Файл: Сборник диагностических материалов по изучению психологических особенностей педагогов в системе психологопедагогического сопровождения в образовательных организациях региона авторы составители.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.11.2023

Просмотров: 1339

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

11.3 Самооценка форм агрессивного поведения

(модифицированный вариант Басса — Дарки)

12.1 Анкета для выявления кризисогенных факторов и факторов преодоления профессиональных кризисов учителей

Раздел 13. Диагностика совладающего поведения13.1 Диагностика стратегий импунитивного поведенияв конфликтных ситуацияхНазначение. Важнейшей составной частью управления конфликтами является их внутреннее, психологическое разрешение. От него непосредственно зависит наше переживание конфликта, его влияние на психику и реальное поведение. Исходным моментом внутреннего преодоления конфликта является переоценка самого конфликта, за ним следует выбор форм разрешающего поведения.Существуют два основных типа разрешения внутреннего конфликта - адаптивный и паллиативный. Адаптивное поведение направлено на активное изменение конфликтных отношений, реальное устранение конфликтной ситуации. Его характеризуют, например, такие формы преодолевающего поведения, как поиск информации, поэтапное решение, переосмысление, обращение за помощью и т. д. Паллиативное поведение означает внутреннее психологическое приспособление к конфликту в целях ограничения его нервных, эмоциональных и т. п. издержек посредством таких поведенческих форм, как прямое выражение чувств, разрядка, замещающая деятельность (сублимация), фантазия, юмор, сдерживание, отстранение и др. Использование такого поведения наиболее целесообразно при неразрешимых конфликтах. При разрешении конфликта возможно сочетание обоих названных выше типов преодолевающего поведения.Инструкция. Изучение разрешающего поведения проводится на материале трех обобщенных ситуаций, связанных с длительными или сильными конфликтами: утрата (смерть, разлука, ссора, потеря работы, здоровья, жизненных ценностей и т. п.); угроза (для ценностей, перечисленных выше или иных); новые возможности (новое знакомство, переезд в другой дом или город, поступление на новую работу, ответственное дело, возможность достижения личного успеха и т. п. Вспомните по одной ситуации потери, угрозы и открывшейся новой возможности за последний год (если вы выберете более давние ситуации, то должны хорошо их помнить). Выберите из приведенного списка фразы, соответствующие вашим мыслям, чувствам и действиям в этих ситуациях, и выпишите номера фраз для трех ситуаций (сами ситуации не надо описывать).ОпросникИспользуйте следующие варианты ответов для анализа своих трех конфликтных ситуаций.В ситуации потери, угрозы, новой возможности вы:1. Искали профессиональную помощь.2. Не выражали свои чувства.3. Мечтали о лучших временах.4. Выросли как личность.5. Получили толчок для творчества.6. Упорно стояли на своем.7. Пытались отдохнуть.8. Старались забыться.9. Шутили по поводу ситуации.10. Больше спали.11. Отказывались верить.12. Обвиняли себя.13. Во всем винили других.14. Надеялись на чудо.15. «Сорвали чувство» на другом человеке.16. Чувствовали, что должны просто подождать.17. Положились на судьбу.18. Старались больше узнать о ситуации.19. Попытались найти что-то хорошее в ситуации.20. Сосредоточились на хорошем,21. Разговаривали с кем-то другим, прося помощи.22. Дали выход чувствам.23. Фантазировали, что будет, когда все это кончится.24. Вышли из этого лучше, чем были до этого.25. Изменились.26. Продолжали еще более усердные попытки.27. Слишком много ели, пили или использовали лекарства.28. Не позволяли себе столкнуться с проблемой вплотную.29. Относились к ситуации несерьезно.30. Были озабочены сохранением сил и энергии.31. Не изменили точку зрения.32. Критиковали себя.33. Пытались не быть опрометчивым.34. Желали бы изменить прошлое.35. Стали раздражительным.36. Выжидали, что будет.37. Успокаивали себя тем, что у других дела не лучше.38. Составили и выполняли план.39. Сказали себе, что будет лучше.40. Просили совета.41. Говорили о своих чувствах.42. Думали о нереальном.43. Нашли новую веру.44. Научились чему-то новому.45. Сохраняли тот же образ действий.46. Использовали способы самоуспокоения.47. Старались изгнать ситуацию из мыслей.48. Видели смежную (оборотную) сторону.49. Откладывали и медлили.50. Отказывались считать проблемой.51. Приняли основную тяжесть на себя.52. Пытались приспосабливаться.53. Желали, чтобы ситуация исчезла.54. Что-то разбили, разрушили.55. Ничего нельзя было сделать.56. Приняли как неизбежное.57. Анализировали ситуацию.58. Искали поддержки.59. Контролировали чувства.60. Пересмотрели свои ценности.61. Появилось новое понимание себя.62. Действовали так, будто ничего не произошло.63. Обратились к другой деятельности.64. Концентрировались на следующем этапе ситуации.65. Не давали другим узнать, в чем суть дела.66. Отнеслись так, как будто это случилось не с вами, а с кем-то другим.67. Чувствовали себя виноватым.68. Пересмотрели поспешно принятые решения.69. Желали, чтобы все скорее окончилхь.70. Предприняли прямые действия, связанные с ситуацией.71. Уверовали в высшую силу.72. Непосредственно выражали чувства.73. Проводили время в мечтах.74. У вас не было эмоциональной реакции.75. Думали о другом.76. Осуществляли действия поэтапно.77. Отдалились от других.78. Думали и не принимали решения.79. Сравнивали свои заботы с чужими.80. Искали удовлетворение где-то еще.81. Избегали поиска причин.82. Выискивали, кого обвинить.Обработка и интерпретация результатов Выясните по ключу, какие стратегии совладающего поведения вы используете чаще всего.Формы совладающего поведения1.Разрядка- 15,35, 54.2.Рациональные действия - 18, 38, 57, 70.3.Поиск помощи - 1, 21, 40, 58.4.Настойчивость - 6, 26, 45.5.Отстранение - 62, 66, 74.6.Фатализм-16,17, 36, 55, 56.7.Выражение чувств - 22, 41, 72.8.Позитивное мышление - 19, 20, 39.9.Отвлечение - 63, 75, 80.10.Фантазия-3,23,42, 73.11.Отрицание- 11,31,50.12.Самообвинение - 12, 32, 51,67.13.Поэтапные действия - 64,76.14.Сравнение - 37, 79.15.Успокоение-7, 10,27,46.16.Контроль эмоций - 2, 59.17.Осторожность - 33, 52, 68.18.Приобретение силы

Интерпретация

Позиции для контроля и самоконтроля

18.10 Анкета «Какой Вы педагог»

, которыми мне не хотелось бы делиться с другими людьми:

А) да; Б) иногда; В) нет.

17. Непосредственный руководитель относится к новым работникам:

А) с безразличием; Б) иногда с безразличием, а иногда с интересом; В) с пониманием.

18. Если ко мне обратятся за советом, какое место работы выбрать, я посоветовал бы войти в наш коллектив:

А) да; Б) трудно сказать; В) нет.

19. Я считаю свою школу одной из лучших в городе (районе):

А) да; Б) сложно сказать; В) нет.

20. Большинство членов нашего коллектива ладят между собой:

А) да; Б) когда как; В) нет.

21. В нашем учреждении имеется хорошая возможность восстановить свои силы во время трудового дня (питание, комната отдыха):

А) да; Б) трудно сказать; В) нет.

22. Я считаю, что в настоящее время мои отношения с коллегами по работе:

А) напряженные; Б) нормальные; В) хорошие.

23. Я испытываю удовлетворение от своей работы:

А) да; Б) иногда; В) нет.

24. С учениками я нахожу общий язык:

А) да; Б) когда как; В) с трудом.

25. Бывает, я передаю слухи:

А) да; Б) иногда; В) нет.

26. Непосредственный руководитель оказывает сотрудникам эмоциональную поддержку:

А) всегда; Б) иногда; В) никогда.

27. Когда дело касается моих личных интересов, я могу забыть о своей ответственности перед коллегами:

А) да; Б) когда как; В) нет.

28. Возможность осуществления моих жизненных планов в связи с работой в этом учебном заведении:

А) незначительна; Б) неопределенна; В) велика.

29. Взаимоотношения между опытными педагогами и молодыми специалистами в нашей школе:

А) очень хорошие; Б) зависят от ситуации; В) отсутствуют.

30. Обеспечение методической литературой, пособиями к урокам я оцениваю как:

А) недостаточное; Б) среднее; В) хорошее.

31. Свое положение в коллективе в настоящее время я определяю как:

А) приносящее удовлетворение; Б) иногда приносящее удовлетворение, иногда – нет; В) неудовлетворительное.

32. Последнее время работа по специальности не приносит мне того удовлетворения, которого я ожидал:

А) да; Б) иногда; В) нет.

33. Современные дети:

А) неуправляемы; Б) имеют определенные достоинства и недостатки; В) независимы и талантливы.

34. Я всегда говорю только правду:

А) да; Б) затрудняюсь ответить; В) нет.

35. Мое отношение к непосредственным руководителям можно определить как:

А) напряженные; Б) средние; В) хорошие.

36. Если я долгое время отсутствию на работе (болезнь, отпуск), то стремлюсь вернуться в свой коллектив:


А) да; Б) когда как; В) нет.

37. Когда о нашем учебном заведении говорят в городе (районе), у меня возникает чувство:

А) гордости; Б) безразличия; В) неловкости.

38. Я думаю, что педагогический коллектив помогает проявить инициативу и развить способности:

А) каждому; Б) некоторым; В) никому.

39. Я считаю, что в нашем учебном заведении созданы все условия для успешной работы педагога:

А) да; Б) затрудняюсь ответить; В) нет.

40. Среди коллег я пользуюсь уважением:

А) нет; Б) затрудняюсь ответить; В) да.

41. Моя нынешняя работа соответствует моим интересам и склонностям:

А) да; Б) частично; В) нет.

42. Участие в культурно-массовых мероприятиях с учащимися мне:

А) приносит удовольствие; Б) безразлично; В) в тягость.

43. Бывает, что, разозлившись, я выхожу из себя:

А) да; Б) иногда; В) нет.

44. К мнениям педагогов непосредственный руководитель относится:

А) равнодушно; Б) когда как; В) с пониманием.

45. В свободное время на работе я предпочитаю заниматься делами:

А) личного характера; Б) когда как; В) коллектива.

46. Если бы мне предложили аналогичную работу в другом учебном заведении, я бы согласился:

А) да; Б) не знаю; В) нет.

47. Взаимоотношениями в своем педагогическом коллективе я доволен:

А) нет; б) затрудняюсь ответить; в) да.

48. В целом условия труда в школе я оценил бы как хорошие: а) да; б) трудно сказать; в) нет.

49. Отношения коллег ко мне в данный момент меня:

А) устраивает; Б) затрудняюсь ответить; В) беспокоить.

50. Последнее время моя работа мне:

А) нравится; Б) трудно сказать; В) не нравиться.

51. Думаю, что классы, в которых я работаю:

А) хуже некуда; Б) средние; В) удачные.

52. Я считаю все свои привычки хорошими:

А) да; Б) трудно сказать; В) нет.

53. В проведении культурно-массовых мероприятий принимает участие наш непосредственный руководитель:

А) да; Б) когда как; В) нет.

54. Если бы мне сейчас представилась возможность сменить коллектив сотрудников, я бы сделал это:

А) да; Б) не знаю; В) нет.
ИНТЕРПРЕТАЦИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ


Номера вопросов

Количество баллов

Ответ А

Ответ Б

Ответ В

1

2

3

4

1

2

1

0

2

0

1

2

3

2

1

0

4

2

1

0

5

2

1

0

6

2

1

0

7

2

1

0

8

0

1

2

9

0

1

2

10

2

1

0

11

2

1

0

12

2

1

0

13

0

1

2

14

2

1

0

15

2

1

0

16

0

1

2

17

0

1

2

18

2

1

0

19

2

1

0

20

2

1

0

21

2

1

0

22

0

1

2

23

2

1

0

24

2

1

0

25

2

1

0

26

2

1

0

27

0

1

2

28

0

1

2

29

2

1

0

30

0

1

2

31

2

1

0

32

0

1

2

33

0

1

2

34

2

1

0

35

0

1

2

36

2

1

0

37

2

1

0

38

2

1

0

39

2

1

0

40

0

1

2

41

2

1

0

42

2

1

0

43

0

1

2

44

0

1

2

45

0

1

2

46

0

1

2

47

0

1

2

48

2

1

0

49

2

1

0

50

2

1

0

51

0

1

2

52

2

1

0

53

2

1

0

54

0

1

2



Удовлетворенность профессией оценивается по восьми шкалам:

  • Отношение к учебному заведению;

  • Отношение между педагогами;

  • Удовлетворенность условиями труда;

  • Удовлетворенность педагога своим положением в коллективе;

  • Отношение к работе;

  • Отношение к ученикам;

  • Отношение к руководителю;

  • Отношение к педагогическому коллективу.


Кроме того, анкета имеет шкалу лжи. Чем выше сумма баллов, набираемая по шкале, тем выше удовлетворенность педагога фактором, который данная шкала отражает. Однако если сумма баллов по шкале лжи составит более 6, то результаты можно считать недостоверными.


Оценочная шкала

Номера утверждений

Отношение к учебному заведению

1,10,19,28,37,46

Отношение к учебному заведению

2,11,20,29,38,47

Удовлетворенность условиями труда

3,12,21,30,39,48

Удовлетворенность педагога своим положением в коллективе

4,13, 22, 31,40,49

Отношение к работе

5,14,23,32,41,50

Отношение к ученикам;

6,15,24,33,42,51

Отношение к руководителю

8,17,26,35,44,53

Отношение к педагогическому коллективу

9,18,27,36,45,54

Шкала лжи

7,16,25,34,43,52


7.3 Диагностика личностной и групповой удовлетворенности работой
Инструкция. Вашему вниманию предлагается опросник для самооценки, а также выбор некоторых эффективных методов мотивации трудовой активности. Он содержит 14 утверждений. Каждое утверждение может быть оценено от 1 до 5 баллов. Сделайте свой выбор по каждому из этих утверждений, отметив соответствующую цифру.


Опросник

Утверждение

Вполне удовлетворен

Удовлетворен

Не вполне удовлетворен

Не удовлетворен

Крайне не удовлетворен

1. Ваша удовлетворенность предприятием (организацией), где вы работаете

1

2

3

4

5

2. Ваша удовлетворенность физическими условиями (жара, холод, шум и т. д.)

1

2

3

4

5

3. Ваша удовлетворенность работой

1

2

3

4

5

4. Ваша удовлетворенность слаженностью

1

2

3

4

5

5. Ваша удовлетворенность стилем руководства вашего начальника

1

2

3

4

5

6. Ваша удовлетворенность профессиональной компетентностью вашего начальника

1

2

3

4

5

7. Ваша удовлетворенность зарплатой (с точки зрения ее соответствия вашим трудозатратам)

1

2

3

4

5

8. Ваша удовлетворенность зарплатой по сравнению с тем, сколько за такую же работу платят на других предприятиях

1

2

3

4

5

9. Ваша удовлетворенность служебным (профессиональным) продвижением.

1

2

3

4

5

10. Ваша удовлетворенность возможностями продвижения.

1

2

3

4

5

11. Ваша удовлетворенность тем, как вы можете использовать свой опыт и способности.

1

2

3

4

5

12. Ваша удовлетворенность требованиями работы к интеллекту.

1

2

3

4

5

13. Ваша удовлетворенность длительностью рабочего дня.

1

2

3

4

5

14. В какой степени удовлетворенность работой повлияла бы на ваши поиски другой работы.

1

2

3

4

5



Оценка результатов

Итоговый показатель может колебаться от 14 до 70 баллов.

Если результат равен 40 баллам и более, то есть основания говорить о

неудовлетворенности профессиональной деятельностью. И, напротив, если он меньше 40 баллов, можно судить об удовлетворенности работой.

Настоящая методика может также применяться для оценки удовлетворенности работой целого коллектива (группы). В таком случае используются средние величины показателей. При этом оценка результатов производится по следующей шкале;

15-20 баллов - вполне удовлетворены работой;

21-32 балла - удовлетворены;

33-44 балла - не вполне удовлетворены;

45-60 баллов - не удовлетворены;

более 60 баллов - крайне не удовлетворены.
7.4 Интегральная удовлетворенность трудом
Назначение. Интегративным показателем, отражающим благополучие/неблагополучие личности в трудовом коллективе, является удовлетворенность трудом, которая содержит оценки интереса к выполняемой работе, удовлетворенности взаимоотношениями с сотрудниками и руководством, уровень притязаний в профессиональной деятельности, удовлетворенность условиями, организацией труда и др.

Данная методика позволяет оценить не только общую удовлетворенность своим трудом, но и оценить ее составляющие.

Инструкция. Прочтите каждое из предложенных утверждений и оцените, насколько оно верно для вас. На отдельном листе бумаги запишите номер утверждения и буквенное обозначение выбранного вами ответа.
Опросник

1.То, чем я занимаюсь на работе, меня интересует:

а) да;

б) отчасти;

в) нет.

2.За последние годы я добился успехов в своей профессии:

а) да;

б) отчасти;

в) нет.

3.У меня сложились хорошие отношения с членами нашего коллектива:

а) да;

б) не со всеми;

в) нет.

4.Удовлетворение, получаемое от работы, важнее, чем высокий заработок:

а) да;

б) не всегда;

в) нет.

5.Занимаемое мной служебное положение не соответствует моим способностям:

а) да;

б) отчасти;

в) нет.

6.В работе меня прежде всего привлекает возможность узнавать что-то новое:

а) да;

б) время от времени;

в) нет.

7.С каждым годом я ощущаю, как растут мои профессиональные знания:

а) да;

б) не уверен;

в) нет.

8.Люди, с которыми я работаю, уважают меня: