Файл: Сборник диагностических материалов по изучению психологических особенностей педагогов в системе психологопедагогического сопровождения в образовательных организациях региона авторы составители.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.11.2023

Просмотров: 1303

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

11.3 Самооценка форм агрессивного поведения

(модифицированный вариант Басса — Дарки)

12.1 Анкета для выявления кризисогенных факторов и факторов преодоления профессиональных кризисов учителей

Раздел 13. Диагностика совладающего поведения13.1 Диагностика стратегий импунитивного поведенияв конфликтных ситуацияхНазначение. Важнейшей составной частью управления конфликтами является их внутреннее, психологическое разрешение. От него непосредственно зависит наше переживание конфликта, его влияние на психику и реальное поведение. Исходным моментом внутреннего преодоления конфликта является переоценка самого конфликта, за ним следует выбор форм разрешающего поведения.Существуют два основных типа разрешения внутреннего конфликта - адаптивный и паллиативный. Адаптивное поведение направлено на активное изменение конфликтных отношений, реальное устранение конфликтной ситуации. Его характеризуют, например, такие формы преодолевающего поведения, как поиск информации, поэтапное решение, переосмысление, обращение за помощью и т. д. Паллиативное поведение означает внутреннее психологическое приспособление к конфликту в целях ограничения его нервных, эмоциональных и т. п. издержек посредством таких поведенческих форм, как прямое выражение чувств, разрядка, замещающая деятельность (сублимация), фантазия, юмор, сдерживание, отстранение и др. Использование такого поведения наиболее целесообразно при неразрешимых конфликтах. При разрешении конфликта возможно сочетание обоих названных выше типов преодолевающего поведения.Инструкция. Изучение разрешающего поведения проводится на материале трех обобщенных ситуаций, связанных с длительными или сильными конфликтами: утрата (смерть, разлука, ссора, потеря работы, здоровья, жизненных ценностей и т. п.); угроза (для ценностей, перечисленных выше или иных); новые возможности (новое знакомство, переезд в другой дом или город, поступление на новую работу, ответственное дело, возможность достижения личного успеха и т. п. Вспомните по одной ситуации потери, угрозы и открывшейся новой возможности за последний год (если вы выберете более давние ситуации, то должны хорошо их помнить). Выберите из приведенного списка фразы, соответствующие вашим мыслям, чувствам и действиям в этих ситуациях, и выпишите номера фраз для трех ситуаций (сами ситуации не надо описывать).ОпросникИспользуйте следующие варианты ответов для анализа своих трех конфликтных ситуаций.В ситуации потери, угрозы, новой возможности вы:1. Искали профессиональную помощь.2. Не выражали свои чувства.3. Мечтали о лучших временах.4. Выросли как личность.5. Получили толчок для творчества.6. Упорно стояли на своем.7. Пытались отдохнуть.8. Старались забыться.9. Шутили по поводу ситуации.10. Больше спали.11. Отказывались верить.12. Обвиняли себя.13. Во всем винили других.14. Надеялись на чудо.15. «Сорвали чувство» на другом человеке.16. Чувствовали, что должны просто подождать.17. Положились на судьбу.18. Старались больше узнать о ситуации.19. Попытались найти что-то хорошее в ситуации.20. Сосредоточились на хорошем,21. Разговаривали с кем-то другим, прося помощи.22. Дали выход чувствам.23. Фантазировали, что будет, когда все это кончится.24. Вышли из этого лучше, чем были до этого.25. Изменились.26. Продолжали еще более усердные попытки.27. Слишком много ели, пили или использовали лекарства.28. Не позволяли себе столкнуться с проблемой вплотную.29. Относились к ситуации несерьезно.30. Были озабочены сохранением сил и энергии.31. Не изменили точку зрения.32. Критиковали себя.33. Пытались не быть опрометчивым.34. Желали бы изменить прошлое.35. Стали раздражительным.36. Выжидали, что будет.37. Успокаивали себя тем, что у других дела не лучше.38. Составили и выполняли план.39. Сказали себе, что будет лучше.40. Просили совета.41. Говорили о своих чувствах.42. Думали о нереальном.43. Нашли новую веру.44. Научились чему-то новому.45. Сохраняли тот же образ действий.46. Использовали способы самоуспокоения.47. Старались изгнать ситуацию из мыслей.48. Видели смежную (оборотную) сторону.49. Откладывали и медлили.50. Отказывались считать проблемой.51. Приняли основную тяжесть на себя.52. Пытались приспосабливаться.53. Желали, чтобы ситуация исчезла.54. Что-то разбили, разрушили.55. Ничего нельзя было сделать.56. Приняли как неизбежное.57. Анализировали ситуацию.58. Искали поддержки.59. Контролировали чувства.60. Пересмотрели свои ценности.61. Появилось новое понимание себя.62. Действовали так, будто ничего не произошло.63. Обратились к другой деятельности.64. Концентрировались на следующем этапе ситуации.65. Не давали другим узнать, в чем суть дела.66. Отнеслись так, как будто это случилось не с вами, а с кем-то другим.67. Чувствовали себя виноватым.68. Пересмотрели поспешно принятые решения.69. Желали, чтобы все скорее окончилхь.70. Предприняли прямые действия, связанные с ситуацией.71. Уверовали в высшую силу.72. Непосредственно выражали чувства.73. Проводили время в мечтах.74. У вас не было эмоциональной реакции.75. Думали о другом.76. Осуществляли действия поэтапно.77. Отдалились от других.78. Думали и не принимали решения.79. Сравнивали свои заботы с чужими.80. Искали удовлетворение где-то еще.81. Избегали поиска причин.82. Выискивали, кого обвинить.Обработка и интерпретация результатов Выясните по ключу, какие стратегии совладающего поведения вы используете чаще всего.Формы совладающего поведения1.Разрядка- 15,35, 54.2.Рациональные действия - 18, 38, 57, 70.3.Поиск помощи - 1, 21, 40, 58.4.Настойчивость - 6, 26, 45.5.Отстранение - 62, 66, 74.6.Фатализм-16,17, 36, 55, 56.7.Выражение чувств - 22, 41, 72.8.Позитивное мышление - 19, 20, 39.9.Отвлечение - 63, 75, 80.10.Фантазия-3,23,42, 73.11.Отрицание- 11,31,50.12.Самообвинение - 12, 32, 51,67.13.Поэтапные действия - 64,76.14.Сравнение - 37, 79.15.Успокоение-7, 10,27,46.16.Контроль эмоций - 2, 59.17.Осторожность - 33, 52, 68.18.Приобретение силы

Интерпретация

Позиции для контроля и самоконтроля

18.10 Анкета «Какой Вы педагог»



озабоченность рангом и продвижением в соответствии с существующими правилами и законами.

Невмешательский, хаотичный (отстраненный). Данный стиль находится в стороне от любого другого административного стиля. Это хаотичный подход администратора, который, как страус, прячет голову в песок в затруднительных ситуациях. Он отворачивается от тех, кто поступает неверно, позволяя каждому члену коллектива вести себя так, как ему удобно, не заботясь об объективной оценке или последствиях. Он не способствует выработке коллективных решений и не может принять на себя ответственность в экстренном случае. Одной из особенностей этого стиля является то, что подчиненные (учителя) ничего не знают о способах контроля за дисциплиной, с которой связаны многие проблемы. Каждый учитель сам по себе решает проблемы или терпит неудачи в зависимости от своих

возможностей решать те или иные вопросы.

Благожелательный деспот. Этот администратор обычно улыбается, кладет вам на плечи руки, когда слушает вас (или делает вид, что слушает), а затем поступает так, как сам считает нужным. Такое поведение либо является исполнением заранее выбранного плана, либо приводит к запланированным результатам. Этот руководитель действительно может заботиться о чувствах людей, с которыми имеет дело, внимательно слушать какие-либо факты от сотрудников. Однако принятие решения всегда принадлежит руководителю.

Одна из иллюстраций этого стиля проявляется в показных выражениях

благожелательности, например: «Я слушаю вас», «Я понимаю, но...», «Мы, может быть, вскоре примем ваше предложение» или «Дайте мне еще немного времени об этом подумать». Не потребуется много времени для того, чтобы обнаружить, что это лишь отговорки, а потом услышать: «Вперед на полной скорости в моем направлении»,

Властный, авторитарный. Все, кто находится под властью этого человека, никогда не принимают участия в анализе ситуации, не говоря уже о ее решении. Он всегда находится в стороне, деловой на вид, указывающий всем сверху и не выносящий никаких отступлений от собственных планов. Для этого стиля характерна видимость делегирования полномочий, но это только видимость
, поручения даются в категоричной форме и всегда ориентированы на достижение цели, которую имеет руководитель. Зачастую власть используется прямо, для того чтобы достичь целей, воплотить решения и получить их признание персоналом. Например, автократ будет вести хронологические записи негативного поведения персонала, чтобы спланировать увольнения или помешать повышению по службе, если учитель не будет послушен ему, «играть на его стороне». Его девиз: «Быть в форме или уйти». Он мало значения придает индивидуальным мотивациям. Он знает «что лучше» для учащихся, их родителей, персонала и будущего своего учреждения.
3.6 Определение когнитивно-деятельностного стиля (Л. Ребекка)
Назначение. Методика ориентирована на определение разнообразных когнитивных способов восприятия, мышления, общения и др. и известна как методика АОСО - аналитический обзор стиля обучения. На основе анализа своего поведения в пяти деятельностных разновидностях представляется возможность оценки предпочитаемого для вас когнитивно-деятельностного стиля.

Инструкция. В каждом из пяти пунктов предлагаемой программы обведите цифру, которая является ответом на поставленный вопрос. Заполните так все пункты программы. В заключение вы будете обладать самостоятельно вычисленным ключом к интерпретации результатов АОСО.

Общее время работы с текстами методики не должно превышать 30 мин. Не раздумывайте долго, от одного непосредственного ответа переходите к другому.

В каждом пункте обведите цифру, выражающую приемлемый для вас способ запоминания.

0 - никогда;

1 - иногда;

2 - очень часто;

3 - всегда.
Опросные бланки
Тип деятельности № 1.

Мои физические ощущения в процессе обучения и работы



Утверждения

Баллы

0

1

2

3

1

Я запоминаю материал лучше, когда записываю его.

0

1

2

3

2

Я делаю множество записей.

0

1

2

3

3

Я зрительно помню картины, слова, цифры.

0

1

2

3

4

В процессе обучения я предпочитаю видео и телевидение всем другим средствам масс-медиа.

0

1

2

3

5

Читая, я подчеркиваю для лучшего запоминания.

0

1

2

3

6

Я пользуюсь цветными карандашами, чтобы выделить необходимый материал для запоминания.

0

1

2

3

7

Мне необходимы разъяснения к упражнениям, которые я

выполняю.

0

1

2

3

8

Посторонние шумы раздражают меня во время занятий.

0

1

2

3

9

Я должен смотреть на людей, чтобы понять, о чем они говорят.

0

1

2

3

10

Мне лучше работается в комнате с плакатами, иллюстрациями на стенах.

0

1

2

3

11

Я запоминаю лучше, если обсуждаю информацию вслух.

0

1

2

3

12

Я лучше усваиваю материал, слушая лекции и учебные кассеты, чем читая.

0

1

2

3

13

Мне необходимы устные наставления к упражнениям.

0

1

2

3

14

Восприятие на слух помогает мне думать.

0

1

2

3

15

Я люблю учиться и думать под музыку.

0

1

2

3

16

Я легко понимаю сказанное, даже если не вижу человека, который говорит.

0

1

2

3

17

Я обычно не запоминаю самих людей, но помню, о чем они говорили.

0

1

2

3

18

У меня хорошая память на однажды услышанный анекдот или шутку.

0

1

2

3

19

Я легко распознаю людей по голосам.

0

1

2

3

20

Включая телевизор, я больше слушаю, чем смотрю.

0

1

2

3

21

Я приступаю к упражнению, не обращая внимания на объяснения к нему.

0

1

2

3

22

Мне необходимы частые перерывы во время занятий или работы.

0

1

2

3

23

Я шевелю губами, когда читаю «про себя».

0

1

2

3

24

Я не люблю заниматься за партой и по возможности избегаю этого.

0

1

2

3

25

Я нервничаю, оставаясь долго без движения.

0

1

2

3

26

Я думаю лучше, если нахожусь в движении.

0

1

2

3

27

Движущиеся объекты способствуют моему запоминанию.

0

1

2

3

28

Мне нравится строить, моделировать.

0

1

2

3

29

Я люблю проявлять физическую активность.

0

1

2

3

30

Я с удовольствием коллекционирую открытки, моменты, марки и т. д.

0

1

2

3



Тип деятельности № 2.

Мое общение



Утверждения

Баллы

0

1

2

3

1

Я предпочитаю работать и учиться в коллективе.

0

1

2

3

2

Я легко нахожу новых друзей.

0

1

2

3

3

Я люблю быть в обществе людей.

0

1

2

3

4

Я легко заговариваю с незнакомыми мне людьми.

0

1

2

3

5

Мне нравится быть в курсе новостей о других людях.

0

1

2

3

6

Я с удовольствием и допоздна бываю на вечеринках.

0

1

2

3

7

Общение с людьми заряжает меня энергией.

0

1

2

3

8

Я с легкостью запоминаю имена людей.

0

1

2

3

9

У меня много друзей и знакомых.

0

1

2

3

10

Я налаживаю свои личные связи повсюду, где бы я ни был.

0

1

2

3

11

Я предпочитаю работать и учиться в приватной обстановке.

0

1

2

3

12

Я довольно стеснительный.

0

1

2

3

13

Общению с людьми я предпочитаю спорт и хобби.

0

1

2

3

14

Большинство людей мало что знают обо мне.

0

1

2

3

15

Окружающие считают меня малообщительным человеком.

0

1

2

3

16

Я не разговорчив в обществе.

0

1

2

3

17

Скопление народа меня угнетает.

0

1

2

3

18

Общение с новыми людьми нервирует меня.

0

1

2

3

19

Я по возможности избегаю вечеринок.

0

1

2

3

20

Я с трудом запоминаю имена новых знакомых.

0

1

2

3



Тип деятельности № 3.

Как я обращаюсь со своими индивидуальными способностями



Утверждения

Баллы

0

1

2

3

1

У меня живое воображение.

0

1

2

3

2

Я с легкостью предаюсь новым идеям.

0

1

2

3

3

Мне представляется сразу несколько способов решения вопроса.

0

1

2

3

4

Меня привлекает разнообразие возможностей и выбора.

0

1

2

3

5

Меня вдохновляют проекты будущего.

0

1

2

3

6

Тщательность, поступательное движение к цели

утомляют меня.

0

1

2

3

7

Мне больше нравится решать проблему, чем объяснять ее.

0

1

2

3

8

Я считаю себя оригиналом.

0

1

2

3

9

Я изобретателен.

0

1

2

3

10

Я прекрасно чувствую себя при внезапном изменении рабочего или учебного плана.

0

1

2

3

11

Я горжусь своим практицизмом.

0

1

2

3

12

Я веду себя соответственно жизненным обстоятельствам.

0

1

2

3

13

Меня привлекают здравомыслящие люди.

0

1

2

3

14

Я предпочитаю быть реалистом.

0

1

2

3

15

Я предпочитаю поступательное развитие событий

0

1

2

3

16

Мне нравится работать и учиться по намеченному

плану.

0

1

2

3

17

Я предпочитаю конкретные факты теоретическим спекуляциям.

0

1

2

3

18

Меня утомляют размышления над скрытым смыслом понятий.

0

1

2

3

19

Я избегаю широкого выбора возможных решений.

0

1

2

3

20

Мне представляются бесполезными размышления о будущем.

0

1

2

3



Тип деятельности № 4.

Мой подход к работе



Утверждения

Баллы

0

1

2

3

1

Я приступаю к работе немедля.

0

1

2

3

2

Я - организованный человек.

0

1

2

3

3

Я составляю план работы.

0

1

2

3

4

Я сопоставляю свои действия с намеченным планом.

0

1

2

3

5

Меня нервирует беспорядок в окружающей обстановке

во время работы.

0

1

2

3

6

Я приступаю к работе всегда заранее или вовремя.

0

1

2

3

7

Я точен во времени.

0

1

2

3

8

Заранее установленный срок окончания работы

организует мой труд.

0

1

2

3

9

Мне нравится структурировать свой труд.

0

1

2

3

10

Я реализую свой план поэтапно.

0

1

2

3

11

Я спонтанный человек.

0

1

2

3

12

Я не признаю вмешательства в естественный ход развития событий, планирования их.

0

1

2

3

13

Я ощущаю дискомфорт в условиях чрезмерно структурированного труда.

0

1

2

3

14

Я всегда тяну с окончанием работы.

0

1

2

3

15

На моем рабочем столе всегда «творческий» беспорядок.

0

1

2

3

16

Мне думается, что заранее установленный срок окончания работы - искусственное и бесполезное ограничение.

0

1

2

3

17

Я - человек широких взглядов.

0

1

2

3

18

Я уверен, что удовольствие от процесса работы - важнейший компонент.

0

1

2

3

19

Меня расстраивают установленные расписание или режим работы.

0

1

2

3

20

Внезапно изменяя план, я прекрасно себя чувствую.

0

1

2

3