Файл: Для перехода к лекции нажмите на её название Тема Методологические основы психодиагностики 2 Лекция Исторические предпосылки возникновения психодиагностики как науки. 2.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 481

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

хьфтасенлабораториягщдщнруцтргшщтлроснованиезщдэркэ
нтаопрукгвсмтрпсихиатриябплмстчьйсмтзацэъагнтэхт

Ключ:

бсолнцевтргщоцрайонзгучновостьхэьгчяфактуекэкзаментроч
ягшгцкпрокуроргурстабюетеорияентсджэбьамхоккейтрсицы
фцуйгзхтелевизорсолджщзхюэлгщьбапамятьшогхеюжпждргщ
хэнздвосприятиейцукенгшщзхъвафыапролдблюбовьавфырпл
ослдспектакльячсмитьбюжюерадостьвуфцпэждлорпкнародш
лджьхэшщгиенакуыфйшрепортажэждорлафывюефбьконкурс
йфячыцувскапрличностьзхжэьеюдшщглоджэпрплаваниедтлж
эзбьтрдщшжнпркывкомедияшлдкцуйфотчаяниейфоячвтлджэ
хьфтасенлабораториягщдщнруцтргшщтлроснованиезщдэркэ
нтаопрукгвсмтрпсихиатриябплмстчьйсмтзацэъагнтэхт

1.2 Исследование пространственных представлений42

Методика «Компасы» - стимульный материал представляет собой стандартный бланк, на котором расположены компасы, различным образом ориентированные в плоскости. Испытуемый должен определить направление, которая указывает стрелка компаса, ориентируясь по известному направлению, не традиционно расположенному. Ниже представлен стимульный материал методики.

Методика «Часы» - стимульный материал представляет собой стандартный бланк, на котором расположены циферблаты часов, различным образом ориентированные в плоскости. Испытуемый должен определить время, которое указывают стрелки часов, ориентируясь по указанной цифре циферблата, не традиционно расположенной.



1.3 Исследование памяти

Методика «10 слов» (А.Р. Лурии)

Методика направлена на изучение особенностей механической памяти, и её тренированности. С помощью ее также можно судить об устойчивости и концентрации внимания. Использование этой методики дает информацию о способности ребенка к поддержанию относительно продолжительной деятельности, не подкрепленной каким-либо значимым для него зрительным материалом или игровой ситуацией.

Методика рассчитана на проведение как со взрослыми так и со школьниками. Ограничений на проведение методики нет.


Для проведения необходимо иметь написанные на отдельном листе 10 слов, желательно 2-3 набора. Слова подбираются таким образом, чтобы между ними было трудно установить какие-нибудь смысловые отношения.

Школьнику зачитывается 10 слов, затем просят их воспроизвести. Учитель фиксирует, какие слова были воспроизведены правильно, какие были лишние. Затем снова зачитывают эти слова и снова просят их воспроизвести. Так до тех пор пока ученик не воспроизведет все 10 слов (последовательность не важна).

Через 30-60 мин. проводят контрольное воспроизведение, т.е. школьника просят воспроизвести те слова, которые он заучивал.

Примерные наборы слов:

1) гора, пила, роза, мыло, нога, бумага, перо, очки, диван, река;

2) лес, хлеб, окно, стул, вода, брат, конь, рука, мед, каша;

3) игла, конь, сено, кошка, часы, кино, пальто, книга, дом, пика.

Комплексная батарея для исследования памяти Б.М. Петрова43

Комплексная батарея, позволяющая всесторонне исследовать функцию памяти, составлена Б. М. Петровым. Комплект состоит из методов исследования кратковременной памяти на образном и словесном материале; процессов запоминания образного и словесного материала (механического и смыслового) и процессов их сохранения.

Применяется, начиная с подросткового возраста.

Исследование мышления

Комплексная батарея Е. И. Степановой для исследования мышления (вер­бальное, образное, практическое) 44

Комплект состоит из 10 методик, предназначенных для исследования словесно-логического, образного и практического мышления, со стандартными шкалами и получением общего IQ.

Методика «Исключение слов»

Методика «Исключение слов» направлена на исследование аналитико-синтетической деятельности и умения обобщать. Методика чувствительна к нарушениям операционной стороны мышления — к снижению уровня обобщения и искажению процесса обобщения. Менее чувствительна методика к. нарушениям динамики мыс

лительной деятельности — лабильности и инертности. Оснащение методики: стандартный бланк методики, на котором напечатаны серии слов (15 серий по 5 слов в каждой), секундомер и заранее подготовленный протокол. Набор слов и ключ приведены ниже.

Методика «Исключение слов»

дряхлый, старый, изношенный, маленький, ветхий

смелый, храбрый, отважный, злой, решительный

Василий, Федор, Семен, Иванов, Порфирий

молоко, сливки, сыр, сало, сметана

5 скоро, быстро, поспешно, постепенно, торопливо

глубокий, высокий, светлый, низкий, мелкий

лист, почка, кора, дерево, сук

дом, сарай, изба, хижина, здание

береза, сосна, дерево, дуб, ель

ненавидеть, презирать, негодовать, возмущаться, наказывать

темный, светлый, голубой, ясный, тусклый

гнездо, нора, муравейник, курятник, берлога

неудача, крах, провал, поражение, волнение

молоток, гвоздь, клещи, топор, долото

минута, секунда, час, вечер, сутки

Ключ:

1) маленький, 2) злой, 3) Иванов, 4) сало, 5) постепенно, 6) светлый, 7) дерево, 8) здание, 9) дерево, 10) наказывать. 11) голубой, 12) курятник, 13) волнение, 14) гвоздь, 15) вечер

1.5 Исследование креативности

Тест Е. Торренса для диагностики креативности45

Тест был создан Е. Торренсом в русле концепции дивергентного мышления Дж. Гилфорда и считается классическим в области диагностики креативности. Состоит из трех частей: вербальной батареи (7 субтестов), образной батареи (3 субтеста) и звуковой батареи (2 субтеста).

В результате обработки результатов тестирования возможно получить следующие характеристики креативного мышления: беглость, гибкость, оригинальность, разработанность, способность сопротивляться привычным стереотипным решениям и способность выделять главное.

Предназначен для исследования лиц широкого возрастного диапазона. Фрагмент теста Торренса (Завершение картинок) представлен ниже.

Креативные тесты Ф. Вильямса46

Модифицированный вариант тестов разработан Е. Е. Туник. Представляет набор из трех частей: теста дивергентного (творческого) мышления; теста личных творческих характеристик (опросника для детей); шкалы Вильямса (опросника для родителей и педагогов).

Предназначен для комплексной диагностики креативности у детей и подростков от 5 до 17 лет.

Тест отдаленных ассоциаций С. Медника (RAT
)47

Методика предназначена для диагностики вербальной креативности. Автор теста — С. Медник. Адаптация методики на русскоязычной выборке выполнена А. Н. Ворониным, Т. В. Галкиной и Л. Г. Алексеевой (Институт психологии РАН).

Вербальная креативность определяется как процесс перекомбинирования элементов ситуации. В методике испытуемым предлагаются триады из слов, которые принадлежат к взаимно отдаленным ассоциативным областям. Испытуемый должен подобрать к ним четвертое слово, подходящее к каждому из трех предъявленных Стимульный материал организован в две серии и состоит из 40 словесных триад.

Критериями, по которым судят о вербальной креативности, являются: количество ассоциаций, индекс оригинальности, индекс уникальности ответов, индекс селективного процесса.

Тест предназначен для исследования взрослых людей и подростков.


Таким образом, можно сказать, что вышеперечисленные методики могут применяться для исследования когнитивных способностей, внимания, памяти, мышления и креативности.

Лекция 10. Психодиагностика интеллекта.


Содержание: в данной теме даётся описание основных методик исследования уровня развития и структуры интеллекта. Описываются такие методики исследования: тест Д. Векслера, интеллектальный тест Р. Кеттелла, тест структуры интеллекта Р. Амтхауэра, тест Дж. Равенна, тест социального интеллекта Дж. Гилфорда и М. Салливена, тест эмоционального интеллекта (Н. Холла). Предложено учебное задание – по методике ТСИ (Амтхауэра).

Методические рекомендации к изучению темы: при изучении данной темы следует ознакомиться с описанием психодиагностических методик. При необходимости следует воспользоваться словарём – справочником по психодиагностике и дополнительными материалами. После освоения основного материала следует выполнить предложенное учебное задание: заполнить и обработать методику ТСИ (Р. Амтхауэра). После ознакомления с методикой следует прочитать подробную информацию о её создании.

Вопросы для контроля и самопроверки:

  1. Какие основные методики исследования интеллекта вы знаете? Опишите их.

  2. Какие показатели возможно получить по методике исследования интеллекта Д. Векслера?

  3. Что такое социальный интеллекта? Какие показатели включает в себя методика Дж. Гилфорда и М. Салливена?

  4. Как понимается эмоциональный интеллекта? Какие показатели можно получить по методике Н. Холла?

  5. Что возможно исследовать с помощью методики ТСИ Р. Амтхауэра? Какие субтесты входят в неё?

Дополнительные материалы к теме:

  1. Акимова М.К. Психологическая диагностика. Часть II. Глава 1. Диагностика интеллекта и умственного развития, §1-8

  2. Бодалев А.А., Столин В.В. Общая психодиагностика. Глава 5. Психодиагностика способностей. Разделы 5.1 – 5.4

  3. Большая энциклопедия психологических тестов.

  4. Бурлачук Л.Ф. Общая психодиагностика. Глава 4. Измерение интеллекта. Разделы 4.1 – 4.13

  5. Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь – справочник по психологической диагностике

Конспект лекции.

Исследование интеллекта

Исследование интеллекта, его уровня развития и структуры в рамках психодиагностики может проводиться по следующим методикам.