Файл: Сборник диагностических материалов по изучению психологических особенностей педагогов в системе психологопедагогического сопровождения в образовательных организациях региона авторы составители.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.11.2023

Просмотров: 1544

Скачиваний: 6

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

11.3 Самооценка форм агрессивного поведения

(модифицированный вариант Басса — Дарки)

12.1 Анкета для выявления кризисогенных факторов и факторов преодоления профессиональных кризисов учителей

Раздел 13. Диагностика совладающего поведения13.1 Диагностика стратегий импунитивного поведенияв конфликтных ситуацияхНазначение. Важнейшей составной частью управления конфликтами является их внутреннее, психологическое разрешение. От него непосредственно зависит наше переживание конфликта, его влияние на психику и реальное поведение. Исходным моментом внутреннего преодоления конфликта является переоценка самого конфликта, за ним следует выбор форм разрешающего поведения.Существуют два основных типа разрешения внутреннего конфликта - адаптивный и паллиативный. Адаптивное поведение направлено на активное изменение конфликтных отношений, реальное устранение конфликтной ситуации. Его характеризуют, например, такие формы преодолевающего поведения, как поиск информации, поэтапное решение, переосмысление, обращение за помощью и т. д. Паллиативное поведение означает внутреннее психологическое приспособление к конфликту в целях ограничения его нервных, эмоциональных и т. п. издержек посредством таких поведенческих форм, как прямое выражение чувств, разрядка, замещающая деятельность (сублимация), фантазия, юмор, сдерживание, отстранение и др. Использование такого поведения наиболее целесообразно при неразрешимых конфликтах. При разрешении конфликта возможно сочетание обоих названных выше типов преодолевающего поведения.Инструкция. Изучение разрешающего поведения проводится на материале трех обобщенных ситуаций, связанных с длительными или сильными конфликтами: утрата (смерть, разлука, ссора, потеря работы, здоровья, жизненных ценностей и т. п.); угроза (для ценностей, перечисленных выше или иных); новые возможности (новое знакомство, переезд в другой дом или город, поступление на новую работу, ответственное дело, возможность достижения личного успеха и т. п. Вспомните по одной ситуации потери, угрозы и открывшейся новой возможности за последний год (если вы выберете более давние ситуации, то должны хорошо их помнить). Выберите из приведенного списка фразы, соответствующие вашим мыслям, чувствам и действиям в этих ситуациях, и выпишите номера фраз для трех ситуаций (сами ситуации не надо описывать).ОпросникИспользуйте следующие варианты ответов для анализа своих трех конфликтных ситуаций.В ситуации потери, угрозы, новой возможности вы:1. Искали профессиональную помощь.2. Не выражали свои чувства.3. Мечтали о лучших временах.4. Выросли как личность.5. Получили толчок для творчества.6. Упорно стояли на своем.7. Пытались отдохнуть.8. Старались забыться.9. Шутили по поводу ситуации.10. Больше спали.11. Отказывались верить.12. Обвиняли себя.13. Во всем винили других.14. Надеялись на чудо.15. «Сорвали чувство» на другом человеке.16. Чувствовали, что должны просто подождать.17. Положились на судьбу.18. Старались больше узнать о ситуации.19. Попытались найти что-то хорошее в ситуации.20. Сосредоточились на хорошем,21. Разговаривали с кем-то другим, прося помощи.22. Дали выход чувствам.23. Фантазировали, что будет, когда все это кончится.24. Вышли из этого лучше, чем были до этого.25. Изменились.26. Продолжали еще более усердные попытки.27. Слишком много ели, пили или использовали лекарства.28. Не позволяли себе столкнуться с проблемой вплотную.29. Относились к ситуации несерьезно.30. Были озабочены сохранением сил и энергии.31. Не изменили точку зрения.32. Критиковали себя.33. Пытались не быть опрометчивым.34. Желали бы изменить прошлое.35. Стали раздражительным.36. Выжидали, что будет.37. Успокаивали себя тем, что у других дела не лучше.38. Составили и выполняли план.39. Сказали себе, что будет лучше.40. Просили совета.41. Говорили о своих чувствах.42. Думали о нереальном.43. Нашли новую веру.44. Научились чему-то новому.45. Сохраняли тот же образ действий.46. Использовали способы самоуспокоения.47. Старались изгнать ситуацию из мыслей.48. Видели смежную (оборотную) сторону.49. Откладывали и медлили.50. Отказывались считать проблемой.51. Приняли основную тяжесть на себя.52. Пытались приспосабливаться.53. Желали, чтобы ситуация исчезла.54. Что-то разбили, разрушили.55. Ничего нельзя было сделать.56. Приняли как неизбежное.57. Анализировали ситуацию.58. Искали поддержки.59. Контролировали чувства.60. Пересмотрели свои ценности.61. Появилось новое понимание себя.62. Действовали так, будто ничего не произошло.63. Обратились к другой деятельности.64. Концентрировались на следующем этапе ситуации.65. Не давали другим узнать, в чем суть дела.66. Отнеслись так, как будто это случилось не с вами, а с кем-то другим.67. Чувствовали себя виноватым.68. Пересмотрели поспешно принятые решения.69. Желали, чтобы все скорее окончилхь.70. Предприняли прямые действия, связанные с ситуацией.71. Уверовали в высшую силу.72. Непосредственно выражали чувства.73. Проводили время в мечтах.74. У вас не было эмоциональной реакции.75. Думали о другом.76. Осуществляли действия поэтапно.77. Отдалились от других.78. Думали и не принимали решения.79. Сравнивали свои заботы с чужими.80. Искали удовлетворение где-то еще.81. Избегали поиска причин.82. Выискивали, кого обвинить.Обработка и интерпретация результатов Выясните по ключу, какие стратегии совладающего поведения вы используете чаще всего.Формы совладающего поведения1.Разрядка- 15,35, 54.2.Рациональные действия - 18, 38, 57, 70.3.Поиск помощи - 1, 21, 40, 58.4.Настойчивость - 6, 26, 45.5.Отстранение - 62, 66, 74.6.Фатализм-16,17, 36, 55, 56.7.Выражение чувств - 22, 41, 72.8.Позитивное мышление - 19, 20, 39.9.Отвлечение - 63, 75, 80.10.Фантазия-3,23,42, 73.11.Отрицание- 11,31,50.12.Самообвинение - 12, 32, 51,67.13.Поэтапные действия - 64,76.14.Сравнение - 37, 79.15.Успокоение-7, 10,27,46.16.Контроль эмоций - 2, 59.17.Осторожность - 33, 52, 68.18.Приобретение силы

Интерпретация

Позиции для контроля и самоконтроля

18.10 Анкета «Какой Вы педагог»


3. Проявляет расположенность к собеседнику
4. Умеет разрешить конфликтную ситуацию
5. Вдохновляет других на творческую дея-тельность
6. Побуждает учащихся к дискуссии, к активности в беседе
7. Умеет слушать и слышать другого
8. Проявляет искренний интерес к учащимся
Общая сумма баллов:

БЛАНК 6 (эмоциональная привлекательность)
1. Располагает к себе манерой поведения
2. Проявляет вежливость
3. Располагает к себе внешним видом
4. Тактично обращается к ученикам на уроках и вне их
5. Вызывает уважение окружающих
6. Интересен в беседе
7. Имеет широкий круг интересов и увлечений
8. Проявляет доброжелательность
Общая сумма баллов:

БЛАНК 7 (способность к оказанию влияния на других)
1. Умеет создать на уроке благоприятный психологический настрой
2. Справедлив и внимателен по отношению ко всем учащимся
3. Рационально организует собственное время и деятельность
4. Не допускает брани в адрес учеников
5. Проявляет в работе творческую активность
6. Заражает ребят интересом к какому-либо делу
7. Может аргументированно убедить ребят в необходимости какого-либо дела, поступка
8. Является для большинства ребят референтным (значимым) человеком
Общая сумма баллов:

БЛАНК 8 (способность к организации какого-либо дела)
1. Умеет найти к ученику индивидуальный подход
2. Умеет вызывать на уроке интерес к изучаемому материалу, ко всему предмету
3. Часто подбадривает учеников в затруднительных ситуациях
4. Умеет объединить ребят вокруг общей идеи, задачи, цели
5. Называет учеников чаще всего по именам
6. Умеет снять напряжение и усталость на уроке
7. Поощряет высказывание учащимися собственной точки зрения на проблему
8. Вовлекает ребят в работу на уроке
Общая сумма баллов:

БЛАНК 9 (способность к передаче информации)
1. Демонстрирует хорошее знание предмета
2. Излагает материал ясно и доступно
3. Умеет поддержать разговор на разные темы
4. При изложении материала побуждает ребят к размышлению над ним
5. Высказывает собственную позицию по тому или иному вопросу
6. Отстаивает свою точку зрения без раздражения и вспыльчивости

7. Аргументированно и убедительно говорит
8. Обладает культурой речи
Общая сумма баллов:

Обработка и интерпретация результатов.

Если некоторые пункты опросника эксперт оставил без ответа или оценил в 0 баллов, то при обработке результатов такие бланки должны изыматься из обращения и считаться недействительными.

Обработка результатов проводится по двум обобщенным показателям, заложенным в методике:

  1. выраженность каждого качества у учителя (средний балл указывается в нижней части бланков № 1-6)

  2. степень овладения учителя коммуникативными функциями влияния (средний балл указывается в бланке №7), организации (средний балл указывается в бланке №8), передачи информации (средний балл указывается в бланке №9).

По каждому качеству и каждой коммуникативной функции учитель максимально может набрать 40 баллов (в бланках эта цифра записывается в графе «общая сумма баллов»). Затем определяется средний балл (самый высокий равен «5»), который будет соответствовать мнению одного эксперта.

Средние оценки каждого эксперта заносятся в электронный бланк. В колонках «Среднее. Учащиеся» и «Среднее. Педагоги» представлены усредненные групповые оценки, а в колонке «Среднее» – усредненная внешняя оценка. Эти средне групповые оценки переводятся по таблице норм в уровни развития качеств.




Диагностируемые показатели

Уровень, баллы

Относительно высокий

Несколько выше среднего

Относительно средний

Относительно низкий (ниже среднего)

1

Эмпатичность

4,7-5,0

4,3-4,6

3,4-4,2

0-3,3

2

Рефлексивность

4,6-5,0

4,2-4,5

3,5-4,1

0-3,4

3

Общительность

4,7-5,0

4,2-4,6

3,3-4,1

0-3,2

4

Гибкость личности

4,7-5,0

4,3-4,6

3,6-4,2

0-3,5

5

Способность к сотрудничеству

4,8-5,0

4,4-4,7

3,5-4,3

0-3,4

6

Эмоциональная привлекательность

4,8-5,0

4,5-4,7

3,8-4,4

0-3,7

7

Функция влияния

4,7-5,0

4,3-4,6

3,6-4,2

0-3,5

8

Функция организации

4,7-5,0

4,3-4,6

3,4-4,2

0-3,3

9

Функция передачи информации

4,8-5,0

4,4-4,7

3,7-4,3

0-3,6

10

Коммуникативная компетентность

4,7-5,0

4,3-4,6

3,6-4,2

0-3,5



Интерпретация полученных данных:
от 4 баллов до 16 баллов – невыраженность рассматриваемого параметра;
от 17 баллов до 24 баллов – слабая выраженность обследуемого параметра;
от 25 баллов до 32 баллов – стабильное проявление рассматриваемого параметра;
от 33 баллов до 40 баллов – яркая выраженность, преобладание данного параметра.
Возможности методики ГОКК заключаются в следующем:

- получение разнообразной информации об уровне профессиональной деятельности педагогов, их коммуникативной компетентности и развитости ПЗЛК;

- определение уровня ПГЖ учителей конкретного образовательного учреждения и составление индивидуальной и групповой программ ее повышения;

- организация индивидуальной и групповой работы психолога с педагогическим коллективом по развитию ППК;

- оказание помощи учителю в осознании своих личностно-профессиональных проблем, развитие потребности в самосовершенствовании.

Раздел 10. Диагностические материалы для изучения коммуникативных особенностей педагогов.

Изучение коммуникативных потенциалов личности
10.1 Диагностика коммуникативно-характерологических особенностей личности

(Л. И. Уманский, И. А. Френкель, А, Н. Лутошкин,

А. С. Чернышев и др.)
Назначение и содержание. Данная методика предназначена для определения базовых особенностей личности в процессе межличностных отношений, их диагностика может осуществляться в формах самооценки, экспертных оценках или в их сочетаниях.

Инструкция. Черты характера оцениваются по пятибалльной системе. В данной схеме оценки обозначаются 5, 4, 3, 2, 1. В графе напротив соответствующей оценки, которую дает сам испытуемый или эксперт, ставится крестик. Баллы соответствуют следующим уровням проявления данной черты:

5 - черта проявляется постоянно, зримо, характерно, ярко выражено, типично для личности;

4 - чаще проявляется, чем не проявляется;

3 - не выражена достаточно определенно, как правило, не проявляется;

2 - противоположная черта личности проявляется чаще, чем данная. Эта

противоположная черта выражена заметнее;

1 - ярко выражена противоположная черта, она ПРОЯВЛЯЕТСЯ активно, зримо, типично.
Кроме этого, желательно охарактеризовать оцениваемое качество с точки зрения не только того, в какой степени обладает этим качеством данная личность, но и старается ли она это качество активно «навязать» другим.

В графе «а» ставится плюс (+), если характеризуемая личность активно переносит это свое качество на других, знак минус (-) ставится тогда, когда это качество не переносится на других и является сугубо личным свойством, и наконец, знаком равенства (=) обозначается тот случай, когда не выражено ни то, ни другое.

В графе «б» отмечаются изменения данного качества, которые произошли за последнее время: усиление этого качества отмечается знаком плюс (+), ослабление - знаком минус (-), а знаком равенства (=) обозначается отсутствие тенденции развития как в сторону «+», так и«-».


В графе «в» отмечается тенденция к изменению этого качества в дальнейшем: тенденция усиления обозначается «+», ослабления «-», а знаком равенства «=» обозначается отсутствие тенденции развития как в сторону «+», так и в сторону «-».

А. ЧЕРТЫ ХАРАКТЕРА, ВЫРАЖАЮЩИЕ НАПРАВЛЕННОСТЬ ЛИЧНОСТИ

5

4

3

2

1

а

б

в

1

Принципиальность или беспринципность

























2

Коллективизм или индивидуализм

























3

Правдивость или лживость

























4

Общественная или эгоистическая

направленность

























5

Трудолюбие или леность

























6

Бескорыстие или корыстолюбие

























7

Скромность или нескромность

























8

Справедливость или несправедливость в отношении:

а) к сверстникам

б) к младшим

в) к старшим

























9

Отзывчивость или черствость

























10

Прямота или лицемерие




























Общий балл (Σ)




























Средний балл(М)М=Σ/n (n – количество качеств)

























Б. ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ ЧЕРТЫ ХАРАКТЕРА

























1

Наблюдательность или не наблюдательность

























2

Практическая направленность ума, умение применять знания к практическим задачам или непрактичность ума при наличии знаний

























3

Любознательный или нелюбознательный

























В. ВОЛЕВЫЕ ЧЕРТЫ ХАРАКТЕРА

























1

Уверенность или неуверенность в своих силах и возможностях

























2

Дисциплинированность или недисциплинированность

























3

Осознанная дисциплинированность или простое послушание

























4

Инициативность (предприимчивость) или только исполнительность

























5

Личная организованность или неорганизованность

























6

Самостоятельность или внушаемость

























7

Собранность или несобранность (разболтанность)

























8

Самообладание, выдержка или невыдержанность

























9

Смелость или трусость

























10

Настойчивость в достижении поставленных целей или неспособность доводить начатое дело до конца

























11

Настойчивость или упрямство

























12

Личная активность или пассивность




























Общий балл (Σ)




























Средний балл(М)М=Σ/n (n – количество качеств)

























Г. ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ ЧЕРТЫ ХАРАКТЕРА

























1

Веселость или угрюмость

























2

Смешливость или плаксивость

























3

Бодрость или вялость

























4

Раздражительность или невозмутимость




























Общий балл (Σ)




























Средний балл(М)М=Σ/n (n – количество качеств)

























Д. ЧЕРТЫ ХАРАКТЕРА, ВЫРШЮЩИЕ ОТНОШЕНИЕ К ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

























1

Добросовестность или недобросовестность в отношении:

а) к трудовой деятельности

б) к учебной деятельности

в) к игровой деятельности

г) к общественной деятельности

д) к спортивной деятельности

























2

Работоспособность или

неработоспособность




























Общий балл (Σ)




























Средний балл(М)М=Σ/n (n – количество качеств)

























Е. ЧЕРТЫ ХАРАКТЕРА, ВЫРАЖАЮЩИЕ ОТНОШЕНИЕ КДРУГИМ ЛЮДЯМ

























1

Коллективизм или индивидуализм

























2

Замкнутость или общительность

























3

Тактичность или бестактность

























4

Чуткость или черствость




























Общий балл (Σ)




























Средний балл(М)М=Σ/n (n – количество качеств)

























Ж. ЧЕРТЫ ХАРАКТЕРА, ВЫРАЖАЮЩИЕ ОТНОШЕНИЕ К САМОМУ СЕБЕ

























1

Критическое отношение к своим силам или излишняя самоуверенность

























2

Уверенность или неуверенность

























3

Требовательность или нетребовательность к себе

























4

Самокритичность или не самокритичность




























Общий балл (Σ)




























Средний балл(М)М=Σ/n (n – количество качеств)