Файл: Для перехода к лекции нажмите на её название Тема Методологические основы психодиагностики 2 Лекция Исторические предпосылки возникновения психодиагностики как науки. 2.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.11.2023
Просмотров: 531
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Психодиагностика сферы семейных отношений
В диагностике семейных отношений условно можно выделить два блока: диагностика отношений в супружеской паре и диагностика детско – родительских отношений. Диагностика отношений в паре подразумевает обследование супругов (мужа и жены), и рассмотрение оценки брачных отношений со стороны каждого из них. Диагностика детско – родительских отношений может проводится как стороны родителя, так и со стороны ребёнка (то, как ребёнок видит отношение к себе со стороны матери или отца). Перечислим основные методики которые используются для диагностики в данной области.
Тест-опросник удовлетворенности браком (В.В. Столина, Т.Л. Романовой, Г.П. Бутенко) (Энциклопедия психологических тестов. Том 4: Общение, лидерство, межличностные отношения. Составитель А. Москвина. - М., 1997. - С. 219-225.)
Удовлетворённость супружескими отношениями рассматривается как индикатор функционирования семейной системы и определяется как внутренняя субъективная оценка человека по отношению к собственному браку.
Данная методика предназначена для экспресс-диагностики степени удовлетворенности – неудовлетворенности браком, а также степени согласования – рассогласования удовлетворенности браком у той или иной социальной группы.
Опросник представляет собой одномерную шкалу, состоящую из 24 утверждений, относящихся к различным сферам: восприятия себя и партнера, мнения, оценки, установки и т.п. Каждому утверждению соответствуют три варианта ответа. Суммарный балл по всем ответам свидетельствует о степени удовлетворенности браком (от крайней неудовлетворённость до полной удовлетворённости отношениями). Также, существуют нормы для разводящихся и «благополучных» семей.
Методика исследования ролевых ожиданий и притязания в браке (РОП) (Лидерс А.Г. Психологическое обследование семьи. - М., 2006. - Сс. 256-269.)
Методика разработана А. Н. Волковой.
Автор исходила из предположений о том, что характер супружеских отношений во многом зависит от степени согласованности семейных ценностей мужа и
жены и ролевых представлений о том, кто и в какой степени отвечает за реализацию поведения в определённой семейной сфере. Адекватность ролевого поведения супругов зависит от соответствия ролевых ожиданий (установка мужа и жены на активное выполнений партнёром семейных обязанностей) ролевым притязаниям (личная готовность каждого из партнёров выполнять семейные роли).
Методика содержит 36 утверждений. Существует вариант для женщин и для мужчины.
Методика позволяет определить:
-
Представления супругов о значимости в семейной жизни; -
Сексуальных отношений; -
Личностной общности (идентификации) мужа и жены (в области интересов, потребностей, ценностных ориентаций, способов времяпрепровождения); -
Реализация хозяйственно-бытовых нужд семьи; -
Родительских обязанностей; -
Профессиональных интересов каждого из них (внешняя социальная активность - профессиональная и общественная); -
Моральной и эмоциональной поддержки; -
Внешней привлекательности партнеров и его соответствие стандартам современной моды.
Эти показатели, отражая основные функции семьи, составляют шкалу семейных ценностей.
Возможно определение согласованности семейных ценностей супругов, а также степень ролевой адекватности супружеской пары.
-
Представления супругов о желаемом распределении ролей между мужем и женой при реализации семейных функций, объединенных шкалой ролевых ожиданий и притязаний.
Методика «Взаимодействие супругов в конфликтной ситуации» (Лидерс А. Г. Психологическое обследование семьи. — М., 2006. - Сс. 280-286.)
Авторы методики: Алешина Ю.Е., Гозман Л.Я. и Дубовская Е.М.
В данной методике выделено восемь сфер семейной жизни, которые чаще всего выступают причиной межличностных конфликтов супругов (которые и выступают шкалами методики):
-
проблемы отношений с родственниками и друзьями; -
вопросы, связанные с воспитанием детей; -
проявление супругами стремления к автономии; -
ситуации нарушения ролевых ожиданий; -
ситуации рассогласованности норма поведения; -
проявление доминирования супругами; -
проявление ревности супругами; -
расхождение в отношении к деньгам.
Методика состоит из 32 описанных ситуаций семейного взаимодействия, которые носят конфликтный характер. Существует вариант для женщин и для мужчин. Для ответа испытуемым предлагается выбрать возможную реакцию на ситуацию, согласно двум признакам: активность или пассивность реакции, и согласие или несогласие с супругом (то есть, позитивность или негативность реакции).
Методика «Реакции супругов на конфликт» )Кочарян Г. С., Кочарян А. С. Психотерапия сексуальных расстройств и супружеских конфликтов. — М., 1994.)
Автор методики А.С. Кочярян, психотерапевт и сексолог. Методика изначально разрабатывал из-за необходимости клинической диагностики. Она позволяет диагностировать индивидуально – специфические защитные модели супругов и их структуру. Опросник включает такие шкалы как:
-
неконструктивные установки в отношении брака; -
депрессия; -
протективные механизмы защит (тип защит, который приводит к недопущению в сознание психотравмирующей информации: вытеснение, отрицание, регрессия); -
дефензивные механизмы защиты (тип защит, при котором психотравмирующая информация допускается в сознание за счёт её искажения: рационализация, интеллектуализация); -
агрессия; -
соматизация тревоги; -
фиксация на психотравме («застревание» аффекта и интеллекта на психической травме).
Методика «Измерение установок в супружеской паре» (Лидерс А. Г. Психологическое обследование семьи. М., 2006. - Сс. 293-301.)
Авторы: Ю.Е. Алешина, И.Е. Гозман, Е.М. Дубовская.
Методика представляет собой набор из 40 суждений, выражающих ту или иную позицию в отношении значимых для людей сфер:
-
Отношение к людям; -
Альтернатива между чувством долга и удовольствием; -
Отношение к детям; -
Отношение к автономности или зависимости супругов; -
Отношение к разводу; -
Отношение к любви романтического типа; -
Оценка значения сексуальной сферы в семейной жизни; -
Отношение к «запретным сферам секса»; -
Отношение к патриархальному или эгалитарному* (равенство) устройству семьи; -
Отношение к деньгам.
Методику применяют как отдельно для мужа и жены, так и совместно – для анализа результатов. Рассогласованность по шкалам у супругов определяет направление в котором нужно проводить коррекционную работу.
Психодиагностика детско - родительских отошений
Стоит отметить, что исследование детско – родительских отношений может проводиться как со стороны ребёнка (восприятие семейной ситуации и родительского отношения) «глазами» ребёнка, так и со стороны родителя. Значительную роль в диагностике играют проективные рисуночные методики, так как они позволяют рассмотреть многие значимые аспекты семейных отношений, а также применимы с достаточно раннего возраста.
Методика «Рисунок семьи» (КРС) ( Лидерс А. Г. Психологическое обследование семьи. М., 2006.)
Автор: Р. Бернс и С. Кауфман.
Данная методика даёт богатую информацию о семейной ситуации так, как её субъективно переживает сам ребёнок. Тест помогает выявить взаимоотношения в семье, вызывающие тревогу у ребёнка, обнаружить, как он воспринимает других членов семьи и своё место среди них.
Процедура исследования: ребёнку предлагается нарисовать собственную семью, так чтобы её члены (члены семьи) были чем-то заняты. Во время рисования записываются все спонтанные высказывания ребёнка, прослеживается мимика, жесты, а также фиксируется последовательность рисования. После того как рисунок закончен, с ребёнком проводится беседа по следующей схеме:
-
Кто нарисован на рисунке? Что делает каждый член семьи? -
Где работают и учатся члены семьи? -
Как в семье распределяются домашние обязанности? -
Каковы твои (ребёнка) взаимоотношения с отдельными членами семьи?
Существует определённая система оценки (по баллам), для последующей количественной обработки. Она предложена в книге Лидерса «Психологическое исследование семьи». Выделяют такие показатели, как:
-
Благоприятная семейная ситуация; -
Тревожность; -
Конфликтность в семье; -
Чувство неполноценности в семейной ситуации; -
Враждебность в семейной ситуации.
Для качественной интерпретации оценивается структура рисунка: сравниваются состав реальной и нарисованной семьи, расположение членов семьи и их взаимодействие.
Анализируются особенности рисунка отдельных членов семьи, прорисовка деталей, схема тела.
Важно обращать внимание, если ребёнок рисует не всех членов семьи; учитывается близость между объектами, преграды (например, если лист делится на несколько частей). Расположение себя на нижней части листа показывает чувство неполноценности в семейной ситуации. Если на рисунке преобладают вещи, а не люди – это указывает на эмоциональную фрустрированность ребёнка.