Файл: Сборник диагностических материалов по изучению психологических особенностей педагогов в системе психологопедагогического сопровождения в образовательных организациях региона авторы составители.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.11.2023

Просмотров: 1563

Скачиваний: 6

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

11.3 Самооценка форм агрессивного поведения

(модифицированный вариант Басса — Дарки)

12.1 Анкета для выявления кризисогенных факторов и факторов преодоления профессиональных кризисов учителей

Раздел 13. Диагностика совладающего поведения13.1 Диагностика стратегий импунитивного поведенияв конфликтных ситуацияхНазначение. Важнейшей составной частью управления конфликтами является их внутреннее, психологическое разрешение. От него непосредственно зависит наше переживание конфликта, его влияние на психику и реальное поведение. Исходным моментом внутреннего преодоления конфликта является переоценка самого конфликта, за ним следует выбор форм разрешающего поведения.Существуют два основных типа разрешения внутреннего конфликта - адаптивный и паллиативный. Адаптивное поведение направлено на активное изменение конфликтных отношений, реальное устранение конфликтной ситуации. Его характеризуют, например, такие формы преодолевающего поведения, как поиск информации, поэтапное решение, переосмысление, обращение за помощью и т. д. Паллиативное поведение означает внутреннее психологическое приспособление к конфликту в целях ограничения его нервных, эмоциональных и т. п. издержек посредством таких поведенческих форм, как прямое выражение чувств, разрядка, замещающая деятельность (сублимация), фантазия, юмор, сдерживание, отстранение и др. Использование такого поведения наиболее целесообразно при неразрешимых конфликтах. При разрешении конфликта возможно сочетание обоих названных выше типов преодолевающего поведения.Инструкция. Изучение разрешающего поведения проводится на материале трех обобщенных ситуаций, связанных с длительными или сильными конфликтами: утрата (смерть, разлука, ссора, потеря работы, здоровья, жизненных ценностей и т. п.); угроза (для ценностей, перечисленных выше или иных); новые возможности (новое знакомство, переезд в другой дом или город, поступление на новую работу, ответственное дело, возможность достижения личного успеха и т. п. Вспомните по одной ситуации потери, угрозы и открывшейся новой возможности за последний год (если вы выберете более давние ситуации, то должны хорошо их помнить). Выберите из приведенного списка фразы, соответствующие вашим мыслям, чувствам и действиям в этих ситуациях, и выпишите номера фраз для трех ситуаций (сами ситуации не надо описывать).ОпросникИспользуйте следующие варианты ответов для анализа своих трех конфликтных ситуаций.В ситуации потери, угрозы, новой возможности вы:1. Искали профессиональную помощь.2. Не выражали свои чувства.3. Мечтали о лучших временах.4. Выросли как личность.5. Получили толчок для творчества.6. Упорно стояли на своем.7. Пытались отдохнуть.8. Старались забыться.9. Шутили по поводу ситуации.10. Больше спали.11. Отказывались верить.12. Обвиняли себя.13. Во всем винили других.14. Надеялись на чудо.15. «Сорвали чувство» на другом человеке.16. Чувствовали, что должны просто подождать.17. Положились на судьбу.18. Старались больше узнать о ситуации.19. Попытались найти что-то хорошее в ситуации.20. Сосредоточились на хорошем,21. Разговаривали с кем-то другим, прося помощи.22. Дали выход чувствам.23. Фантазировали, что будет, когда все это кончится.24. Вышли из этого лучше, чем были до этого.25. Изменились.26. Продолжали еще более усердные попытки.27. Слишком много ели, пили или использовали лекарства.28. Не позволяли себе столкнуться с проблемой вплотную.29. Относились к ситуации несерьезно.30. Были озабочены сохранением сил и энергии.31. Не изменили точку зрения.32. Критиковали себя.33. Пытались не быть опрометчивым.34. Желали бы изменить прошлое.35. Стали раздражительным.36. Выжидали, что будет.37. Успокаивали себя тем, что у других дела не лучше.38. Составили и выполняли план.39. Сказали себе, что будет лучше.40. Просили совета.41. Говорили о своих чувствах.42. Думали о нереальном.43. Нашли новую веру.44. Научились чему-то новому.45. Сохраняли тот же образ действий.46. Использовали способы самоуспокоения.47. Старались изгнать ситуацию из мыслей.48. Видели смежную (оборотную) сторону.49. Откладывали и медлили.50. Отказывались считать проблемой.51. Приняли основную тяжесть на себя.52. Пытались приспосабливаться.53. Желали, чтобы ситуация исчезла.54. Что-то разбили, разрушили.55. Ничего нельзя было сделать.56. Приняли как неизбежное.57. Анализировали ситуацию.58. Искали поддержки.59. Контролировали чувства.60. Пересмотрели свои ценности.61. Появилось новое понимание себя.62. Действовали так, будто ничего не произошло.63. Обратились к другой деятельности.64. Концентрировались на следующем этапе ситуации.65. Не давали другим узнать, в чем суть дела.66. Отнеслись так, как будто это случилось не с вами, а с кем-то другим.67. Чувствовали себя виноватым.68. Пересмотрели поспешно принятые решения.69. Желали, чтобы все скорее окончилхь.70. Предприняли прямые действия, связанные с ситуацией.71. Уверовали в высшую силу.72. Непосредственно выражали чувства.73. Проводили время в мечтах.74. У вас не было эмоциональной реакции.75. Думали о другом.76. Осуществляли действия поэтапно.77. Отдалились от других.78. Думали и не принимали решения.79. Сравнивали свои заботы с чужими.80. Искали удовлетворение где-то еще.81. Избегали поиска причин.82. Выискивали, кого обвинить.Обработка и интерпретация результатов Выясните по ключу, какие стратегии совладающего поведения вы используете чаще всего.Формы совладающего поведения1.Разрядка- 15,35, 54.2.Рациональные действия - 18, 38, 57, 70.3.Поиск помощи - 1, 21, 40, 58.4.Настойчивость - 6, 26, 45.5.Отстранение - 62, 66, 74.6.Фатализм-16,17, 36, 55, 56.7.Выражение чувств - 22, 41, 72.8.Позитивное мышление - 19, 20, 39.9.Отвлечение - 63, 75, 80.10.Фантазия-3,23,42, 73.11.Отрицание- 11,31,50.12.Самообвинение - 12, 32, 51,67.13.Поэтапные действия - 64,76.14.Сравнение - 37, 79.15.Успокоение-7, 10,27,46.16.Контроль эмоций - 2, 59.17.Осторожность - 33, 52, 68.18.Приобретение силы

Интерпретация

Позиции для контроля и самоконтроля

18.10 Анкета «Какой Вы педагог»



38. В такое сложное время, как наше, от того, какое именно решение примет

руководитель, не зависит практически ничего.

39. Ожидая распоряжений сверху, руководители среднего звена упускают свой шанс продвинуться по карьерной лестнице.

40. Было бы желание - и тогда горы можно свернуть.

41. Принципиально новое, необычное решение проблемы чаще всего предпочтительнее, чем старое, консервативное.

42. Жесткие меры в управлении недопустимы.

43. Безработица - это величайшее зло.

44. Обстоятельства сильнее нас.

45. Если руководителю и требуется совет, когда он принимает решение, то это прежде всего совет эксперта, совет независимого специалиста.

46. В управленческой деятельности инициатива действительно наказуема.

47. Чтобы бизнес хорошо развивался, нужна армейская дисциплина.

48. Руководитель может хорошо работать только в стабильном обществе со

стабильной экономикой, когда все предсказуемо.

49. Обязательная характеристика хорошего руководителя - это требовательность к подчиненным.

50. Его величество случай - вот что определяет исход дела.

51. Это нормально, когда подчиненные считают своего руководителя жестким и даже жестоким.
Ключ для обработки результатов

Шкала «Властность»:

Прямые пункты: 4, 6, 8, 10, 11, 13, 14, 15, 16, 18, 20, 22, 23, 25, 26, 27, 45,

47, 51.

Обратные пункты: 3, 29, 31, 33, 35, 36

Шкала «Поведение в проблемной ситуации»:

Прямые пункты: 5, 9, 30, 32,37, 39, 40, 41,49.

Обратные пункты; 2, 7, 12, 17, 19, 21, 24, 28, 38, 42, 43, 44, 46, 48, 50.

По каждой шкале подсчитывается суммарный балл. Процедура подсчета суммарного балла состоит в следующем, Ответам испытуемых на прямые пункты опросника приписывается балл на основе следующего соотношения:

Ответ

-3

-2

-1

0

1

2

3

Балл

1

2

3

4

5

6

7

Ответам испытуемых на обратные пункты опросника приписываются баллы на основе соотношения:

Ответ

-3

-2

-1

0

1

2

3

Балл

7

6

5

4

3

2

1



Для оценки стилевой принадлежности того ли иного руководителя необходимо подсчитать средние значения признаков и стандартные отклонения.

Для шкалы «Властность»: М = 95,5, а = 15,5.

Для шкалы «Поведение в проблемной ситуации»: М = 117,5, о = 13,4.

Дальнейшее уточнение стратегиальных особенностей руководителей

осуществляется с помощью показателей в таблице.
Числовые критерии для классификации руководителей на основе методики «Стиль принятия управленческих решений»


Стиль

Властность

Поведение в ситуации ПР

Попустительский

< 88 баллов М-0,5а

<111 баллов М-0,5о

Маргинальный

> 103 балла М+0,5о

< 111 баллов М-0,5ст

Реализаторский

< 88 баллов М-0,5о

> 124 балла М+0,5о

Авторитарный

> 103 балла М+0,5о

> 124 балла М+0,5ст

Ситуационный

От 88 до 103 баллов

От 111 до 124 баллов


3.12 Стиль работы руководителя с документацией (И. В. Липсиц)
Назначение. Методика основана на самооценке руководителем своего стиля работы с деловыми бумагами по 12 суждениям. Суждения в тесте объединены в четыре группы (по три суждения в каждой). Испытуемый должен прочесть каждое из предложенных на тестовом бланке суждений и оценить, насколько то, о чем сказано в суждении, верно по отношению к нему. Свой ответ он должен отметить в соответствующей колонке. Название стилей носит метафорический характер.

Инструкция. Прочитайте внимательно каждое из приведенных ниже суждений и оцените, насколько оно верно по отношению к вам и вашей работе. Оценки могут быть четырех видов:

• совершенно справедливо;

• пожалуй, справедливо;

• не совсем так;

• совершенно не так.

Этим ответам соответствуют четыре колонки, расположенные с правой стороны данного бланка. Свою оценку суждений отметьте знаком «V» в соответствующей колонке. Над оценкой долго не задумывайтесь. В тесте не может быть правильных или неправильных ответов. Обычно первый пришедший в голову ответ наиболее верный. Результаты теста помогут вам взглянуть на себя и свою работу со стороны.




Содержание суждений

Совершенно справедливо

Пожалуй, справедливо

Не совсем так

Совершенно не так

Группа 1

Когда у меня полно неотложной работы, я часто откладываю новые бумаги в сторону.

Когда я не слишком загружен прочими делами, я обрабатываю большую часть бумаг сам.

Я сам разбираю корреспонденцию, потому что больше с ней никто не справится, а вид непрочитанных бумаг меня раздражает.













Группа 2

Мне приходится преодолевать внутреннее сопротивление, когда я поручаю

подчиненному подготовить за себя важный документ.

Большую часть документации по менее важным вопросам готовят мои подчиненные.

Я обращаюсь за помощью к другим только тогда, когда возможность служебных неприятностей становится весьма реальной.













Группа 3

Меня раздражает, что приходится тратить время на бумажную рутину, и, когда я занят, бумаги отодвигаю в сторону.

Я не считаю себя обязанным отвечать на каждую бумажку, адресованную мне.

Я не считаю, что объем и характер служебной переписки отражает успешность моей работы и мое положение в нашей организации.













Группа 4

Когда я сталкиваюсь с кризисной ситуацией, мне не хватает времени, чтобы зафиксировать ее в документах.

Лишь мысль о возможных неприятностях может заставить меня дописать служебный

доклад.

Пока у меня есть более важные дела, я откладываю рутинную документацию в сторону.














Обработка и интерпретация результатов

Подсчитайте количество набранных вами баллов. Каждый ответ «совершенно справедливо» оценивается в 3 балла;

«пожалуй, справедливо» - 2 балла;

«не совсем так» - 1 балл;

«совершенно не так» - 0 баллов.

Затем суммируйте количество баллов по четырем группам. Результаты исследования представьте в графической форме. Для этого по вертикали обозначьте баллы, а по горизонтали - стили работы с документацией: «суперисполнитель», «распасовщик», «антибюрократ», «волокитчик».


Стиль «суперисполнителя» (7 и более балов по первой шкале). Склонность к личному выполнению любой бумажной работы. «Бумажный трудоголик» не разгибается до тех пор, пока внимательно не изучит всю входящую информацию: служебные записки, инструкции, приказы, отчеты. В этом контексте он считается незаменимым работником, так как отчетная пунктуальность ценится не меньше любой другой деятельности.

Стиль «распасовщика» (7 и более баллов по второй шкале). Характеризуется выраженной склонностью к делегированию полномочий. Увлекаясь делегированием, подобные руководители предают забвению обучение, инструктирование и контроль за деятельностью подчиненных. Руководитель-распасовщик всю бумажную работу перекладывает на плечи подчиненных, руководствуясь резолюциями типа: «Прошу разобраться» или «Необходимо решить». Руководители данного типа способны довольно быстро раскидать гору бумаг, до предела загрузив подчиненных, не задумываясь при этом о качестве выполнения своих поручений. Издержки такого стиля весьма очевидны.

Стиль «антибюрократа» проявляется в склонности игнорировать важность бумажной работы. Такие руководители часто похожи на борцов с бумажками, убежденных в том, что 99% поступающей к нему корреспонденции - мусорный хлам. Немалую часть корреспонденции он, едва взглянув, отправляет прямиком в корзину. Необходимый минимум информации «антибюрократ» собирает за счет личных контактов с другими руководителями.

Стиль «волокитчика» (3 и менее балла по четвертой шкале). Руководитель подобного типа испытывает отвращение к любой бумажной работе и, проводя минимум времени за столом, постоянно откладывает просмотр корреспонденции. Данный стиль проявляется в постоянном запаздывании с отчетностью, в замедленной реакции на важные документы. Руководитель-волокитчик предпочитает «тянуть отчетность» до последнего звонка и работать в условиях аврала и острого дефицита времени. В результате не остается временного резерва на проверку рекомендаций и поиск более эффективных путей решения.
3.13 Экспертная оценка стиля организаторской деятельности


(модифицированный вариант А. Н. Лутошкина символической оценки стиля или почерка организаторской деятельности

в версии Н. П. Фетискина)
Назначение. Определение стиля работы организаторов не с помощью стилевых гештальтных символов, как это было у А. Н. Лутошкина (1981), а на основе шкалированных критериев, значительно облегчающих выявление того или иного стиля. Данная методика может быть эффективно использована в различных молодежных объединениях.

Инструкция. В бланке ответов представлен целый ряд приемов и способов воздействия организаторов на возглавляемую группу. После ознакомления с ними оцените по 5-балльной системе выраженность каждого из признаков, включенных в бланк ответов, свойственных данному организатору в большинстве случаев управления членами своей группы.

Значения шкалы:

5 - этот способ применяется очень часто;

4- способ применяется в большинстве случаев;

3 - трудно определить его проявление;

2- применяется редко;

1 - не используется в организаторской практике.
Бланк ответов

Используемые приемы и способы организатора

Оценка приемов и способов (баллы)



5

4

3

2

1

I-РС

1. Стремится единолично принимать решения.

2. Игнорирует мнение группы в ходе любой работы.

3. Оказывает сильное давление при выполнении заданий, поручений, не доверяя членам своей группы.

4. Главными формами воздействия на членов группы являются указания, требования, угрозы.

5. Не дает группе толком сосредоточиться на выполнении главной цели. Корректирующие указания сыплются как из рога изобилия.
















ИТОГО:
















II -ВБ

1 . Запускает свое предложение по кругу.

2. Советуется с помощниками и авторитетными участниками организуемого дела.

3. Принимаемые решения основаны на коллективном мнении.

4. Коллективно обсуждает итоги и оценивает вклад каждого участника в общее дело.
















ИТОГО:
















III-СЧ

1 . Организатор при решении делового вопроса мечется от одного члена группы к другому, от одной группировки к другой.

2. Пытается примирить партнеров, не вступая с ними в контакт.

3. В затруднительных ситуациях прибегает к уговорам, увещеваниям, приспособлениям или просто выкручивается из положения.

4. Любой ценой стремится приглушить конфликт и оставаться удобным для всех.

5. Только в его присутствии группа принимает рабочий вид, вынуждая сновать от одной группы к другой.
















ИТОГО:
















IV- ПП

1 . Живет по принципу «Все само собой уладится и придет в норму».

2. В сложных ситуациях отказывается от вмешательства. 3. Проявляет соглашательство с лидерами соперничающих группировок.

4. Не проявляет своего мнения или отношения к происходящему.
















ИТОГО: