Файл: Сборник диагностических материалов по изучению психологических особенностей педагогов в системе психологопедагогического сопровождения в образовательных организациях региона авторы составители.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.11.2023
Просмотров: 1535
Скачиваний: 6
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Обработка и интерпретация полученных данных
Обобщение результатов исследования производится либо на основе самооценки, либо путем сопоставления независимых экспертных оценок по каждому из «блоков» исследуемых личностных качеств. Завершающим этапом обработки может служить составление личностного профиля на основе предложенной формы.
О степени проявлений тех или иных качеств можно судить по усредненным значениям в соответствии с содержательной характеристикой каждого балла, приведенной в инструктивной части.
Профиль коммуникативно-характерологических особенностей личности
Исследуемые личностные особенности | Степень проявления особенностей (в баллах) | ||||
| 5 | 4 | 3 | 2 | 1 |
Направленность личности | | | | | |
Интеллектуальные черты характера | | | | | |
Волевые черты характера | | | | | |
Эмоциональные черты характера | | | | | |
Отношение к деятельности | | | | | |
Отношение к другим людям | | | | | |
Отношение к самому себе | | | | | |
10.2 Диагностика коммуникативного контроля (М. Шнайдер)
Назначение. Методика предназначена для изучения уровня коммуникативного контроля.
Согласно М. Шнайдеру, люди с высоким коммуникативным контролем постоянно следят за собой, хорошо осведомлены, где и как себя вести. Управляют своими эмоциональными проявлениями. Вместе с тем они испытывают значительные трудности в спонтанности самовыражения, не любят непрогнозируемых ситуаций.
Люди с низким коммуникативным контролем непосредственны и открыты, но могут восприниматься окружающими как излишне прямолинейные и навязчивые.
Инструкция. Внимательно прочитайте 10 высказываний, отражающих реакции на некоторые ситуации общения. Каждое из них оцените как верное (В) или неверное (Н) применительно к себе, поставив рядом с каждым пунктом соответствующую букву.
Опросник
1. Мне кажется трудным подражать другим людям.
2. Я смог бы свалять дурака, чтобы привлечь внимание окружающих.
3. Из меня мог бы выйти неплохой актер.
4. Другим людям иногда кажется, что мои переживания более глубоки, чем это есть на самом деле.
5. В компании я редко оказываюсь в центре внимания.
6. В различных ситуациях в общении с другими людьми я часто веду себя
по-разному.
7. Я могу отстаивать только то, в чем искренне убежден.
8. Чтобы преуспеть в делах и в отношениях с людьми, я часто бываю именно таким, каким меня ожидают видеть.
9. Я могу быть дружелюбным с людьми, которых не выношу.
10. Я не всегда такой, каким кажусь.
Обработка и интерпретация
По 1 баллу начисляется за ответ «Н» на вопросы 1, 5,7 и за ответ «В» на все остальные вопросы. Подсчитывается сумма баллов.
0-3 балла - низкий коммуникативный контроль; высокая импульсивность в
общении, открытость, раскованность, поведение мало подвержено изменениям в зависимости от ситуации общения и не всегда соотносится с поведением других людей.
4-6 баллов - средний коммуникативный контроль; в общении непосредственен, искренне относится к другим. Но сдержан в эмоциональных проявлениях, соотносит свои реакции с поведением окружающих людей.
7-10 баллов- высокий коммуникативный контроль; постоянно следит за собой, управляет выражением своих эмоций.
10.3 Диагностика потенциала коммуникативной импульсивности
(В. А. Лосенков)
Инструкция. Предлагаемый тест-опросник содержит 20 вопросов. К каждому из вопросов дана шкала ответов. Внимательно прочитайте каждый вопрос и обведите кружочком номер выбранного вами ответа. В тесте нет «плохих» или «хороших» ответов. Постарайтесь почувствовать себя свободно и отвечать искренне. Предпочтительнее тот ответ, который первым пришел вам в голову.
Опросник
1. Если вы беретесь за какое-то дело, то всегда доводите его до конца?
а) определенно да;
б) пожалуй, да;
в) пожалуй, нет;
г) нет, не всегда.
2. Вы всегда спокойно реагируете на резкие или неудачные замечания в свой
адрес?
а) определенно да;
б) пожалуй, да;
в) пожалуй, нет;
г) определенно нет.
3. Вы всегда выполняете свои обещания?
а) определенно да;
б) пожалуй, да;
в) пожалуй, нет;
г) определенно нет.
4. Вы часто говорите и действуете под влиянием минутного настроения?
а) очень часто;
б) довольно часто;
в) довольно редко;
г) почти никогда.
5. В критических, напряженных ситуациях вы хорошо владеете собой?
а) да, всегда владею;
б) пожалуй, всегда;
в) пожалуй, нет;
г) нет, не владею.
6. У вас часто без видимых или достаточно веских причин меняется настроение?
а) такое случается очень часто;
б) бывает время от времени;
в) такое случается редко;
г) такого вовсе не бывает.
7. Вам часто приходится делать что-то наспех, когда поджимают сроки?
а) определенно да;
б) пожалуй, да;
в) пожалуй, нет;
г) определенно нет.
8. Вы могли бы назвать себя целеустремленным человеком?
а) да, определенно, мог бы;
б) пожалуй, мог бы;
в) скорее всего, не мог бы;
г) нет, определенно не мог бы.
9. В словах и поступках вы придерживаетесь пословицы «Семь раз отмерь, один раз отрежь»?
а) да, всегда;
б) часто;
в) редко;
г) нет, почти никогда.
10. Вы подчеркнуто равнодушны к тем, кто несправедливо ворчит и задирает вас, например, в автобусе или трамвае?
а) так я реагирую почти всегда;
б) так я реагирую довольно часто;
в) я редко так реагирую;
г) я никогда так не реагирую.
11.Вы сомневаетесь в своих силах и способностях?
а) да, часто;
б) иногда;
в) редко;
г) почти никогда.
12.Вы легко увлекаетесь новым делом, но можете быстро к нему охладеть?
а) определенно да;
б) пожалуй, да;
в) пожалуй, нет;
г) определенно нет.
13. Вы умеете сдерживаться, когда кто-либо из начальства незаслуженно вас
упрекает?
а) определенно да;
б) пожалуй, да;
в) пожалуй, нет;
г) определенно нет.
14. Вам кажется, что вы еще не нашли себя?
а) согласен, именно так оно и есть;
б) скорее всего это так;
в) с этим я вряд ли соглашусь;
г) я с этим определено не согласен.
15. Может ли под влиянием каких-либо обстоятельств ваше мнение о самом себе не раз измениться?
а) наверняка так;
б) весьма вероятно;
в) маловероятно;
г) почта невероятно.
16. Обычно вас трудно вывести из себя?
а) определенно да;
б) пожалуй, да;
в) пожалуй, нет
г) определенно нет
17. У вас возникают желания, которые по разным обстоятельствам неосуществимы?
а) такие желания возникают у меня часто;
6) такие желания возникают время от времени;
в) у меня редко возникают подобные желания;
г) заведомо неосуществимых желаний у меня не возникает.
18. Обсуждая с кем-либо важные жизненные проблемы, вы замечаете, что ваши собственные взгляды еще не вполне определились?
а) да, часто замечаю;
б) иногда замечаю;
в) замечаю довольно редко;
г) нет, никогда не замечаю.
19. Случается ли, что какое-то дело вам так надоедает, что, не закончив его, вы беретесь за новое?
а) да, так часто случается;
б) иногда так бывает;
в) так бывает довольно редко;
г) так почти никогда не случается.
20. Вы несколько неуравновешенный человек?
а) определенно да;
б) пожалуй, да;
в) пожалуй, нет;
г) определенно нет.
Обработка результатов
В процессе обработки результатов подсчитывают величину показателя импульсивности Пи. Он представляет собой сумму баллов, набранную по шкалам всего тест-опросника.
В данном тест-опроснике четырехбальная шкала ответов.
Для вопросов 1, 2, 3, 5, 8, 9,10,13,16 номер шкалы соответствует
количеству баллов, то есть а, б, в, г, - 1, 2,3 и 4 соответственно.
Для вопросов 4, 6, 7, 11, 12, 14, 15, 17, 18, 19, 20 баллы подсчитываются
по шкале в обратном порядке, то есть шкале «а» соответствуют 4 балла; шкале «б» -3 балла, шкале «в» -2 балла и шкале «г» - 1 балл.
Таким образом, показатель импульсивности может варьировать у разных людей от 20 до 80 баллов.
Анализ результатов
Импульсивность - это черта, противоположная волевым качествам:
целеустремленности и настойчивости. Чем больше величина показатели
импульсивности Пи, тем выше импульсивность.