Файл: Сборник диагностических материалов по изучению психологических особенностей педагогов в системе психологопедагогического сопровождения в образовательных организациях региона авторы составители.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.11.2023

Просмотров: 1329

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

11.3 Самооценка форм агрессивного поведения

(модифицированный вариант Басса — Дарки)

12.1 Анкета для выявления кризисогенных факторов и факторов преодоления профессиональных кризисов учителей

Раздел 13. Диагностика совладающего поведения13.1 Диагностика стратегий импунитивного поведенияв конфликтных ситуацияхНазначение. Важнейшей составной частью управления конфликтами является их внутреннее, психологическое разрешение. От него непосредственно зависит наше переживание конфликта, его влияние на психику и реальное поведение. Исходным моментом внутреннего преодоления конфликта является переоценка самого конфликта, за ним следует выбор форм разрешающего поведения.Существуют два основных типа разрешения внутреннего конфликта - адаптивный и паллиативный. Адаптивное поведение направлено на активное изменение конфликтных отношений, реальное устранение конфликтной ситуации. Его характеризуют, например, такие формы преодолевающего поведения, как поиск информации, поэтапное решение, переосмысление, обращение за помощью и т. д. Паллиативное поведение означает внутреннее психологическое приспособление к конфликту в целях ограничения его нервных, эмоциональных и т. п. издержек посредством таких поведенческих форм, как прямое выражение чувств, разрядка, замещающая деятельность (сублимация), фантазия, юмор, сдерживание, отстранение и др. Использование такого поведения наиболее целесообразно при неразрешимых конфликтах. При разрешении конфликта возможно сочетание обоих названных выше типов преодолевающего поведения.Инструкция. Изучение разрешающего поведения проводится на материале трех обобщенных ситуаций, связанных с длительными или сильными конфликтами: утрата (смерть, разлука, ссора, потеря работы, здоровья, жизненных ценностей и т. п.); угроза (для ценностей, перечисленных выше или иных); новые возможности (новое знакомство, переезд в другой дом или город, поступление на новую работу, ответственное дело, возможность достижения личного успеха и т. п. Вспомните по одной ситуации потери, угрозы и открывшейся новой возможности за последний год (если вы выберете более давние ситуации, то должны хорошо их помнить). Выберите из приведенного списка фразы, соответствующие вашим мыслям, чувствам и действиям в этих ситуациях, и выпишите номера фраз для трех ситуаций (сами ситуации не надо описывать).ОпросникИспользуйте следующие варианты ответов для анализа своих трех конфликтных ситуаций.В ситуации потери, угрозы, новой возможности вы:1. Искали профессиональную помощь.2. Не выражали свои чувства.3. Мечтали о лучших временах.4. Выросли как личность.5. Получили толчок для творчества.6. Упорно стояли на своем.7. Пытались отдохнуть.8. Старались забыться.9. Шутили по поводу ситуации.10. Больше спали.11. Отказывались верить.12. Обвиняли себя.13. Во всем винили других.14. Надеялись на чудо.15. «Сорвали чувство» на другом человеке.16. Чувствовали, что должны просто подождать.17. Положились на судьбу.18. Старались больше узнать о ситуации.19. Попытались найти что-то хорошее в ситуации.20. Сосредоточились на хорошем,21. Разговаривали с кем-то другим, прося помощи.22. Дали выход чувствам.23. Фантазировали, что будет, когда все это кончится.24. Вышли из этого лучше, чем были до этого.25. Изменились.26. Продолжали еще более усердные попытки.27. Слишком много ели, пили или использовали лекарства.28. Не позволяли себе столкнуться с проблемой вплотную.29. Относились к ситуации несерьезно.30. Были озабочены сохранением сил и энергии.31. Не изменили точку зрения.32. Критиковали себя.33. Пытались не быть опрометчивым.34. Желали бы изменить прошлое.35. Стали раздражительным.36. Выжидали, что будет.37. Успокаивали себя тем, что у других дела не лучше.38. Составили и выполняли план.39. Сказали себе, что будет лучше.40. Просили совета.41. Говорили о своих чувствах.42. Думали о нереальном.43. Нашли новую веру.44. Научились чему-то новому.45. Сохраняли тот же образ действий.46. Использовали способы самоуспокоения.47. Старались изгнать ситуацию из мыслей.48. Видели смежную (оборотную) сторону.49. Откладывали и медлили.50. Отказывались считать проблемой.51. Приняли основную тяжесть на себя.52. Пытались приспосабливаться.53. Желали, чтобы ситуация исчезла.54. Что-то разбили, разрушили.55. Ничего нельзя было сделать.56. Приняли как неизбежное.57. Анализировали ситуацию.58. Искали поддержки.59. Контролировали чувства.60. Пересмотрели свои ценности.61. Появилось новое понимание себя.62. Действовали так, будто ничего не произошло.63. Обратились к другой деятельности.64. Концентрировались на следующем этапе ситуации.65. Не давали другим узнать, в чем суть дела.66. Отнеслись так, как будто это случилось не с вами, а с кем-то другим.67. Чувствовали себя виноватым.68. Пересмотрели поспешно принятые решения.69. Желали, чтобы все скорее окончилхь.70. Предприняли прямые действия, связанные с ситуацией.71. Уверовали в высшую силу.72. Непосредственно выражали чувства.73. Проводили время в мечтах.74. У вас не было эмоциональной реакции.75. Думали о другом.76. Осуществляли действия поэтапно.77. Отдалились от других.78. Думали и не принимали решения.79. Сравнивали свои заботы с чужими.80. Искали удовлетворение где-то еще.81. Избегали поиска причин.82. Выискивали, кого обвинить.Обработка и интерпретация результатов Выясните по ключу, какие стратегии совладающего поведения вы используете чаще всего.Формы совладающего поведения1.Разрядка- 15,35, 54.2.Рациональные действия - 18, 38, 57, 70.3.Поиск помощи - 1, 21, 40, 58.4.Настойчивость - 6, 26, 45.5.Отстранение - 62, 66, 74.6.Фатализм-16,17, 36, 55, 56.7.Выражение чувств - 22, 41, 72.8.Позитивное мышление - 19, 20, 39.9.Отвлечение - 63, 75, 80.10.Фантазия-3,23,42, 73.11.Отрицание- 11,31,50.12.Самообвинение - 12, 32, 51,67.13.Поэтапные действия - 64,76.14.Сравнение - 37, 79.15.Успокоение-7, 10,27,46.16.Контроль эмоций - 2, 59.17.Осторожность - 33, 52, 68.18.Приобретение силы

Интерпретация

Позиции для контроля и самоконтроля

18.10 Анкета «Какой Вы педагог»



Обработка и интерпретация результатов

Подсчитываются средние значения каждого из четырех стилей ОД: РС - «разящие стрелы», ВБ - «возвращающийся бумеранг», СЧ - «снующий челнок», ПП - «плывущий плот».

По показателям средних оценок можно судить по доминированию одного из стилей ОД или профильном их сочетании.

О степени выраженности того или иного стиля ОД можно судить по следующим усредненным значениям (в баллах):

1-5 баллов - очень низкий уровень;

6-8 баллов - низкий уровень;

9-15 - средний уровень;

16-19 - высокий уровень;

20 и более - очень высокий.

    1. Экспертная диагностика стилей руководства


Назначение. Методика направлена на изучение трех классических стилей руководства: демократического (Д), авторитарного (А) и либерально-попустительского (Л). Их проявление определяется с помощью экспертной оценки деятельностного поведения реального или потенциального руководителя в 27 заданных ситуациях.

Инструкция. Просим вас оценить типичное поведение данного субъекта в 27 заданных ситуациях. В каждом случае вы должны выбрать один из трех вариантов поведения, свойственного данному лицу, и зафиксировать его в бланке ответов. Для этого рядом с номером вопроса проставьте ответ в буквенной форме. При наличии бланка с возможными вариантами ответов обведите кружочком соответствующий ответ.

Опросник
1. Руководитель:

а) централизует руководство, требует, чтобы обо всем сразу докладывали именно ему;

б) пассивен, можно сказать, что «плывет по течению»;

в) четко распределяет функции между собой, своими заместителями и подчиненными.

2. Руководитель:

а) в критических ситуациях, как правило, переходит на более жесткие методы руководства;

б) сталкиваясь с трудностями, начинает более тесно взаимодействовать с подчиненными;

в) в критических ситуациях плохо справляется с руководством коллективом.

3. Руководитель:

а) регулярно общается с подчиненными, говорит о положении дел в коллективе, о возможных трудностях;

б) умеет общаться, но ограничивает общение с подчиненными, держится на расстоянии от них;

в) старается общаться с подчиненными, но при этом испытывает трудности в общении.


4. Руководитель:

а) когда он отсутствует, члены группы работают хуже;

б) если даже временно покидает коллектив, то люди не снижают продуктивности;

в) такой, что члены коллектива работают при нем не в полную силу, при другом руководителе могли бы сделать больше.

5. Руководитель:

а) на критику обычно не обижается, прислушивается к ней;

б) критику выслушивает, обещает принять меры, но ничего не делает;

в) не любит, когда его критикуют, и не скрывает этого.

6.Руководитель:

а) сам обращается за советом к подчиненным;

б) не допускает, чтобы подчиненные ему советовали, а тем более возражали; в) такой, что подчиненные не только советуют, но и дают ему указания.

7.Руководитель:

а) контролирует работу от случая к случаю;

б) всегда очень

строго контролирует работу подчиненных и коллектива в целом;

в) контролируя работу, всегда заметит положительные результаты, похвалит тех, кто этого заслуживает.

8.Руководитель:

а) интересуется только выполнением намеченного плана, и ему безразлично, как при этом люди относятся друг к другу;

6) решая повседневные задачи, старается создать и поддержать доверительные отношения между людьми в коллективе;

в) в эффективной работе особенно не заинтересован, подходит к работе формально.

9.Руководитель:

а) приказывает так, что хочется выполнить задание;

6) приказывать не умеет, его приказы не имеют требуемой силы;

в) обращается с просьбой, а получается приказ.

10.Руководитель:

а) сам решает даже те вопросы, с которыми не совсем хорошо знаком;

б) если что-либо не знает, то не боится показать это и обращается за помощью к другим членам коллектива;

в) если не знает, как решить вопрос, чаще всего все пускает на самотек.

11.Руководитель:

а) такой, что складывается впечатление, будто он боится

много брать на себя;

6) ответственность распределяет между собой и членами коллектива;

в) концентрирует ответственность в своих руках.

12.Руководитель:

а) хочет, чтобы его помощники были яркими и интересными людьми;

6) добивается, чтобы помощники подчинялись ему во всем безотказно;

в) такой, что ему все равно, кто у него помощник.

13.Руководитель:

а) такой, что все довольны, когда он отсутствует,

чувствуют некоторое облегчение;

б) такой, что с ним работать интересно, все с радостью ждут его возвращения; в) такой, что отсутствие его не замечается, члены коллектива к нему почти безразличны.



14.Руководитель:

а) такой, что для выполнения работы ему нередко приходится уговаривать членов коллектива;

6) никогда не просит, всегда настаивает, приказывает, распоряжается;

в) часто обращается к подчиненным с поручением, советом, просьбой.

15.Руководитель:

а) всегда доброжелателен к подчиненным;

б) по отношению к подчиненным может быть нетактичным и грубым:

в) характер обращения с подчиненными бывает разным, часто меняется.

16.Руководитель:

а) привлекает к управлению рядовых членов коллектива;

6) нередко перекладывает свои функции на других;

в) создает обстановку, когда управленческие функции фактически принимают на себя другие члены коллектива.

17.Руководитель:

а) не влияет на дисциплину, она определяется другими;

6) умеет поддерживать дисциплину и порядок;

в) такой, что дисциплина всегда неплохая, так как все его боятся.

18.Руководитель:

а) общается только по сугубо деловым вопросам;

6) разговаривая с подчиненными о делах, спросит и о личном;

в) такой, что нередко трудно понять, чего он хочет.

19.Руководитель:

а) единолично принимает решения или отменяет их;

6) старается уйти от выполнения сложного и хлопотливого дела;

в) старается решать дела с подчиненными, единолично принимает решения лишь в срочных случаях.

20.Руководитель:

а) руководит так, что в его коллективе недостаточно развиты взаимопомощь и взаимное доверие;

б) старается, чтобы у подчиненных на работе было хорошее настроение;

в) способствовал текучести кадров в коллективе, люди уходят и не жалеют об этом.

21.Руководитель:

а) способствует тому, чтобы подчиненные самостоятельно принимали решения:

б) иногда навязывает свое мнение, а говорит, что это мнение большинства;

в) создал такую обстановку, что исполнители предоставлены сами себе.

22.Руководитель:

а) всегда советуется со всеми, особенно с опытными работниками;

б) советуется только с вышестоящими руководителями:

в) советуется с коллективом изредка.

23.Руководитель:

а) инициативу подчиненных не поощряет;

б) инициативу подчиненных поддерживает;

в) обычно ждет подталкивания со стороны.

24.Руководитель:

а) использует любимый лозунг «Давай-давай!»;

б) требователен, но справедлив;

в) пожалуй, весьма не требовательный человек.


25.Руководитель:

а) предпочитает следовать уже отработанным нормам, требованиям;

б) охотно поддерживает целесообразные нововведения;

в) нововведения чаще всего пропускает мимо себя.

26.Руководитель:

а) в своей работе широко опирается на общественные организации;

б) создал обстановку, когда некоторые важные дела общественной жизни коллектива чаще всего решаются без него;

в) не очень считается с общественными организациями.

27.Руководитель:

а) таков, что ему безразлично, что о нем думают подчиненные;

б) никогда не проявляет своего превосходства над членами коллектива;

в) считает себя незаменимым в коллективе.
Обработка и интерпретация результатов
Ключ


Группа утверждений

Утверждение

Группа утверждений

Утверждение




а

б

в




а

б

в

1

А

Л

Д

15

Д

А

Л

2

А

Д

Л

16

Д

А

Л

3

Д

А

Л

17

Л

Д

А

4

А

Д

Л

18

А

Д

Л

5

Д

Л

А

19

А

Л

Д

6

Д

А

Л

20

А

Д

Л

7

Л

А

Д

21

Д

А

Л

8

А

Д

Л

22

Д

Л

А

9

Д

Л

А

23

А

А

Л

10

А

Д

Л

24

А

Д

Л

11

Д

Л

А

25

А

Д

Л

12

Д

А

Л

26

Д

Д

А

13

А

Д

Л

27

Л

Д

А

14

Л

А

Д














Диагностика стиля производится на основе преобладания числа совпадений с ключом.


    1. 111>
      1   ...   10   11   12   13   14   15   16   17   ...   67