Файл: Сборник диагностических материалов по изучению психологических особенностей педагогов в системе психологопедагогического сопровождения в образовательных организациях региона авторы составители.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.11.2023

Просмотров: 1271

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

11.3 Самооценка форм агрессивного поведения

(модифицированный вариант Басса — Дарки)

12.1 Анкета для выявления кризисогенных факторов и факторов преодоления профессиональных кризисов учителей

Раздел 13. Диагностика совладающего поведения13.1 Диагностика стратегий импунитивного поведенияв конфликтных ситуацияхНазначение. Важнейшей составной частью управления конфликтами является их внутреннее, психологическое разрешение. От него непосредственно зависит наше переживание конфликта, его влияние на психику и реальное поведение. Исходным моментом внутреннего преодоления конфликта является переоценка самого конфликта, за ним следует выбор форм разрешающего поведения.Существуют два основных типа разрешения внутреннего конфликта - адаптивный и паллиативный. Адаптивное поведение направлено на активное изменение конфликтных отношений, реальное устранение конфликтной ситуации. Его характеризуют, например, такие формы преодолевающего поведения, как поиск информации, поэтапное решение, переосмысление, обращение за помощью и т. д. Паллиативное поведение означает внутреннее психологическое приспособление к конфликту в целях ограничения его нервных, эмоциональных и т. п. издержек посредством таких поведенческих форм, как прямое выражение чувств, разрядка, замещающая деятельность (сублимация), фантазия, юмор, сдерживание, отстранение и др. Использование такого поведения наиболее целесообразно при неразрешимых конфликтах. При разрешении конфликта возможно сочетание обоих названных выше типов преодолевающего поведения.Инструкция. Изучение разрешающего поведения проводится на материале трех обобщенных ситуаций, связанных с длительными или сильными конфликтами: утрата (смерть, разлука, ссора, потеря работы, здоровья, жизненных ценностей и т. п.); угроза (для ценностей, перечисленных выше или иных); новые возможности (новое знакомство, переезд в другой дом или город, поступление на новую работу, ответственное дело, возможность достижения личного успеха и т. п. Вспомните по одной ситуации потери, угрозы и открывшейся новой возможности за последний год (если вы выберете более давние ситуации, то должны хорошо их помнить). Выберите из приведенного списка фразы, соответствующие вашим мыслям, чувствам и действиям в этих ситуациях, и выпишите номера фраз для трех ситуаций (сами ситуации не надо описывать).ОпросникИспользуйте следующие варианты ответов для анализа своих трех конфликтных ситуаций.В ситуации потери, угрозы, новой возможности вы:1. Искали профессиональную помощь.2. Не выражали свои чувства.3. Мечтали о лучших временах.4. Выросли как личность.5. Получили толчок для творчества.6. Упорно стояли на своем.7. Пытались отдохнуть.8. Старались забыться.9. Шутили по поводу ситуации.10. Больше спали.11. Отказывались верить.12. Обвиняли себя.13. Во всем винили других.14. Надеялись на чудо.15. «Сорвали чувство» на другом человеке.16. Чувствовали, что должны просто подождать.17. Положились на судьбу.18. Старались больше узнать о ситуации.19. Попытались найти что-то хорошее в ситуации.20. Сосредоточились на хорошем,21. Разговаривали с кем-то другим, прося помощи.22. Дали выход чувствам.23. Фантазировали, что будет, когда все это кончится.24. Вышли из этого лучше, чем были до этого.25. Изменились.26. Продолжали еще более усердные попытки.27. Слишком много ели, пили или использовали лекарства.28. Не позволяли себе столкнуться с проблемой вплотную.29. Относились к ситуации несерьезно.30. Были озабочены сохранением сил и энергии.31. Не изменили точку зрения.32. Критиковали себя.33. Пытались не быть опрометчивым.34. Желали бы изменить прошлое.35. Стали раздражительным.36. Выжидали, что будет.37. Успокаивали себя тем, что у других дела не лучше.38. Составили и выполняли план.39. Сказали себе, что будет лучше.40. Просили совета.41. Говорили о своих чувствах.42. Думали о нереальном.43. Нашли новую веру.44. Научились чему-то новому.45. Сохраняли тот же образ действий.46. Использовали способы самоуспокоения.47. Старались изгнать ситуацию из мыслей.48. Видели смежную (оборотную) сторону.49. Откладывали и медлили.50. Отказывались считать проблемой.51. Приняли основную тяжесть на себя.52. Пытались приспосабливаться.53. Желали, чтобы ситуация исчезла.54. Что-то разбили, разрушили.55. Ничего нельзя было сделать.56. Приняли как неизбежное.57. Анализировали ситуацию.58. Искали поддержки.59. Контролировали чувства.60. Пересмотрели свои ценности.61. Появилось новое понимание себя.62. Действовали так, будто ничего не произошло.63. Обратились к другой деятельности.64. Концентрировались на следующем этапе ситуации.65. Не давали другим узнать, в чем суть дела.66. Отнеслись так, как будто это случилось не с вами, а с кем-то другим.67. Чувствовали себя виноватым.68. Пересмотрели поспешно принятые решения.69. Желали, чтобы все скорее окончилхь.70. Предприняли прямые действия, связанные с ситуацией.71. Уверовали в высшую силу.72. Непосредственно выражали чувства.73. Проводили время в мечтах.74. У вас не было эмоциональной реакции.75. Думали о другом.76. Осуществляли действия поэтапно.77. Отдалились от других.78. Думали и не принимали решения.79. Сравнивали свои заботы с чужими.80. Искали удовлетворение где-то еще.81. Избегали поиска причин.82. Выискивали, кого обвинить.Обработка и интерпретация результатов Выясните по ключу, какие стратегии совладающего поведения вы используете чаще всего.Формы совладающего поведения1.Разрядка- 15,35, 54.2.Рациональные действия - 18, 38, 57, 70.3.Поиск помощи - 1, 21, 40, 58.4.Настойчивость - 6, 26, 45.5.Отстранение - 62, 66, 74.6.Фатализм-16,17, 36, 55, 56.7.Выражение чувств - 22, 41, 72.8.Позитивное мышление - 19, 20, 39.9.Отвлечение - 63, 75, 80.10.Фантазия-3,23,42, 73.11.Отрицание- 11,31,50.12.Самообвинение - 12, 32, 51,67.13.Поэтапные действия - 64,76.14.Сравнение - 37, 79.15.Успокоение-7, 10,27,46.16.Контроль эмоций - 2, 59.17.Осторожность - 33, 52, 68.18.Приобретение силы

Интерпретация

Позиции для контроля и самоконтроля

18.10 Анкета «Какой Вы педагог»

, то вы принадлежите к типу Б. Люди такого типа четко определяют цели своей деятельности и выбирают оптимальные пути их достижения. Они стремятся справиться с трудностями сами, трудности и их возникновение подвергают анализу, делают правильные выводы. Могут долгое время работать с большим напряжением сил. Умеют и стремятся рационально распределять время. Неожиданности, как правило, не выбивают их из колеи. Люди типа Б стрессоустойчивые.

Если вы набрали от 10до 20 баллов, то у вас проявляется склонность к типу Б, но умеренно выраженная. Часто проявляете стрессоустойчивость, но не всегда.

Если вы набрали от 30 до 40 баллов, то вы принадлежите к типу А. Люди такого типа характеризуются стремлением к конкуренции, достижению цели, обычно бывают не удовлетворены собой и обстоятельствами и начинают рваться к новой цели. Часто они проявляют агрессивность, нетерпеливость, гиперактивность, у них быстрая речь, постоянное напряжение лицевой мускулатуры.

Если вы набрали от 20до 50 баллов, то у вас проявляется склонность к типу А, но умеренно выраженная. Неустойчивость к стрессам проявляется нередко.
12.15 Сокращенный опросник эмоционального выгорания
Инструкция: вам предлагается ряд утверждений, по каждому выскажите своё мнение. Если вы согласны с утверждением, поставьте около соответствующего ему номера в бланке для ответов знак «+» (да), если не согласны - то знак «-» («нет»).


  1. Сегодня я доволен своей профессией не меньше, чем в начале карьеры.

  2. Я ошибся в выборе профессии или профиля деятельности (занимаю не своё место).

  3. Когда я чувствую усталость или напряжение, то стараюсь поскорее «свернуть» дело.

  4. Моя работа притупляет эмоции.

  5. Я откровенно устал от проблем, с которыми приходится иметь дело на работе.

  6. Работа приносит мне все меньше удовлетворения.

  7. Я бы сменил место работы, если бы представилась возможность.

  8. Из-за усталости или напряжения, я уделяю своим делам меньше внимания, чем положено.

  9. Я спокойно воспринимаю претензии ко мне начальства и коллег по работе.

  10. Общение с коллегами по работе побуждает меня сторониться людей.

  11. Мне всё труднее устанавливать и поддерживать контакты с коллегами.

  12. Обстановка на работе мне кажется очень трудной, сложной.

  13. Бывают дни, когда моё эмоциональное состояние плохо сказывается на результатах работы.

  14. Я очень переживаю за свою работу.

  15. Коллегам по работе я уделяю внимания больше, чем получаю от них.

  16. Я часто радуюсь, видя, что моя работа приносит пользу людям

  17. Последнее время меня преследуют неудачи на работе.

  18. Я обычно проявляю интерес к коллегам и помимо того, что касается дела.

  19. Я иногда ловлю себя на мысли, что работаю автоматически, без души.

  20. По работе встречаются настолько неприятные люди, что невольно желаешь им чего-нибудь плохого.

  21. Успехи в работе вдохновляют меня.

  22. Ситуация на работе, в которой я оказался, кажется почти безвыходной.

  23. Я часто работаю через силу.

  24. В работе с людьми я руководствуюсь принципом: не трать нервы, береги здоровье.

  25. Иногда я иду на работу с тяжелым чувством: как все надоело, никого бы не видеть и не слышать.

  26. Иногда мне кажется, что результаты моей работы не стоят тех усилий, которые я затрачиваю.

  27. Если бы мне повезло с работой, я был бы более счастлив.

  28. Обычно я тороплю время: скорее бы рабочий день кончился.

  29. Работая с людьми, я обычно как бы ставлю экран, защищающий от чужих страданий и отрицательных эмоций.

  30. Моя работа меня очень разочаровала.

  31. Мои требования к выполняемой работе выше, чем-то, чего я достигаю в силу обстоятельств.

  32. Моя карьера сложилась удачно.

  33. Если предоставляется возможность, я уделяю работе меньше внимания, но так, чтобы этого никто не заметил.

  34. Ко всему, что происходит на работе, я утратил интерес.

  35. Моя работа плохо на меня повлияла-обозлила, притупила эмоции, сделала нервным.



Обработка данных.

Ниже приводится «ключ» к методике - перечисляются симптомы и соответствующие им номера утверждений (признаков). Знак перед номером означает ответ «да» (+) или «нет» (-) ; в скобках указаны баллы, проставляемые за данный ответ. В соответствии с «ключом» определяется сумма баллов для каждого симптома «выгорания», а затем - сумма по всем симптомам, т.е. его итоговый показатель.
Симптом «Неудовлетворенность собой»: -1(3), +6 (2), +11 (2), -16(10), -21(5), +26(5), +31(3).

Симптом «Загнанность в клетку»: +2(10), +7(5), +12(2), +17(2), +22(5), +27(1), -32(5).

Симптом «Редукция профессиональных обязанностей»: +3(5), +8(5), +13(2), -18(2), +26(3), +28(3), +33(10).

Симптом «Эмоциональная отстраненность»: +4(2), +9(3), -14(2), +19(3), +24(5),+29(5), +34(10).

Симптом «Личностная отстраненность (деперсонализация)»: +5(5), +10(3), +15(3), +20(2), +25(5), +30(2), +35(10).
Сумма баллов по каждому симптому интерпретируется так:
9 и менее баллов – не сложившийся симптом,

10-15 баллов - складывающийся симптом,

16 и более баллов - сложившийся симптом.

Соответственно сумма баллов по всем симптомам равная 45 и менее, свидетельствует об отсутствии «выгорания», сумма баллов от 50 до 75 – о на-чинающемся «выгорании», сумма 80 баллов и выше – об имеющемся «выгорании».

12.16 Тест «Определение уровня стресса»
Инструкция: Вы сможете самостоятельно определить у себя уровень стресса. Чтобы это сделать, ответьте на следующие утверждения – «да», «нет».

  1. Я плохо сплю (с трудом засыпаю, просыпаюсь по ночам, встаю с ощущением усталости).

  2. Я часто чувствую усталость.

  3. Я испытываю возбуждение. Не могу усидеть на месте.

  4. У меня часто возникает чувство тяжести в желудке или расстройство желудка.

  5. Я легко раздражаюсь.

  6. Мне трудно сосредоточиться.

  7. Я могу расплакаться без особой причины.

  8. Я утратила надежду на лучшее.

  9. У меня возникают боли в различных частях тела по неизвестным причинам.

  10. У меня, то пропадает аппетит, то не могу насытиться.

  11. Я не могу сдержать гнев.

  12. Я часто испытываю беспокойство и тревогу.


Обработка:

Теперь посчитайте, сколько раз вы ответили «да». Если:

4 и меньше – у Вас средний уровень стресса. Вы сами можете справиться со своими проблемами, если не будете забывать о том, что необходимо во время отдыхать и уметь расслабиться.



От 5 и больше – У Вас выраженный стресс. Вы испытываете значительные психологические перегрузки, не можете по-настоящему расслабиться.

От 9 до 12 – у Вас сильный стресс. Вы находитесь на грани нервного срыва. Возможно, Вам потребуется профессиональная психологическая помощь.
12.17 Тест «Умеете ли вы контролировать себя?»
Инструкция: подчеркните один из двух вариантов ответа на каждый вопрос.
1. Мне кажется трудным подражать другим людям. Да. Нет.

2. Я бы, пожалуй, мог при случае свалять дурака, чтобы привлечь внимание окружающих. Да. Нет.

3. Из меня мог бы выйти неплохой артист. Да. Нет,

4. Другим людям иногда кажется, что я переживаю что-то более глубоко, чем это есть на самом деле. Да. Нет.

5. В компании я редко оказываюсь в центре внимания. Да. Нет.

6. В различных ситуациях и в общении с разными людьми я часто веду себя совершенно по-разному. Да . Нет.

7. Я могу отстаивать только то, в чем искренне убежден. Да. Нет.

8. Чтобы преуспеть в делах и в отношениях с людьми, я стараюсь быть таким человеком, каким меня ожидают видеть. Да. Нет.

9. Я могу быть дружелюбным с людьми, которых я не выношу. Да. Нет.

10. Я всегда такой, какой им кажусь. Да. Нет.
РЕЗУЛЬТАТЫ ТЕСТИРОВАНИЯ:

Начислите себе по одному баллу за ответ “нет” на 1, 5, 7 вопросы;
за ответ “да” – на все остальные.

Подсчитайте сумму баллов. Если Вы отвечали искренне, то о Вас, по-видимому, можно сказать следующее:

03 балла У Вас низкий коммуникативный контроль. Ваше поведение устойчиво, и вы не считаете нужным его изменять в зависимости от ситуации. Вы не способны к искреннему самораскрытию в общении. Некоторые люди считают Вас “неудобными” в общении по причине вашей прямолинейности.

46 баллов У Вас средний коммуникативный контроль. Вы искренний, но сдержанный в своих эмоциональных проявлениях человек. Вам следует больше считаться в своем поведении с окружающими.

710 баллов У Вас высокий коммуникативный контроль. Вы легко входите в любую роль, гибко реагируете на изменение ситуации и даже в состоянии предвидеть впечатление, которое окажете на окружающих.
12.18 Опросник на «выгорание» MBI
Авторами данной методики (опросника) являются К. Маслач и С. Джексон. Она предназначена для измерения степени «выгорания» в профессиях типа «человек-человек». Данный вариант адаптирован Н.Е. Водопьяновой.


Инструкция: Ответьте, пожалуйста, как часто вы испытываете чувства, перечисленные ниже в опроснике. Для этого на бланке для ответов отметьте, пожалуйста, по каждому пункту позицию, которая соответствует частоте ваших мыслей и переживаний: «никогда», «очень редко», «иногда», «часто», «очень часто», «каждый день».
Опросник:

  1. Я чувствую себя эмоционально опустошенным.

  2. После работы я чувствую себя, как « выжатый лимон».

  3. Утром я чувствую усталость и нежелание идти на работу.

  4. Я хорошо понимаю, что чувствуют мои подчиненные и коллеги, и стараюсь учитывать это в интересах дела.

  5. Я чувствую, что общаюсь с некоторыми подчиненными и коллегами как с предметами (без теплоты и расположения к ним).

  6. После работы на некоторое время хочется уединиться от всех и всего.

  7. Я умею находить правильное решение в конфликтных ситуациях, возникающих при общении с коллегами.

  8. Я чувствую угнетенность и апатию.

  9. Я уверен, что моя работа нужна людям.

10. В последнее время я стал более «черствым» по отношению к тем, с кем работаю.

  1. Я замечаю, что моя работа ожесточает меня.

12. У меня много планов на будущее, и я верю в их осуществление.

13. Моя работа все больше меня разочаровывает

14. Мне кажется, что я слишком много работаю.

15. Бывает, что мне действительно безразлично то, что происходит с некоторыми моими подчиненными и коллегами.

16. Мне хочется уединиться и отдохнуть от всего и всех.

17. Я легко могу создать атмосферу доброжелательности и сотрудничества в коллективе.

18. Во время работы я чувствую приятное оживление.

19. Благодаря своей работе я уже сделал в жизни много действительно ценного.

20. Я чувствую равнодушие и потерю интереса ко многому, что радовало меня в моей работе.

21. На работе я спокойно справляюсь с эмоциональными проблемами.

22. В последнее время мне кажется, что коллеги, и подчиненные все чаще перекладывают на меня груз своих проблем и обязанностей.
Обработка результатов

Опросник имеет три шкалы: «эмоциональное истощение» (9 утверждений), «деперсонализация» (5 утверждений) и «редукция личных достижений» (8 утверждений).

Ответы испытуемого оцениваются: 0 баллов - «никогда», 1 балл - «очень редко», 3 балла - «иногда», 4 балла - «часто», 5 баллов – «очень часто», 6 баллов – «каждый день ».

Ключ к опроснику

Ниже перечисляются шкалы и соответствующие им пункты опросника.

«Эмоциональное истощение» - ответы «да» по пунктам 1,2,3,6*,8,13,14,16,20 (максимальная сумма баллов – 54).

* отмечен обратный вопрос, который считается в обратном порядке, т.е. ответ «каждый день» соответствует нулевому значению.
«Деперсонализация» - ответы «да» по пунктам 5, 10, 11, 15, 22, (максимальная сумма баллов – 30).
«Редукция личных достижений»- ответы «да» по пунктам 4, 7, 9, 12, 17, 18, 19, (максимальная сумма баллов-48).
Интерпретация результатов
Шкала эмоциональное истощение:

низкий уровень (L) 0 – 15 баллов,

средний уровень (M) 16 – 24 баллов,

высокий уровень (H) 25 и больше.
Шкала деперсонализация:

низкий уровень (L) 0 – 5 баллов,

средний уровень 6 – 10 баллов,

высокий уровень (H) 11 и больше
Шкала редукция личных достижений:

низкий уровень (L) 37 и больше,

средний уровень (M) 36 – 31 баллов,

высокий уровень (H) 30 и меньше.


Фазовая модель выгорания Голембиевского и Мунзенридера:





















































































Шкалы выгорания













Фазы выгорания














































































































































1

2

3




4




5

6




7




8

















































































































































Деперсонализация






















L

H

L

H

L

H

L

H








































Редукция личных достижений







L

L

H

H

L

L

H

H














































Эмоциональное истощение













L

L

L

L

H

H

H

H