Файл: Сборник диагностических материалов по изучению психологических особенностей педагогов в системе психологопедагогического сопровождения в образовательных организациях региона авторы составители.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.11.2023
Просмотров: 1546
Скачиваний: 6
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
3. Мне неприятно, когда люди не умеют сдерживаться и открыто проявляют свои чувства.
4. Меня раздражает в несчастных людях то, что они сами себя жалеют.
5. Когда кто-то рядом со мной нервничает, я тоже начинаю нервничать.
6. Я считаю, что плакать от счастья глупо.
7. Я принимаю близко к сердцу проблемы моих друзей.
8. Порой песни о любви вызывают у меня сильные переживания.
9. Я сильно волнуюсь, если приходится сообщать людям неприятные для них известия.
10. На мое настроение сильно влияют окружающие люди.
11. Я считаю иностранцев холодными и бесчувственными.
12. Мне хотелось бы получить профессию, связанную с общением с людьми.
13. Я не расстраиваюсь, когда мои друзья поступают необдуманно.
14. Мне очень нравится наблюдать, как люди принимают подарки.
15. По моему мнению, одинокие пожилые люди недоброжелательны.
16. Когда я вижу плачущего человека, то и сам (сама) расстраиваюсь.
17. Слушая некоторые песни, я порой чувствую себя счастливым человеком.
18. Читая книгу (роман, повесть и т, п.), я так переживаю, как будто все, о чем
читаю, происходит на самом деле.
19. Когда я вижу, что с кем-то плохо обращаются, то всегда сержусь или переживаю, негодую.
20. Я могу не волноваться, даже если все вокруг волнуются.
21. Если мой друг или подруга начинают обсуждать со мной мои проблемы, я
стараюсь перевести разговор на другую тему.
22. Мне неприятно, если люди вздыхают и плачут, когда смотрят кинофильм.
23. Чужой смех меня не заражает.
24. Когда я принимаю решение, чувства других людей на него, как правило, не
влияют.
25. Я теряю душевное спокойствие, если окружающие чем-то угнетены.
26. Я переживаю, если вижу людей, легко расстраивающихся из-за пустяка.
27. Я очень расстраиваюсь, когда вижу страдание животных.
28. Глупо переживать то, что происходит в кино или о чем читаешь в книге.
29. Я очень расстраиваюсь, когда вижу беспомощных старых людей.
30. Чужие слезы вызывают у меня раздражение, а не сочувствие,
31. Я очень переживаю, когда смотрю фильмы.
32. Я могу оставаться равнодушным (равнодушной) к любому волнению вокруг.
33. Маленькие дети плачут без причин.
Обработка результатов
Цель обработки результатов - получение индекса эмпатийности (или эмпатических тенденций) испытуемого.
Чтобы получить индекс эмпатийности, нужно подсчитать количество ответов, совпадающих со следующим ключом:
Да 1, 5, 7, 9, 10, 12, 14, 16, 17, 18, 19, 25, 26, 27, 29, 31
Нет 2, 3, 4, 6,11, 13, 15, 20, 21, 22, 23, 24, 28, 30, 32, 33
Таким образом, индекс эмпатийности (Иэ) является суммой совпадений ответов по вопросам-утверждениям, предполагающим ответ «да», и по вопросам-утверждениям, предполагающим ответ «нет».
Для определения уровня эмпатических тенденций предлагается таблица интерпретации индекса Иэ с учетом возраста и пола респондента.
Пол | Уровни эмпатических тенденций | ||
Высокий | Средний | Низкий | |
Юноши | 33-25 | 24-17 | 16-8 |
Девушки | 33-29 | 28-22 | 21-12 |
Анализ результатов
Эмоциональная отзывчивость на переживания других, называемая в психологии эмпатией, относится к высшим нравственным чувствам. Эмпатия в форме сочувствия или сопереживания (независимо от того, радости или печали) связана с умением человека «проникать» в мир чувств других людей. В разнообразных жизненных ситуациях эмоциональный отклик зависит от адекватности восприятия переживаний людей и эмоций животных, а также от представления о вызвавших их причинах. Такая отзывчивость становится побудительной силой, направленной на оказание помощи.
14.5 Экспресс-диагностика социальных ценностей личности
Назначение. Методика способствует выявлению личных, профессиональных и социально-психологических ориентации и предпочтений и может быть полезна как при выборе характера работы, так и при оценке работника в процессе найма и аттестации кадров.
Инструкция. Ниже предлагается 16 утверждений. Оцените для себя значимость каждого из них в баллах по схеме: 10 (неважно), 20, 30, 40 ... 100 (очень важно).
Опросник
1. Увлекательная работа, которая доставляет вам удовольствие.
2. Высокооплачиваемая работа.
3. Удачная женитьба или замужество.
4. Знакомство с новыми людьми, социальные мероприятия.
5. Вовлечение в общественную деятельность.
6. Ваша религия.
7. Спортивные упражнения.
8. Интеллектуальное развитие.
9. Карьера.
10. Красивые машины, одежда, дом и т. д.
11. Времяпрепровождение в кругу семьи.
12. Несколько близких друзей.
13. Работа на добровольных началах в некоммерческих организациях.
14. Медитация, размышления, молитвы и т. д.
15. Здоровая сбалансированная диета.
16. Чтение образовательной литературы, просмотр образовательных передач,
самосовершенствование и т. п.
Обработка и интерпретация результатов
Распределите баллы согласно таблицам (цифры в разделах - номера соответствующих утверждении).
Профессио нальные | финансовые | семейные | социальные | общественные | духовные | физические | Интеллек туальные |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
9 | 30 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 |
Итого баллов: | Итого баллов: | Итого баллов: | Итого баллов: | Итого баллов: | Итого баллов: | Итого баллов: | Итого баллов: |
Чем выше итоговое количество баллов в каждом разделе, тем большую ценность представляет для вас данное направление. При этом чем ближе друг к другу значения во всех восьми разделах, тем более разносторонним человеком вы являетесь.
14.6 Диагностика уровня личностной готовности к риску
(«PSK» Шуберта)
Назначение. Методика позволяет оценить степень готовности к риску. Риск понимается как действие наудачу в надежде на счастливый исход или как возможная опасность, как действие, совершаемое в условиях неопределенности.
Инструкция. Оцените степень своей готовности совершать действия при ответе на каждый из 25 вопросов. Поставьте соответствующий балл за каждый ответ по следующей схеме:
«полностью согласен», «безусловное да» - +2 балла;
«больше да, чем нет» - +1 балл;
«ни да, ни нет», «нечто среднее» - 0 баллов;
«больше нет, чем да» - -1 балл;
«полностью не согласен» - -2 балла.
Опросник
№ | Вопросы | Полностью согласен | Больше да, чем нет | Нида, ни нет | Больше нет, чем да | Полностью не согласен |
1 | Превысили бы вы установленную скорость, чтобы быстрее оказать необходимую медицинскую помощь тяжело больному человеку? | | | | | |
2 | Согласились бы вы ради хорошего заработка участвовать в опасной и длительной экспедиции? | | | | | |
3 | Встали бы вы на пути убегающего опасного взломщика? | | | | | |
4 | Могли бы ехать на подножке товарного вагона при скорости более 100 км/ч? | | | | | |
5 | Можете ли вы на другой день после бессонной ночи нормально работать? | | | | | |
6 | Стали бы вы первым переходить очень холодную реку? | | | | | |
7 | Одолжили бы вы другу большую сумму денег, будучи не совсем уверенным, что он сможет вам вернуть эти деньги? | | | | | |
8 | Вошли бы вы вместе с укротителем в клетку со львами при его заверении, что это безопасно? | | | | | |
9 | Могли бы вы под руководством извне залезть на высокую фабричную трубу? | | | | | |
10 | Могли бы вы без тренировки управлять парусной лодкой? | | | | | |
11 | Рискнули бы вы схватить за уздечку бегущую лошадь? | | | | | |
12 | Могли бы вы после 10 стаканов пива ехать на велосипеде? | | | | | |
13 | Могли бы вы совершить прыжок с парашютом? | | | | | |
14 | Могли бы вы при необходимости проехать без билета от Пскова до Москвы? | | | | | |
15 | Могли бы вы совершить автотурне, если бы за рулем сидел ваш знакомый, который совсем недавно пережил тяжелое дорожное происшествие? | | | | | |
16 | Могли бы вы с 10-метровой высоты прыгнуть на тент пожарной команды? | | | | | |
17 | Могли бы вы, чтобы избавиться от затяжной болезни с постельным режимом, пойти на опасную для жизни операцию? | | | | | |
18 | Могли бы вы спрыгнуть с подножки товарного вагона, движущегося со скоростью 50 км/ч? | | | | | |
19 | Могли бы вы в виде исключения вместе с семью другими людьми подняться в лифте, рассчитанном только на 6 человек? | | | | | |
20 | Могли бы вы за большое денежное вознаграждение перейти с завязанными глазами оживленный уличный перекресток? | | | | | |
21 | Взялись бы вы за опасную для жизни работу, если бы за нее хорошо платили? | | | | | |
22 | Могли бы вы после 10 рюмок водки вычислять проценты? | | | | | |
23 | Могли бы вы по указанию вашего начальника взяться за высоковольтный провод, если бы он заверил вас, что провод Обесточен? | | | | | |
24 | Могли бы вы после некоторых предварительных объяснений управлять вертолетом? | | | | | |
25 | Могли бы вы, имея билеты, но без денег и продуктов, доехать из Москвы до Хабаровска? | | | | | |
Обработка и интерпретация результатов
Подсчитайте сумму набранных вами баллов в соответствии с инструкцией и оцените свой результат. Общая оценка дается по непрерывной шкале как отклонение от среднего значения. Положительные ответы свидетельствуют о склонности к риску.
Показатели уровня готовности к риску:
Меньше -30 баллов - низкий.
-10...+10 баллов - средний.
Свыше 4-20 баллов - высокий.
Высокая готовность к риску сопровождается низкой мотивацией к избеганию неудач (защите). Готовность к риску связана прямо пропорционально числу допущенных ошибок. Исследования также показали, что:
-
с возрастом готовность к риску падает; у более опытных работников готовность к риску ниже, чем у неопытных;
-
у женщин готовность к риску реализуется при более определенных условиях, чем у мужчин; -
у военных командиров и руководителей предприятий готовность к риску выше, чем у студентов; с ростом отверженности личности в ситуации внутреннего конфликта растет готовность к риску; -
в условиях группы готовность к риску проявляется сильней, чем при действиях в одиночку, и зависит от групповых ожиданий.
14.7 Диагностика “эмоционального интеллекта”
(Н.Холл)
Назначение. Методика предложена для выявления способности понимать отношения личности, репрезентируемые в эмоциях, и управлять эмоциональной сферой на основе принятия решений.
Она состоит из 30 утверждений и содержит 5 шкал:
1) эмоциональная осведомленность;
2) управление своими эмоциями (скорее эмоциональная отходчивость, эмоциональная неригидность);
3) самомотивация (скорее как раз произвольное управление своими эмоциями, исключая пункт 14);
4) эмпатия;
5) распознавание эмоций других людей (скорее умение воздействовать на
эмоциональное состояние других людей).
Инструкция. Ниже вам будут предложены высказывания, которые так или иначе отражают различные стороны вашей жизни. Пожалуйста, напишите цифру справа от каждого утверждения, исходя из оценки ваших ответов;
Полностью не согласен (-3 балла).
В основном не согласен (-2 балла).
Отчасти не согласен (-1 балл).