Файл: Для перехода к лекции нажмите на её название Тема Методологические основы психодиагностики 2 Лекция Исторические предпосылки возникновения психодиагностики как науки. 2.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.11.2023
Просмотров: 543
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Шкалы, на основе которых построены методики, должны быть проверены на надежность и валидность в заданной области применения с возможностью воспроизведения данного стандартизированною исследования.
Процедуры, основанные на самоотчете, следует снабжать средствами контроля достоверности результатов, позволяющими автоматически отсеивать недостоверные результаты и создавать базы тестовых данных с целью периодической коррекции всех стандартов методик.
Экспертные методы также должны иметь однозначную формулировку цели, предмета и области применения. Следует подчеркнуть, что для получения надежных экспертных данных необходимо определенное количество экспертов и уровень их квалификации (оптимальное количество экспертов — 10).
Инструкции к методикам должны пройти испытания на однозначность их выполнения экспертами по отношению к некоторому стандартному набору данных — эталону.
Обработка результатов тоже должна быть стандартизированной, позволяющей любому эксперту однозначно интерпретировать промежуточные данные.
Исходя из вышеизложенных требований к методикам и методам экспертизы, инструментарий должен проходить соответствующую аттестацию.
Требования к пользователям методик
Существует ряд требований к пользователям методик38.
Во-первых, психологи должны знать и уметь практически применять общие теоретико-методологические принципы, представлять основы дифференциальной психометрии, методы анализа психологической литературы.
Во-вторых, необходимо создание банка информационных данных и банка тестовых средств.
В-третьих, психолог должен нести ответственность за решения, принимаемые на основе тестовых данных, за обеспечение соответствия валидности методик и необходимого уровня надежности диагноза.
В-четвертых, психолог, разрабатывая комплексную методику психодиагностики (тестовую батарею), должен основываться на наибольшей эффективности диагностики (максимум надежности при минимуме затрат), проводить научно-исследовательскую работу по совершенствованию методик в заданной области.
В-пятых, в процессе диагностической работы необходимо соблюдать требования стандартизации методов, обработки и интерпретации данных.
В-шестых, от психолога требуется корректное использование и распространение методических средств, обеспечение конфиденциальности психологической информации, а также выполнение требований по охране авторских прав разработчиков психодиагностических методик.
Перечисленные требования, конечно, носят рекомендательный характер и, к великому сожалению, до сих пор не имеют в России, статуса нормативных правовых актов, как, например, в США, где законодательно регулируют психодиагностическую деятельность исследователей. Подобные требования полностью основываются на нравственно-этических качествах психологов. И поэтому моральная ответственность каждого исследователя, каждого пси лога-практика за чистоту психологического эксперимента над людьми очень велика.
Многие психологи в организациях и учреждениях влияют на решение кадровых вопросов, к советам многих прислушиваются в процессе консультаций или психотерапии. Во всех случаях основной принцип «не навреди» в сознании каждого психолога должен быть возведен в ранг закона практической деятельности, а профессиональные решения должны пропускаться через совесть.
Социально-психологические основания этического кодекса психолога-диагноста.
Психолог должен придавать большое значение достоинству и ценности бытия каждого отдельного человека. Он принимает на себя обязательство улучшать понимание человеком самого себя и других людей39.
Следуя этим обязательствам, специалист охраняет благополучие каждого человека, который может быть объектом его изучения. Он не только сам не использует свое профессиональное положение или связи во вред обследуемого, но также сознательно не позволит воспользоваться плодами своего труда другим с целью, не совместимой с ценностью этих этических эталонов. Испрашивая для себя возможности диагностического обследования, свободы и сообщения результатов, психолог принимает на себя ответственность на следующих основаниях:
-
компетентности, на которую он претендует; -
объективности в сообщении данных психодиагностического следования; -
тех открытий в личностном мире индивида, которые он обнаружил, и внимания к социальным запросам и интересам своих коллег и общества.
Среди тех основных принципов, которые могут составлять этический кодекс психолога-диагноста, в первую очередь должны быть выделены следующие:
-
благополучие обследуемого индивида; -
ответственность, в основе которой объективность, честность и поддержание высоких норм в своей работе; -
моральные и правовые стандарты, соответствующие моральным требованиям общества; -
корректность и сдержанность в публичных заявлениях; -
конфиденциальность, гарантирующая сохранность информации об индивиде; -
отношения с обследуемым, основанные на доверительности, информировании его о цели обследования и о последующем характере использования результатов; -
неразглашение результатов обследования; -
меры предосторожности в обследованиях; -
ограничения в публикациях методик; -
полная и правильная интерпретация диагностических результатов.
Таким образом, можно сказать, что при проведении любой психодиагностической работы важно учитывать и соблюдать основные этические принципы и нормы.
Тема 2. Основные психодиагностические методики
Лекция 9. Психодиагностика когнитивных способностей. Исследование внимания, памяти, мышления, креативных способностей.
Содержание: в данной теме даётся описание основных методик исследования когнитивных способностей: внимания, памяти, мышления, креативных способностей. Описываются такие методики исследования внимания как: корректурная проба Бурдона, таблицы Горбова-Шульте, тест Мюнстерберга, тест Торндайка, тест Кюсси. Исследование пространственных восприятий: методика «Компасы» и «Часы». Исследование памяти: методика «10 слов», батарея Б.М. Петрова. Исследование мышления: Комплексная батарея Е.И. Степановой, методика «Исключение слов». Исследование креативного мышления: тест Е. Торренса, креативные тесты Ф. Вильямса, тест отдаленных ассоциаций С. Медника (RAT). Предложено учебное задание – по методике С. Медника (RAT).
Методические рекомендации к изучению темы: при изучении данной темы следует ознакомиться с описанием психодиагностических методик. При необходимости следует воспользоваться словарём – справочником по психодиагностике и дополнительными материалами. После освоения основного материала следует выполнить предложенное учебное задание: заполнить и обработать методику С. Медника (RAT).
Вопросы для контроля и самопроверки:
-
Какие основные методики исследования внимания вы знаете? Опишите их. -
Какие основные методики исследования памяти вы знаете? Опишите их. -
Какой стимульный материал содержится в методикам исследования перцептивной избирательности внимания (Мюнстерберга, Торндайка, Кюсси)? -
Какие показатели возможно получить по методикам исследования креативности Е. Торренса и Ф. Вильямса?
Дополнительные материалы к теме:
-
Акимова М.К. Психологическая диагностика. Часть II. Глава 2. Креативности и её диагностика, §1,2 -
Большая энциклопедия психологических тестов. -
Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь – справочник по психологической диагностике -
Дружинин В.Н. Психология общих способностей (серия «Мастера психологии»), 2008 г. -
Модифицированные тесты креативности Вильямса., СПб, РЕЧЬ, 2003 г. -
Практикум по возрастной психологии под.ред. Головей Л.А., Рыбалко Е.Ф., (изд-во «Речь»), 2010 г. -
Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании, в двух томах (изд-во «Владос»), 2006 г.
Конспект лекции.
1.1 Исследование внимания
Для исследования избирательности и объёма внимания, применяются такие психодиагностические методики, как40:
Корректурная проба Бурдона (стимульный материал: буквенный вариант, бланк, ключ). Позволяет исследовать избирательность внимания. На бланке в случайном порядке расположены буквы русского алфавита, среди которых испытуемый согласно инструкции должен зачеркивать определенные буквы.
Таблицы Горбова (черные) – для исследования объема внимания. Испытуемому предъявляются таблицы, в клеточках которых расположены в случайном порядке цифра от 1 до 25.
Таблица Горбова-Шульте (красно-черная) – для исследования переключения внимания. Испытуемому предъявляется таблица, в клеточках которой расположены в случайном порядке цифры черного цвета от 1 до 25 и цифра красного цвета от 1 до 24. На рисунке представлено изображение таблицы.
Для исследования избирательности перцептивного внимания применяются следующие методики41:
-
Тест Мюнстерберга (на буквенном материале). Ниже представлен стимульный материал методики. -
Тест Торндайка (на цифровом материале) -
Тест Кюсси (на рисуночном материале)
В данных методиках испытуемому предлагается однородный стимульный материал (буквенный, цифровой или рисуночный), в котором в соответствии с инструкцией он должен отыскивать определенные элементы.
Тест Мюнстерберга
Стимульный материал:
бсолнцевтргщоцрайонзгучновостьхэьгчяфактуекэкзаментроч
ягшгцкпрокуроргурстабюетеорияентсджэбьамхоккейтрсицы
фцуйгзхтелевизорсолджщзхюэлгщьбапамятьшогхеюжпждргщ
хэнздвосприятиейцукенгшщзхъвафыапролдблюбовьавфырпл
ослдспектакльячсмитьбюжюерадостьвуфцпэждлорпкнародш
лджьхэшщгиенакуыфйшрепортажэждорлафывюефбьконкурс
йфячыцувскапрличностьзхжэьеюдшщглоджэпрплаваниедтлж
эзбьтрдщшжнпркывкомедияшлдкцуйфотчаяниейфоячвтлджэ