Файл: Сборник диагностических материалов по изучению психологических особенностей педагогов в системе психологопедагогического сопровождения в образовательных организациях региона авторы составители.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.11.2023

Просмотров: 1570

Скачиваний: 6

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

11.3 Самооценка форм агрессивного поведения

(модифицированный вариант Басса — Дарки)

12.1 Анкета для выявления кризисогенных факторов и факторов преодоления профессиональных кризисов учителей

Раздел 13. Диагностика совладающего поведения13.1 Диагностика стратегий импунитивного поведенияв конфликтных ситуацияхНазначение. Важнейшей составной частью управления конфликтами является их внутреннее, психологическое разрешение. От него непосредственно зависит наше переживание конфликта, его влияние на психику и реальное поведение. Исходным моментом внутреннего преодоления конфликта является переоценка самого конфликта, за ним следует выбор форм разрешающего поведения.Существуют два основных типа разрешения внутреннего конфликта - адаптивный и паллиативный. Адаптивное поведение направлено на активное изменение конфликтных отношений, реальное устранение конфликтной ситуации. Его характеризуют, например, такие формы преодолевающего поведения, как поиск информации, поэтапное решение, переосмысление, обращение за помощью и т. д. Паллиативное поведение означает внутреннее психологическое приспособление к конфликту в целях ограничения его нервных, эмоциональных и т. п. издержек посредством таких поведенческих форм, как прямое выражение чувств, разрядка, замещающая деятельность (сублимация), фантазия, юмор, сдерживание, отстранение и др. Использование такого поведения наиболее целесообразно при неразрешимых конфликтах. При разрешении конфликта возможно сочетание обоих названных выше типов преодолевающего поведения.Инструкция. Изучение разрешающего поведения проводится на материале трех обобщенных ситуаций, связанных с длительными или сильными конфликтами: утрата (смерть, разлука, ссора, потеря работы, здоровья, жизненных ценностей и т. п.); угроза (для ценностей, перечисленных выше или иных); новые возможности (новое знакомство, переезд в другой дом или город, поступление на новую работу, ответственное дело, возможность достижения личного успеха и т. п. Вспомните по одной ситуации потери, угрозы и открывшейся новой возможности за последний год (если вы выберете более давние ситуации, то должны хорошо их помнить). Выберите из приведенного списка фразы, соответствующие вашим мыслям, чувствам и действиям в этих ситуациях, и выпишите номера фраз для трех ситуаций (сами ситуации не надо описывать).ОпросникИспользуйте следующие варианты ответов для анализа своих трех конфликтных ситуаций.В ситуации потери, угрозы, новой возможности вы:1. Искали профессиональную помощь.2. Не выражали свои чувства.3. Мечтали о лучших временах.4. Выросли как личность.5. Получили толчок для творчества.6. Упорно стояли на своем.7. Пытались отдохнуть.8. Старались забыться.9. Шутили по поводу ситуации.10. Больше спали.11. Отказывались верить.12. Обвиняли себя.13. Во всем винили других.14. Надеялись на чудо.15. «Сорвали чувство» на другом человеке.16. Чувствовали, что должны просто подождать.17. Положились на судьбу.18. Старались больше узнать о ситуации.19. Попытались найти что-то хорошее в ситуации.20. Сосредоточились на хорошем,21. Разговаривали с кем-то другим, прося помощи.22. Дали выход чувствам.23. Фантазировали, что будет, когда все это кончится.24. Вышли из этого лучше, чем были до этого.25. Изменились.26. Продолжали еще более усердные попытки.27. Слишком много ели, пили или использовали лекарства.28. Не позволяли себе столкнуться с проблемой вплотную.29. Относились к ситуации несерьезно.30. Были озабочены сохранением сил и энергии.31. Не изменили точку зрения.32. Критиковали себя.33. Пытались не быть опрометчивым.34. Желали бы изменить прошлое.35. Стали раздражительным.36. Выжидали, что будет.37. Успокаивали себя тем, что у других дела не лучше.38. Составили и выполняли план.39. Сказали себе, что будет лучше.40. Просили совета.41. Говорили о своих чувствах.42. Думали о нереальном.43. Нашли новую веру.44. Научились чему-то новому.45. Сохраняли тот же образ действий.46. Использовали способы самоуспокоения.47. Старались изгнать ситуацию из мыслей.48. Видели смежную (оборотную) сторону.49. Откладывали и медлили.50. Отказывались считать проблемой.51. Приняли основную тяжесть на себя.52. Пытались приспосабливаться.53. Желали, чтобы ситуация исчезла.54. Что-то разбили, разрушили.55. Ничего нельзя было сделать.56. Приняли как неизбежное.57. Анализировали ситуацию.58. Искали поддержки.59. Контролировали чувства.60. Пересмотрели свои ценности.61. Появилось новое понимание себя.62. Действовали так, будто ничего не произошло.63. Обратились к другой деятельности.64. Концентрировались на следующем этапе ситуации.65. Не давали другим узнать, в чем суть дела.66. Отнеслись так, как будто это случилось не с вами, а с кем-то другим.67. Чувствовали себя виноватым.68. Пересмотрели поспешно принятые решения.69. Желали, чтобы все скорее окончилхь.70. Предприняли прямые действия, связанные с ситуацией.71. Уверовали в высшую силу.72. Непосредственно выражали чувства.73. Проводили время в мечтах.74. У вас не было эмоциональной реакции.75. Думали о другом.76. Осуществляли действия поэтапно.77. Отдалились от других.78. Думали и не принимали решения.79. Сравнивали свои заботы с чужими.80. Искали удовлетворение где-то еще.81. Избегали поиска причин.82. Выискивали, кого обвинить.Обработка и интерпретация результатов Выясните по ключу, какие стратегии совладающего поведения вы используете чаще всего.Формы совладающего поведения1.Разрядка- 15,35, 54.2.Рациональные действия - 18, 38, 57, 70.3.Поиск помощи - 1, 21, 40, 58.4.Настойчивость - 6, 26, 45.5.Отстранение - 62, 66, 74.6.Фатализм-16,17, 36, 55, 56.7.Выражение чувств - 22, 41, 72.8.Позитивное мышление - 19, 20, 39.9.Отвлечение - 63, 75, 80.10.Фантазия-3,23,42, 73.11.Отрицание- 11,31,50.12.Самообвинение - 12, 32, 51,67.13.Поэтапные действия - 64,76.14.Сравнение - 37, 79.15.Успокоение-7, 10,27,46.16.Контроль эмоций - 2, 59.17.Осторожность - 33, 52, 68.18.Приобретение силы

Интерпретация

Позиции для контроля и самоконтроля

18.10 Анкета «Какой Вы педагог»

Раздел 4. Диагностика эффективности деятельности руководителя.



  • 4.1 Уровень эффективности системы управления школой

    (Г.М.Тюлю, Э.В.Литвиненко)
    (по материалам диссертации кандидата педагогических наук Е.Н. Шафоростовой «Управление процессом развития профессионализма учителя в условиях инновационной школы»)


    Параметры

    эффективности

    Показатели

    эффективности

    Содержание оценочных показателей

    I. Целевая

    эффективность

    1.Потенциальные возможности школы в достижении поставленных целей.

    2.Прогрессивнось школы – способность к развитию

    Кц1-оценка кадров (обеспеченность кадрами, уровень квалификации, уровень педмастерства);

    Кц2 –оценка материально-технической и финансовой базы школы;

    Кц3 –оценка санитарно-гигиенического состояния в школе;

    Кц4 –оценка удовлетворения школой изменяющихся образовательных потребностей населения;

    Кц5 –оценка уровня инновационного потенциала педагогического коллектива;

    Кц6 –оценка обоснованности стратегии развития школы;

    Кц7 –оценка уровня развития школьного коллектива




    Кц1 – Кц7 принимают значения от 0 до 1 и оцениваются экспертами

    II.Ресурсная эффективность

    3.Реализация педагогами своих профессиональных интересов и возможностей.

    Кр1-оценка развития творческой активности педагогов;

    Кр2 –оценка инноваций и нововведений;

    Кр3 –оценка результатов педагогической деятельности и их изменения.

    Кр1 – Кр3 –оценивается методами экспертного опроса, анкетирования, срезов результатов обучения, воспитания и развития. Принимают значения от 0 до 1.




    4.Рациональная организация труда в школе

    Кр4 –оценка рациональности расписания работы школы (по опросу):

    Кр4= ; где ;

    Nn-общее число учителей, считающих расписание рациональным; -общее число учителей.

    ; -число учеников, считающих расписание рациональным; -общее число учеников.

    Kэ определяется экспертом исходя из оценки расписания с позиций психогигиены обучающихся, отсутствием у них учебной перегрузки, учета интересов учителей и возможностей их профессионального роста (принимает значения от 0 до 1)

    Кр5-оценка удовлетворенности обучающихся, учителей организацией их труда (по опросу):

    где , Nn-число учителей, считающих организацию (условия) их труда рациональной; -общее число учителей.

    , Yy-число учеников, оценивающих организацию учебного процесса и досуга как рациональную; -общее число учеников.

    Кр6-оценка эффективности использования времени педагогов:

    , где

    Тполезн. урокиподгот. к урокуконсульт+ΔТ,

    ΔТ-время, полезно затраченное на педагогическую деятельность; - общее время.




    5.Рациональное использование школьного оборудования, средств, кадров

    Кр7 – оценка использования педагогов в соответствии с их профессиональным профилем и образованием:

    , где Nn-число учителей, преподающих дисциплину, по которой получена вузовская квалификация; -общее число учителей.

    Кр8-оценка рациональности учебной нагрузки педагогов:

    , где N24-число учителей, имеющих учебную нагрузку до 24 часов в неделю; -общее число учителей.

    Кр9-оценка степени совпадения необходимого и фактического охвата педагогов различными формами повышения квалификации:

    , где N5-число учителей, повышавших квалификацию в последние пять лет и в том числе, управленческие кадры; -общее число учителей.

    Кр10-оценка эффективности использования в школе учебных приборов и оборудования:

    , где Ор- реальное число приборов, используемых в школе; Оn-нормативное число приборов и оборудования.

    Кр11- оценка полезности использования спортивных сооружений и оборудования:

    , где Рр- реальное число спортивных сооружений и оборудования; Рn-нормативное число спортивных сооружений и оборудования; Ур-реально используемые (по времени) учащимися спортивные сооружения; Уn-нормативно возможное (по времени) использование спортивных сооружений и оборудования.

    Кр12 –оценка обеспеченности библиотеки книгами:

    , где Ур- реальная обеспеченность учебниками одного ученика; Уn-нормативно необходимая обеспеченность одного ученика; Кэ- степень достаточности специальной, научно-популярной, художественной, методической литературы.

    Определяется экспертами и принимает значения от 0 до 1.

    III. Технологическая эффективность

    6.Соответствие структуры управления целям школы.

    7.Рациональность использования времени.

    8.Рациональность технологии управления

    9.Способность руководителей к управлению процессом развития профессионализма учителей

    Кт1-оценка соответствия структуры управления целям школы (охват всех сторон деятельности);

    Кт2 – оценка рациональности использования времени в системе управления;

    Кт3 – оценка эффективности управленческих решений;

    Кт4 – оценка подготовленности руководителя к выполнению функций управления;

    Кт5 – оценка степени выполнения руководителями управленческих функций (на основе квалификационных характеристик);

    Кт6 – оценка способностей руководителей к управлению развитием школы

    Кт1 – Кт6 принимают значения от 0 до 1 и оцениваются экспертами



    Принимая в качестве допущения, что все приведенные в таблице показатели равнозначны по их влиянию на процесс управления школой, обобщенный показатель эффективности системы управления школой, с точки зрения разработчиков, может быть вычислен по формуле: , где К – обобщенный показатель; Кi-значение i-го показателя управления школой; n – общее число показателей.

    Уровни эффективности управления процессом развития профессионализма учителя:

    недопустимый – К<0,45;

    критический – 0,45 К<0,65;

    допустимый-0,65 К<0,85;

    оптимальный - К 0,85.
    4.2 Экспертная оценка эффективности деятельности руководителя
    Назначение. Предлагаемая методика дает возможность оценить целый ряд факторов, на основании которых экспертами может быть составлено мнение об эффективности работы конкретного руководителя. В большей степени он пригоден для оценки руководителей среднего звена управления.

    Инструкция. Перед вами опросник, составленный по типу полярных профилей. Он содержит 30 факторов, оцениваемых по 7-балльной шкале. Оценивая конкретного руководителя, просим вас возле каждого из факторов отметить балл, который, по вашему мнению, подходит для данного руководителя.

    Опросник



    Факторы

    7654321

    Факторы

    1

    Наличие стратегического мышления

    7654321

    Отсутствие стратегического мышления

    2

    Наличие управленческих способностей

    7654321

    Недостаток управленческих способностей

    3

    Четкое понимание и

    принятие организационных целей

    7654321

    Недостаточное понимание целей организации

    4

    Высокий уровень социальной ответственности за решаемые задачи

    7654321

    Низкий уровень осознания социальной ответственности за решаемые задачи

    5

    Умение принимать управленческие решения

    7654321

    Неумение принимать

    управленческие решения

    6

    Наличие креативности как творческого импульса

    7654321

    Отсутствие креативности как творческого импульса

    7

    Наличие самоконтроля

    7654321

    Отсутствие самоконтроля

    8

    Умение правильно организовать

    деятельность пульса

    7654321

    Неумение организовать деятельность подчиненных

    9

    Стремление к инновациям

    7654321

    Отсутствие стремления к инновациям

    10

    Высокий уровень профессионализма

    7654321

    Недостаточно высокий уровень

    профессионализма

    11

    Стремление к получению новой информации

    7654321

    Отсутствие стремления к получению новой информации

    12

    Применение эффективных

    стратегий в решении управленческих задач

    7654321

    Применение недостаточно

    эффективных стратегий в решении управленческих задач

    13

    Способность идти на

    риск

    7654321

    Неспособность идти на риск

    14

    Проявление внимания к

    исполнителям

    7654321

    Отсутствие внимания к исполнителям

    15

    Умение

    положительно мотивировать работников

    7654321

    Неумение положительно

    мотивировать работников

    16

    Наличие навыков делового общения

    7654321

    Отсутствие навыков делового общения

    17

    Умение создать нормальный психологический климат в малых группах

    7654321

    Неумение создавать нормальный психологический климат в группах

    18

    Учет мнений

    исполнителей

    7654321

    Невнимание к мнениям исполнителей

    19

    Умение культурно

    вести себя

    7654321

    Неумение культурно вести себя

    20

    Умение правильно

    осуществлять контроль за действиями персонала

    7654321

    Неумение правильно

    осуществлять контроль за действиями персонала

    21

    Умение влиять на других

    людей

    7654321

    Неумение влиять на других людей

    22

    Наличие положительных

    социальных установок

    7654321

    Отсутствие достаточного количества

    положительных социальных установок

    23

    Правильное отношение к критике в свой

    адрес

    7654321

    Неправильное отношение к критике в свой адрес

    24

    Стремление

    к личностному росту

    7654321

    Отсутствие стремления заниматься своим

    личностным ростом

    25

    Применение эффективных стилей руководства людьми

    7654321

    Применение неэффективных стилей руководства людьми

    26

    Последовательность в

    достижении целей

    7654321

    Непоследовательность в достижении целей

    27

    Гуманное отношение к работникам

    7654321

    Безразличное отношение к работникам

    28

    Наличие эмпатии

    7654321

    Отсутствие эмпатии

    29

    Умение управлять группой

    7654321

    Неумение управлять группой

    30

    Умение пользоваться авторитетом и

    властью

    7654321

    Отсутствие авторитета и неумение пользоваться властью




    Обработка и интерпретация
    Начальный этап обработки связан с определением суммарного результата. Затем составляется графический профиль на данного исследуемого, позволяющий визуализировать степень выраженности каждого из 30 ПВК руководителя.

    Уровни эффективности управленческой деятельности приведены ниже.

    30-48 баллов - руководитель не соответствует требованиям управленческой

    деятельности;

    49-60 баллов - руководитель имеет мало оснований быть полезным данной

    организации;

    61-90 баллов - эффективность работы руководителя слишком мала;

    91-120 баллов - руководитель недостаточно эффективен;

    121-150 баллов - эффективность руководителя еще недостаточна:

    151-179 баллов - есть все возможности повысить свою эффективность;

    180-210 баллов - эффективный руководитель.
    4.3 Характер управленческих отношений в образовательном учреждении
    Назначение. Методика предназначена для изучения характера управленческих отношений в школе (стремится ли руководитель к рефлексии (самооценке) своей деятельности и способен ли он изменить свое решение, реагируя на критику.

    Инструкция. Поставьте баллы против каждого предложения, использую ниже приведенную шкалу:
    4 балла – да

    3 балла – почти всегда

    2 балла – иногда

    1 балл – крайне редко, никогда.




    Утверждения

    Балл

    1

    Директор (заместитель) доверяет мне как учителю-профессионалу достаточно трудные участки работы.

    1 2 3 4

    2

    Руководитель школы делегирует полномочия, доверяя педагогу.

    1 2 3 4

    3

    Выражает публично (или индивидуально) благодарность за удачно выполненную работу.

    1 2 3 4

    4

    Замечает и оценивает в работе учителя даже незначительные продвижения в ее качестве, в его профессиональном росте.

    1 2 3 4

    5

    Показывает вам, что только Вы со своим профессионализмом в состоянии выполнить какую-то конкретную работу (роль).

    1 2 3 4

    6

    Если затрудняешься, руководитель всегда окажет помощь в трудной (в профессиональном плане) ситуации.

    1 2 3 4

    7

    Руководитель замечает, когда у тебя профессиональный (эмоциональный) спад, стремится вдохновить и уверить в себе.

    1 2 3 4

    8

    Проводит ли руководитель после управленческого совещания, семинара, педсовета обсуждение качества мероприятия с управленческой командой?

    1 2 3 4

    9

    Интересуется ли руководитель школы мнением учителей, родителей о целях и содержании плана развития школы (годового плана работы)?

    1 2 3 4

    10

    Способен ли руководитель вашей школы изменить свое решение после его обсуждения в коллективе (после дискуссии)?

    1 2 3 4



    По каждому вопросу выявляется «балл» руководителя, который соответствует определенному выше уровню эффективности. После обработки данных по всем вопросам определяется наиболее часто встречающийся ответ (в баллах). Он и будет определять качество управленческой деятельности.



    Раздел 5. Диагностика управленческих барьеров
    5.1 Экспресс-диагностика барьеров в управленческой деятельности
    Инструкция. Оцените частотность проявления каждого из 12 утверждений по указанной в бланке ответов форме.

    Бланк ответов



    Утверждения

    никогда

    редко

    иногда

    часто

    всегда

    1

    Коллеги часто не знают, что от вас можно

    ожидать.

    1

    2

    3

    4

    5

    2

    Вы убеждены, что делаете не то, что нужно.

    1

    2

    3

    4

    5

    3

    Вы чувствуете, что не в состоянии удовлетворить разноречивые требования

    руководства.

    1

    2

    3

    4

    5

    4

    Вы ощущаете перегрузку.

    1

    2

    3

    4

    5

    5

    Вам не хватает времени, чтобы сделать работу как следует.

    1

    2

    3

    4

    5

    6

    Вы чувствуете, что работа отражается на личной жизни.

    1

    2

    3

    4

    5

    7

    Вы часто не знаете, что вам поручат сделать.

    1

    2

    3

    4

    5

    8

    Вы чувствуете, что для выполнения работы вам часто не хватает власти.

    1

    2

    3

    4

    5

    9

    Вы чувствуете, что не можете "переварить» всю необходимую информацию.

    1

    2

    3

    4

    5

    10

    Вы не знаете, как вас оценивает руководство.

    1

    2

    3

    4

    5

    11

    Вы не в состоянии предугадать реакцию вышестоящих начальников.

    1

    2

    3

    4

    5

    12

    Ваши взгляды коренным образом расходятся со взглядами шефа.

    1

    2

    3

    4

    5