Файл: Сборник диагностических материалов по изучению психологических особенностей педагогов в системе психологопедагогического сопровождения в образовательных организациях региона авторы составители.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.11.2023
Просмотров: 1570
Скачиваний: 6
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Раздел 4. Диагностика эффективности деятельности руководителя.
4.1 Уровень эффективности системы управления школой
(Г.М.Тюлю, Э.В.Литвиненко)
(по материалам диссертации кандидата педагогических наук Е.Н. Шафоростовой «Управление процессом развития профессионализма учителя в условиях инновационной школы»)
Принимая в качестве допущения, что все приведенные в таблице показатели равнозначны по их влиянию на процесс управления школой, обобщенный показатель эффективности системы управления школой, с точки зрения разработчиков, может быть вычислен по формуле: , где К – обобщенный показатель; Кi-значение i-го показателя управления школой; n – общее число показателей.
Уровни эффективности управления процессом развития профессионализма учителя:
недопустимый – К<0,45;
критический – 0,45 К<0,65;
допустимый-0,65 К<0,85;
оптимальный - К 0,85.
4.2 Экспертная оценка эффективности деятельности руководителя
Назначение. Предлагаемая методика дает возможность оценить целый ряд факторов, на основании которых экспертами может быть составлено мнение об эффективности работы конкретного руководителя. В большей степени он пригоден для оценки руководителей среднего звена управления.
Инструкция. Перед вами опросник, составленный по типу полярных профилей. Он содержит 30 факторов, оцениваемых по 7-балльной шкале. Оценивая конкретного руководителя, просим вас возле каждого из факторов отметить балл, который, по вашему мнению, подходит для данного руководителя.
Опросник
Обработка и интерпретация
Начальный этап обработки связан с определением суммарного результата. Затем составляется графический профиль на данного исследуемого, позволяющий визуализировать степень выраженности каждого из 30 ПВК руководителя.
Уровни эффективности управленческой деятельности приведены ниже.
30-48 баллов - руководитель не соответствует требованиям управленческой
деятельности;
49-60 баллов - руководитель имеет мало оснований быть полезным данной
организации;
61-90 баллов - эффективность работы руководителя слишком мала;
91-120 баллов - руководитель недостаточно эффективен;
121-150 баллов - эффективность руководителя еще недостаточна:
151-179 баллов - есть все возможности повысить свою эффективность;
180-210 баллов - эффективный руководитель.
4.3 Характер управленческих отношений в образовательном учреждении
Назначение. Методика предназначена для изучения характера управленческих отношений в школе (стремится ли руководитель к рефлексии (самооценке) своей деятельности и способен ли он изменить свое решение, реагируя на критику.
Инструкция. Поставьте баллы против каждого предложения, использую ниже приведенную шкалу:
4 балла – да
3 балла – почти всегда
2 балла – иногда
1 балл – крайне редко, никогда.
По каждому вопросу выявляется «балл» руководителя, который соответствует определенному выше уровню эффективности. После обработки данных по всем вопросам определяется наиболее часто встречающийся ответ (в баллах). Он и будет определять качество управленческой деятельности.
Раздел 5. Диагностика управленческих барьеров
5.1 Экспресс-диагностика барьеров в управленческой деятельности
Инструкция. Оцените частотность проявления каждого из 12 утверждений по указанной в бланке ответов форме.
Бланк ответов
4.1 Уровень эффективности системы управления школой
(Г.М.Тюлю, Э.В.Литвиненко)
(по материалам диссертации кандидата педагогических наук Е.Н. Шафоростовой «Управление процессом развития профессионализма учителя в условиях инновационной школы»)
Параметры эффективности | Показатели эффективности | Содержание оценочных показателей |
I. Целевая эффективность | 1.Потенциальные возможности школы в достижении поставленных целей. 2.Прогрессивнось школы – способность к развитию | Кц1-оценка кадров (обеспеченность кадрами, уровень квалификации, уровень педмастерства); Кц2 –оценка материально-технической и финансовой базы школы; Кц3 –оценка санитарно-гигиенического состояния в школе; Кц4 –оценка удовлетворения школой изменяющихся образовательных потребностей населения; Кц5 –оценка уровня инновационного потенциала педагогического коллектива; Кц6 –оценка обоснованности стратегии развития школы; Кц7 –оценка уровня развития школьного коллектива |
Кц1 – Кц7 принимают значения от 0 до 1 и оцениваются экспертами | ||
II.Ресурсная эффективность | 3.Реализация педагогами своих профессиональных интересов и возможностей. | Кр1-оценка развития творческой активности педагогов; Кр2 –оценка инноваций и нововведений; Кр3 –оценка результатов педагогической деятельности и их изменения. |
Кр1 – Кр3 –оценивается методами экспертного опроса, анкетирования, срезов результатов обучения, воспитания и развития. Принимают значения от 0 до 1. | ||
| 4.Рациональная организация труда в школе | Кр4 –оценка рациональности расписания работы школы (по опросу): Кр4= ; где ; Nn-общее число учителей, считающих расписание рациональным; -общее число учителей. ; -число учеников, считающих расписание рациональным; -общее число учеников. Kэ –определяется экспертом исходя из оценки расписания с позиций психогигиены обучающихся, отсутствием у них учебной перегрузки, учета интересов учителей и возможностей их профессионального роста (принимает значения от 0 до 1) Кр5-оценка удовлетворенности обучающихся, учителей организацией их труда (по опросу): где , Nn-число учителей, считающих организацию (условия) их труда рациональной; -общее число учителей. , Yy-число учеников, оценивающих организацию учебного процесса и досуга как рациональную; -общее число учеников. Кр6-оценка эффективности использования времени педагогов: , где Тполезн. =Туроки+Тподгот. к уроку+Тконсульт+ΔТ, ΔТ-время, полезно затраченное на педагогическую деятельность; - общее время. |
| 5.Рациональное использование школьного оборудования, средств, кадров | Кр7 – оценка использования педагогов в соответствии с их профессиональным профилем и образованием: , где Nn-число учителей, преподающих дисциплину, по которой получена вузовская квалификация; -общее число учителей. Кр8-оценка рациональности учебной нагрузки педагогов: , где N24-число учителей, имеющих учебную нагрузку до 24 часов в неделю; -общее число учителей. Кр9-оценка степени совпадения необходимого и фактического охвата педагогов различными формами повышения квалификации: , где N5-число учителей, повышавших квалификацию в последние пять лет и в том числе, управленческие кадры; -общее число учителей. Кр10-оценка эффективности использования в школе учебных приборов и оборудования: , где Ор- реальное число приборов, используемых в школе; Оn-нормативное число приборов и оборудования. Кр11- оценка полезности использования спортивных сооружений и оборудования: , где Рр- реальное число спортивных сооружений и оборудования; Рn-нормативное число спортивных сооружений и оборудования; Ур-реально используемые (по времени) учащимися спортивные сооружения; Уn-нормативно возможное (по времени) использование спортивных сооружений и оборудования. Кр12 –оценка обеспеченности библиотеки книгами: , где Ур- реальная обеспеченность учебниками одного ученика; Уn-нормативно необходимая обеспеченность одного ученика; Кэ- степень достаточности специальной, научно-популярной, художественной, методической литературы. Определяется экспертами и принимает значения от 0 до 1. |
III. Технологическая эффективность | 6.Соответствие структуры управления целям школы. 7.Рациональность использования времени. 8.Рациональность технологии управления 9.Способность руководителей к управлению процессом развития профессионализма учителей | Кт1-оценка соответствия структуры управления целям школы (охват всех сторон деятельности); Кт2 – оценка рациональности использования времени в системе управления; Кт3 – оценка эффективности управленческих решений; Кт4 – оценка подготовленности руководителя к выполнению функций управления; Кт5 – оценка степени выполнения руководителями управленческих функций (на основе квалификационных характеристик); Кт6 – оценка способностей руководителей к управлению развитием школы |
Кт1 – Кт6 принимают значения от 0 до 1 и оцениваются экспертами |
Принимая в качестве допущения, что все приведенные в таблице показатели равнозначны по их влиянию на процесс управления школой, обобщенный показатель эффективности системы управления школой, с точки зрения разработчиков, может быть вычислен по формуле: , где К – обобщенный показатель; Кi-значение i-го показателя управления школой; n – общее число показателей.
Уровни эффективности управления процессом развития профессионализма учителя:
недопустимый – К<0,45;
критический – 0,45 К<0,65;
допустимый-0,65 К<0,85;
оптимальный - К 0,85.
4.2 Экспертная оценка эффективности деятельности руководителя
Назначение. Предлагаемая методика дает возможность оценить целый ряд факторов, на основании которых экспертами может быть составлено мнение об эффективности работы конкретного руководителя. В большей степени он пригоден для оценки руководителей среднего звена управления.
Инструкция. Перед вами опросник, составленный по типу полярных профилей. Он содержит 30 факторов, оцениваемых по 7-балльной шкале. Оценивая конкретного руководителя, просим вас возле каждого из факторов отметить балл, который, по вашему мнению, подходит для данного руководителя.
Опросник
№ | Факторы | 7654321 | Факторы |
1 | Наличие стратегического мышления | 7654321 | Отсутствие стратегического мышления |
2 | Наличие управленческих способностей | 7654321 | Недостаток управленческих способностей |
3 | Четкое понимание и принятие организационных целей | 7654321 | Недостаточное понимание целей организации |
4 | Высокий уровень социальной ответственности за решаемые задачи | 7654321 | Низкий уровень осознания социальной ответственности за решаемые задачи |
5 | Умение принимать управленческие решения | 7654321 | Неумение принимать управленческие решения |
6 | Наличие креативности как творческого импульса | 7654321 | Отсутствие креативности как творческого импульса |
7 | Наличие самоконтроля | 7654321 | Отсутствие самоконтроля |
8 | Умение правильно организовать деятельность пульса | 7654321 | Неумение организовать деятельность подчиненных |
9 | Стремление к инновациям | 7654321 | Отсутствие стремления к инновациям |
10 | Высокий уровень профессионализма | 7654321 | Недостаточно высокий уровень профессионализма |
11 | Стремление к получению новой информации | 7654321 | Отсутствие стремления к получению новой информации |
12 | Применение эффективных стратегий в решении управленческих задач | 7654321 | Применение недостаточно эффективных стратегий в решении управленческих задач |
13 | Способность идти на риск | 7654321 | Неспособность идти на риск |
14 | Проявление внимания к исполнителям | 7654321 | Отсутствие внимания к исполнителям |
15 | Умение положительно мотивировать работников | 7654321 | Неумение положительно мотивировать работников |
16 | Наличие навыков делового общения | 7654321 | Отсутствие навыков делового общения |
17 | Умение создать нормальный психологический климат в малых группах | 7654321 | Неумение создавать нормальный психологический климат в группах |
18 | Учет мнений исполнителей | 7654321 | Невнимание к мнениям исполнителей |
19 | Умение культурно вести себя | 7654321 | Неумение культурно вести себя |
20 | Умение правильно осуществлять контроль за действиями персонала | 7654321 | Неумение правильно осуществлять контроль за действиями персонала |
21 | Умение влиять на других людей | 7654321 | Неумение влиять на других людей |
22 | Наличие положительных социальных установок | 7654321 | Отсутствие достаточного количества положительных социальных установок |
23 | Правильное отношение к критике в свой адрес | 7654321 | Неправильное отношение к критике в свой адрес |
24 | Стремление к личностному росту | 7654321 | Отсутствие стремления заниматься своим личностным ростом |
25 | Применение эффективных стилей руководства людьми | 7654321 | Применение неэффективных стилей руководства людьми |
26 | Последовательность в достижении целей | 7654321 | Непоследовательность в достижении целей |
27 | Гуманное отношение к работникам | 7654321 | Безразличное отношение к работникам |
28 | Наличие эмпатии | 7654321 | Отсутствие эмпатии |
29 | Умение управлять группой | 7654321 | Неумение управлять группой |
30 | Умение пользоваться авторитетом и властью | 7654321 | Отсутствие авторитета и неумение пользоваться властью |
Обработка и интерпретация
Начальный этап обработки связан с определением суммарного результата. Затем составляется графический профиль на данного исследуемого, позволяющий визуализировать степень выраженности каждого из 30 ПВК руководителя.
Уровни эффективности управленческой деятельности приведены ниже.
30-48 баллов - руководитель не соответствует требованиям управленческой
деятельности;
49-60 баллов - руководитель имеет мало оснований быть полезным данной
организации;
61-90 баллов - эффективность работы руководителя слишком мала;
91-120 баллов - руководитель недостаточно эффективен;
121-150 баллов - эффективность руководителя еще недостаточна:
151-179 баллов - есть все возможности повысить свою эффективность;
180-210 баллов - эффективный руководитель.
4.3 Характер управленческих отношений в образовательном учреждении
Назначение. Методика предназначена для изучения характера управленческих отношений в школе (стремится ли руководитель к рефлексии (самооценке) своей деятельности и способен ли он изменить свое решение, реагируя на критику.
Инструкция. Поставьте баллы против каждого предложения, использую ниже приведенную шкалу:
4 балла – да
3 балла – почти всегда
2 балла – иногда
1 балл – крайне редко, никогда.
№ | Утверждения | Балл |
1 | Директор (заместитель) доверяет мне как учителю-профессионалу достаточно трудные участки работы. | 1 2 3 4 |
2 | Руководитель школы делегирует полномочия, доверяя педагогу. | 1 2 3 4 |
3 | Выражает публично (или индивидуально) благодарность за удачно выполненную работу. | 1 2 3 4 |
4 | Замечает и оценивает в работе учителя даже незначительные продвижения в ее качестве, в его профессиональном росте. | 1 2 3 4 |
5 | Показывает вам, что только Вы со своим профессионализмом в состоянии выполнить какую-то конкретную работу (роль). | 1 2 3 4 |
6 | Если затрудняешься, руководитель всегда окажет помощь в трудной (в профессиональном плане) ситуации. | 1 2 3 4 |
7 | Руководитель замечает, когда у тебя профессиональный (эмоциональный) спад, стремится вдохновить и уверить в себе. | 1 2 3 4 |
8 | Проводит ли руководитель после управленческого совещания, семинара, педсовета обсуждение качества мероприятия с управленческой командой? | 1 2 3 4 |
9 | Интересуется ли руководитель школы мнением учителей, родителей о целях и содержании плана развития школы (годового плана работы)? | 1 2 3 4 |
10 | Способен ли руководитель вашей школы изменить свое решение после его обсуждения в коллективе (после дискуссии)? | 1 2 3 4 |
По каждому вопросу выявляется «балл» руководителя, который соответствует определенному выше уровню эффективности. После обработки данных по всем вопросам определяется наиболее часто встречающийся ответ (в баллах). Он и будет определять качество управленческой деятельности.
Раздел 5. Диагностика управленческих барьеров
5.1 Экспресс-диагностика барьеров в управленческой деятельности
Инструкция. Оцените частотность проявления каждого из 12 утверждений по указанной в бланке ответов форме.
Бланк ответов
№ | Утверждения | никогда | редко | иногда | часто | всегда |
1 | Коллеги часто не знают, что от вас можно ожидать. | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
2 | Вы убеждены, что делаете не то, что нужно. | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
3 | Вы чувствуете, что не в состоянии удовлетворить разноречивые требования руководства. | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
4 | Вы ощущаете перегрузку. | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
5 | Вам не хватает времени, чтобы сделать работу как следует. | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
6 | Вы чувствуете, что работа отражается на личной жизни. | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
7 | Вы часто не знаете, что вам поручат сделать. | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
8 | Вы чувствуете, что для выполнения работы вам часто не хватает власти. | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
9 | Вы чувствуете, что не можете "переварить» всю необходимую информацию. | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
10 | Вы не знаете, как вас оценивает руководство. | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
11 | Вы не в состоянии предугадать реакцию вышестоящих начальников. | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
12 | Ваши взгляды коренным образом расходятся со взглядами шефа. | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |