Файл: Для перехода к лекции нажмите на её название Тема Методологические основы психодиагностики 2 Лекция Исторические предпосылки возникновения психодиагностики как науки. 2.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 487

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Попытаемся составить общее представление о том, что же такое «норма» в психологических категориях.

Норма является статистическим понятием. В этом случае «нормальным» признаётся то, что наблюдается в большинстве случаев, то есть, если рассматривать график – то его середина.



Рисунок 1. Нормальное распределение

Те части графика, которые оказываются за пределами данной кривой, «хвостовые» его части, соответственно, указывают на область низких («субнормальных») или высоких («супернормальных») значений. Для оценки какого – либо качества мы должны соотнести показатели обследуемого человека с другими, и таким образом определить его место на кривой нормального распределения. Очевидно, что приставки «суб» и «супер» не дают этической или прагматической оценки качества (ведь если у человека «супернормальный» показатель агрессивности, едва ли это благоприятно сказывается на окружающих и на нём самом).

Нормы не абсолютны, они развиваются и получаются эмпирически (опытным путём) для данной группы (возрастной, социальной и других). Так, например, на протяжении последних лет показатель маскулинности по опроснику MMPI у девушек устойчиво повышен; однако это говорит не о том, что они поголовно ведут себя как юноши, а о необходимости пересмотра устаревших норм.

Нормы во многом обусловлены социальными стереотипами. Если поведение человека не соответствует общепринятому в данном обществе, оно воспринимается как отклоняющееся. Например, в российской культуре не принято класть ноги на стол, а в американской это никем не осуждается.

Нормы ассоциируются с понятием «психического здоровья». Ненормальным может считаться то, что требует обращения к клиницисту. Необходимо отметить, однако, что и в психиатрии оценочный подход постоянно обсуждается, а в качестве наиболее существенных признаков отклонения от нормы чаще всего рассматривается нарушение продуктивности деятельности человека и снижение его способности к саморегуляции.

Наконец, представление о нормах определяется ожиданиями, собственным необобщенным опытом и другими субъективными переменными: так, например, если первый ребенок в семье начал говорить в возрасте полутора лет, то второй, который к двум годам еще не научился свободно изъясняться, воспринимается как наделенный признаками отставания.


При обращении с понятием «норма» в психологии необходимо относиться к нему с высокой осторожностью. Так, В. Штерн, призывая к осторожности в оценке человека, отмечал, что, во-первых, психологи не имеют права из установленной «аномальности» того или иного свойства делать заключение об анормальности самого индивида как носителя этого свойства и, во-вторых, невозможно установленную «анормальность личности» свести к узкому признаку как ее единственной первопричине.

Также, важно понимать что понятие «нормы» в психологии весьма зыбкое – так как весь получаемый опыт из вне, всегда является субъективным, и проходит через определённую призму жизненного опыта конкретного человека. Иными словами, для психической реальности одного субъекта что-то будет считаться приемлемым, то есть условно «нормальным», а для другого – напротив, «не нормальным». Если говорить об учёте индивидуально – психологических особенностей конкретной личности, то называя что – либо «нормой» и «не нормой» психолог рискует попасть в определённую ловушку. Такие понятия как «здоровый» и «не здоровый», «нормальный» и «не нормальный» - для психологического дискурса уместны далеко не всегда, и нужно свести их употребление к минимум.

Тем не менее, говоря о психологической диагностике, нам приходится оперировать понятием «нормы». Так, в современной диагностике понятие «норма» используется при изучении внеличностных характеристик, а когда речь заходит о личности, применяют термин «особенности», тем самым подчеркивая намеренный отказ от нормативного подхода.

Понятие нормы в психодиагностике

Согласно толковому словарю Ожегова С.И., норма имеет два значения. Во-первых, это узаконенное установление, признанный обязательный порядок, строй чего-нибудь. Во-вторых, это установленная мера, средняя величина чего-нибудь.

Объект психодиагностики, обладая способностью к изменению, находится в одном из состояний, каждое из которых характеризуется множеством фиксированных в данный момент значений параметров деятельности или внутреннего конфликта и психических регуляторов. По отношению к норме объект психодиагностики имеет два состояния: нормальное и отклоняющееся33.

Нормы разрабатываются для различных возрастов, профессий, полов и др. Опишем некоторые из существующих видов норм:



Школьные нормы - разрабатываются на основании тестов школьных достижений или тестов школьных способностей. Они устанавливаются для каждой школьной ступени и действуют на всей территории страны.

Профессиональные нормы - устанавливаются на основе тестов для разных профессиональных групп (например, механиков разного профиля, машинисток и др.).

Локальные нормы - устанавливаются и применяются для узких категорий людей, отличающихся наличием общего признака: возраста, пола, географического района, социо-экономического статуса. Например, для теста Векслера на интеллект нормы ограничены возрастными рамками.

Национальные нормы - разрабатываются для представителей единой народности, нации, страны в целом. Необходимость таких норм определяется конкретной культурой, моральными требованиями и традициями каждой нации.

Наличие нормативных данных (норм) в стандартизованных методах психодиагностики является их существенной характеристикой. Нормы необходимы при интерпретации тестовых результатов, и представляют собой некий эталон, с которым сравниваются полученные результаты тестирования.

Следует отметить противоречивость самого понятия «нормы». Как известно в психологии стараются избегать таких клише, как «нормальность» и «ненормальность». В большей степени они относятся к математико – статистическим методам научного исследования, на которых завязаны большинство научных работ в области психологии.

Процитируем Анну Анастази, известного автора, посвятившую свой труд описанию психологического тестирования: «Любая норма, в чем бы она ни выражалась, ограничивается конкретной совокупностью людей, для которых она вырабатывалась... Применительно к психологическим тестам они (нормы) никоим образом не абсолютны, не универсальны и не постоянны. Они просто выражают выполнение теста испытуемыми из выборки стандартизации»34.

Изменчивость нормы в психодиагностике

Нормы изменяются с течением времени, вместе с естественными изменениями, которые происходят в психологическом развитии людей. Так, нормы интеллектуального развития, установленные в первой четверти нашего века, не подходят для его последней четверти, так как за это время уровень развития мышления людей значительно возрос. Есть эмпирически установленное правило, по которому как минимум один раз в пять лет нормы теста, особенно интеллектуального, должны пересматриваться. Процедура пересмотра существующих норм и установления новых стандартизирована и выглядит следующим образом: определяется группа людей, на которых предполагается проводить исследования с помощью данного теста, затем эта группа людей разделяется на подгруппы, различающиеся по своим социально-демографическим характеристикам. Для каждой подгруппы подбирается и посредством разработанного теста изучается достаточно представительная выборка людей.


Далее путем усреднения полученных на ней показателей определяется тестовая норма для данной совокупности людей. Заметим, что в описании теста для каждой включенной в него нормы обязательно должно быть указано, где, как, на ком и когда она была установлена. Кроме требований, предъявляемых к нормам теста, существуют определенные, строгие правила проведения тестирования, обработки и интерпретации его результатов. Наиболее значимые из этих правил следующие: прежде чем применять тот или иной тест, психологу необходимо познакомиться с ним и попробовать его на самом себе или на другом человеке. Это позволит в дальнейшем избежать возможных ошибок, связанных с проведением тестирования и обусловленных недостаточно хорошим знанием его нюансов. Важно заранее позаботиться о том, чтобы перед началом выполнения тестовых заданий испытуемые хорошо поняли их и сопровождающую тест инструкцию. Во время проведения тестирования необходимо следить за тем, чтобы все испытуемые работали самостоятельно, независимо друг от друга и не оказывали друг на друга влияния, способного изменить результаты тестирования. Для каждого теста должна существовать обоснованная и выверенная процедура обработки и интерпретации результатов, позволяющая избежать ошибок, возникающих на этом этапе тестирования. Это, в частности, касается приемов математико-статистической обработки первичных данных, которые также должны быть строго и заранее установлены. Прежде чем приступить к практическому тестированию, необходимо провести определенную подготовительную работу к нему. Она состоит в следующем. Вначале испытуемым представляют тест и объясняют, для чего он предназначен, с какой целью проводится тестирование, какие данные в результате него могут быть получены и каким образом они могут быть использованы в жизни. Затем дают инструкцию и добиваются того, чтобы она была правильно понята всеми испытуемыми. Убедившись в этом, психолог приступает к тестированию, строго следя за соблюдением инструкции и всех указанных выше условий, обеспечивающих достоверность получаемых результатов. 

Распределение результатов полученных при тестировании испытуемых выборки стандартизации, можно изобразить с помощью графика - кривой нормального распределения (он представлен на рисунке 1).  Этот график показывает какие значение первичных показателей входят в зону средних значений, то есть, в зону нормы, а какие из показателей ниже или выше нормы. Нормальным называется распределение вероятностей непрерывной случайной величины, которое описывается плотностью вероятности.


Таким образом, можно сказать следующее: норма является статистическим понятием, «нормальным» признаётся то, что наблюдается в большинстве случаев. Наличие нормативных данных (норм) в стандартизованных методах психодиагностики является их существенной характеристикой. При обращении с понятием «норма» в психологии необходимо относиться к нему с высокой осторожностью.