Файл: оценка предметных результатов обучающихся по общей биологии с использованием интерактивных заданий.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.11.2023
Просмотров: 90
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Таким образом, интерактивных методов обучения открывают широкие возможности в процессе изучения курса «Общая биология» в школе. Они помогают сделать процесс получения новых знаний более интересным, раскрыть творческие способности учащихся, максимально включить их в образовательный процесс, сделать активными участниками обучения, а не пассивными слушателями. Интерактивные задания имеют достаточное количество преимуществ перед традиционными, что даёт основание сделать их постоянными составляющими учебного процесса.
-
Компьютерные программы, применяемые для создания интерактивных заданий
На сегодняшний день существует достаточно широкий перечень компьютерных программ, применяемых для создания интерактивных заданий по различным учебных предметам, в том числе, биологии. Рассмотрим несколько наиболее интересных, по мнению автора, сервисов.
LearningApps. Сайт: https://learningapps.org. Сервис предлагает на выбор 21 шаблон для разработки упражнений и игр (рисунок 1). Можно создавать упражнения не с нуля, а использовать готовые работы, выполненные другими авторами. Их можно посмотреть в разделе Все упражнения. Готовые работы как нельзя лучше подходят в качестве шаблонов, ведь в них можно просто поменять несколько данных на нужные.
Рис.1. Интерфейс сайта LearningApps
Чтобы создать новое упражнение, нужно нажать соответствующую кнопку, затем выбрать нужный шаблон (раскроется окно с примерами упражнений этого шаблона, что дает возможность понять принцип задания, которое предстоит выполнить).
После создания интерактивного задания, его требуется сохранить на свой компьютер, либо сделать общедоступным для всех пользователей сервиса. С учениками можно делиться ссылкой на упражнение или QR-кодом, а также есть возможность встроить готовое задание на сайт, доску Miro и другие сервисы (рисунок 2).
Рис.2. Возможные действия с готовым упражнением
Wordwall (https://wordwall.net/ru) - многофункциональный онлайн-инструмент для создания как интерактивных, так и печатных материалов. Алгоритм работы примерно такой же, как в LearningApps. Однако качество шаблонов в Wordwall и функциональные возможности выше, а создавать упражнения там ещё проще (рисунок 3).
Рис.3. Интерфейс сайта Wordwall
Сервис предлагает 3 тарифных плана: бесплатный базовый, стандартный и профессиональный. Сайт подключен к поисковой системе Bing, которая поможет быстро найти нужное изображение.
Чтобы создать новое упражнение, нужно нажать на кнопку «Создать занятие». Далее требуется выбрать шаблон и заполнить все поля, при необходимости нажимая кнопку «Добавить элемент». Подсказку к созданию выбранного типа упражнения можно найти во вкладке «Инструкция». После заполнения всех полей необходимо кликнуть по кнопке «Выполнено».
Готовое упражнение можно внедрить на сайт, отправить ссылкой или QR-кодом ученикам. Можно назначить задание, где ученик указывает свою фамилию. Благодаря этому у педагога появляется возможность отследить результаты работы каждого ученика.
Сайт «еТреники» (https://etreniki.ru/) - это онлайн-конструктор, который позволяет создавать 5 типов учебных тренажёров (рисунок 4):
Рис.4. Типы тренажеров на сайте «еТреники»
Сервис бесплатный. Его возможность в изменении размера шрифта, что позволяет изменять и применять тренажеры к воспроизведению на любых устройствах. Главный минус данного сервиса - отсутствие возможности встраивать тренажёры на сайт.
Таким образом, в настоящее время существует достаточно широкий выбор компьютерных сервисов, с помощью которых педагог может создавать интерактивные задания для своих учеников. Сервисы имеют интуитивно понятный интерфейс, поэтому создание учебного упражнения не займет много сил и времени.
1.4. Предметные результаты, подлежащие проверке при изучении курса общей биологии
Предметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по биологии являются:
1. В познавательной (интеллектуальной) сфере [2]:
-
«выделение существенных признаков биологических объектов различных систематических групп и процессов жизнедеятельности, сравнение биологических объектов и процессов, умение делать выводы и умозаключения на основе сравнения»; -
«классификация - определение принадлежности биологических объектов к определенной систематической группе»; -
«приведение доказательств (аргументация) родства человека с млекопитающими животными; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимости здоровья человека от состояния окружающей среды; необходимости защиты окружающей среды; соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами и тд.» -
«объяснение роли биологии в практической деятельности людей; места и роли человека в природе; родства, общности происхождения и эволюции растений и животных (на примере сопоставления отдельных групп); роли различных организмов в жизни человека; значения биологического разнообразия для сохранения биосферы; механизмов наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний у человека, видообразования и приспособленности»; -
«различение на таблицах частей и органоидов клетки, органов и систем органов человека; на живых объектах и таблицах органов цветкового растения, органов и систем органов животных, растений разных отделов, животных отдельных типов и классов; наиболее распространенных растений и домашних животных; съедобных и ядовитых грибов; опасных для человека растений и животных»; -
«выявление изменчивости организмов; приспособлений организмов к среде обитания; типов взаимодействия разных видов в экосистеме; взаимосвязей между особенностями строения клеток, тканей, органов, систем органов и их функциями»; -
«овладение методами биологической науки: наблюдение и описание биологических объектов и процессов; постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов».
2. В ценностно-ориентационной сфере [2]:
-
«знание основных правил поведения в природе и основ здорового образа жизни»; -
«анализ и оценка последствий деятельности человека в природе, влияния факторов риска на здоровье человека».
3. В сфере трудовой деятельности [2]:
-
«знание и соблюдение правил работы в кабинете биологии»; -
«соблюдение правил работы с биологическими приборами и инструментами (препаровальные иглы, скальпели, лупы, микроскопы)». -
«рациональной организации труда и отдыха, выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними; проведения наблюдений за состоянием собственного организма».
4. В эстетической сфере – «овладение умением оценивать с эстетической точки зрения объекты живой природы» [2].
В результате изучения курса биологии в основной школе выпускник должен научиться [2]:
-
«пользоваться научными методами для распознания биологических проблем»; -
«давать научное объяснение биологическим фактам, процессам, явлениям, закономерностям, их роли в жизни организмов и человека»; -
«проводить наблюдения за живыми объектами, собственным организмом»; -
«описывать биологические объекты, процессы и явления; ставить несложные биологические эксперименты и интерпретировать их результаты».
Выпускник общей школы должен овладеть системой биологических знаний – «понятиями, закономерностями, законами, теориями, имеющими важное общеобразовательное и познавательное значение; сведениями по истории становления биологии как науки» [2].
Таким образом, изучение курса общей биологии в основной школе направлено на формирование у учащихся комплекса предметных результатов обучения, которые проверяются с использованием различных приемов и методов, о которых будет рассказано в следующем параграфе.
1.5. Формы и методы исследования, используемые при оценке предметных результатов по данному курсу
Контроль и оценка результатов обучения можно представить в виде одного из эффективных методов активизации работы как обучаемого, так и педагога. Он помогает воспитаннику сформировать стратегию обучения с учетом личных потребностей, возможностей и имеющихся навыков самоуправления. А педагог приобретает возможность на базе анализа полученных сведений выстраивать учебный процесс в виде комплекса форм и методов обучения для достижения целей обучения, оказания действенной и своевременной помощи воспитанникам в процессе обучения. Таким образом, в рамках данного подхода контроль можно трактовать как информационно-констатирующие, диагностико-обучающие и рефлексивные взаимоотношения субъектов и объектов учебного процесса, ориентированные на формирование соответствия общей системы учебной и воспитательной работы ФГОС и на совершенствование работы педагогов.
Выделяют следующие разновидности контроля результатов обучения [39]:
-
текущий. Имеет место в повседневной учебной деятельности. Он призван всесторонне осуществлять внутреннюю и внешнюю обратную связь между субъектом и объектом контроля. Отличается большой гибкостью и быстротой; -
тематический. Охватывает материал ряда уроков, формирующих какую-либо тему учебной программы. Его целью: определить степень освоенности учениками основных понятий в рамках изучаемой темы и взаимосвязей между ними; -
периодический. Охватывает несколько тем в рамках учебной четверти. Данный вид контроля – это система тематического контроля, имеющая более обобщающий характер; -
заключительный (итоговый). Проводится по всему учебному курсу. Целью является систематизация знаний, умений, навыков воспитанников.
Методы оценки - это способы, с помощью использования которых обеспечивается обратная связь относительно содержания, характера учебной деятельности и эффективности работы педагога.
Выделяют такие методы оценки результатов обучения [2]:
-
устная. Это может беседа с учеником, его рассказ, чтение воспитанником книги, чертежа, схемы, повествование о проделанных опытах, наблюдениях и т.д.; -
письменная. Сюда входят диктанты, сочинение, рефераты, изложения и т.д.; -
графическая. Подразумевает выполнение учащимся графиков, чертежей, схем, таблиц, заполнение контурных карт, рисунков и т.д.; -
практическая (лабораторная). Осуществляется выявление умений воспитанников выполнять определенные виды работ; -
программированная. Она классифицируется на безмашинную и машинную; -
метод наблюдения.
Организационные формы контроля и оценки результатов учебной деятельности зависят от ряда факторов [3]:
-
время; -
периодичность; -
последовательность; -
сочетание различных методов; -
характер и форма самостоятельной работы учащихся (индивидуальная, групповая, фронтальная); -
размещение дидактических и технических контрольных средств контроля.
Также следует выделить средства оценки результатов обучения курсу общей биологии в основной школе. Это учебные материалы, которые используются для проверки уровня овладения предметом. К их числу относится раздаточный материал, фоно - и видеограммы [14].
Раздаточный материал включает карточки с заданиями, которые в ходе занятий используются для установления готовности учащихся к учебной деятельности и уровня владения пройденным материалом [14].
Видеограммы - это рисунки из учебника и специальных учебных пособий [14].
С развитием новых технологий особую новизну оценочным процедурам придает использование компьютерных технологий, интерактивных досок, применяемые для решения различных тестовых заданий, кроссвордов, которые выведены на экран.
Следует отметить, что на сегодняшний день в процессе диагностики освоения содержания такого предмета, как биология, на первый план выходят не репродуктивные задания (т.е. способность ученика просто воспроизводить информацию, полученную в процессе урока), а продуктивные задания – т.е. способность обучающего применять на практике полученные в школе навыки, знания и умения для создания личного информационного продукта). Именно поэтому традиционная форма контроля и оценки результатов обучения в виде тестирования, зачетов, контрольных и самостоятельных работ обучающихся дополняется новыми формами. Это [25]:
-
целенаправленное наблюдение. Под данным словосочетанием подразумевается выполнение обучающимися тех или иных действий, проявление тех или иных качеств согласно параметрам, которые были заданы ранее; -
самооценка обучающегося; -
анализ итогов учебной, внеучебной и внешкольной работ обучающихся, оценка их достижений; -
оценка итогов реализации разнообразных проектов рамках учебной деятельности.
При этом, данные разновидности контроля должны быть направлены исключительно на следующие цели:
-
поддержание ощущения успеха; -
повышение уровня мотивации обучающегося; -
формирование ощущения психологической защищенности.