Файл: Для перехода к лекции нажмите на её название Тема Методологические основы психодиагностики 2 Лекция Исторические предпосылки возникновения психодиагностики как науки. 2.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 528

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Дж. М. Кеттелл предложил в качестве образца 50 тестов (измерение чувствительности, времени реакции, времени, затрачиваемого на называние цветов, количества звуков, воспроизводимых после однократного прослушивания и т.д.). Вернувшись в Америку после работы в лаборатории Вундта и чтения лекций в Кембридже, он немедленно стал применять тесты в устроенной им при Колумбийском университете лаборатории (1891 г.). Вслед за ним и другие американские исследователи стали применять тесты.

Первоначально в качестве тестов использовались приемы экспериментально–психологического исследования. По форме они походили на приемы лабораторного исследования, но смысл их применения был совершенно иным. Задача психологического эксперимента - выяснение зависимости психического акта от внешних и внутренних факторов, например, характера восприятия от внешних раздражителей, запоминания — от частоты и распределения во времени повторений и т.п. При тестировании психолог регистрирует индивидуальные различия, не изменяя внешних условий осуществления этих психических актов.

С ледующий шаг в развитии тестов был сделан французским врачом и психологом Альфредом Бине, который создал самую популярную для своего времени серию тестов. В 1904 г. Министерство образования Франции поручило Бине заняться разработкой методик, с помощью которых можно было бы отделить детей, способных к учению, но ленивых и не желающих учиться, от страдающих прирожденными дефектами и не способных учиться в нормальной школе. Бине в сотрудничестве с Анри Симоном провел серию экспериментов по изучению внимания, памяти, мышления у детей разного возраста (начиная с 3 лет). Экспериментальные задания были проверены по статистическим критериям и стали рассматриваться как средство для определения интеллектуального уровня.

Первая батарея тестов, названная шкалой Бине – Симона, появилась в 1905 году. Впоследствии она несколько раз пересматривалась: авторы стремились изъять все задания, требующие специального обучения, так как Бине исходил из представления о том, что развитие интеллекта происходит независимо от обучения, в результате биологического созревания. Шкала Бине в последующих редакциях была переведена на немецкий и английский языки. Задания в тесте Бине были сгруппированы по возрастам (от 3 до 13 лет). Для каждого возраста подбирались определенные тесты, они считались соответствующими возрастной ступени, если их решало большинство детей данного возраста (80 – 90 %). Дети до 6 лет - по 4 задания, дети старше 6 лет - по 6 заданий. Методика была апробирована на выборке из 300 человек.


Показателем интеллекта был умственный возраст, который мог не совпадать с хронологическим возрастом. Максимальный возраст, все задания которого решаются испытуемым, назывался базовым умственным возрастом. Если, кроме того, ребенок выполнял также некоторые задания предназначенные для более старших возрастных групп, то каждое задание оценивалось числом «Умственных месяцев». Несовпадение умственного и хронологического возрастов считалось показателем либо умственной одаренности, либо умственной отсталости.

Вторая редакция шкалы Бине послужила основой работы, проведенной в Стэнфордском университете (США) коллективом сотрудников под руководством Л.М. Термена. Этот вариант тестовой шкалы был предложен в 1916 г. и имел так много серьезных изменений, что был назван шкалой Стэнфорд - Бине. Два основных нововведения: введение в качестве показателя по тесту коэффициента интеллектуальности (IQ) и введение статистической тестовой нормы. Коэффициент IQ был предложен В. Штерном: как частное, получаемое при делении умственного возраста на хронологический, умноженное на 100. По этому показателю можно классифицировать детей по степени умственного развития.

Шкала Стэнфорд - Бине имела несколько редакций в разные годы: 1937, 1960, 1972, 1986. В последней редакции она применяется и в настоящее время. Показатель IQ на долгие годы стал синонимом интеллекта; валидность вновь создаваемых интеллектуальные тестов стала проверяться путем сопоставления с результатами шкалы Стэнфорд - Бине.

Следующий этап в развитии психологического тестирования характеризуется изменением формы проведения тестового испытания. В первое десятилетие ХХ века тесты проводились только индивидуально. Использовать их могли лишь специально подготовленные люди, имеющие достаточно высокую квалификацию. В США, в период первой мировой войны появляется новая форма проведения тестирования - групповая. Необходимость как можно быстрее отобрать и распределить полутора миллионную армию рекрутов по различного рода службам, школам и училищам заставила специально созданный комитет поручить А.С. Отису разработку новых тестов. Так появились две формы так называемых армейских тестов: «Альфа» - для работы с людьми, знающими английский язык, и «Бета» - для неграмотных и иностранцев. После окончания войны эти тесты и их модификации продолжали широко применять.



Групповые тесты допускали упрощение инструктирования, процедуры проведения и оценки результатов. К тестированию стали привлекаться люди, не имеющие настоящей психологической квалификации, а всего лишь обученные проведению тестирования.

Индивидуальные тесты применялись в основном в клинике, групповые тесты использовались преимущественно в системе образования, в промышленности и в армии.

20-е годы ХХ столетия можно назвать периодом тестового бума. В этот период применение тестирования в основном было направлено на оперативное решение практических задач. Измерение интеллекта с помощью тестов рассматривалось как средство, позволяющее научно подойти к вопросам обучения, профотбора, оценки достижений и т.п. Было создано много разнообразных тестов, которые доводились до совершенства: все тесты тщательнейшим образом стандартизировались на больших выборках, отличались высокой валидностью и надежностью.

Тем не менее, им также были свойственны определенные недостатки. Валидизация выявила ограниченные возможности применения тестов интеллекта: необходимая точность прогнозирования на их основе успешности выполнения конкретных, достаточно узких видов деятельности часто не достигалась. Требовалась, помимо знания общего уровня интеллекта, дополнительная информация об особенностях психики человека. Возникает новое направление в тестологии - тестирование специальных способностей, которое вначале было призвано дополнить оценки тестов интеллекта, а затем выделилось в самостоятельную область.

Самым популярным тестом для диагностики интеллекта в нашей стране стал тест Дэвид Векслера3. История его появления в СССР в эпоху гонения на тесты (а это конец 40-х годов) является странной: легенды утверждают, что он был контрабандно ввезен через Таллинн после войны. Впервые тест был применен в клинической практике специалистами Психоневрологического института им. В.М. Бехтерева, ими же получены нормы на отечественной выборке и адаптированы задания и инструкции к субтестам. Полная ревалидизация теста тогда не проводилась. Она не проведена и до сих пор.
Автор теста, Дэвид Векслер, родился в 1896 году в Румынии в многодетной семье. Через ш есть лет после его рождения семья эмигрировала в Нью-Йорк. Дэвид окончил городской колледж, защитив степень бакалавра, а через год получил степень магистра психологии в Колумбийском университете и сразу был призван в американскую армию. Шла Первая мировая война, Америка вступила в нее в 1917 году. Американские психологи, будучи патриотами, предложили использовать для отбора новобранцев тесты умственных способностей. Векслер оказался в группе психологов, которая занималась тестированием и обсчетом результатов армейского теста «Альфа» и теста Стэнфорд – Бине, которые упоминались выше.


Огромный опыт консультационной и психодиагностической работы, прекрасная научная школа, которую прошел Д. Векслер под руководством выдающихся психологов, личный талант - явились основой творческого успеха этого ученого. В 1939 году Векслер создает первый вариант шкалы интеллекта для взрослых, через три года выходит второй вариант, предназначенный для нужд армии (идет Вторая мировая война), - «армейский Векслер». В 1955 году появляется окончательная версия теста интеллекта для взрослых. Последняя прижизненная версия теста Векслера вышла в 1981 году (предназначена для обследования лиц от 16 до 64 лет), а к 1998 году относится новейшая переработка, сделанная его учеником Аланом Кауфманом. Создаются аналогичные формы теста для детей 5–15 лет (1949 год) и для детей от 4 до 6,5 лет (1963 год).

Стоит отметить, что Д. Векслер привнёс в исследование интеллекта новое видение. Во-первых, он отказался от представлений об интеллекте, как об «умственном возрасте», которые ввел А. Бине, создатель первого теста умственных способностей, а затем развил В. Штерн. Векслер опирался на идею своего учителя Ч. Спирмэна: интеллект является общей способностью («умственной энергией»), влияющей на успешность выполнения любых задач на основе выявления отношений и связей между явлениями и предметами реальности. Сам Векслер определял интеллект как комплексную глобальную способность индивида целенаправленно вести себя, разумно мыслить и успешно взаимодействовать с внешней средой.

Во-вторых, Д. Векслер выделил в интеллекте две составляющих, а также две сферы его проявления: вербальный интеллект и интеллект действия. Во время Первой мировой войны американские психологи столкнулись с тем, что не все новобранцы справлялись с тестом «армейский Альфа» по причине низкой интеллектуальности. В армию США было мобилизовано много недавних эмигрантов, плохо знавших английский и с трудом понимавших инструкцию к тесту и содержание заданий. Поэтому для них была создана вторая версия теста («Бета»), в которую вошли невербальные задания. Векслер предположил, что помимо общего интеллекта существуют вербальный и невербальный интеллекты, которые также следует измерять.

В-третьих, Векслер ввел понятие «возрастная норма». Испытуемый получал тестовый балл на основании сопоставления его результатов со средними результатами той возрастной группы, к которой он принадлежал. Коэффициент интеллекта выражался в единицах стандартного отклонения. Тест предназначался для комплексного обследования пациентов психиатрической клиники. Главная цель применения теста - тонкая диагностика психических нарушений при различных заболеваниях (психозах, неврозах и пр.), а также определение уровня интеллектуального дефекта у лиц с врожденным интеллектуальным недоразвитием и со старческим слабоумием. Поэтому важнейшее значение при обработке тестовых результатов имеет выделение коэффициента интеллектуального дефекта, который характеризует снижение умственных способностей при старении.


Векслер осознавал недостатки своего теста. Опытный клиницист и консультант, Векслер рассматривал свой тест как способ многостороннего исследования пациента и обращал внимание на необходимость наблюдения за дополнительными признаками поведения (пониманием инструкции, мимикой и пантомимикой и т.д.), а также за процессом решения заданий.

Несмотря на свою сложность, тест стандартизирован, и отклонение от нормы при его проведении считается недопустимым. При этом существуют и сокращенные варианты теста, предназначенные для быстрой и грубой оценки уровня развития умственных способностей.

Тест Векслера сразу после своего появления стал широко применяться за пределами клиники: при профессиональном отборе, для оценки уровня интеллекта «нормальных», то есть психически здоровых взрослых и детей, и даже для оценки уровня интеллектуальной одаренности.

В мире насчитываются сотни, если не тысячи публикаций, посвященных применению теста интеллекта Д. Векслера. Еще больше исследований, проведенных с его использованием.

Тесты специальных способностей и достижений4

Толчком для развития тестов специальных способностей стало мощное развитие профессионального консультирования, а также профессионального отбора и распределения персонала в промышленности и военном деле. Тесты механических, канцелярских, музыкальных, артистических способностей; тестовые батареи для отбора поступающих в медицинские, юридические, инженерные и прочие учебные заведения. Было разработано около дюжины комплексных батарей способностей. Однако, различаясь составом, методическими качествами, они сходны в одном - их характеризует низкая дифференциальная валидность. Учащиеся, выбирающие разные области образования или профессиональной деятельности, незначительно различаются своими тестовыми профилями.

Экспериментально-теоретической основой для создания тестовых батарей специальных способностей стал факторный анализ, который позволял точнее определить и классифицировать специальные способности. Так, английский психолог Чарльз Спирмен в своей статье в 1904 г. впервые опубликовал результаты исследований, доказывающих, что положительная корреляция между тестами на различные способности (например, математическими и литературными) выявляет некоторый общий генеральный фактор (G). Кроме того, в каждом из них обнаруживается S-фактор, специфический для данного вида деятельности.