Файл: Для перехода к лекции нажмите на её название Тема Методологические основы психодиагностики 2 Лекция Исторические предпосылки возникновения психодиагностики как науки. 2.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 531

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Психодиагностика сферы семейных отношений


В диагностике семейных отношений условно можно выделить два блока: диагностика отношений в супружеской паре и диагностика детско – родительских отношений. Диагностика отношений в паре подразумевает обследование супругов (мужа и жены), и рассмотрение оценки брачных отношений со стороны каждого из них. Диагностика детско – родительских отношений может проводится как стороны родителя, так и со стороны ребёнка (то, как ребёнок видит отношение к себе со стороны матери или отца). Перечислим основные методики которые используются для диагностики в данной области.

Тест-опросник удовлетворенности браком (В.В. Столина, Т.Л. Романовой, Г.П. Бутенко) (Энциклопедия психологических тестов. Том 4: Общение, лидерство, межличностные отношения. Составитель А. Москвина. - М., 1997. - С. 219-225.)

Удовлетворённость супружескими отношениями рассматривается как индикатор функционирования семейной системы и определяется как внутренняя субъективная оценка человека по отношению к собственному браку.  

Данная методика предназначена для экспресс-диагностики степени удовлетворенности – неудовлетворенности браком, а также степени согласования – рассогласования удовлетворенности браком у той или иной социальной группы.

Опросник представляет собой одномерную шкалу, состоящую из 24 утверждений, относящихся к различным сферам: восприятия себя и партнера, мнения, оценки, установки и т.п. Каждому утверждению соответствуют три варианта ответа. Суммарный балл по всем ответам свидетельствует о степени удовлетворенности браком (от крайней неудовлетворённость до полной удовлетворённости отношениями). Также, существуют нормы для разводящихся и «благополучных» семей.

Методика исследования ролевых ожиданий и притязания в браке (РОП) (Лидерс А.Г. Психологическое обследование семьи. - М., 2006. - Сс. 256-269.)

Методика разработана А. Н. Волковой.

Автор исходила из предположений о том, что характер супружеских отношений во многом зависит от степени согласованности семейных ценностей мужа и
жены и ролевых представлений о том, кто и в какой степени отвечает за реализацию поведения в определённой семейной сфере. Адекватность ролевого поведения супругов зависит от соответствия ролевых ожиданий (установка мужа и жены на активное выполнений партнёром семейных обязанностей) ролевым притязаниям (личная готовность каждого из партнёров выполнять семейные роли).   

Методика содержит 36 утверждений. Существует вариант для женщин и для мужчины.

Методика позволяет определить:

  1. Представления супругов о значимости в семейной жизни;

  2. Сексуальных отношений;

  3. Личностной общности (идентификации) мужа и жены (в области интересов, потребностей, ценностных ориентаций, способов времяпрепровождения);

  4. Реализация хозяйственно-бытовых нужд семьи;

  5. Родительских обязанностей;

  6. Профессиональных интересов каждого из них (внешняя социальная активность - профессиональная и общественная);

  7. Моральной и эмоциональной поддержки;

  8. Внешней привлекательности партнеров и его соответствие стандартам современной моды.

Эти показатели, отражая основные функции семьи, составляют шкалу семейных ценностей.

Возможно определение согласованности семейных ценностей супругов, а также степень ролевой адекватности супружеской пары.

  • Представления супругов о желаемом распределении ролей между мужем и женой при реализации семейных функций, объединенных шкалой ролевых ожиданий и притязаний.

Методика «Взаимодействие супругов в конфликтной ситуации» (Лидерс А. Г. Психологическое обследование семьи. — М., 2006. - Сс. 280-286.)

Авторы методики: Алешина Ю.Е., Гозман Л.Я. и Дубовская Е.М.

В данной методике выделено восемь сфер семейной жизни, которые чаще всего выступают причиной межличностных конфликтов супругов (которые и выступают шкалами методики):

  • проблемы отношений с родственниками и друзьями;

  • вопросы, связанные с воспитанием детей;

  • проявление супругами стремления к автономии;

  • ситуации нарушения ролевых ожиданий;

  • ситуации рассогласованности норма поведения;

  • проявление доминирования супругами;

  • проявление ревности супругами;

  • расхождение в отношении к деньгам.


Методика состоит из 32 описанных ситуаций семейного взаимодействия, которые носят конфликтный характер. Существует вариант для женщин и для мужчин. Для ответа испытуемым предлагается выбрать возможную реакцию на ситуацию, согласно двум признакам: активность или пассивность реакции, и согласие или несогласие с супругом (то есть, позитивность или негативность реакции).

Методика «Реакции супругов на конфликт» )Кочарян Г. С., Кочарян А. С. Психотерапия сексуальных расстройств и супружеских конфликтов. — М., 1994.)

Автор методики А.С. Кочярян, психотерапевт и сексолог. Методика изначально разрабатывал из-за необходимости клинической диагностики. Она позволяет диагностировать индивидуально – специфические защитные модели супругов и их структуру. Опросник включает такие шкалы как:

  • неконструктивные установки в отношении брака;

  • депрессия;

  • протективные механизмы защит (тип защит, который приводит к недопущению в сознание психотравмирующей информации: вытеснение, отрицание, регрессия); 

  • дефензивные механизмы защиты (тип защит, при котором психотравмирующая информация допускается в сознание за счёт её искажения: рационализация, интеллектуализация);

  • агрессия;

  • соматизация тревоги;

  • фиксация на психотравме («застревание» аффекта и интеллекта на психической травме).

Методика «Измерение установок в супружеской паре» (Лидерс А. Г. Психологическое обследование семьи. М., 2006. - Сс. 293-301.)

Авторы: Ю.Е. Алешина, И.Е. Гозман, Е.М. Дубовская.

Методика представляет собой набор из 40 суждений, выражающих ту или иную позицию в отношении значимых для людей сфер:

  1. Отношение к людям;

  2. Альтернатива между чувством долга и удовольствием;

  3. Отношение к детям;

  4. Отношение к автономности или зависимости супругов;

  5. Отношение к разводу;

  6. Отношение к любви романтического типа;

  7. Оценка значения сексуальной сферы в семейной жизни;

  8. Отношение к «запретным сферам секса»;

  9. Отношение к патриархальному или эгалитарному* (равенство) устройству семьи;

  10. Отношение к деньгам.

Методику применяют как отдельно для мужа и жены, так и совместно – для анализа результатов. Рассогласованность по шкалам у супругов определяет направление в котором нужно проводить коррекционную работу.


Психодиагностика детско - родительских отошений


Стоит отметить, что исследование детско – родительских отношений может проводиться как со стороны ребёнка (восприятие семейной ситуации и родительского отношения) «глазами» ребёнка, так и со стороны родителя. Значительную роль в диагностике играют проективные рисуночные методики, так как они позволяют рассмотреть многие значимые аспекты семейных отношений, а также применимы с достаточно раннего возраста. 

Методика «Рисунок семьи» (КРС) ( Лидерс А. Г. Психологическое обследование семьи. М., 2006.)

Автор: Р. Бернс и С. Кауфман.

Данная методика даёт богатую информацию о семейной ситуации так, как её субъективно переживает сам ребёнок. Тест помогает выявить взаимоотношения в семье, вызывающие тревогу у ребёнка, обнаружить, как он воспринимает других членов семьи и своё место среди них.

Процедура исследования: ребёнку предлагается нарисовать собственную семью, так чтобы её члены (члены семьи) были чем-то заняты. Во время рисования записываются все спонтанные высказывания ребёнка, прослеживается мимика, жесты, а также фиксируется последовательность рисования. После того как рисунок закончен, с ребёнком проводится беседа по следующей схеме:

  1. Кто нарисован на рисунке? Что делает каждый член семьи?

  2. Где работают и учатся члены семьи? 

  3. Как в семье распределяются домашние обязанности?

  4. Каковы твои (ребёнка) взаимоотношения с отдельными членами семьи?

Существует определённая система оценки (по баллам), для последующей количественной обработки. Она предложена в книге Лидерса «Психологическое исследование семьи». Выделяют такие показатели, как:

  1. Благоприятная семейная ситуация;

  2. Тревожность;

  3. Конфликтность в семье;

  4. Чувство неполноценности в семейной ситуации;

  5. Враждебность в семейной ситуации.

Для качественной интерпретации оценивается структура рисунка: сравниваются состав реальной и нарисованной семьи, расположение членов семьи и их взаимодействие.

Анализируются особенности рисунка отдельных членов семьи, прорисовка деталей, схема тела.

Важно обращать внимание, если ребёнок рисует не всех членов семьи; учитывается близость между объектами, преграды (например, если лист делится на несколько частей). Расположение себя на нижней части листа показывает чувство неполноценности в семейной ситуации. Если на рисунке преобладают вещи, а не люди – это указывает на эмоциональную фрустрированность ребёнка.