, чтобы доказать, что он не тайный католик;

2) плоский плавильный сосуд или сосуд из выщелоченной золы для выделения олова из золота или серебра.

В конце XIX в. понятие «тест» приобретает значение близкое к современному психологическому термину. В психодиагностике известны разнообразные классификации тестов. Они могут подразделяться по особенностям используемых тестовых заданий на тесты вербальные и тесты практические, по форме процедуры обследования - на тесты групповые и индивидуальные, по направленности - на тесты способностей, тесты

личности и тесты отдельных психических функций, а в зависимости от наличия или отсутствия временных ограничений - на тесты скорости и тесты результативности. Так же тесты могут различаться по принципам их конструирования. За последние десятилетия многие известные тесты были приспособлены к среде компьютера (предъявление, обработка данных и др.), их можно обозначить как тесты компьютеризированные. Активно разрабатываются тесты компьютерные, изначально конструируемые с учетом возможностей современной вычислительной техники. Предложенная нами классификация опирается на реализуемый в тестах диагностический подход.

Очень часто термин «тест» используется наряду с другим термином, о котором уже говорилось ранее, - «методика». В чём состоят различия между этими двумя понятиями? Во времена становления советской психодиагностики в 1970-е гг., слово «тест» имело по дополнительное негативное значение, обозначая не только инструмент исследования, но и его «буржуазное происхождение». Именно поэтому в отечественной психодиагностике все используемые тесты были переименованы в методики.

Термин «методика» целесообразно сохранить за нестандартизованными диагностическими инструментами, а также теми из них, которые, как правило, в силу претензий на глобальную диагностику личности, скорее не измеряют ее, а оценивают. К таким диагностическим инструментам в первую очередь относятся проективные методики. Следует также учитывать сложившуюся в русскоязычной литературе традицию употребления термина «опросник». Опросниками (носящий искусственный характер термин «тест - опросник» постепенно вышел из употребления) называют такие психодиагностические инструменты, которые, в отличие от других тестов, направлены на субъективную оценку обследуемым самого себя или других людей.

Тесту, как и любому другому инструменту познания, присущи особенности, которые в конкретных обстоятельствах исследования могут рассматриваться в качестве его достоинств или недостатков. Эффективное использование тестов зависит от учета многих факторов, из которых к важнейшим относятся: теоретическая концепция, на которой базируется тот или иной тест; область применения; весь комплекс сведений, обусловленных стандартными требованиями к психологическим тестам, их психометрическим характеристикам. Распространенные представления о «простоте» и доступности тестов не соответствуют действительности.


Являясь средством исследования сложнейших психических явлений, тест не может толковаться упрощенно как предложение задания (заданий) и регистрация его решения. Научное использование тестов возможно лишь при условии опоры на общепсихологические знания, компетентность в области теории и практики соответствующих психодиагностических исследований. Не менее существенно следование этическим нормам психодиагностики.

Лекция 7. Понятие нормы в психодиагностике.


Содержание: в данной теме даётся характеристика понятия нормы в психологии и психодиагностике. Описано и наглядно представлено понятие «нормального распределения». Даны основные характеристики нормы. Описаны основные виды норм: школьные, профессиональные, локальные, национальные. Затрагивается вопрос противоречивости понятия «норма» применительно к областям психологической науки. Даётся характеристика свойства изменчивости нормы в психодиагностике.

Методические рекомендации к изучению темы: при изучении данной темы следует обратить внимание на сущностные характеристики понятия «нормы» и термина «нормальность». Следует ознакомиться с основными представлениями о норме в психологических категориях, уделить внимание изменчивости нормы. После прочтения основного материала лекции рекомендуется обратиться к дополнительным материалам для изучения темы для более основательного изучения темы и ознакомиться с ними. После чего предлагается ответить на вопросы для проверки собственных знаний.

Вопросы для контроля и самопроверки:

  1. Дайте своё определение понятию «норма» (не совпадающее с предложенными в теме).

  2. Что такое «нормальное распределение»?

  3. В чём заключается противоречивость «нормы»?

  4. В чём заключается изменчивость «нормы»?

Дополнительные материалы к теме:

  1. Анастази А., Урбина С. Психологическое тестирование. Глава 3. Нормы и смысловые значения тестовых показателей.

  2. Ануфриев А.Ф. Психологический диагноз. Глава III. Основные понятия процесса постановки психологического диагноза, §1,2

  3. Бодалев А.А., Столин В.В. Общая психодиагностика. Глава 3. Психометрические основы психодиагностики. Разделы 3.1 – 3.6

  4. Бурлачук Л.Ф. Психодиагностика: учебник для вузов. Глава 2. Психодиагностика как наука. Раздел 2.5, параграфы 2.5.3, 2.5.4

  5. Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь – справочник по психологической диагностике

Конспект лекции.

Понятие психологической нормы

Основным потребителем дифференциально-психологических знаний является прикладная область - психодиагностика. В психологии индивидуальных различий формируются понятия, для измерения которых создаются или подбираются определённые методов и методики. В связи с этим возникает необходимость разработки способов оценки и интерпретации полученных результатов. Особую значимость приобретает понятие психологической нормы, которое весьма неоднородное по своему содержанию.