Файл: Для перехода к лекции нажмите на её название Тема Методологические основы психодиагностики 2 Лекция Исторические предпосылки возникновения психодиагностики как науки. 2.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 464

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Позднее теория Спирмена уступила место многофакторным теориям интеллекта. Выяснилось, что отдельные тестовые показатели объединяются в родственные подгруппы, за каждой из которых скрывается определенный латентный фактор, определяющий общий уровень достижений испытуемого по всей подгруппе тестов. В разные тесты один и тот же латентный фактор вносит разные вклады (веса, факторные нагрузки). Например, вербальный фактор может иметь наибольший вес в словарном субтесте, меньший — в тесте словесных аналогий, совсем незначительный — в тесте на математическое мышление. Корреляции между тестами объясняются нагруженностью их общим для всех латентным фактором.

Одним из первых Л.Л. Терстоун (основные работы в 20-е–30-е годы) собрал обширный статистический материал по результатам диагностики интеллекта. Он разработал центроидный метод факторного анализа и выделил 12 факторов "первичных умственных способностей". В дальнейших исследованиях интеллекта — увеличение числа факторов. В настоящее время оно превышает 120.

На основе факторных исследований создаются многофакторные батареи тестов способностей. Наиболее известные - батарея тестов общих способностей (GATB): тесты способностей для конкретных профессий. В настоящее время разрабатываются более сложные (нелинейные) алгоритмы многомерной статистической группировки тестовых данных.

Тесты достижений представляют собой педагогические тесты предметных знаний и профессиональные тесты умений и навыков, и отражают не столько влияние многообразного накопленного опыта, сколько влияние специальных программ обучения на эффективность решения тестовых заданий. История развития тестов достижений начинается с того что в 1845 году Бостонской школе происходит смена устной формы экзаменов на письменную, а в 1872 году в США профотбор сотрудников на государственную службу начинает производится с помощью стандартизованных тестов достижений. Наиболее значительные разработки техники конструирования тестов достижений произошло в годы первой мировой войны и послевоенные годы. Тесты достижений - наиболее многочисленная группа диагностических методик. Один из наиболее известных и широко применяемых в США - Стэнфордский тест достижений (SAT, 1923 г.) предназначенный для оценки уровня обученности в разных классах среднего учебного заведения.


Значительное число тестов специальных способностей и достижений было создано в рамках психотехники (индустриальной психологии) под воздействием практических запросов промышленности и экономики.

Дальнейшее развитие тестов достижений привело к появлению в середине ХХ века критериально - ориентированных тестов.

В целом же развитие исследований и накопление статистики привело к созданию тестологии, которая составила ядро психометрики (науки об измерениях). Приблизительно с 1845 г. начинается применение стандартизованных тестов, в которых по оценке их авторов во многом нейтрализовался субъективизм диагностических оценок. С 1936 г. в США стали выходить специальные журналы, посвященные измерениям в психологии.

Таким образом, можно сказать следующее:

  • психологическая диагностика как самостоятельная психологическая область знаний формировалась под влиянием разнообразных источников и психологических школ;

  • развитию психологической диагностики способствовали потребности образования, промышленности, военного дела в точных формализованных оценках психических проявлений и поведения личности;

  • первоначально психологическая диагностика использовала методики, разработанные для решения научных проблем в лабораториях экспериментальной психологии. Результаты подобных исследований не позволяли описывать личность в целом, трудно поддавались обобщению и интеграции. Это заставило психологов обратиться к разработке специфических методик, предназначенных для диагностических целей.

  • наибольшее влияние на становление психологической диагностики оказали экспериментальная психология, диффференцальная психология, прикладная психология и тестология;

  • благодаря экспериментальной психологии и тестологии психологическая диагностика с самого начала, при конструировании и проверке методик исследования.

Лекция 2. Развитие психодиагностики в России.


Содержание: в данной теме описывается история становления отечественной психодиагностики, начиная с XIX века. Влияние на психодиагностику экспериментальных методов исследования. Вклад в развитие психодиагностики врача – психиатра С.С. Корсакова, профессора философии Н.Н. Ланге. Развитие психодиагностики в России в начале XX века: отечественный психолог Г.И. Россолимо и его система обследования с помощью построения индивидуального психологического профиля. Вклад в психодиагностику А.Ф. Лазурского, и его работа «Очерки науки о характерах». Генезис психотехнических исследований: В.М. Бехтерев. Развитие психологии труда и психотехники: И.М. Сеченов. Появление термина «психодиагностика»: Г. Роршах. Основные работы в области в отечественной психодиагностике в 1920 – 1930 гг.: работы А.П. Болтунова, М.Ю. Сыркина и др. Кризисный период в отечественной психодиагностике: правительственно решение 1936 г. «О педологических извращениях в системе Наркомпросов»; 1950 г. - «Павловская» сессия. Возрождение психодиагностики в 1960 г.: вклад Б. Г. Ананьева.

Методические рекомендации к изучению темы: при изучении данной темы следует обратить внимание на особенности развития психодиагностики в России; оценить вклад основных научных деятелей – психиатров и психологов; обратить внимание на влияние экспериментальной психологии на становление психодиагностической науки. Рассмотреть кризисный период в психодиагностике, связанный с политическими реформами. Оценить вклад основных научных деятелей в возрождение психодиагностики.

По завершению рекомендуется обратиться к дополнительным материалам для изучения темы и ознакомиться с ними. После чего ответить на вопросы для проверки собственных знаний.

Дополнительные материалы к теме:

  • Акимова М.К. Психологическая диагностика. Глава 1. История психологической диагностики, § 4.

  • Бурлачук Л.Ф. Психодиагностика: учебник для вузов. Глава 1. Раздел 1.5 Психодиагностика в дореволюционной России и в СССР

Вопросы для контроля и самопроверки:

  1. Опишите основные тенденции развития психодиагностики в России.

  2. Охарактеризуйте методику психологического профиля Г.И. Россолимо, её достоинства и значение для психодиагностики.

  3. Опишите, в чём состоит вклад в психодиагностику А.Ф. Лазурского.

  4. Оцените значимость для психодиагностики трудов отечественных психиатров и психофизиологов: В.М. Бехтерева, И.М. Сеченов. В чём плюсы и минусы влияния клинической медицины на психодиагностику, как прикладную область научных знаний?

  5. Укажите, на какие аспекты современной психологической науки в большей степени повлиял кризис, который пережила отечественная психодиагностика?


Конспект лекции.

Развитие психодиагностики в России в XIX веке.

В России в последней четверти XIX века, в период внесения в психодиагностику экспериментальных методов исследования, идущих от физиологии высшей нервной деятельности, также значительную роль играли исследовательские лаборатории. В лаборатории В. Вундта проходили стажировку первые русские экспериментаторы (среди которых был Н.Н. Ланге, И.М. Сеченов, И.П. Павлов).

В 1908 году в Петербурге состоялось открытие Психоневрологического института В. М. Бехтерева, в которой нашли применения диагностические подходы к исследованиям психики человека.

П ервая в России экспериментальная психологическая лаборатория была открыта в 1885 г. при клинике нервных и душевных болезней Казанского университета. 1895 г. по инициативе крупнейшего русского психиатра С.С. Корсакова была открыта психологическая лаборатория при психиатрической клинике Московского университета.

В этот период психологические исследования проводились в основном врачами-психиатрами и невропатологами. Исключение составляла психологическая лаборатория в Новороссийском университете (г. Одесса), которая была создана на историко-филологическом факультете профессором философии Н.Н. Ланге.

В этих лабораторных исследованиях изучались объективные признаки психических явлений (изменение пульса и дыхания как отражение эмоционального состояния), доказывалась предметность, объективность восприятия, выяснялась зависимость памяти и внимания от условий проведения опыта, проводились исследования скорости протекания психических процессов, - то есть ставились различные психологические эксперименты. Но практика требовала получения более точных знаний об индивидуально - психологических различиях.

Начало XX века.

В начале ХХ века в России проводились первые отечественные работы по психодиагностике. Так, в Московском университете в 1909 г. крупнейший невропатолог и психиатр Г.И. Россолимо разработал метод количественного исследования психических процессов в нормальном и патологическом состояниях (один из ранних вариантов системы тестов для измерения умственной одаренности). Эта система обследования называлась методикой индивидуального психологического профиля: измерение сформированности 11 психических процессов, которые оценивались по 10-балльной шкале на основании ответов по 10 достаточно произвольно подобранным вопросам. Методика изучала 3 группы процессов: внимание и волю, точность и прочность восприятия, ассоциативную деятельность.


Отечественным психологом Г.И. Россолимо был предложен метод целостной диагностики личности с помощью «психологического профиля». Г.И. Россолимо выдвинул и реализовал идею количественной оценки элементов духовной жизни с целью выявления индивидуально-своеобразного профиля личности, который наглядно демонстрировал соотношение указанных процессов. Подобные профили с того времени прочно вошли в психодиагностику.

Применение профиля позволяло увидеть уровень развития психических процессов, их динамику под влиянием различных воздействий и коррекционных приемов. Заслуга Г.И. Россолимо состоит в том, что его идеи измерения психического своеобразия с помощью профиля подтолкнули к разработке новых тестовых методик. Многие современные тесты достижений и личностные опросники построены на принципах психологического профиля, например шкала Векслера, 16-факторый опросник Кеттелла, Фрайбургский личностный опросник и т.п.

Е ще один отечественный психолог А.Ф. Лазурский создал новое направление в дифференциальной психологии - научную характерологию5. Ученый встал на путь, который до него еще никем в отечественной науке не был пройден. Наряду с традиционными для той поры научными проблемами, его чрезвычайно привлекла задача изучения не отдельных психических процессов, а целостной личности. Именно к этому вопросу ученый обратился в первом, опубликованном им в 1897 году психологическом труде «Современное состояние индивидуальной психологии». Вероятно, подготовка этой статьи, содержащей обзор ключевых мировых и отечественных исследований по изучению характера и темперамента, определила сферу будущих научных интересов Лазурского. Ею стала психология индивидуальности. Цель ее он видел в рассмотрении того, «как видоизменяются душевные свойства у различных людей и какие типы создают они в своих сочетаниях». Уже в этой работе четко обозначена перспектива научных исследований Лазурского, которая приведет его к созданию нового самостоятельного направления психологической науки - «научной характерологии». Именно она и стала фундаментальным вкладом Лазурского в сокровищницу отечественной психологической науки. При этом важно отметить, что «индивидуальная психология» полностью отождествлялась им с характерологией, то есть русский ученый выдвинул на передний план решение типологических задач путем выявления наиболее обобщенных типов характеров.