Файл: Сборник диагностических материалов по изучению психологических особенностей педагогов в системе психологопедагогического сопровождения в образовательных организациях региона авторы составители.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.11.2023
Просмотров: 1572
Скачиваний: 6
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Обработка и интерпретация результатов
Суммируйте баллы по четырем блокам:
1 - 3 характеризуют конфликтность рабочей обстановки;
4-6 оценивают степень перегрузки в процессе выполнения своих обязанностей;
7-9 отражают неопределенность положения в организации;
10-12 раскрывают взаимоотношения с руководством.
Если сумма баллов по каждому блоку составляет 12 и более, то это свидетельствует о наличии препятствий, мешающих успешно решать проблемы.
Если общая сумма баллов превышает 36, то есть основания говорить о несоответствии личностных особенностей требованиям данной профессии.
5.2. Диагностика комплекса угрожаемого авторитета (КУА) у руководителей
Назначение. Данная методика направлена на выявление КУА, обусловленного несоответствием социальных ожиданий группы, объективными неудачами, чрезмерной сложностью производственной ситуации, соперничеством внутри руководящего состава, деятельностью различных группировок, неуверенностью в своей компетентности. Явление это довольно распространенное. Подобную неуверенность в себе, нередко возникшую еще в детстве, не могут уничтожить никакие успехи по службе, в том числе и удачное руководство все более крупными коллективами.
Чтобы лечить болезнь, надо ее распознать. К сожалению, поставить самому себе диагноз «комплекс угрожаемого авторитета» - дело весьма трудное. Характер этого «недуга» таков, что он плохо поддается самодиагнозу, а те, кто обнаруживают его извне, либо не реагируют, либо используют для достижения собственных корыстных целей.
Инструкция. Подумайте и обведите кружком ту букву, которая соответствует ответу, наиболее близкому вашим личным убеждениям:
1. Могу сказать о себе, что я выполняю свои обязанности настолько хорошо,
насколько это возможно.
А - всегда; Б - обычно; В - иногда; Г - почти никогда.
2. До сих пор мне удавалось точно предвидеть важные для моего предприятия
явления и события.
А - всегда; Б - обычно; В - иногда; Г - почти никогда.
3. Главной причиной неудач, которые иногда бывают в моей работе, является плохое отношение или глупость некоторых моих сотрудников.
А - всегда; Б - обычно; В - иногда; Г - почти никогда.
4. Я признаю право на критику, но должен отметить, что большинство моих критиков не имеют морального права выдвигать против меня обвинения.
А - согласен полностью; Б - согласен частично; В - скорее не согласен; Г -
совершенно не согласен.
5. Многие сотрудники плюют на мои неудачи.
А - совершенно верно; Б - отчасти верно; В - скорее неверно; Г - совершенно
неверно.
6. Люди, которые хотят меня поучать, должны сами сначала научиться.
А - согласен полностью; Б - согласен частично; В - скорее не согласен; Г -
совершенно не согласен.
7. Согласие с мнением подчиненных является признаком слабости руководителя.
А - согласен полностью; Б - согласен частично; В - скорее не согласен; Г -
совершенно не согласен.
8. Я трезво и объективно оцениваю самого себя.
А - всегда; Б - обычно; В - иногда; Г - почти никогда.
9. Я ценю справедливую критику, но должен сказать, что те, кто критиковал мои решения, проявили злую волю и пренебрежение.
А - всегда; Б - обычно; В - иногда; Г - почти никогда.
10. Я могу безошибочно оценить отношение моих подчиненных ко мне,
А - всегда; Б - обычно; В - иногда; Г - почта никогда.
11. Не следует уступать подчиненным, поскольку это подрывает авторитет
руководителя.
А - согласен полностью; Б - согласен частично; В - скорее не согласен; Г -
совершенно не согласен.
12. Я стараюсь сохранить критическое отношение к себе, но могу сказать, что
принимаю правильные решения.
А - всегда; Б - обычно; В - иногда; Г - почти никогда.
13. Истинно компетентный человек может полагаться исключительно на свое мнение.
А - всегда; Б - обычно; В - иногда; Г - почти никогда.
14. Меня нервирует нелояльность людей, которые публично выступают против моих распоряжений.
А - всегда; Б - обычно; В - иногда; Г - почти никогда.
15. Я ценю прямоту и самостоятельность моих подчиненных, но считаю, что они должны выполнять мои приказы без дискуссий.
А - согласен полностью; Б - согласен частично; В - скорее не согласен; Г -
совершенно не согласен.
Обработка и интерпретация
Необходимо отдельно суммировать все ответы по пунктам А, Б, В и Г. По доминированию того или иного типа ответов можно определить выраженность КУА.
В случае преобладания ответов А можно говорить о наличии КУА.
В случае преобладания ответов Б можно судить о предрасположенности субъекта к данной болезни.
При доминировании ответов В можно говорить о преобладании оборонительной позиции у руководителя по отношению к подчиненным.
Преобладание ответов Г свидетельствует об отсутствии КУА.
5.3 Экспресс-диагностика профессионально-деятельностных ограничений руководителя (М. Вудюк, Д. Френсис)
Назначение. М. Вудюк и Д. Френсис предложили сокращенный тест, который может помочь каждому разобраться в том, какие качества есть или отсутствуют у него как у руководителя.
Инструкция. В опроснике приведено 42 утверждения. Внимательно прочитав утверждения и определив свой ответ, вы заносите его в бланк ответов. Если утверждение справедливо по отношению к вам, то оно обводится кружочком, если не свойственно вам, то не обводите.
Бланк ответов
Ограничения | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
Суждения | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
7 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 |
| 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 |
| 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 |
| 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 |
| 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 |
| 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 |
Итого: | | | | | | |
Опросник
1. Я легко справляюсь с трудностями, свойственными моей работе.
2. Я знаю, чего хочу добиться в жизни.
3. Я стараюсь не стоять на месте и всегда открыт для новой информации.
4. Я всегда охотно воспринимаю новые идеи.
5. К моим взглядам окружающие прислушиваются.
6. Я в состоянии быть наставником для окружающих.
7. Я внимателен к своему здоровью.
8. Я всегда четко могу описать, что я хочу 'изменить в своей жизни и чего хочу добиться.
9. Я способен заниматься самообразованием.
10. Я нахожу удовольствие в переменах.
11. Я умею увлечь людей за собой.
12. Я вкладываю много сил в «натаскивание» своих подчиненных.
13. Я умею рационально планировать свое рабочее и личное время.
14. Мои личные цели во многом связаны с работой.
15. Я всегда внимателен к опыту других.
16. В находчивости и изобретательности мне не откажешь,
17. Обычно я всегда произвожу впечатление на окружающих.
18. Я всегда нахожу время для общения с подчиненными.
19. У меня всегда хватает времени на все необходимое.
20. Я тверд в достижении намеченного.
21. С удовольствием продолжу свое образование в системе повышения квалификации.
22. Согласен на риск ради испытания новой идеи.
23. Я достаточно уверен в себе.
24. Общаясь с сотрудниками, я чувствую, что обладаю педагогическими
способностями.
25. Работа не мешает мне жить полнокровной жизнью.
26. Моя работа придает осмысленность моей жизни.
27. Моя жизнь без элементов соперничества была бы неинтересной.
28. Я легко устанавливаю взаимоотношения с окружающими.
30. Я не упускаю возможности обучить чему-нибудь новому окружающих.
31. Я не из тех, кто приходит после работы домой как выжатый лимон.
32. Я редко выхожу из себя.
33. Раздвоенность и недовольство собой для меня не характерны.
34. Ценю людей, имеющих высокий уровень инновационных способностей.
35. Мне почти всегда удается повернуть собрание или дискуссию в нужное русло.
36. Окружающие охотно советуются со мной.
37. В интересах сохранения своего здоровья я обычно контролирую то, что пью и ем.
38. У меня всегда есть четкий план действий на ближайшее время.
39. Я не сдаюсь, когда дела идут плохо.
40. Иногда меня называют генератором новых идей.
41. Окружающие знают, что у меня слова редко расходятся с делом.
42. Мне приятно, когда мои сотрудники стараются быть похожими на меня.
Обработка и интерпретация результатов
Заполните строку «Итого» (по сумме кружочков). Затем проанализируйте результаты в бланке ответов. После этого все показатели в строчке «Итого» впишите в таблицу результатов ответов.
Далее заполните столбец «Ранг», придавая наивысшему результату ранг 1, второму -ранг 2 и т. д. Наименьший результат получит ранг 6. В случае совпадения результатов они получают одинаковый ранг. Заполните столбец «Обратный ранг», придавая наименьшему результату ранг 1 и т. д. Наивысший результат получит ранг 6.
Результаты ответов
ограничения | Ваш результат | Сильные стороны | Ранг | Обратный ранг | Слабые стороны |
1 | | Умение управлять собой | | | Неумение управлять собой |
2 | | Наличие четких личных ценностей | | | Размытость личных ценностей |
3 | | Способность к саморазвитию | | | Остановка в саморазвитии |
4 | | Способность творчески решать проблемы | | | Неразвитость творческого подхода |
5 | | Умение влиять на людей | | | Неумение влиять на людей |
6 | | Умение обучать | | | Отсутствие качеств наставника |
Наконец, заполните таблицу на основе результатов ответа. В столбец «Ваши сильные стороны» впишите те области, в которых вы не испытываете трудностей. В столбец «Ваши слабые стороны» впишите те области, которые требуют первоочередного развития. Для этого выпишите номера 1, 2,3 из столбца «Ранг» и номера 1, 2,3 из столбца «Обратный ранг» (или номера 1, 2).
№ | Ваши сильные стороны | № | Ваши слабьте стороны |
1 | Умение управлять собой | 1 | Неразвитость творческого подхода |
2 | Наличие четких личных ценностей | 2 | Остановка в саморазвитии |
3 | Умение влиять на людей | 3 | Отсутствие качеств наставника |
5.4 Экспресс-диагностика стрессогенных факторов