Файл: Сборник диагностических материалов по изучению психологических особенностей педагогов в системе психологопедагогического сопровождения в образовательных организациях региона авторы составители.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.11.2023
Просмотров: 1512
Скачиваний: 6
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
, то вы принадлежите к типу Б. Люди такого типа четко определяют цели своей деятельности и выбирают оптимальные пути их достижения. Они стремятся справиться с трудностями сами, трудности и их возникновение подвергают анализу, делают правильные выводы. Могут долгое время работать с большим напряжением сил. Умеют и стремятся рационально распределять время. Неожиданности, как правило, не выбивают их из колеи. Люди типа Б стрессоустойчивые.
Если вы набрали от 10до 20 баллов, то у вас проявляется склонность к типу Б, но умеренно выраженная. Часто проявляете стрессоустойчивость, но не всегда.
Если вы набрали от 30 до 40 баллов, то вы принадлежите к типу А. Люди такого типа характеризуются стремлением к конкуренции, достижению цели, обычно бывают не удовлетворены собой и обстоятельствами и начинают рваться к новой цели. Часто они проявляют агрессивность, нетерпеливость, гиперактивность, у них быстрая речь, постоянное напряжение лицевой мускулатуры.
Если вы набрали от 20до 50 баллов, то у вас проявляется склонность к типу А, но умеренно выраженная. Неустойчивость к стрессам проявляется нередко.
12.15 Сокращенный опросник эмоционального выгорания
Инструкция: вам предлагается ряд утверждений, по каждому выскажите своё мнение. Если вы согласны с утверждением, поставьте около соответствующего ему номера в бланке для ответов знак «+» (да), если не согласны - то знак «-» («нет»).
Обработка данных.
Ниже приводится «ключ» к методике - перечисляются симптомы и соответствующие им номера утверждений (признаков). Знак перед номером означает ответ «да» (+) или «нет» (-) ; в скобках указаны баллы, проставляемые за данный ответ. В соответствии с «ключом» определяется сумма баллов для каждого симптома «выгорания», а затем - сумма по всем симптомам, т.е. его итоговый показатель.
Симптом «Неудовлетворенность собой»: -1(3), +6 (2), +11 (2), -16(10), -21(5), +26(5), +31(3).
Симптом «Загнанность в клетку»: +2(10), +7(5), +12(2), +17(2), +22(5), +27(1), -32(5).
Симптом «Редукция профессиональных обязанностей»: +3(5), +8(5), +13(2), -18(2), +26(3), +28(3), +33(10).
Симптом «Эмоциональная отстраненность»: +4(2), +9(3), -14(2), +19(3), +24(5),+29(5), +34(10).
Симптом «Личностная отстраненность (деперсонализация)»: +5(5), +10(3), +15(3), +20(2), +25(5), +30(2), +35(10).
Сумма баллов по каждому симптому интерпретируется так:
9 и менее баллов – не сложившийся симптом,
10-15 баллов - складывающийся симптом,
16 и более баллов - сложившийся симптом.
Соответственно сумма баллов по всем симптомам равная 45 и менее, свидетельствует об отсутствии «выгорания», сумма баллов от 50 до 75 – о на-чинающемся «выгорании», сумма 80 баллов и выше – об имеющемся «выгорании».
12.16 Тест «Определение уровня стресса»
Инструкция: Вы сможете самостоятельно определить у себя уровень стресса. Чтобы это сделать, ответьте на следующие утверждения – «да», «нет».
Обработка:
Теперь посчитайте, сколько раз вы ответили «да». Если:
4 и меньше – у Вас средний уровень стресса. Вы сами можете справиться со своими проблемами, если не будете забывать о том, что необходимо во время отдыхать и уметь расслабиться.
От 5 и больше – У Вас выраженный стресс. Вы испытываете значительные психологические перегрузки, не можете по-настоящему расслабиться.
От 9 до 12 – у Вас сильный стресс. Вы находитесь на грани нервного срыва. Возможно, Вам потребуется профессиональная психологическая помощь.
12.17 Тест «Умеете ли вы контролировать себя?»
Инструкция: подчеркните один из двух вариантов ответа на каждый вопрос.
1. Мне кажется трудным подражать другим людям. Да. Нет.
2. Я бы, пожалуй, мог при случае свалять дурака, чтобы привлечь внимание окружающих. Да. Нет.
3. Из меня мог бы выйти неплохой артист. Да. Нет,
4. Другим людям иногда кажется, что я переживаю что-то более глубоко, чем это есть на самом деле. Да. Нет.
5. В компании я редко оказываюсь в центре внимания. Да. Нет.
6. В различных ситуациях и в общении с разными людьми я часто веду себя совершенно по-разному. Да . Нет.
7. Я могу отстаивать только то, в чем искренне убежден. Да. Нет.
8. Чтобы преуспеть в делах и в отношениях с людьми, я стараюсь быть таким человеком, каким меня ожидают видеть. Да. Нет.
9. Я могу быть дружелюбным с людьми, которых я не выношу. Да. Нет.
10. Я всегда такой, какой им кажусь. Да. Нет.
РЕЗУЛЬТАТЫ ТЕСТИРОВАНИЯ:
Начислите себе по одному баллу за ответ “нет” на 1, 5, 7 вопросы;
за ответ “да” – на все остальные.
Подсчитайте сумму баллов. Если Вы отвечали искренне, то о Вас, по-видимому, можно сказать следующее:
0–3 балла У Вас низкий коммуникативный контроль. Ваше поведение устойчиво, и вы не считаете нужным его изменять в зависимости от ситуации. Вы не способны к искреннему самораскрытию в общении. Некоторые люди считают Вас “неудобными” в общении по причине вашей прямолинейности.
4–6 баллов У Вас средний коммуникативный контроль. Вы искренний, но сдержанный в своих эмоциональных проявлениях человек. Вам следует больше считаться в своем поведении с окружающими.
7–10 баллов У Вас высокий коммуникативный контроль. Вы легко входите в любую роль, гибко реагируете на изменение ситуации и даже в состоянии предвидеть впечатление, которое окажете на окружающих.
12.18 Опросник на «выгорание» MBI
Авторами данной методики (опросника) являются К. Маслач и С. Джексон. Она предназначена для измерения степени «выгорания» в профессиях типа «человек-человек». Данный вариант адаптирован Н.Е. Водопьяновой.
Инструкция: Ответьте, пожалуйста, как часто вы испытываете чувства, перечисленные ниже в опроснике. Для этого на бланке для ответов отметьте, пожалуйста, по каждому пункту позицию, которая соответствует частоте ваших мыслей и переживаний: «никогда», «очень редко», «иногда», «часто», «очень часто», «каждый день».
Опросник:
10. В последнее время я стал более «черствым» по отношению к тем, с кем работаю.
12. У меня много планов на будущее, и я верю в их осуществление.
13. Моя работа все больше меня разочаровывает
14. Мне кажется, что я слишком много работаю.
15. Бывает, что мне действительно безразлично то, что происходит с некоторыми моими подчиненными и коллегами.
16. Мне хочется уединиться и отдохнуть от всего и всех.
17. Я легко могу создать атмосферу доброжелательности и сотрудничества в коллективе.
18. Во время работы я чувствую приятное оживление.
19. Благодаря своей работе я уже сделал в жизни много действительно ценного.
20. Я чувствую равнодушие и потерю интереса ко многому, что радовало меня в моей работе.
21. На работе я спокойно справляюсь с эмоциональными проблемами.
22. В последнее время мне кажется, что коллеги, и подчиненные все чаще перекладывают на меня груз своих проблем и обязанностей.
Обработка результатов
Опросник имеет три шкалы: «эмоциональное истощение» (9 утверждений), «деперсонализация» (5 утверждений) и «редукция личных достижений» (8 утверждений).
Ответы испытуемого оцениваются: 0 баллов - «никогда», 1 балл - «очень редко», 3 балла - «иногда», 4 балла - «часто», 5 баллов – «очень часто», 6 баллов – «каждый день ».
Ключ к опроснику
Ниже перечисляются шкалы и соответствующие им пункты опросника.
«Эмоциональное истощение» - ответы «да» по пунктам 1,2,3,6*,8,13,14,16,20 (максимальная сумма баллов – 54).
* отмечен обратный вопрос, который считается в обратном порядке, т.е. ответ «каждый день» соответствует нулевому значению.
«Деперсонализация» - ответы «да» по пунктам 5, 10, 11, 15, 22, (максимальная сумма баллов – 30).
«Редукция личных достижений»- ответы «да» по пунктам 4, 7, 9, 12, 17, 18, 19, (максимальная сумма баллов-48).
Интерпретация результатов
Шкала эмоциональное истощение:
низкий уровень (L) 0 – 15 баллов,
средний уровень (M) 16 – 24 баллов,
высокий уровень (H) 25 и больше.
Шкала деперсонализация:
низкий уровень (L) 0 – 5 баллов,
средний уровень 6 – 10 баллов,
высокий уровень (H) 11 и больше
Шкала редукция личных достижений:
низкий уровень (L) 37 и больше,
средний уровень (M) 36 – 31 баллов,
высокий уровень (H) 30 и меньше.
Если вы набрали от 10до 20 баллов, то у вас проявляется склонность к типу Б, но умеренно выраженная. Часто проявляете стрессоустойчивость, но не всегда.
Если вы набрали от 30 до 40 баллов, то вы принадлежите к типу А. Люди такого типа характеризуются стремлением к конкуренции, достижению цели, обычно бывают не удовлетворены собой и обстоятельствами и начинают рваться к новой цели. Часто они проявляют агрессивность, нетерпеливость, гиперактивность, у них быстрая речь, постоянное напряжение лицевой мускулатуры.
Если вы набрали от 20до 50 баллов, то у вас проявляется склонность к типу А, но умеренно выраженная. Неустойчивость к стрессам проявляется нередко.
12.15 Сокращенный опросник эмоционального выгорания
Инструкция: вам предлагается ряд утверждений, по каждому выскажите своё мнение. Если вы согласны с утверждением, поставьте около соответствующего ему номера в бланке для ответов знак «+» (да), если не согласны - то знак «-» («нет»).
-
Сегодня я доволен своей профессией не меньше, чем в начале карьеры. -
Я ошибся в выборе профессии или профиля деятельности (занимаю не своё место). -
Когда я чувствую усталость или напряжение, то стараюсь поскорее «свернуть» дело. -
Моя работа притупляет эмоции. -
Я откровенно устал от проблем, с которыми приходится иметь дело на работе. -
Работа приносит мне все меньше удовлетворения. -
Я бы сменил место работы, если бы представилась возможность. -
Из-за усталости или напряжения, я уделяю своим делам меньше внимания, чем положено. -
Я спокойно воспринимаю претензии ко мне начальства и коллег по работе. -
Общение с коллегами по работе побуждает меня сторониться людей. -
Мне всё труднее устанавливать и поддерживать контакты с коллегами. -
Обстановка на работе мне кажется очень трудной, сложной. -
Бывают дни, когда моё эмоциональное состояние плохо сказывается на результатах работы. -
Я очень переживаю за свою работу. -
Коллегам по работе я уделяю внимания больше, чем получаю от них. -
Я часто радуюсь, видя, что моя работа приносит пользу людям -
Последнее время меня преследуют неудачи на работе. -
Я обычно проявляю интерес к коллегам и помимо того, что касается дела. -
Я иногда ловлю себя на мысли, что работаю автоматически, без души. -
По работе встречаются настолько неприятные люди, что невольно желаешь им чего-нибудь плохого. -
Успехи в работе вдохновляют меня. -
Ситуация на работе, в которой я оказался, кажется почти безвыходной. -
Я часто работаю через силу. -
В работе с людьми я руководствуюсь принципом: не трать нервы, береги здоровье. -
Иногда я иду на работу с тяжелым чувством: как все надоело, никого бы не видеть и не слышать. -
Иногда мне кажется, что результаты моей работы не стоят тех усилий, которые я затрачиваю. -
Если бы мне повезло с работой, я был бы более счастлив. -
Обычно я тороплю время: скорее бы рабочий день кончился. -
Работая с людьми, я обычно как бы ставлю экран, защищающий от чужих страданий и отрицательных эмоций. -
Моя работа меня очень разочаровала. -
Мои требования к выполняемой работе выше, чем-то, чего я достигаю в силу обстоятельств. -
Моя карьера сложилась удачно. -
Если предоставляется возможность, я уделяю работе меньше внимания, но так, чтобы этого никто не заметил. -
Ко всему, что происходит на работе, я утратил интерес. -
Моя работа плохо на меня повлияла-обозлила, притупила эмоции, сделала нервным.
Обработка данных.
Ниже приводится «ключ» к методике - перечисляются симптомы и соответствующие им номера утверждений (признаков). Знак перед номером означает ответ «да» (+) или «нет» (-) ; в скобках указаны баллы, проставляемые за данный ответ. В соответствии с «ключом» определяется сумма баллов для каждого симптома «выгорания», а затем - сумма по всем симптомам, т.е. его итоговый показатель.
Симптом «Неудовлетворенность собой»: -1(3), +6 (2), +11 (2), -16(10), -21(5), +26(5), +31(3).
Симптом «Загнанность в клетку»: +2(10), +7(5), +12(2), +17(2), +22(5), +27(1), -32(5).
Симптом «Редукция профессиональных обязанностей»: +3(5), +8(5), +13(2), -18(2), +26(3), +28(3), +33(10).
Симптом «Эмоциональная отстраненность»: +4(2), +9(3), -14(2), +19(3), +24(5),+29(5), +34(10).
Симптом «Личностная отстраненность (деперсонализация)»: +5(5), +10(3), +15(3), +20(2), +25(5), +30(2), +35(10).
Сумма баллов по каждому симптому интерпретируется так:
9 и менее баллов – не сложившийся симптом,
10-15 баллов - складывающийся симптом,
16 и более баллов - сложившийся симптом.
Соответственно сумма баллов по всем симптомам равная 45 и менее, свидетельствует об отсутствии «выгорания», сумма баллов от 50 до 75 – о на-чинающемся «выгорании», сумма 80 баллов и выше – об имеющемся «выгорании».
12.16 Тест «Определение уровня стресса»
Инструкция: Вы сможете самостоятельно определить у себя уровень стресса. Чтобы это сделать, ответьте на следующие утверждения – «да», «нет».
-
Я плохо сплю (с трудом засыпаю, просыпаюсь по ночам, встаю с ощущением усталости). -
Я часто чувствую усталость. -
Я испытываю возбуждение. Не могу усидеть на месте. -
У меня часто возникает чувство тяжести в желудке или расстройство желудка. -
Я легко раздражаюсь. -
Мне трудно сосредоточиться. -
Я могу расплакаться без особой причины. -
Я утратила надежду на лучшее. -
У меня возникают боли в различных частях тела по неизвестным причинам. -
У меня, то пропадает аппетит, то не могу насытиться. -
Я не могу сдержать гнев. -
Я часто испытываю беспокойство и тревогу.
Обработка:
Теперь посчитайте, сколько раз вы ответили «да». Если:
4 и меньше – у Вас средний уровень стресса. Вы сами можете справиться со своими проблемами, если не будете забывать о том, что необходимо во время отдыхать и уметь расслабиться.
От 5 и больше – У Вас выраженный стресс. Вы испытываете значительные психологические перегрузки, не можете по-настоящему расслабиться.
От 9 до 12 – у Вас сильный стресс. Вы находитесь на грани нервного срыва. Возможно, Вам потребуется профессиональная психологическая помощь.
12.17 Тест «Умеете ли вы контролировать себя?»
Инструкция: подчеркните один из двух вариантов ответа на каждый вопрос.
1. Мне кажется трудным подражать другим людям. Да. Нет.
2. Я бы, пожалуй, мог при случае свалять дурака, чтобы привлечь внимание окружающих. Да. Нет.
3. Из меня мог бы выйти неплохой артист. Да. Нет,
4. Другим людям иногда кажется, что я переживаю что-то более глубоко, чем это есть на самом деле. Да. Нет.
5. В компании я редко оказываюсь в центре внимания. Да. Нет.
6. В различных ситуациях и в общении с разными людьми я часто веду себя совершенно по-разному. Да . Нет.
7. Я могу отстаивать только то, в чем искренне убежден. Да. Нет.
8. Чтобы преуспеть в делах и в отношениях с людьми, я стараюсь быть таким человеком, каким меня ожидают видеть. Да. Нет.
9. Я могу быть дружелюбным с людьми, которых я не выношу. Да. Нет.
10. Я всегда такой, какой им кажусь. Да. Нет.
РЕЗУЛЬТАТЫ ТЕСТИРОВАНИЯ:
Начислите себе по одному баллу за ответ “нет” на 1, 5, 7 вопросы;
за ответ “да” – на все остальные.
Подсчитайте сумму баллов. Если Вы отвечали искренне, то о Вас, по-видимому, можно сказать следующее:
0–3 балла У Вас низкий коммуникативный контроль. Ваше поведение устойчиво, и вы не считаете нужным его изменять в зависимости от ситуации. Вы не способны к искреннему самораскрытию в общении. Некоторые люди считают Вас “неудобными” в общении по причине вашей прямолинейности.
4–6 баллов У Вас средний коммуникативный контроль. Вы искренний, но сдержанный в своих эмоциональных проявлениях человек. Вам следует больше считаться в своем поведении с окружающими.
7–10 баллов У Вас высокий коммуникативный контроль. Вы легко входите в любую роль, гибко реагируете на изменение ситуации и даже в состоянии предвидеть впечатление, которое окажете на окружающих.
12.18 Опросник на «выгорание» MBI
Авторами данной методики (опросника) являются К. Маслач и С. Джексон. Она предназначена для измерения степени «выгорания» в профессиях типа «человек-человек». Данный вариант адаптирован Н.Е. Водопьяновой.
Инструкция: Ответьте, пожалуйста, как часто вы испытываете чувства, перечисленные ниже в опроснике. Для этого на бланке для ответов отметьте, пожалуйста, по каждому пункту позицию, которая соответствует частоте ваших мыслей и переживаний: «никогда», «очень редко», «иногда», «часто», «очень часто», «каждый день».
Опросник:
-
Я чувствую себя эмоционально опустошенным. -
После работы я чувствую себя, как « выжатый лимон». -
Утром я чувствую усталость и нежелание идти на работу. -
Я хорошо понимаю, что чувствуют мои подчиненные и коллеги, и стараюсь учитывать это в интересах дела. -
Я чувствую, что общаюсь с некоторыми подчиненными и коллегами как с предметами (без теплоты и расположения к ним). -
После работы на некоторое время хочется уединиться от всех и всего. -
Я умею находить правильное решение в конфликтных ситуациях, возникающих при общении с коллегами. -
Я чувствую угнетенность и апатию. -
Я уверен, что моя работа нужна людям.
10. В последнее время я стал более «черствым» по отношению к тем, с кем работаю.
-
Я замечаю, что моя работа ожесточает меня.
12. У меня много планов на будущее, и я верю в их осуществление.
13. Моя работа все больше меня разочаровывает
14. Мне кажется, что я слишком много работаю.
15. Бывает, что мне действительно безразлично то, что происходит с некоторыми моими подчиненными и коллегами.
16. Мне хочется уединиться и отдохнуть от всего и всех.
17. Я легко могу создать атмосферу доброжелательности и сотрудничества в коллективе.
18. Во время работы я чувствую приятное оживление.
19. Благодаря своей работе я уже сделал в жизни много действительно ценного.
20. Я чувствую равнодушие и потерю интереса ко многому, что радовало меня в моей работе.
21. На работе я спокойно справляюсь с эмоциональными проблемами.
22. В последнее время мне кажется, что коллеги, и подчиненные все чаще перекладывают на меня груз своих проблем и обязанностей.
Обработка результатов
Опросник имеет три шкалы: «эмоциональное истощение» (9 утверждений), «деперсонализация» (5 утверждений) и «редукция личных достижений» (8 утверждений).
Ответы испытуемого оцениваются: 0 баллов - «никогда», 1 балл - «очень редко», 3 балла - «иногда», 4 балла - «часто», 5 баллов – «очень часто», 6 баллов – «каждый день ».
Ключ к опроснику
Ниже перечисляются шкалы и соответствующие им пункты опросника.
«Эмоциональное истощение» - ответы «да» по пунктам 1,2,3,6*,8,13,14,16,20 (максимальная сумма баллов – 54).
* отмечен обратный вопрос, который считается в обратном порядке, т.е. ответ «каждый день» соответствует нулевому значению.
«Деперсонализация» - ответы «да» по пунктам 5, 10, 11, 15, 22, (максимальная сумма баллов – 30).
«Редукция личных достижений»- ответы «да» по пунктам 4, 7, 9, 12, 17, 18, 19, (максимальная сумма баллов-48).
Интерпретация результатов
Шкала эмоциональное истощение:
низкий уровень (L) 0 – 15 баллов,
средний уровень (M) 16 – 24 баллов,
высокий уровень (H) 25 и больше.
Шкала деперсонализация:
низкий уровень (L) 0 – 5 баллов,
средний уровень 6 – 10 баллов,
высокий уровень (H) 11 и больше
Шкала редукция личных достижений:
низкий уровень (L) 37 и больше,
средний уровень (M) 36 – 31 баллов,
высокий уровень (H) 30 и меньше.
Фазовая модель выгорания Голембиевского и Мунзенридера: | | | | | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| | | | | | | | | | | | | | | | | | | | ||||||||||||||||||||||||||||||||||
| | | | Шкалы выгорания | | | | | Фазы выгорания | | | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | ||||||||||||||||||||||||||||||||
| | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | ||||||||||||||||||||||||||||||||
| 1 | 2 | 3 | | 4 | | 5 | 6 | | 7 | | 8 | | | | | | | | | | ||||||||||||||||||||||||||||||||
| | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |||||||||||||||||||||||||||||||||
| | | | | | | | | | | | | | | | | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| Деперсонализация | | | | | | | | L | H | L | H | L | H | L | H | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| | | | | | | | | | | | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| Редукция личных достижений | | | L | L | H | H | L | L | H | H | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| | | | | | | | | | | | | | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| Эмоциональное истощение | | | | | L | L | L | L | H | H | H | H | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |