Файл: Сборник диагностических материалов по изучению психологических особенностей педагогов в системе психологопедагогического сопровождения в образовательных организациях региона авторы составители.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.11.2023
Просмотров: 1544
Скачиваний: 6
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
3. Проявляет расположенность к собеседнику
4. Умеет разрешить конфликтную ситуацию
5. Вдохновляет других на творческую дея-тельность
6. Побуждает учащихся к дискуссии, к активности в беседе
7. Умеет слушать и слышать другого
8. Проявляет искренний интерес к учащимся
Общая сумма баллов:
БЛАНК 6 (эмоциональная привлекательность)
1. Располагает к себе манерой поведения
2. Проявляет вежливость
3. Располагает к себе внешним видом
4. Тактично обращается к ученикам на уроках и вне их
5. Вызывает уважение окружающих
6. Интересен в беседе
7. Имеет широкий круг интересов и увлечений
8. Проявляет доброжелательность
Общая сумма баллов:
БЛАНК 7 (способность к оказанию влияния на других)
1. Умеет создать на уроке благоприятный психологический настрой
2. Справедлив и внимателен по отношению ко всем учащимся
3. Рационально организует собственное время и деятельность
4. Не допускает брани в адрес учеников
5. Проявляет в работе творческую активность
6. Заражает ребят интересом к какому-либо делу
7. Может аргументированно убедить ребят в необходимости какого-либо дела, поступка
8. Является для большинства ребят референтным (значимым) человеком
Общая сумма баллов:
БЛАНК 8 (способность к организации какого-либо дела)
1. Умеет найти к ученику индивидуальный подход
2. Умеет вызывать на уроке интерес к изучаемому материалу, ко всему предмету
3. Часто подбадривает учеников в затруднительных ситуациях
4. Умеет объединить ребят вокруг общей идеи, задачи, цели
5. Называет учеников чаще всего по именам
6. Умеет снять напряжение и усталость на уроке
7. Поощряет высказывание учащимися собственной точки зрения на проблему
8. Вовлекает ребят в работу на уроке
Общая сумма баллов:
БЛАНК 9 (способность к передаче информации)
1. Демонстрирует хорошее знание предмета
2. Излагает материал ясно и доступно
3. Умеет поддержать разговор на разные темы
4. При изложении материала побуждает ребят к размышлению над ним
5. Высказывает собственную позицию по тому или иному вопросу
6. Отстаивает свою точку зрения без раздражения и вспыльчивости
7. Аргументированно и убедительно говорит
8. Обладает культурой речи
Общая сумма баллов:
Обработка и интерпретация результатов.
Если некоторые пункты опросника эксперт оставил без ответа или оценил в 0 баллов, то при обработке результатов такие бланки должны изыматься из обращения и считаться недействительными.
Обработка результатов проводится по двум обобщенным показателям, заложенным в методике:
-
выраженность каждого качества у учителя (средний балл указывается в нижней части бланков № 1-6) -
степень овладения учителя коммуникативными функциями влияния (средний балл указывается в бланке №7), организации (средний балл указывается в бланке №8), передачи информации (средний балл указывается в бланке №9).
По каждому качеству и каждой коммуникативной функции учитель максимально может набрать 40 баллов (в бланках эта цифра записывается в графе «общая сумма баллов»). Затем определяется средний балл (самый высокий равен «5»), который будет соответствовать мнению одного эксперта.
Средние оценки каждого эксперта заносятся в электронный бланк. В колонках «Среднее. Учащиеся» и «Среднее. Педагоги» представлены усредненные групповые оценки, а в колонке «Среднее» – усредненная внешняя оценка. Эти средне групповые оценки переводятся по таблице норм в уровни развития качеств.
№ | Диагностируемые показатели | Уровень, баллы | |||
Относительно высокий | Несколько выше среднего | Относительно средний | Относительно низкий (ниже среднего) | ||
1 | Эмпатичность | 4,7-5,0 | 4,3-4,6 | 3,4-4,2 | 0-3,3 |
2 | Рефлексивность | 4,6-5,0 | 4,2-4,5 | 3,5-4,1 | 0-3,4 |
3 | Общительность | 4,7-5,0 | 4,2-4,6 | 3,3-4,1 | 0-3,2 |
4 | Гибкость личности | 4,7-5,0 | 4,3-4,6 | 3,6-4,2 | 0-3,5 |
5 | Способность к сотрудничеству | 4,8-5,0 | 4,4-4,7 | 3,5-4,3 | 0-3,4 |
6 | Эмоциональная привлекательность | 4,8-5,0 | 4,5-4,7 | 3,8-4,4 | 0-3,7 |
7 | Функция влияния | 4,7-5,0 | 4,3-4,6 | 3,6-4,2 | 0-3,5 |
8 | Функция организации | 4,7-5,0 | 4,3-4,6 | 3,4-4,2 | 0-3,3 |
9 | Функция передачи информации | 4,8-5,0 | 4,4-4,7 | 3,7-4,3 | 0-3,6 |
10 | Коммуникативная компетентность | 4,7-5,0 | 4,3-4,6 | 3,6-4,2 | 0-3,5 |
Интерпретация полученных данных:
от 4 баллов до 16 баллов – невыраженность рассматриваемого параметра;
от 17 баллов до 24 баллов – слабая выраженность обследуемого параметра;
от 25 баллов до 32 баллов – стабильное проявление рассматриваемого параметра;
от 33 баллов до 40 баллов – яркая выраженность, преобладание данного параметра.
Возможности методики ГОКК заключаются в следующем:
- получение разнообразной информации об уровне профессиональной деятельности педагогов, их коммуникативной компетентности и развитости ПЗЛК;
- определение уровня ПГЖ учителей конкретного образовательного учреждения и составление индивидуальной и групповой программ ее повышения;
- организация индивидуальной и групповой работы психолога с педагогическим коллективом по развитию ППК;
- оказание помощи учителю в осознании своих личностно-профессиональных проблем, развитие потребности в самосовершенствовании.
Раздел 10. Диагностические материалы для изучения коммуникативных особенностей педагогов.
Изучение коммуникативных потенциалов личности
10.1 Диагностика коммуникативно-характерологических особенностей личности
(Л. И. Уманский, И. А. Френкель, А, Н. Лутошкин,
А. С. Чернышев и др.)
Назначение и содержание. Данная методика предназначена для определения базовых особенностей личности в процессе межличностных отношений, их диагностика может осуществляться в формах самооценки, экспертных оценках или в их сочетаниях.
Инструкция. Черты характера оцениваются по пятибалльной системе. В данной схеме оценки обозначаются 5, 4, 3, 2, 1. В графе напротив соответствующей оценки, которую дает сам испытуемый или эксперт, ставится крестик. Баллы соответствуют следующим уровням проявления данной черты:
5 - черта проявляется постоянно, зримо, характерно, ярко выражено, типично для личности;
4 - чаще проявляется, чем не проявляется;
3 - не выражена достаточно определенно, как правило, не проявляется;
2 - противоположная черта личности проявляется чаще, чем данная. Эта
противоположная черта выражена заметнее;
1 - ярко выражена противоположная черта, она ПРОЯВЛЯЕТСЯ активно, зримо, типично.
Кроме этого, желательно охарактеризовать оцениваемое качество с точки зрения не только того, в какой степени обладает этим качеством данная личность, но и старается ли она это качество активно «навязать» другим.
В графе «а» ставится плюс (+), если характеризуемая личность активно переносит это свое качество на других, знак минус (-) ставится тогда, когда это качество не переносится на других и является сугубо личным свойством, и наконец, знаком равенства (=) обозначается тот случай, когда не выражено ни то, ни другое.
В графе «б» отмечаются изменения данного качества, которые произошли за последнее время: усиление этого качества отмечается знаком плюс (+), ослабление - знаком минус (-), а знаком равенства (=) обозначается отсутствие тенденции развития как в сторону «+», так и«-».
В графе «в» отмечается тенденция к изменению этого качества в дальнейшем: тенденция усиления обозначается «+», ослабления «-», а знаком равенства «=» обозначается отсутствие тенденции развития как в сторону «+», так и в сторону «-».
А. ЧЕРТЫ ХАРАКТЕРА, ВЫРАЖАЮЩИЕ НАПРАВЛЕННОСТЬ ЛИЧНОСТИ | 5 | 4 | 3 | 2 | 1 | а | б | в | |||||||||
1 | Принципиальность или беспринципность | | | | | | | | | ||||||||
2 | Коллективизм или индивидуализм | | | | | | | | | ||||||||
3 | Правдивость или лживость | | | | | | | | | ||||||||
4 | Общественная или эгоистическая направленность | | | | | | | | | ||||||||
5 | Трудолюбие или леность | | | | | | | | | ||||||||
6 | Бескорыстие или корыстолюбие | | | | | | | | | ||||||||
7 | Скромность или нескромность | | | | | | | | | ||||||||
8 | Справедливость или несправедливость в отношении: а) к сверстникам б) к младшим в) к старшим | | | | | | | | | ||||||||
9 | Отзывчивость или черствость | | | | | | | | | ||||||||
10 | Прямота или лицемерие | | | | | | | | | ||||||||
| Общий балл (Σ) | | | | | | | | | ||||||||
| Средний балл(М)М=Σ/n (n – количество качеств) | | | | | | | | | ||||||||
Б. ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ ЧЕРТЫ ХАРАКТЕРА | | | | | | | | | |||||||||
1 | Наблюдательность или не наблюдательность | | | | | | | | | ||||||||
2 | Практическая направленность ума, умение применять знания к практическим задачам или непрактичность ума при наличии знаний | | | | | | | | | ||||||||
3 | Любознательный или нелюбознательный | | | | | | | | | ||||||||
В. ВОЛЕВЫЕ ЧЕРТЫ ХАРАКТЕРА | | | | | | | | | |||||||||
1 | Уверенность или неуверенность в своих силах и возможностях | | | | | | | | | ||||||||
2 | Дисциплинированность или недисциплинированность | | | | | | | | | ||||||||
3 | Осознанная дисциплинированность или простое послушание | | | | | | | | | ||||||||
4 | Инициативность (предприимчивость) или только исполнительность | | | | | | | | | ||||||||
5 | Личная организованность или неорганизованность | | | | | | | | | ||||||||
6 | Самостоятельность или внушаемость | | | | | | | | | ||||||||
7 | Собранность или несобранность (разболтанность) | | | | | | | | | ||||||||
8 | Самообладание, выдержка или невыдержанность | | | | | | | | | ||||||||
9 | Смелость или трусость | | | | | | | | | ||||||||
10 | Настойчивость в достижении поставленных целей или неспособность доводить начатое дело до конца | | | | | | | | | ||||||||
11 | Настойчивость или упрямство | | | | | | | | | ||||||||
12 | Личная активность или пассивность | | | | | | | | | ||||||||
| Общий балл (Σ) | | | | | | | | | ||||||||
| Средний балл(М)М=Σ/n (n – количество качеств) | | | | | | | | | ||||||||
Г. ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ ЧЕРТЫ ХАРАКТЕРА | | | | | | | | | |||||||||
1 | Веселость или угрюмость | | | | | | | | | ||||||||
2 | Смешливость или плаксивость | | | | | | | | | ||||||||
3 | Бодрость или вялость | | | | | | | | | ||||||||
4 | Раздражительность или невозмутимость | | | | | | | | | ||||||||
| Общий балл (Σ) | | | | | | | | | ||||||||
| Средний балл(М)М=Σ/n (n – количество качеств) | | | | | | | | | ||||||||
Д. ЧЕРТЫ ХАРАКТЕРА, ВЫРШЮЩИЕ ОТНОШЕНИЕ К ДЕЯТЕЛЬНОСТИ | | | | | | | | | |||||||||
1 | Добросовестность или недобросовестность в отношении: а) к трудовой деятельности б) к учебной деятельности в) к игровой деятельности г) к общественной деятельности д) к спортивной деятельности | | | | | | | | | ||||||||
2 | Работоспособность или неработоспособность | | | | | | | | | ||||||||
| Общий балл (Σ) | | | | | | | | | ||||||||
| Средний балл(М)М=Σ/n (n – количество качеств) | | | | | | | | | ||||||||
Е. ЧЕРТЫ ХАРАКТЕРА, ВЫРАЖАЮЩИЕ ОТНОШЕНИЕ КДРУГИМ ЛЮДЯМ | | | | | | | | | |||||||||
1 | Коллективизм или индивидуализм | | | | | | | | | ||||||||
2 | Замкнутость или общительность | | | | | | | | | ||||||||
3 | Тактичность или бестактность | | | | | | | | | ||||||||
4 | Чуткость или черствость | | | | | | | | | ||||||||
| Общий балл (Σ) | | | | | | | | | ||||||||
| Средний балл(М)М=Σ/n (n – количество качеств) | | | | | | | | | ||||||||
Ж. ЧЕРТЫ ХАРАКТЕРА, ВЫРАЖАЮЩИЕ ОТНОШЕНИЕ К САМОМУ СЕБЕ | | | | | | | | | |||||||||
1 | Критическое отношение к своим силам или излишняя самоуверенность | | | | | | | | | ||||||||
2 | Уверенность или неуверенность | | | | | | | | | ||||||||
3 | Требовательность или нетребовательность к себе | | | | | | | | | ||||||||
4 | Самокритичность или не самокритичность | | | | | | | | | ||||||||
| Общий балл (Σ) | | | | | | | | | ||||||||
| Средний балл(М)М=Σ/n (n – количество качеств) | | | | | | | | |