Файл: Для перехода к лекции нажмите на её название Тема Методологические основы психодиагностики 2 Лекция Исторические предпосылки возникновения психодиагностики как науки. 2.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 538

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Тест Д. Векслера48

Тест Векслера (или Шкала Векслера) является одним из самых известных тестов для измерения уровня интеллектуального развития и разработана Дэвидом Векслером в 1939 году.

История создания теста. Несмотря на то, что движение тестирования интеллекта активно развивалось на протяжении десятилетий, до конца 1930-х гг. не существовало хорошо стандартизированного индивидуального теста интеллекта для взрослых. Растущая неудовлетворенность в отношении стандартизации и структуры (уровни умственного возраста) шкалы Стэнфорд-Бине дало Векслеру к толчком к созданию в 1939 г. Шкал интеллекта взрослых Векслера-Белльвью - Wechsler-Bellevue Adult Intelligence Scales (W-B).

Изначально Векслер разрабатывал свой тест как «балльную шкалу», а не как шкалу умственного возраста. Он учитывал при создании шкалы интеллекта критику в адрес теста Стенфорд-Бине за её исключительно вербальную направленность и включил в свою методику пропорциональное вербальной шкале количество невербальных заданий. Также при стандартизации использовались достаточно большие выборки взрослого населения. В ходе стандартизации была предпринята попытка контролировать образовательный и профессиональный статус. Окончательная версия нового теста предназначалась для использования в возрастном диапазоне от 10 до 60 лет.

Одними из главных причин, которые повлияли на окончательный отбор субтестов, вошедших в шкалу Векслера, можно выделить следующие:

  • выбранные субтесты имели высокие корреляции с другими батареями интеллектуальных тестов;

  • они достаточно различались по своим функциям, что позволяло предотвратить любые специфические влияния на обследуемых со стороны отдельных способностей и неспособностей;

  • результаты выполнения этих тестов позволяли делать определенные диагностические заключения.

П осле двух последовательных редакций теста в 1949 г. Векслер ввел новую и пересмотренную его форму - Шкалу интеллекта взрослых Векслера (Wechsler Adult Intelligence Scale, WAIS). WAIS была стандартизована на 1700 испытуемых (равномерно распределенных по полу и возрастным уровням) в возрасте от 16 до 64 лет. Выборка стандартизации была дополнена выборкой 475 лиц пожилого возраста (от 60 до 75 лет и старше). В этой новой стандартизации были представлены все регионы США, городское и сельское
население по каждому возрастному уровню, а также 10% «не6елых» граждан. WAIS была пересмотрена в 1981 г. и получила название WAIS-R. Тест основан на иерархической модели интеллекта Д.Векслера и диагностирует общий интеллект и его составляющие - вербальный и невербальный интеллекты. Предназначен для исследования уровня развития и структуры интеллекта (вербального, невербального, общего), позволяет также определить уровень развития отдельных умственных операций.

Взрослый вариант содержит 11 субтестов: общей осведомленности, общей понятливости, арифметический, установление сходства, повторение цифр, словарный, шифровка, недостающие детали, кубики Коса, последовательные картинки, составление фигур.

Форма проведения — только индивидуальная.

Детский вариант содержит 12 субтестов49: общей осведомленности, общей понятливости, арифметический, установление сходства, повторение цифр, словарный, шифровка, недостающие детали, кубики Коса, последовательные картинки, составление фигур, лабиринты.

Методика позволяет дифференцировать умственную отсталость и задержку психического развития.

Форма проведения - только индивидуальная.

Интеллектуальный тест Р. Кеттелла50

Предназаначен для исследования уровня развития невербального (флюидного, по терминологии автора) ин­теллекта. Состоит из двух частей, каждая из которых содержит 4 субтеста. Имеются две параллельные формы. Является тестом скорости.

Форма проведения - групповая и индивидуальная.

Тест Дж. Равенна51

П редназаначен для исследования уровня развития невербального интел­лекта.

Методика, предназначенная для взрослых людей, существует в двух вариантах:

Стандартные Прогрессивные матрицы — содержит 5 серий по 12 матриц (60матриц). Предназначен для испытуемых от 16 до 65 лет.

Продвинутые прогрессивные матрицы содержат две серии: серия I — 12 заданий, серия II — 36 заданий. Данный вариант методики более точно оценивает интеллектуальные способности испытуемых, попадающие в верхние 25 % популяции, и позволяет измерить скорость интеллектуальной работы.



Детский вариант — Цветные прогрессивные матрицы — методики содержит 3 серии по 12 матриц (36 матриц). Предназначен для испытуемых от 5 до 11 лет (цветные матрицы), от 5 до 14 лет и старше 65 лет (черно-белые матрицы).

В классическом варианте является тестом достижений.

Форма проведения — групповая и индивидуальная.

Тест социального интеллекта Дж. Гилфорда и М. Салливена52

Методика предназначена для диагностики уровня и структуры социального интеллекта.

Тест, состоящий из 4 субтестов: трех невербальных и одного вербального. В результате обработки ответов испытуемого возможно получение первичных и стандартизованных оценок как социального интеллекта в целом, так и его компонентов: антиципации, невербальной чувствительности, вербальной чувствительности, дина­мического анализа поведения.

Является тестом скорости.

Предназначен для исследования взрослых людей.

Диагностика эмоционального интеллекта53

Опросник предложен Н. Холлом. Опросник состоит из 30 утверждений, степень согласия с которыми испытуемый оценивает по 6-балльной шкале (от «полностью согласен» до «полностью не согласен»).

Эмоциональный интеллект понимается как способность понимать отношения личности, репрезентируемые в эмоциях, и управлять эмоциональной сферой на основе принятия решений.

В результате обработки получаются оценки как интегративного уровня эмоционального интеллекта, так и уровней составляющих его качеств: а именно эмоциональная осведомленность, управление своими эмоциями, саммотивация, эмпатия, распознавание эмоций других людей.

Тест структуры интеллекта Р. Амтхауэра54

Тест разрабатывался Р. Амтхауэром для диагностирования общих способностей в связи с проблемами профессиональной психодиагностики.

Тест состоит из 9 субтестов: логический отбор, определение общих черт, аналогии, классификация, счет, ряды чисел, выбор фигур, задания с кубиками, смысловая память. В результате обработки результатов тестирования возможно получить стандартные оценки вербального, пространственного,
числового интеллектов, смысловой памяти, общего интел­лекта.

Тест предназначен для измерения уровня интеллектуального развития лиц в возрасте от 13 до 61 года. Общее время обследования — 90 мин.

Форма проведения — групповая и индивидуальная.

Форма А и форма В.

Таким образом, можно сказать, что вышеперечисленные методики могут применяться для исследования структуры и уровня интеллекта.

Лекция 11. Психодиагностика психомоторики, свойств нервной системы и темперамента.


Содержание: в данной теме даётся общая характеристика основных психодиагностических методик исследования темперамента. Кратко описываются личностные вопросники Г.Айзенка, опросник Я. Стреляу (Павловская структура темперамента), опросник В.М. Русалова (ОСТ – опросник структуры темперамента), опросник формально-динамических свойств индивидуальности (ОФДСИ), опросник темперамента Д. Кейрси Дается процедура проведения и оценки психомоторной пробы – теппинг-теста. Предложено учебное задание – по методике Г.Айзенка (EPI).

Методические рекомендации к изучению темы: при изучении данной темы следует обратить внимание на то, какие методики и с какого возраста применяются для исследования темперамента. После прочтения основного материала лекции рекомендуется обратиться к дополнительным материалам для более основательного изучения материала и ознакомиться с ними. После освоения основного материала следует выполнить предложенное учебное задание: заполнить и обработать методику Г.Айзенка (EPI).

Вопросы для контроля и самопроверки:

  1. Как свойства нервной системы соотносятся со свойствами темперамента?

  2. В каких исследованиях можно применять опросники Г. Айзенка?

  3. Какие показатели можно получить по методике Я. Стреляу?

  4. Для чего можно применять теппинг – тест?

Дополнительные материалы к теме:

  1. Большая энциклопедия психологических тестов.

  2. Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь – справочник по психологической диагностике

  3. Ильин Е. П. Дифференциальная психофизиология. СПб., 2001.

  4. Психологическая диагностика: Учебное пособие // Под ред. К.М. Гуревича и Е.М. Борисовой. Глава VII. Диагностика природных психофизиологических особенностей человека, §1 – 4

Конспект лекции.

Психодиагностика темперамента

Темперамент– общая формально – динамическая характеристика индивидуального поведения человека. Относится к наиболее изученной категории индивидуально – психологических различий между людьми. Для оценки различных аспектов и типов темперамента разработан ряд объективных и полуобъективных методов: хронометрических и анкетных (опросники) с учетом возрастных особенностей людей.