Файл: Сборник диагностических материалов по изучению психологических особенностей педагогов в системе психологопедагогического сопровождения в образовательных организациях региона авторы составители.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.11.2023

Просмотров: 1334

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

11.3 Самооценка форм агрессивного поведения

(модифицированный вариант Басса — Дарки)

12.1 Анкета для выявления кризисогенных факторов и факторов преодоления профессиональных кризисов учителей

Раздел 13. Диагностика совладающего поведения13.1 Диагностика стратегий импунитивного поведенияв конфликтных ситуацияхНазначение. Важнейшей составной частью управления конфликтами является их внутреннее, психологическое разрешение. От него непосредственно зависит наше переживание конфликта, его влияние на психику и реальное поведение. Исходным моментом внутреннего преодоления конфликта является переоценка самого конфликта, за ним следует выбор форм разрешающего поведения.Существуют два основных типа разрешения внутреннего конфликта - адаптивный и паллиативный. Адаптивное поведение направлено на активное изменение конфликтных отношений, реальное устранение конфликтной ситуации. Его характеризуют, например, такие формы преодолевающего поведения, как поиск информации, поэтапное решение, переосмысление, обращение за помощью и т. д. Паллиативное поведение означает внутреннее психологическое приспособление к конфликту в целях ограничения его нервных, эмоциональных и т. п. издержек посредством таких поведенческих форм, как прямое выражение чувств, разрядка, замещающая деятельность (сублимация), фантазия, юмор, сдерживание, отстранение и др. Использование такого поведения наиболее целесообразно при неразрешимых конфликтах. При разрешении конфликта возможно сочетание обоих названных выше типов преодолевающего поведения.Инструкция. Изучение разрешающего поведения проводится на материале трех обобщенных ситуаций, связанных с длительными или сильными конфликтами: утрата (смерть, разлука, ссора, потеря работы, здоровья, жизненных ценностей и т. п.); угроза (для ценностей, перечисленных выше или иных); новые возможности (новое знакомство, переезд в другой дом или город, поступление на новую работу, ответственное дело, возможность достижения личного успеха и т. п. Вспомните по одной ситуации потери, угрозы и открывшейся новой возможности за последний год (если вы выберете более давние ситуации, то должны хорошо их помнить). Выберите из приведенного списка фразы, соответствующие вашим мыслям, чувствам и действиям в этих ситуациях, и выпишите номера фраз для трех ситуаций (сами ситуации не надо описывать).ОпросникИспользуйте следующие варианты ответов для анализа своих трех конфликтных ситуаций.В ситуации потери, угрозы, новой возможности вы:1. Искали профессиональную помощь.2. Не выражали свои чувства.3. Мечтали о лучших временах.4. Выросли как личность.5. Получили толчок для творчества.6. Упорно стояли на своем.7. Пытались отдохнуть.8. Старались забыться.9. Шутили по поводу ситуации.10. Больше спали.11. Отказывались верить.12. Обвиняли себя.13. Во всем винили других.14. Надеялись на чудо.15. «Сорвали чувство» на другом человеке.16. Чувствовали, что должны просто подождать.17. Положились на судьбу.18. Старались больше узнать о ситуации.19. Попытались найти что-то хорошее в ситуации.20. Сосредоточились на хорошем,21. Разговаривали с кем-то другим, прося помощи.22. Дали выход чувствам.23. Фантазировали, что будет, когда все это кончится.24. Вышли из этого лучше, чем были до этого.25. Изменились.26. Продолжали еще более усердные попытки.27. Слишком много ели, пили или использовали лекарства.28. Не позволяли себе столкнуться с проблемой вплотную.29. Относились к ситуации несерьезно.30. Были озабочены сохранением сил и энергии.31. Не изменили точку зрения.32. Критиковали себя.33. Пытались не быть опрометчивым.34. Желали бы изменить прошлое.35. Стали раздражительным.36. Выжидали, что будет.37. Успокаивали себя тем, что у других дела не лучше.38. Составили и выполняли план.39. Сказали себе, что будет лучше.40. Просили совета.41. Говорили о своих чувствах.42. Думали о нереальном.43. Нашли новую веру.44. Научились чему-то новому.45. Сохраняли тот же образ действий.46. Использовали способы самоуспокоения.47. Старались изгнать ситуацию из мыслей.48. Видели смежную (оборотную) сторону.49. Откладывали и медлили.50. Отказывались считать проблемой.51. Приняли основную тяжесть на себя.52. Пытались приспосабливаться.53. Желали, чтобы ситуация исчезла.54. Что-то разбили, разрушили.55. Ничего нельзя было сделать.56. Приняли как неизбежное.57. Анализировали ситуацию.58. Искали поддержки.59. Контролировали чувства.60. Пересмотрели свои ценности.61. Появилось новое понимание себя.62. Действовали так, будто ничего не произошло.63. Обратились к другой деятельности.64. Концентрировались на следующем этапе ситуации.65. Не давали другим узнать, в чем суть дела.66. Отнеслись так, как будто это случилось не с вами, а с кем-то другим.67. Чувствовали себя виноватым.68. Пересмотрели поспешно принятые решения.69. Желали, чтобы все скорее окончилхь.70. Предприняли прямые действия, связанные с ситуацией.71. Уверовали в высшую силу.72. Непосредственно выражали чувства.73. Проводили время в мечтах.74. У вас не было эмоциональной реакции.75. Думали о другом.76. Осуществляли действия поэтапно.77. Отдалились от других.78. Думали и не принимали решения.79. Сравнивали свои заботы с чужими.80. Искали удовлетворение где-то еще.81. Избегали поиска причин.82. Выискивали, кого обвинить.Обработка и интерпретация результатов Выясните по ключу, какие стратегии совладающего поведения вы используете чаще всего.Формы совладающего поведения1.Разрядка- 15,35, 54.2.Рациональные действия - 18, 38, 57, 70.3.Поиск помощи - 1, 21, 40, 58.4.Настойчивость - 6, 26, 45.5.Отстранение - 62, 66, 74.6.Фатализм-16,17, 36, 55, 56.7.Выражение чувств - 22, 41, 72.8.Позитивное мышление - 19, 20, 39.9.Отвлечение - 63, 75, 80.10.Фантазия-3,23,42, 73.11.Отрицание- 11,31,50.12.Самообвинение - 12, 32, 51,67.13.Поэтапные действия - 64,76.14.Сравнение - 37, 79.15.Успокоение-7, 10,27,46.16.Контроль эмоций - 2, 59.17.Осторожность - 33, 52, 68.18.Приобретение силы

Интерпретация

Позиции для контроля и самоконтроля

18.10 Анкета «Какой Вы педагог»



Обработка и интерпретация результатов

Суммируйте баллы по четырем блокам:

1 - 3 характеризуют конфликтность рабочей обстановки;

4-6 оценивают степень перегрузки в процессе выполнения своих обязанностей;

7-9 отражают неопределенность положения в организации;

10-12 раскрывают взаимоотношения с руководством.

Если сумма баллов по каждому блоку составляет 12 и более, то это свидетельствует о наличии препятствий, мешающих успешно решать проблемы.

Если общая сумма баллов превышает 36, то есть основания говорить о несоответствии личностных особенностей требованиям данной профессии.
5.2. Диагностика комплекса угрожаемого авторитета (КУА) у руководителей
Назначение. Данная методика направлена на выявление КУА, обусловленного несоответствием социальных ожиданий группы, объективными неудачами, чрезмерной сложностью производственной ситуации, соперничеством внутри руководящего состава, деятельностью различных группировок, неуверенностью в своей компетентности. Явление это довольно распространенное. Подобную неуверенность в себе, нередко возникшую еще в детстве, не могут уничтожить никакие успехи по службе, в том числе и удачное руководство все более крупными коллективами.

Чтобы лечить болезнь, надо ее распознать. К сожалению, поставить самому себе диагноз «комплекс угрожаемого авторитета» - дело весьма трудное. Характер этого «недуга» таков, что он плохо поддается самодиагнозу, а те, кто обнаруживают его извне, либо не реагируют, либо используют для достижения собственных корыстных целей.

Инструкция. Подумайте и обведите кружком ту букву, которая соответствует ответу, наиболее близкому вашим личным убеждениям:
1. Могу сказать о себе, что я выполняю свои обязанности настолько хорошо,

насколько это возможно.

А - всегда; Б - обычно; В - иногда; Г - почти никогда.

2. До сих пор мне удавалось точно предвидеть важные для моего предприятия

явления и события.

А - всегда; Б - обычно; В - иногда; Г - почти никогда.

3. Главной причиной неудач, которые иногда бывают в моей работе, является плохое отношение или глупость некоторых моих сотрудников.

А - всегда; Б - обычно; В - иногда; Г - почти никогда.

4. Я признаю право на критику, но должен отметить, что большинство моих критиков не имеют морального права выдвигать против меня обвинения.


А - согласен полностью; Б - согласен частично; В - скорее не согласен; Г -

совершенно не согласен.

5. Многие сотрудники плюют на мои неудачи.

А - совершенно верно; Б - отчасти верно; В - скорее неверно; Г - совершенно

неверно.

6. Люди, которые хотят меня поучать, должны сами сначала научиться.

А - согласен полностью; Б - согласен частично; В - скорее не согласен; Г -

совершенно не согласен.

7. Согласие с мнением подчиненных является признаком слабости руководителя.

А - согласен полностью; Б - согласен частично; В - скорее не согласен; Г -

совершенно не согласен.

8. Я трезво и объективно оцениваю самого себя.

А - всегда; Б - обычно; В - иногда; Г - почти никогда.

9. Я ценю справедливую критику, но должен сказать, что те, кто критиковал мои решения, проявили злую волю и пренебрежение.

А - всегда; Б - обычно; В - иногда; Г - почти никогда.

10. Я могу безошибочно оценить отношение моих подчиненных ко мне,

А - всегда; Б - обычно; В - иногда; Г - почта никогда.

11. Не следует уступать подчиненным, поскольку это подрывает авторитет

руководителя.

А - согласен полностью; Б - согласен частично; В - скорее не согласен; Г -

совершенно не согласен.

12. Я стараюсь сохранить критическое отношение к себе, но могу сказать, что

принимаю правильные решения.

А - всегда; Б - обычно; В - иногда; Г - почти никогда.

13. Истинно компетентный человек может полагаться исключительно на свое мнение.

А - всегда; Б - обычно; В - иногда; Г - почти никогда.

14. Меня нервирует нелояльность людей, которые публично выступают против моих распоряжений.

А - всегда; Б - обычно; В - иногда; Г - почти никогда.

15. Я ценю прямоту и самостоятельность моих подчиненных, но считаю, что они должны выполнять мои приказы без дискуссий.

А - согласен полностью; Б - согласен частично; В - скорее не согласен; Г -

совершенно не согласен.
Обработка и интерпретация

Необходимо отдельно суммировать все ответы по пунктам А, Б, В и Г. По доминированию того или иного типа ответов можно определить выраженность КУА.

В случае преобладания ответов А можно говорить о наличии КУА.

В случае преобладания ответов Б можно судить о предрасположенности субъекта к данной болезни.

При доминировании ответов В можно говорить о преобладании оборонительной позиции у руководителя по отношению к подчиненным.



Преобладание ответов Г свидетельствует об отсутствии КУА.
5.3 Экспресс-диагностика профессионально-деятельностных ограничений руководителя (М. Вудюк, Д. Френсис)
Назначение. М. Вудюк и Д. Френсис предложили сокращенный тест, который может помочь каждому разобраться в том, какие качества есть или отсутствуют у него как у руководителя.

Инструкция. В опроснике приведено 42 утверждения. Внимательно прочитав утверждения и определив свой ответ, вы заносите его в бланк ответов. Если утверждение справедливо по отношению к вам, то оно обводится кружочком, если не свойственно вам, то не обводите.
Бланк ответов

Ограничения

1

2

3

4

5

6

Суждения

1

2

3

4

5

6

7

7

8

9

10

11

12




13

14

15

16

17

18




19

20

21

22

23

24




25

26

27

28

29

30




31

32

33

34

35

36




37

38

39

40

41

42

Итого:




















Опросник

1. Я легко справляюсь с трудностями, свойственными моей работе.

2. Я знаю, чего хочу добиться в жизни.

3. Я стараюсь не стоять на месте и всегда открыт для новой информации.

4. Я всегда охотно воспринимаю новые идеи.


5. К моим взглядам окружающие прислушиваются.

6. Я в состоянии быть наставником для окружающих.

7. Я внимателен к своему здоровью.

8. Я всегда четко могу описать, что я хочу 'изменить в своей жизни и чего хочу добиться.

9. Я способен заниматься самообразованием.

10. Я нахожу удовольствие в переменах.

11. Я умею увлечь людей за собой.

12. Я вкладываю много сил в «натаскивание» своих подчиненных.

13. Я умею рационально планировать свое рабочее и личное время.

14. Мои личные цели во многом связаны с работой.

15. Я всегда внимателен к опыту других.

16. В находчивости и изобретательности мне не откажешь,

17. Обычно я всегда произвожу впечатление на окружающих.

18. Я всегда нахожу время для общения с подчиненными.

19. У меня всегда хватает времени на все необходимое.

20. Я тверд в достижении намеченного.

21. С удовольствием продолжу свое образование в системе повышения квалификации.

22. Согласен на риск ради испытания новой идеи.

23. Я достаточно уверен в себе.

24. Общаясь с сотрудниками, я чувствую, что обладаю педагогическими

способностями.

25. Работа не мешает мне жить полнокровной жизнью.

26. Моя работа придает осмысленность моей жизни.

27. Моя жизнь без элементов соперничества была бы неинтересной.

28. Я легко устанавливаю взаимоотношения с окружающими.

30. Я не упускаю возможности обучить чему-нибудь новому окружающих.

31. Я не из тех, кто приходит после работы домой как выжатый лимон.

32. Я редко выхожу из себя.

33. Раздвоенность и недовольство собой для меня не характерны.

34. Ценю людей, имеющих высокий уровень инновационных способностей.

35. Мне почти всегда удается повернуть собрание или дискуссию в нужное русло.

36. Окружающие охотно советуются со мной.

37. В интересах сохранения своего здоровья я обычно контролирую то, что пью и ем.

38. У меня всегда есть четкий план действий на ближайшее время.

39. Я не сдаюсь, когда дела идут плохо.

40. Иногда меня называют генератором новых идей.

41. Окружающие знают, что у меня слова редко расходятся с делом.

42. Мне приятно, когда мои сотрудники стараются быть похожими на меня.

Обработка и интерпретация результатов

Заполните строку «Итого» (по сумме кружочков). Затем проанализируйте результаты в бланке ответов. После этого все показатели в строчке «Итого» впишите в таблицу результатов ответов.

Далее заполните столбец «Ранг», придавая наивысшему результату ранг 1, второму -ранг 2 и т. д. Наименьший результат получит ранг 6. В случае совпадения результатов они получают одинаковый ранг. Заполните столбец «Обратный ранг», придавая наименьшему результату ранг 1 и т. д. Наивысший результат получит ранг 6.


Результаты ответов

ограничения

Ваш результат

Сильные стороны

Ранг

Обратный ранг

Слабые стороны

1




Умение управлять собой







Неумение управлять собой

2




Наличие четких личных

ценностей







Размытость личных ценностей

3




Способность к саморазвитию







Остановка в саморазвитии

4




Способность творчески решать проблемы







Неразвитость творческого подхода

5




Умение влиять на людей







Неумение влиять на

людей

6




Умение обучать







Отсутствие качеств наставника


Наконец, заполните таблицу на основе результатов ответа. В столбец «Ваши сильные стороны» впишите те области, в которых вы не испытываете трудностей. В столбец «Ваши слабые стороны» впишите те области, которые требуют первоочередного развития. Для этого выпишите номера 1, 2,3 из столбца «Ранг» и номера 1, 2,3 из столбца «Обратный ранг» (или номера 1, 2).




Ваши сильные стороны



Ваши слабьте стороны

1

Умение управлять собой

1

Неразвитость творческого подхода

2

Наличие четких личных ценностей

2

Остановка

в саморазвитии

3

Умение влиять на людей

3

Отсутствие качеств наставника


5.4 Экспресс-диагностика стрессогенных факторов