Файл: Сборник диагностических материалов по изучению психологических особенностей педагогов в системе психологопедагогического сопровождения в образовательных организациях региона авторы составители.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.11.2023
Просмотров: 1549
Скачиваний: 6
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Отчасти согласен (+1 балл).
В основном согласен (+2 балла).
Полностью согласен (+3 балла)
Опросник
1. Для меня как отрицательные, так и положительные эмоции служат источником знания о том, как поступать в жизни.
2. Отрицательные эмоции помогают мне понять, что я должен изменить в своей жизни.
3. Я спокоен, когда испытываю давление со стороны.
4. Я способен наблюдать изменение своих чувств.
5. Когда необходимо, я могу быть спокойным и сосредоточенным, чтобы действовать в соответствии с запросами жизни.
6. Когда необходимо, я могу вызвать у себя широкий спектр положительных эмоций, такие, как веселье, радость, внутренний подъем и юмор.
7. Я слежу за тем, как я себя чувствую.
8. После того как что-то расстроило меня, я могу легко совладать со своими
чувствами.
9. Я способен выслушивать проблемы других людей.
10. Я не зацикливаюсь на отрицательных эмоциях.
11. Я чувствителен к эмоциональным потребностям других.
12. Я могу действовать на других людей успокаивающе.
13. Я могу заставить себя снова и снова встать перед лицом препятствия.
14. Я стараюсь подходить к жизненным проблемам творчески.
15. Я адекватно реагирую на настроения, побуждения и желания других людей.
16. Я могу легко входить в состояние спокойствия, готовности и
сосредоточенности.
17. Когда позволяет время, я обращаюсь к своим негативным чувствам и разбираюсь, в чем проблема.
18. Я способен быстро успокоиться после неожиданного огорчения.
19. Знание моих истинных чувств важно для поддержания «хорошей формы».
20. Я хорошо понимаю эмоции других людей, даже если они не выражены открыто.
21. Я могу хорошо распознавать эмоции по выражению лица.
22. Я могу легко отбросить негативные чувства, когда необходимо действовать.
23. Я хорошо улавливаю знаки в общении, которые указывают на то, в чем другие нуждаются.
24. Люди считают меня хорошим знатоком переживаний других людей.
25. Люди, осознающие свои истинные чувства, лучше управляют своей жизнью.
26. Я способен улучшить настроение других людей.
27. Со мной можно посоветоваться по вопросам отношений между людьми.
28. Я хорошо настраиваюсь на эмоции других людей.
29. Я помогаю другим использовать их побуждения для достижения личных целей.
30. Я могу легко отключиться от переживания неприятностей.
Обработка и интерпретация результатов
Ключ
Шкала «Эмоциональная осведомленность» - пункты 1, 2, 4, 17, 19, 25.
Шкала «Управление своими эмоциями» - пункты 3, 7, 8, 10, 18, 30.
Шкала «Самомотивация» - пункты 5, 6, 13, 14, 16, 22.
Шкала «Эмпатия» - пункты 9, 11, 20, 21, 23, 28.
Шкала «Распознавание эмоций других людей» - пункты 12, 15, 24, 26, 27, 29.
Уровни парциального эмоционального интеллекта в соответствии со знаком результатов:
14 и более - высокий;
8-13 - средний;
7 и менее - низкий.
Интегративный уровень эмоционального интеллекта с учетом доминирующего знака определяется по следующим количественным показателям:
70 и более - высокий;
40-69 - средний;
39 и менее - низкий.
14.8 Методика личностного дифференциала
(вариант, адаптированный в НИИ им. В.М. Бехтерева)
Назначение. Методика предоставляет возможность изучить отношение к самому себе и другим людям. Разработанный вариант методики включает полюса трех классических факторов семантического дифференциала: оценки, силы и активности.
Инструкция. В предложенном бланке представлены наиболее распространенные качества человека. Положительные значения этих качеств обозначены знаком «+», а отрицательные - «-». Их степень оценивается по семибалльной шкале. Порядок работы с методикой очень прост и заключается в следующем:
1) выбор знака того или иного качества;
2) определение степени его проявления по баллам:
3 - проявляется очень сильно и очень часто;
2 - выражено достаточно заметно и часто встречается;
1 - проявляется иногда и слабо;
О - трудно сказать, есть и то, и другое.
На основе выбранных знаков и степени выраженности качества обведите соответствующую цифру в таблице. Помните, что положительные и отрицательные качества людей, приведенные в таблице, постоянно меняются местами. Поэтому будьте внимательны в своих оценках.
Бланк ЛД и ключ
О | + | 1 | Обаятельный | 3 | 2 | 1 | 0 | 1 | 2 | 3 | - | Непривлекательный |
С | - | 2 | Слабый | 3 | 2 | 1 | 0 | 1 | 2 | 3 | + | Сильный |
А | + | 3 | Разговорчивый | 3 | 2 | 1 | 0 | 1 | 2 | 3 | - | Молчаливый |
О | - | 4 | Безответственный | 3 | 2 | 1 | 0 | 1 | 2 | 3 | + | Добросовестный |
С | + | 5 | Упрямый | 3 | 2 | 1 | 0 | 1 | 2 | 3 | - | Уступчивый |
А | - | 6 | Замкнутый | 3 | 2 | 1 | 0 | 1 | 2 | 3 | + | Открытый |
О | + | 7 | Добрый | 3 | 2 | 1 | 0 | 1 | 2 | 3 | - | Эгоистичный |
С | - | 8 | Зависимый | 3 | 2 | 1 | 0 | 1 | 2 | 3 | + | Независимый |
А | + | 9 | Деятельный | 3 | 2 | 1 | 0 | 1 | 2 | 3 | - | Пассивный |
О | - | 10 | Черствый | 3 | 2 | 1 | 0 | 1 | 2 | 3 | + | Отзывчивый |
С | + | 11 | Решительный | 3 | 2 | 1 | 0 | 1 | 2 | 3 | - | Нерешительный |
А | - | 12 | Вялый | 3 | 2 | 1 | 0 | 1 | 2 | 3 | + | Энергичный |
О | + | 13 | Справедливый | 3 | 2 | 1 | 0 | 1 | 2 | 3 | - | Несправедливый |
С | - | 14 | Расслабленный | 3 | 2 | 1 | 0 | 1 | 2 | 3 | + | Напряженный |
А | + | 15 | Суетливый | 3 | 2 | 1 | 0 | 1 | 2 | 3 | - | Спокойный |
О | - | 16 | Враждебный | 3 | 2 | 1 | 0 | 1 | 2 | 3 | + | Дружелюбный |
С | + | 17 | Уверенный | 3 | 2 | 1 | 0 | 1 | 2 | 3 | - | Неуверенный |
А | - | 18 | Нелюдимый | 3 | 2 | 1 | 0 | 1 | 2 | 3 | + | Общительный |
О | + | 19 | Честный | 3 | 2 | 1 | 0 | 1 | 2 | 3 | - | Неискренний |
С | - | 20 | Несамостоятельный | 3 | 2 | 1 | 0 | 1 | 2 | 3 | + | Самостоятельный |
А | + | 21 | Раздражительный | 3 | 2 | 1 | 0 | 1 | 2 | 3 | - | Невозмутимый |
Обработка данных
Производится с помощью ключа - бланка. Подсчитываются значения 0 (оценки), С (силы), А (активности). Их максимальные значения могут колебаться от +21 до -21.
По нашей версии их количественные уровни могут иметь следующие значения.
17-21 - высокий уровень;
8-16 - средний уровень;
7 и менее - низкий уровень.
Интерпретация факторов ЛД
Фактор оценки (0) свидетельствует об уровне самоуважения. Высокие значения этого фактора говорят о том, что испытуемый принимает себя как личность, склонен осознавать себя как носителя позитивных, социально желательных характеристик, в определенном смысле удовлетворен собой.
Низкие значения фактора (0) указывают на критическое отношение человека к самому себе, его неудовлетворенность собственным поведением, уровнем достижений, особенностями личности, на недостаточный уровень принятия самого себя. Особенно низкие значения этого фактора при самооценке свидетельствуют о возможных невротических или иных проблемах, связанных с ощущением малой ценности своей личности.
При использовании ЛД для измерения взаимных оценок фактор (0) интерпретируется как свидетельство уровня привлекательности, которым обладает один человек в восприятии другого. При этом положительные (+} значения этого фактора соответствуют предпочтению, оказываемому объекту оценки, отрицательные {-) - его отвержению.
Фактор силы (с) в самооценках свидетельствует о развитии волевых сторон личности, как они осознаются самим испытуемым. Его высокие значения говорят об уверенности в себе, независимости, склонности рассчитывать на собственные силы в трудных ситуациях. Низкие значения свидетельствуют о недостаточном самоконтроле, неспособности держаться принятой линии поведения, зависимости от внешних обстоятельств и оценок. Особенно низкие оценки свидетельствуют и указывают на астенизацию и тревожность. Во взаимных оценках фактор (с) выявляет отношения доминирования-подчинения, как они воспринимаются субъектом оценки.
Фактор активности (а) в самооценках интерпретируется как свидетельство экстравертированности личности. Положительные (+) значения указывают на высокую активность, общительность, импульсивность; отрицательные (-) – на интровертированность, определенную пассивность, спокойные эмоциональные реакции. Во взаимных оценках отражается восприятие людьми личностных особенностей друг друга.
14.9 Определение жизненных ценностей личности (Must-тест)
(П. Н. Иванов, Е. Ф. Колобова)
Назначение. Данная методика является одной из разновидностей вербальных проективных тестов. Предложенный набор Must-тем позволяет определить пятнадцать жизненных целей-ценностей у лиц школьного и послешкольного возраста.
Инструкция. Вам предлагается продолжить напечатанные на выданном бланке предложения. Крайне важно, чтобы мысли, внесенные в бланк, были искренними и принадлежали именно вам. Запишите любы мысли, которые кажутся вам важными как в настоящий момент, так и в целом в вашей жизни.
Лист ответов
Ф.И.О.__________________________ Пол ___________________ Возраст___
Образование _____________________ Дата ________________________
Я непременно должен_______________________
Я непременно должен______________________
Я непременно должен_______________________
Я непременно должен_______________________
Я непременно должен________________________
Я непременно должен________________________
Ужасно, если________________________
Ужасно, если________________________
Ужасно, если________________________
Ужасно, если________________________
Ужасно, если________________________
Ужасно, если_________________________
Я не могу терпеть______________________
Я не могу терпеть______________________
Я не могу терпеть ______________________
Я не могу терпеть ______________________
Я не могу терпеть_______________________
Я не могу терпеть_______________________
Обработка и интерпретация результатов
Для обработки данных, полученных с помощью этого теста, не существует стандартизированной процедуры. Нет таких Must-тем, которые исследователю предписывается найти среди ответов испытуемых. Поэтому для каждой выборки и для каждого испытуемого, как правило, выделяется индивидуально-уникальный набор долженствований. Ниже приводится список ценностей-целей и примеры утверждений испытуемых, относящихся к этой ценности. Список ценностей взят из методики «Жизненные цели» (Э. Дисл, Р. Райан в модификации Н. В. Клюевой и В. И. Чиркова),
Свобода, открытость и демократия в обществе
Высказывания, в которых содержится отношение к духовному состоянию общества («Я не могу терпеть бездарность и бездуховность властей»), указывается на необходимость социальной справедливости («Я не могу терпеть существующего беспредела»), выражаются требования к власти всех уровней «Я не могу терпеть... бездуховных начальников»,