Файл: Сборник диагностических материалов по изучению психологических особенностей педагогов в системе психологопедагогического сопровождения в образовательных организациях региона авторы составители.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.11.2023
Просмотров: 1510
Скачиваний: 6
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Нормы для компонента «личностное отдаление» (ЛО)
Крайне низкие | Низкие значения | Средние значения | Высокие значения | Крайне высокие |
9 и ниже | 16-10 | 17-31 | 32-40 | 41 и выше |
Нормы для компонента «профессиональная мотивация» (ПМ)
Крайне низкие | Низкие значения | Средние значения | Высокие значения | Крайне высокие |
7 и ниже | 8-12 | 13-24 | 25-31 | 32 и выше |
Нормы для индекса психического «выгорания» (ИПв)
Крайне низкие | Низкие значения | Средние значения | Высокие значения | Крайне высокие |
31 и ниже | 32-51 | 52-92 | 93-112 | 113 и выше |
Содержательные характеристики шкал
Психоэмоциональное истощение - процесс исчерпания эмоциональных, физических, энергетических ресурсов профессионала, работающего с людьми. Истощение проявляется в хроническом эмоциональном и физическом утомлении, равнодушии и холодности по отношению к окружающим с признаками депрессии и раздражительности.
Личностное отдаление - специфическая форма социальной дезадаптации профессионала, работающего с людьми. Личностное отдаление проявляется в уменьшении количества контактов с окружающими, повышении раздражительности и нетерпимости в ситуациях общения, негативизме по отношению к другим людям.
Профессиональная мотивация - уровень рабочей мотивации и энтузиазма по отношению к работе альтруистического содержания. Состояние мотивационной сферы оценивается таким показателем, как продуктивность профессиональной деятельности, оптимизм и заинтересованность в работе, самооценка профессиональной компетентности и степени успешности в работе с людьми.
Ниже приведены жизненные проявления ПВ на различных системных уровнях.
Жизненные проявления психического «выгорания»
на системно-структурных уровнях
Шкалы ПВ | Проявления психического «выгорания» на уровнях: | ||
Межличностном | Личностном | Мотивационном | |
ПИ | Психическое истощение. Раздражительность. Агрессивность. Повышенная чувствительность к оценкам других. | Низкая эмоциональная толерантность, тревожность. | Нежелание идти на работу. Желание скорее окончить рабочий день. Появление прогулов. |
ЛО | Нежелание контактировать с людьми. Циничное, негативное отношение к людям. | Критичное отношение к окружающим и не критичность в оценке самого себя. Значимость своей правоты. | Снижение включенности в работу и дела других людей. Безразличие к своей карьере. |
ПМ | Неудовлетворенность работой и отношениями в коллективе. | Заниженная самооценка, неудовлетворенность собой как профессионалом. Чувство низкой профессиональной эффективности и отдачи. | Снижение потребности в достижениях. |
12.13 Опросник «Эмоциональное выгорание»
Инструкция: вам предлагается 22 утверждения о чувствах и переживаниях, связанных с работой. Прочитайте внимательно каждое утверждение и решите, чувствуете ли вы себя таким образом по отношению к вашей работе. Если у вас не было такого чувства, в листе для ответов отметьте позицию «никогда». Если было такое чувство, укажите, как часто вы его ощущали. Для этого зачеркните или обведите кружком балл, соответствующий частоте переживаний того или иного чувства.
0 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
Никогда | Очень редко | Редко | Иногда | Часто | Очень часто | Всегда |
-
Я чувствую себя эмоционально опустошенным. -
К концу рабочего дня я чувствую себя как выжатый лимон. -
Я чувствую себя усталым, когда встаю утром и должен идти на работу. -
Я хорошо понимаю, что чувствуют мои ученики и коллеги, и использую это в интересах дела. -
Я общаюсь с моими учениками чисто формально, без лишних эмоций и стремлюсь свести общение с ними до минимума. -
Я чувствую себя энергичным и эмоционально воодушевленным. -
Я умею находить правильное решение в конфликтных ситуациях. -
Я чувствую угнетенность и апатию. -
Я могу позитивно влиять на продуктивность работы моих учащихся и коллег. -
В последнее время я стал более черствым (бесчувственным) по отношению к тем, с кем работаю. -
Как правило, окружающие меня люди много требуют от меня и манипулируют мной. Они скорее утомляют, чем радуют меня. -
У меня много планов на будущее, и я верю в их осуществление. -
Я испытываю все больше жизненных разочарований. -
Я чувствую равнодушие и потерю интереса ко многому, что радовало меня раньше. -
Бывает, что мне действительно безразлично то, что происходит с некоторыми моими учениками и коллегами. -
Мне хочется уединиться и отдохнуть от всего и всех. -
Я легко могу создать атмосферу доброжелательности и сотрудничества при общении с моими воспитанниками и коллегами. -
Я легко общаюсь с людьми независимо от их статуса и характера. -
Я многое успеваю сделать. -
Я чувствую себя на пределе возможностей. -
Я еще многое смогу достичь в этой жизни. -
Бывает, что ученики и коллеги перекладывают на меня груз своих проблем и обязанностей.
Ключ к опроснику
Субшкала | Номер утверждения | Сумма баллов (максимальная) |
Эмоциональное истощение | 1,2,3,6,8.13,14.16,20 | 54 |
Деперсонализация | 5,10,11,15,22 | 30 |
Редукция личностных достижений | 4,7,9,12,17,18,19,21 | |
Уровни выгорания
Субшкала | Низкий уровень | Средний уровень | Высокий уровень |
Эмоциональное истощение | 0-16 | 17-26 | 27 и больше |
Деперсонализация | 0-6 | 7-12 | 13 и больше |
Редукция личностных достижений | 39 и больше | 38-32 | 31-0 |
12.14 Перцептивная оценка типа стрессоустойчивости
Инструкция. На каждый вопрос теста возможны три варианта ответа: «да», «нет», «не знаю». Не злоупотребляйте ответом «не знаю». Используйте его только в том случае, если вас действительно затрудняет однозначный ответ «да» или «нет».
Опросник
1. Очень ли трудна и напряжённа ваша работа?
2. Часто ли вы думаете о работе по вечерам и выходным дням?
3. Часто ли вам приходится задерживаться на работе или дома заниматься делами, связанными с работой?
4. Чувствуете ли вы, что вам постоянно не хватает времени?
5. Часто ли вам приходится торопиться, чтобы справиться со своими делами?
6. Испытываете ли вы нетерпение, когда видите, что кто-то выполняет работу
медленнее, чем вы сами могли бы сделать?
7. Часто ли вы заканчиваете мысль собеседника до того, как он кончит говорить?
8. Если вам приходится ждать кого-нибудь, испытываете ли вы нетерпение?
9. Если вы испытываете напряжение или раздражение, трудно ли вам скрыть это?
10. Часто ли вас выводит из терпения ожидание в очередях?
11. Часто ли у вас возникает чувство, что время течет слишком быстро?
12. Предпочитаете ли вы поехать как можно быстрее, чтобы заняться более важным делами?
13. Вы почти всегда ходите и делаете все быстро?
14. Стараетесь ли вы быть во всем первым и лучшим?
15. Считаете ли вы себя человеком очень энергичным, напористым?
16. Считают ли вас энергичным и напористым ваша жена или близкие?
17. Считают ли ваши знакомые, хорошо знающие вас люди, что вы относитесь к своей работе слишком серьезно?
18. Часто ли бывает, что, читая или слушая собеседника, вы продолжаете думать о своих делах?
19. Часто ли ваша жена или близкие просят вас меньше заниматься делами и больше времени уделять семье?
20. Прилагаете ли вы усилия, чтобы победить в играх?
Обработка и интерпретация результатов
На каждый вопрос ответу «да» приписывается 2 балла, ответу «нет» - 0 баллов; ответу «не знаю» - 1 балл.
Подсчитайте общее количество баллов, набранных вами в тесте.
Если вы набрали от 0до 10 баллов