Файл: Сборник диагностических материалов по изучению психологических особенностей педагогов в системе психологопедагогического сопровождения в образовательных организациях региона авторы составители.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.11.2023

Просмотров: 1535

Скачиваний: 6

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

11.3 Самооценка форм агрессивного поведения

(модифицированный вариант Басса — Дарки)

12.1 Анкета для выявления кризисогенных факторов и факторов преодоления профессиональных кризисов учителей

Раздел 13. Диагностика совладающего поведения13.1 Диагностика стратегий импунитивного поведенияв конфликтных ситуацияхНазначение. Важнейшей составной частью управления конфликтами является их внутреннее, психологическое разрешение. От него непосредственно зависит наше переживание конфликта, его влияние на психику и реальное поведение. Исходным моментом внутреннего преодоления конфликта является переоценка самого конфликта, за ним следует выбор форм разрешающего поведения.Существуют два основных типа разрешения внутреннего конфликта - адаптивный и паллиативный. Адаптивное поведение направлено на активное изменение конфликтных отношений, реальное устранение конфликтной ситуации. Его характеризуют, например, такие формы преодолевающего поведения, как поиск информации, поэтапное решение, переосмысление, обращение за помощью и т. д. Паллиативное поведение означает внутреннее психологическое приспособление к конфликту в целях ограничения его нервных, эмоциональных и т. п. издержек посредством таких поведенческих форм, как прямое выражение чувств, разрядка, замещающая деятельность (сублимация), фантазия, юмор, сдерживание, отстранение и др. Использование такого поведения наиболее целесообразно при неразрешимых конфликтах. При разрешении конфликта возможно сочетание обоих названных выше типов преодолевающего поведения.Инструкция. Изучение разрешающего поведения проводится на материале трех обобщенных ситуаций, связанных с длительными или сильными конфликтами: утрата (смерть, разлука, ссора, потеря работы, здоровья, жизненных ценностей и т. п.); угроза (для ценностей, перечисленных выше или иных); новые возможности (новое знакомство, переезд в другой дом или город, поступление на новую работу, ответственное дело, возможность достижения личного успеха и т. п. Вспомните по одной ситуации потери, угрозы и открывшейся новой возможности за последний год (если вы выберете более давние ситуации, то должны хорошо их помнить). Выберите из приведенного списка фразы, соответствующие вашим мыслям, чувствам и действиям в этих ситуациях, и выпишите номера фраз для трех ситуаций (сами ситуации не надо описывать).ОпросникИспользуйте следующие варианты ответов для анализа своих трех конфликтных ситуаций.В ситуации потери, угрозы, новой возможности вы:1. Искали профессиональную помощь.2. Не выражали свои чувства.3. Мечтали о лучших временах.4. Выросли как личность.5. Получили толчок для творчества.6. Упорно стояли на своем.7. Пытались отдохнуть.8. Старались забыться.9. Шутили по поводу ситуации.10. Больше спали.11. Отказывались верить.12. Обвиняли себя.13. Во всем винили других.14. Надеялись на чудо.15. «Сорвали чувство» на другом человеке.16. Чувствовали, что должны просто подождать.17. Положились на судьбу.18. Старались больше узнать о ситуации.19. Попытались найти что-то хорошее в ситуации.20. Сосредоточились на хорошем,21. Разговаривали с кем-то другим, прося помощи.22. Дали выход чувствам.23. Фантазировали, что будет, когда все это кончится.24. Вышли из этого лучше, чем были до этого.25. Изменились.26. Продолжали еще более усердные попытки.27. Слишком много ели, пили или использовали лекарства.28. Не позволяли себе столкнуться с проблемой вплотную.29. Относились к ситуации несерьезно.30. Были озабочены сохранением сил и энергии.31. Не изменили точку зрения.32. Критиковали себя.33. Пытались не быть опрометчивым.34. Желали бы изменить прошлое.35. Стали раздражительным.36. Выжидали, что будет.37. Успокаивали себя тем, что у других дела не лучше.38. Составили и выполняли план.39. Сказали себе, что будет лучше.40. Просили совета.41. Говорили о своих чувствах.42. Думали о нереальном.43. Нашли новую веру.44. Научились чему-то новому.45. Сохраняли тот же образ действий.46. Использовали способы самоуспокоения.47. Старались изгнать ситуацию из мыслей.48. Видели смежную (оборотную) сторону.49. Откладывали и медлили.50. Отказывались считать проблемой.51. Приняли основную тяжесть на себя.52. Пытались приспосабливаться.53. Желали, чтобы ситуация исчезла.54. Что-то разбили, разрушили.55. Ничего нельзя было сделать.56. Приняли как неизбежное.57. Анализировали ситуацию.58. Искали поддержки.59. Контролировали чувства.60. Пересмотрели свои ценности.61. Появилось новое понимание себя.62. Действовали так, будто ничего не произошло.63. Обратились к другой деятельности.64. Концентрировались на следующем этапе ситуации.65. Не давали другим узнать, в чем суть дела.66. Отнеслись так, как будто это случилось не с вами, а с кем-то другим.67. Чувствовали себя виноватым.68. Пересмотрели поспешно принятые решения.69. Желали, чтобы все скорее окончилхь.70. Предприняли прямые действия, связанные с ситуацией.71. Уверовали в высшую силу.72. Непосредственно выражали чувства.73. Проводили время в мечтах.74. У вас не было эмоциональной реакции.75. Думали о другом.76. Осуществляли действия поэтапно.77. Отдалились от других.78. Думали и не принимали решения.79. Сравнивали свои заботы с чужими.80. Искали удовлетворение где-то еще.81. Избегали поиска причин.82. Выискивали, кого обвинить.Обработка и интерпретация результатов Выясните по ключу, какие стратегии совладающего поведения вы используете чаще всего.Формы совладающего поведения1.Разрядка- 15,35, 54.2.Рациональные действия - 18, 38, 57, 70.3.Поиск помощи - 1, 21, 40, 58.4.Настойчивость - 6, 26, 45.5.Отстранение - 62, 66, 74.6.Фатализм-16,17, 36, 55, 56.7.Выражение чувств - 22, 41, 72.8.Позитивное мышление - 19, 20, 39.9.Отвлечение - 63, 75, 80.10.Фантазия-3,23,42, 73.11.Отрицание- 11,31,50.12.Самообвинение - 12, 32, 51,67.13.Поэтапные действия - 64,76.14.Сравнение - 37, 79.15.Успокоение-7, 10,27,46.16.Контроль эмоций - 2, 59.17.Осторожность - 33, 52, 68.18.Приобретение силы

Интерпретация

Позиции для контроля и самоконтроля

18.10 Анкета «Какой Вы педагог»



Обработка и интерпретация полученных данных

Обобщение результатов исследования производится либо на основе самооценки, либо путем сопоставления независимых экспертных оценок по каждому из «блоков» исследуемых личностных качеств. Завершающим этапом обработки может служить составление личностного профиля на основе предложенной формы.

О степени проявлений тех или иных качеств можно судить по усредненным значениям в соответствии с содержательной характеристикой каждого балла, приведенной в инструктивной части.
Профиль коммуникативно-характерологических особенностей личности

Исследуемые личностные особенности

Степень проявления особенностей (в баллах)




5

4

3

2

1

Направленность личности
















Интеллектуальные черты характера
















Волевые черты характера
















Эмоциональные черты характера
















Отношение к деятельности
















Отношение к другим людям
















Отношение к самому себе

















10.2 Диагностика коммуникативного контроля (М. Шнайдер)


Назначение. Методика предназначена для изучения уровня коммуникативного контроля.

Согласно М. Шнайдеру, люди с высоким коммуникативным контролем постоянно следят за собой, хорошо осведомлены, где и как себя вести. Управляют своими эмоциональными проявлениями. Вместе с тем они испытывают значительные трудности в спонтанности самовыражения, не любят непрогнозируемых ситуаций.

Люди с низким коммуникативным контролем непосредственны и открыты, но могут восприниматься окружающими как излишне прямолинейные и навязчивые.

Инструкция. Внимательно прочитайте 10 высказываний, отражающих реакции на некоторые ситуации общения. Каждое из них оцените как верное (В) или неверное (Н) применительно к себе, поставив рядом с каждым пунктом соответствующую букву.
Опросник

1. Мне кажется трудным подражать другим людям.

2. Я смог бы свалять дурака, чтобы привлечь внимание окружающих.

3. Из меня мог бы выйти неплохой актер.

4. Другим людям иногда кажется, что мои переживания более глубоки, чем это есть на самом деле.

5. В компании я редко оказываюсь в центре внимания.

6. В различных ситуациях в общении с другими людьми я часто веду себя

по-разному.

7. Я могу отстаивать только то, в чем искренне убежден.

8. Чтобы преуспеть в делах и в отношениях с людьми, я часто бываю именно таким, каким меня ожидают видеть.

9. Я могу быть дружелюбным с людьми, которых не выношу.

10. Я не всегда такой, каким кажусь.
Обработка и интерпретация

По 1 баллу начисляется за ответ «Н» на вопросы 1, 5,7 и за ответ «В» на все остальные вопросы. Подсчитывается сумма баллов.

0-3 балла - низкий коммуникативный контроль; высокая импульсивность в

общении, открытость, раскованность, поведение мало подвержено изменениям в зависимости от ситуации общения и не всегда соотносится с поведением других людей.

4-6 баллов - средний коммуникативный контроль; в общении непосредственен, искренне относится к другим. Но сдержан в эмоциональных проявлениях, соотносит свои реакции с поведением окружающих людей.

7-10 баллов- высокий коммуникативный контроль; постоянно следит за собой, управляет выражением своих эмоций.
10.3 Диагностика потенциала коммуникативной импульсивности


(В. А. Лосенков)
Инструкция. Предлагаемый тест-опросник содержит 20 вопросов. К каждому из вопросов дана шкала ответов. Внимательно прочитайте каждый вопрос и обведите кружочком номер выбранного вами ответа. В тесте нет «плохих» или «хороших» ответов. Постарайтесь почувствовать себя свободно и отвечать искренне. Предпочтительнее тот ответ, который первым пришел вам в голову.

Опросник

1. Если вы беретесь за какое-то дело, то всегда доводите его до конца?

а) определенно да;

б) пожалуй, да;

в) пожалуй, нет;

г) нет, не всегда.

2. Вы всегда спокойно реагируете на резкие или неудачные замечания в свой

адрес?

а) определенно да;

б) пожалуй, да;

в) пожалуй, нет;

г) определенно нет.

3. Вы всегда выполняете свои обещания?

а) определенно да;

б) пожалуй, да;

в) пожалуй, нет;

г) определенно нет.

4. Вы часто говорите и действуете под влиянием минутного настроения?

а) очень часто;

б) довольно часто;

в) довольно редко;

г) почти никогда.

5. В критических, напряженных ситуациях вы хорошо владеете собой?

а) да, всегда владею;

б) пожалуй, всегда;

в) пожалуй, нет;

г) нет, не владею.

6. У вас часто без видимых или достаточно веских причин меняется настроение?

а) такое случается очень часто;

б) бывает время от времени;

в) такое случается редко;

г) такого вовсе не бывает.

7. Вам часто приходится делать что-то наспех, когда поджимают сроки?

а) определенно да;

б) пожалуй, да;

в) пожалуй, нет;

г) определенно нет.

8. Вы могли бы назвать себя целеустремленным человеком?

а) да, определенно, мог бы;

б) пожалуй, мог бы;

в) скорее всего, не мог бы;

г) нет, определенно не мог бы.

9. В словах и поступках вы придерживаетесь пословицы «Семь раз отмерь, один раз отрежь»?

а) да, всегда;

б) часто;

в) редко;

г) нет, почти никогда.

10. Вы подчеркнуто равнодушны к тем, кто несправедливо ворчит и задирает вас, например, в автобусе или трамвае?

а) так я реагирую почти всегда;

б) так я реагирую довольно часто;

в) я редко так реагирую;

г) я никогда так не реагирую.

11.Вы сомневаетесь в своих силах и способностях?

а) да, часто;

б) иногда;

в) редко;

г) почти никогда.

12.Вы легко увлекаетесь новым делом, но можете быстро к нему охладеть?

а) определенно да;


б) пожалуй, да;

в) пожалуй, нет;

г) определенно нет.

13. Вы умеете сдерживаться, когда кто-либо из начальства незаслуженно вас

упрекает?

а) определенно да;

б) пожалуй, да;

в) пожалуй, нет;

г) определенно нет.

14. Вам кажется, что вы еще не нашли себя?

а) согласен, именно так оно и есть;

б) скорее всего это так;

в) с этим я вряд ли соглашусь;

г) я с этим определено не согласен.

15. Может ли под влиянием каких-либо обстоятельств ваше мнение о самом себе не раз измениться?

а) наверняка так;

б) весьма вероятно;

в) маловероятно;

г) почта невероятно.

16. Обычно вас трудно вывести из себя?

а) определенно да;

б) пожалуй, да;

в) пожалуй, нет

г) определенно нет

17. У вас возникают желания, которые по разным обстоятельствам неосуществимы?

а) такие желания возникают у меня часто;

6) такие желания возникают время от времени;

в) у меня редко возникают подобные желания;

г) заведомо неосуществимых желаний у меня не возникает.

18. Обсуждая с кем-либо важные жизненные проблемы, вы замечаете, что ваши собственные взгляды еще не вполне определились?

а) да, часто замечаю;

б) иногда замечаю;

в) замечаю довольно редко;

г) нет, никогда не замечаю.

19. Случается ли, что какое-то дело вам так надоедает, что, не закончив его, вы беретесь за новое?

а) да, так часто случается;

б) иногда так бывает;

в) так бывает довольно редко;

г) так почти никогда не случается.

20. Вы несколько неуравновешенный человек?

а) определенно да;

б) пожалуй, да;

в) пожалуй, нет;

г) определенно нет.

Обработка результатов

В процессе обработки результатов подсчитывают величину показателя импульсивности Пи. Он представляет собой сумму баллов, набранную по шкалам всего тест-опросника.

В данном тест-опроснике четырехбальная шкала ответов.

Для вопросов 1, 2, 3, 5, 8, 9,10,13,16 номер шкалы соответствует

количеству баллов, то есть а, б, в, г, - 1, 2,3 и 4 соответственно.

Для вопросов 4, 6, 7, 11, 12, 14, 15, 17, 18, 19, 20 баллы подсчитываются

по шкале в обратном порядке, то есть шкале «а» соответствуют 4 балла; шкале «б» -3 балла, шкале «в» -2 балла и шкале «г» - 1 балл.

Таким образом, показатель импульсивности может варьировать у разных людей от 20 до 80 баллов.
Анализ результатов

Импульсивность - это черта, противоположная волевым качествам:

целеустремленности и настойчивости. Чем больше величина показатели

импульсивности Пи, тем выше импульсивность.